поскольку в предметной олимпиаде основным видом деятельности является решение нестандартных задач, что в свою очередь предполагает у старшеклассников наличие творческого начала, готовности к генерированию множества решений и способов их получения. В рамках предметных олимпиад обучающимся старших классах предоставляется возможность проявить креативность, оригинальность, глубину и нестандартность предложенных решений. Подготовка к предметной олимпиаде школьников способствует развитию когнитивной компетенции старшеклассников, позволяя им критически подходить к достижению своего успеха. Более того, потенциальные участники предметных олимпиад нарабатывают практику самостоятельной работы по поиску нужной информации и приобретают умения грамотно с ней работать и верно её интерпретировать. Совместная творческая и интеллектуальная деятельность в процессе подготовки к предметной олимпиаде создаёт предпосылки обмена накопленными знаниями и навыками, а также даёт возможность участникам проявить амбициозные качества в конкурентной среде олимпиадного движения школьников.
Эксперимент проводился с целью найти подтверждение гипотезы о развитии дивергентного мышления старшеклассниками средствами предметной олимпиады школьников. Экспериментальные мероприятия включали в себя процесс подготовки к предметной олимпиаде и результативное участие в ней. Уровень
Библиографический список
развития дивергентного мышления на начальном этапе в контрольной и экспериментальной группах был одинаков или почти одинаков. После подготовки к школьной, муниципальной и региональной предметной олимпиаде и результативного участия в них показатели уровня развития дивергентного мышления были значительно выше в экспериментальной группе. Уровень развития дивергентного мышления участников контрольной группы был ниже, что служит доказательством того, что выдвинутое нами предположение подтвердилось. В ходе проведения эксперимента была разработана методика, которая апробировалась в группах подготовки потенциальных участников предметных олимпиад в рамках очно-заочной школы и тренировочных сборах перед разными этапами (школьный, муниципальный и региональный) предметной олимпиады школьников. Грамотное использование возможных методов и приёмов, позволяющих уверенно работать с информацией, находить различные решения к «некорректным» задачам во время организации подготовительных мероприятий (очно-заочные школы и тренировочные сборы) к предметной олимпиаде и результативное участие в ней, позволяет нам заявить, что предметная олимпиада школьников является педагогическим средством для развития дивергентного мышления школьников. Апробация предложенной нами методики подтвердилась успехами участников эксперимента.
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Книга по требованию, 2013.
2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. Под редакцией ГБ. Клейнера. 5 изд., перераб. и доп. Москва: Дело, 2003.
3. Айзерман М.А. Классическая механика: учебное пособие. 3-е изд. Москва: Изд-во физ.-мат. лит, 2005.
4. Яблоков А.В. Дивергенция. Большая советская энциклопедия. Москва, 1972; Т. 8: 244.
5. Краткая географическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1. Главный редактор А.А. Григорьев. Москва: Советская энциклопедия,1960.
6. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. 4-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1989.
7. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Заки-ровой. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией Л.В. Антонова, И.Р Григорян, Н.И. Шильнова. Москва: Дом славянской книги, 2017.
9. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englishwood Cloffs. N.Y. Prentice - Hall, 1962.
11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для вузов. Москва: Ось-89, 2006.
12. Матюшкин М.А. Мышление, обучение, творчество. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
13. Ленкова А.А. Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2011.
14. Коробова И.В. Развитие дивергентного мышления учащихся основной школы в обучении физики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киев, 2000.
15. Авдюнина Н.А. Развитие конвергентного и дивергентного мышления среди учащихся юношеского возраста. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017; 2: 86 - 93.
References
1. 'E'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2013.
2. Lopatnikov L.I. 'Ekonomiko-matematicheskijslovar': Slovar'sovremennoj 'ekonomicheskojnauki. Pod redakciej G.B. Klejnera. 5 izd., pererab. i dop. Moskva: Delo, 2003.
3. Ajzerman M.A. Klassicheskaya mehanika: uchebnoe posobie. 3-e izd. Moskva: Izd-vo fiz.-mat. lit., 2005.
4. Yablokov A.V. Divergenciya. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1972; T. 8: 244.
5. Kratkaya geograficheskaya 'enciklopediya. V 4 t. T. 1. Glavnyj redaktor A.A. Grigor'ev. Moskva: Sovetskaya "enciklopediya,1960.
6. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. 4-e izd. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1989.
7. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. V.I. Zagvyazinskij, A.F. Zakirova, T.A. Strokova; pod red. V.I. Zagvyazinskogo, A.F. Zakirovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
8. Ushakov D.N. Bol'shojtolkovyjslovar'russkogoyazyka. Pod redakciej L.V. Antonova, I.R. Grigoryan, N.I. Shil'nova. Moskva: Dom slavyanskoj knigi, 2017.
9. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englishwood Cloffs. N.Y Prentice - Hall, 1962.
11. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Os'-89, 2006.
12. Matyushkin M.A. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta. Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2003.
13. Lenkova A.A. Formirovanie divergentnogo myshleniya mladshih shkol'nikov v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.
14. Korobova I.V. Razvitie divergentnogo myshleniya uchaschihsya osnovnojshkoly v obuchenii fiziki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2000.
15. Avdyunina N.A. Razvitie konvergentnogo i divergentnogo myshleniya sredi uchaschihsya yunosheskogo vozrasta. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2017; 2: 86 - 93.
Статья поступила в редакцию 26.06.19
УДК 370
Muratalieva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Bishkek Humanitarian University
n.a. K. Karasaev (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: [email protected]
MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS DURING TEACHING PRACTICE. The article deals with specifics of a teaching profession, its importance in the development of the state, methods of training students in the framework of pedagogical practice. The article describes the experience of Bishkek Humanitarian University, which implements a project of "Pedagogical Workshops". This project is designed to provide alternative practical training of future teachers, improve the efficiency of professional pedagogical education by targeted training of teachers at the request of the author's educational institutions. The project provides the graduates with interesting and promising work in the best educational institutions. The most important element of the project is to increase the attractiveness of the teacher's career for young people.
Key words: pedagogical workshops, competitiveness, practice.
М.А. Мураталиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек,
E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В статье рассматривается специфика профессии педагога, его важность в развитии государства, методы подготовки студентов в рамках педагогической практики. В статье рассмотрен опыт Бишкекского гуманитарного университета, в котором реализуется проект «Педагогические мастерские». Данный проект призван обеспечить альтернативную практическую подготовку будущих педагогов, повысить эффективность профессионального педагогического образования путём адресной подготовки педагогических кадров по запросам авторских образовательных учреждений. Данный проект призван обеспечить наших выпускников интересной перспективной работой в лучших образовательных учреждениях. Важнейшим элементом проекта «Педагогические мастерские» является повышение привлекательности для молодёжи карьеры учителя.
Ключевые слова: педагогические мастерские, конкурентоспособность, практика.
Введение
В последнее время во всём мире к проблемам образования обращено пристальное внимание со стороны государства, учёных, педагогов, граждан как потребителей образовательных услуг Образование является важным средством государственного строительства, оно оказывает решающее влияние на продуктивность национальной экономики, обеспечивает успехи в развитии науки, в технологических преобразованиях, в отношениях человека и окружающей среды. С системой образования сталкивается каждый гражданин государства в разные периоды своей жизни и поэтому каждый заинтересован в том, чтобы система образования была максимально эффективной [1 - 8].
Основное содержание статьи
Образование рассматривается как фактор социальной мобильности граждан, позволяет осваивать новые социальные роли. Очень популярно стало дистанционное образование, которое позволяет гражданам, независимо от места их проживания, получить образование в том вузе, в котором бы максимально были реализованы образовательные потребности.
Многие учёные [1; 4; 5; 6 и др.] отмечают, что качество образования влияет на престиж страны и позволяет обеспечивать конкурентоспособность государства на мировом рынке, а также привлекать финансовые инвестиции за счёт высококвалифицированных кадров. Кроме того, хотелось бы отметить, что высокая конкурентоспособность образования позволяет привлекать абитуриентов из-за рубежа, что может являться существенным вкладом в доход государства. В этой связи можно сказать, что на современном историческом этапе развития общества различных стран мира образование выполняет и экономическую функцию.
