Научная статья на тему 'Повышение эффективности противообледенительной системы приемника воздушного давления'

Повышение эффективности противообледенительной системы приемника воздушного давления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПВД / ОБЛЕДЕНЕНИЕ / ICING / АВИАЦИЯ / AVIATION / ОБОГРЕВ / HEATING / PITOT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Зайцев Д. А., Палухин А. А.

Обледенение приемников полного воздушного давления представляет особую опасность, так как через систему трубок давление передается указателю скорости, который впоследствии обледенения может искажать показания скорости вплоть до 0 км/ч. Поэтому должен быть предусмотрен принудительный обогрев приемников полного воздушного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Зайцев Д. А., Палухин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ANTI-ICING SYSTEM OF THE PITOT TUBE

Icing receivers of full air pressure is especially dangerous, as through the tubes, the pressure is transferred to the speed pointer; the following icing can distort the speed reading of up to 0 km / h. So there should be forced air heating receivers of full pressure.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности противообледенительной системы приемника воздушного давления»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 623.623.52

РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СТЕНДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УСИЛИТЕЛЕЙ ВЕРТОЛЕТА МИ-8

А. М. Гареев, И. А. Попельнюк

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева

(Национальный исследовательский университет) Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: [email protected]

Описаны характеристики, принцип работы, а также принципиальная гидравлическая схема стенда для оценки технического состояния гидравлических усилителей вертолета Ми-8 и его модификаций.

Ключевые слова: вертолет Ми-8, гидроусилитель, техническое состояние, автоматизированный стенд.

DEVELOPMENT OF A SIMULATION AUTOMATED BOOTH FOR ASSESSMENT OF THE TECHNICAL STATE OF MI-8 HYDRAULIC AMPLIFIER HELICOPTER

A. M. Gareyev, I. A. Popelniuk

Samara State Aerospace University 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article describes the characteristics, principle of work and fundamental hydraulic scheme of the booth to assess the technical condition of the hydraulic amplifier of Mi-8 and its modifications.

Keywords: Helicopter Mi-8, hydraulic amplifier, technical state, automated booth.

Рынок вертолетных услуг в настоящее время считается одним из самых стабильных и прибыльных в авиационной отрасли. При этом основу парка крупнейших российских и зарубежных авиаперевозчиков составляет вертолет Ми-8 и его модификации. За период многолетней эксплуатации этих летательных аппаратов (ЛА) произошло немало катастроф, причиной которых были отказы и неисправности агрегатов гидравлической системы, в частности гидравлических усилителей, обеспечивающих управление вертолетом. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения высокого уровня надежности и безотказности гидроусилителей, решение которой позволит уменьшить число подобных авиационных происшествий.

В настоящее время для решения обозначенной проблемы на базе института авиационной техники

(ИАТ) Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) ведется разработка стенда, позволяющего оперативно и точно проводить оценку их технического состояния путем контроля значений нормируемых параметров. Основываясь на сведениях о конструкции вертолета МИ-8 и его гидравлической системы (ГС) [1; 2], была разработана принципиальная гидравлическая схема стенда.

При включении гидравлической насосной станции (ГНС) путем подачи напряжения на обмотку электродвигателя ЭД рабочая жидкость (РЖ) через фильтр Ф1 из гидравлического бака Б поступает к насосу НШ и далее под давлением следует через обратный клапан КО к гидравлическому распределителю ГР, имеющему два положения.

Принципиальная гидравлическая схема стенда для испытания гидравлических усилителей вертолета Ми-8 и его модификаций

Решетнеескцие чтения. 2015

В первом положении «ГА-77В» (диапазон давлений 4,5...6,5 МПа) обеспечивается зарядка гидроаккумулятора ГА с давлением зарядки 3,0 МПа, которое контролируется при помощи датчика давления ДД2, и далее через фильтр тонкой отчистки Ф3, минуя датчик температуры ДТ и датчик давления ДД3, подводится к изделию. При включении КЭ2 РЖ будет подводиться в магистраль комбинированного управления гидроусилителя. По достижении предельного давления в контуре 7,5 МПа автомат разгрузки ГА-77В переключает насос в режим холостого хода путем открытия предохранительного клапана КП2, и РЖ через маслоохладитель МО поступает в бак. Во втором положении ГР «Аккумулятор» РЖ минует ГА-77В, обеспечивает зарядку аккумулятора АК (3,0 МПа) и через фильтр Ф2 подводится к изделию. В случае превышения давления на датчике ДД1 при опрессовке системы предусмотрен перепуск РЖ в бак через маслоохладители путем открытия предохранительного клапана КП3. Давление на выходе из изделия контролируется по датчику давления ДД4. Для безопасного включения в работу насосной станции и более точной регулировки давления в напорной магистрали в системе предусмотрен дроссельный вентиль ДР. Технические характеристики установки были определены с учетом конструкции гидроусилителей вертолета Ми-8 [3].

Технические характеристики разрабатываемого стенда:

1) рабочая жидкость АМГ-10 ГОСТ 6794-75;

2) объем гидравлического бака 60 л;

3) температура рабочей жидкости, оС - не более +70;

4) чистота рабочей жидкости - 7 класс;

5) максимальное давление АМГ-10 на выходе 12 МПа;

6) рабочее давление АМГ-10 на выходе 4,5...6,5 МПа;

7) питание установки - переменный ток 380 В 50 Гц;

8) мощность электродвигателя ГНС 5,5 кВт;

9) обороты вала электродвигателя 1 500 об/мин.

Для имитации загрузки исполнительного штока

гидроусилителя планируется применить пневматический загружатель, а для обеспечения перемещения золотника ручного управления агрегата - рулевую машинку с электрическим управлением. Крепление испытуемого изделия осуществляется аналогично его креплению на вертолет.

Отличительной особенностью разрабатываемого стенда является автоматизированная система управления, реализованная с помощью контроллера реального времени Compact RIO, персонального компьютера и программного обеспечения, написанного в среде LabVIEW [4; 5].

Внедрение в эксплуатацию разрабатываемого стенда позволит существенно повысить качество технического обслуживания и ремонта как гидроусилителей, так и гидросистемы вертолета в целом, а также повысить экономический эффект от использования

вертолета путем сокращения времени и затрат на оценку его технического состояния в процессе технического обслуживания и ремонта. Кроме того, разрабатываемое оборудование планируется внедрить в учебный процесс для проведения лабораторных работ со студентами, изучающими авиационную технику в СГАУ.

Библиографические ссылки

1. Данилов В. А. Вертолет Ми-8. Устройство и техническое обслуживание: Авиация : учеб. пособие. М. : Транспорт, 1988. 278 с.

2. Акифьев В. И., Киселев Д. Ю., Киселев Ю. В. Общие сведения и конструкция гидравлической системы вертолета Ми-8 [Электронный ресурс]. URL: http://ivt.ssau.ru/course/view.php?id=4 (дата обращения 03.07.2015).

3. Данильченко А. И., Каршин Д. В., Таммеки-ви И. В. Испытание и регулирование гидравлического усилителя КАУ-30Б. Самара : Изд-во СГАУ, 2002. 48 с.

4. Виноградова Н. А, Листратов Я. И., Свиридов Е. В. Разработка прикладного программного обеспечения в среде Lab VIEW : учеб. пособие. М. : Изд-во МЭИ, 2005. 50 с.

5. Евдокимов Ю. К., Линдваль В. Р., Щербаков Г. И. LabVIEW для радиоинженера: от виртуальной модели до реального прибора : практ. руководство для работы в программной среде Lab VIEW. М. : ДМК Пресс, 2007. 400 с.

References

1. Danilov V. A. Vertolet Mi-8. Ustrojstvo i tehnicheskoe obsluzhivanie [Helicopter Mi-8. Design and Maintenance]. Moscow, Transport Publ., 1988. 278 p.

2. Akifev V. I., Kiselev D. Yu., Kiselev Yu. V. Obshchie svedeniya i konstruktsiya gidravlicheskoy sis-temy vertoleta Mi-8 [Background and design of the Mi-8 hydraulic system]. (In Russ) Avaliable at: http://ivt.ssau.ru/course/view.php?id=4 (accessed 03.07.2015)

3. Danil'chenko A. I., Karshin D. V., Tammekivi I. V. Ispytanie i regulirovanie gidravlicheskogo usilitelya KAU-30B [Test and control of the hydraulic booster KAU-30B]. Samara, SSAU Publ., 2002. 48 p.

4. Vinogradova N. A., Listratov Y. I., Sviridov E. V. Razrabotka prikladnogo programmnogo obespechenija v srede LabVIEW [Development of application software with LabVIEW]. Moscow, MJeI Publ., 2005. 50 p.

5. Evdokimov Yu. K., Lindval' V. R., Shcherba-kov G. I. LabVIEW dlya radioinzhenera: ot virtual'noy modeli do real'nogo pribora [LabVIEW for radio engineer: from the virtual model to the real device]. Moscow, DMK Press Publ., 2007. 400 p.

© Гареев А. М., Попельнюк И. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.