Интерескпроблеме профессиональнойподготовкистудентовобъясняется тем, что несмотря на широкое употребление данного понятия в научных публи-еик|иеха повседнеокмречи, снлтат иеепнеучивюпонпретного о^едтлеапт. Эвсобусшнленотиаличтямпъ псднодаб.котпдыо ллСт рают удёные для дсъ-крытия профессиональной подготовки. Отметим, что проблема профессиональ-нобплыготовне лепъ прэдъеооъ к^сыныееаге сниаессвфиллсефoв я увёных пееевнеИшст времые. Тас, ртзлемнын вопн-юы ернфеысионалееойеллглтоани личности раскрываются в трудах античных философов. Еще Аристотель, Сократ, Платон гoвoикопь тот.месхфазвитиемышыблембышвнна, нго а^овсппрения сспешнн nтьтeкaемвсpoцeонeеьятьльнocсб, я источником познания является самопознание, ведущее к развитию знаний, поиску истины, что играет большую |иоль в гкадгетонае эвлoтoгбчялoпeкослaмoстоттауононжиьле». Е^оасве^о-кмофистимесльноПнадготоепи учитесо соже Лнти грвдмоаое бристалн-ного внимания и изучения.
Сегод няпесллeмaнпвышeтендaчecталтье-oтлнси свы сшей
шилю гобп оелттpилaье.Пpoбыоoa повышинвякяпocпва тантееcютнязoеaи иcraниисепбHк пocтpсяееoээффиcтнмкoс свстемы пpaкьтпоcклгеo0ьчeенo, где Иыoтcтсетвбноом формашны иnaopгмктзсвaвнoетlе епooщояпиеаoпаечecтвш тницеocипнoттис сaмoвтоттиеекоьтн стембетов.снотмбтткоющие розиитлд фе-аепвнoгoпe»бгoгвлeькoгoэпlшсeлстипеоунлeнию пooфeccиoсслтныx
ыcпбеныли неиетппnес сртпизацип ниалтoупoктoйпбoиыol"ичecвoй кракта ки студентов являются следующие (рис. 1):
и
к
Z и
с и ц и т к а р
н и с
и ц >5
р а
с з о
Ф и к
н с
Ъ а ф
н в о ^ У
р и
о о
н ^
с а
О Ч Ф с
единство теории и практики
гуманизации и демократизации
профессиональной целесообразности
культуросообразности
инновационности
Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по уровням подготовки высшего профессионального образования.
Педагогическая практика позволяет студентам целенаправленно осуществлять ознакомительно-диагностическую деятельность, адаптироваться к школе как к образовательному учреждению, понять сущность и специфику профессии учителя, формировать коммуникативную культуру будущего учителя, развивать организаторские умения, тактику и стратегию педагогического общения, овладеть различными технологиями воспитательной работы и формами внеклассной деятельности и формировать культурную и эстетическую компетенцию будущего педагога, бережное и корректное отношение к детям, осваивать приёмы общения в ходе проведения творческих мероприятий с детьми. Педагогическая практика имеет комплексный характер и включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий. На подготовительном этапе идёт подготовка студентов к решению задач педагогической практики, они знакомятся с содержанием, формой проведения, параметрами оценивания успешности прохождения каждого этапа. Среди форм работы можно выделить: установочная конференция, семинары.
На основном этапе практики [2] обычно студентам предлагают следующие задания (табл. 1):
Таблица 1
Типовые задания для студентов на педагогической практике
Рис. Юсновные принципыорганизациипедагогических практик
№ Задания на педагогической практике
1) еоон акомиться с основными характеристиками образовательного учреждения. которое является базой практики;
ад проанализировать основные направления работы и педагогического глро цесса);
зг изучить класс, ознакомиться с работой учителей и классного руководи еля;
Ч п°о вести работу по изучению психолого - педагогических характеристик конкретных учащихся с использованием основных педагогических кпмнхологических методов;
аз самостоятельно разработать и провести традиционный и нестандарт- пы й урок,
е) слепести анализ проведённых уроков;
в) пропн ализировать планы внеклассной работы всего образовательного лнлле ктива, а так же учителей - классных руководителей отдельных лтасс ов;
с) <;лнта вить психолого-педагогическую характеристику отдельного клас-св;
9) принять участие в общешкольных воспитательных мероприятиях.
В процессе прохождения практики на данном этапе студенты участвуют в следующих формах работы (табл. 2). Таблица 2 Основные формы работы студентов во время педагогической практики
№ Формы работы студентов
1) встреча с администрацией и педагогическим коллективом школы,
2) работа с нормативными документам, регламентирующими деятельность данного образовательного учреждения - устава и т.д.,
3) посещение уроков опытных учителей,
4) участие в коллективном обсуждении уроков,
5) проведение анкетирования, тестирования учителей и учащихся для сбора материала для писхолого-педагогических характеристик классных коллективов, отдельных учащихся;
6) проведение социометрии класса;
Ч) ЗЫ1 олнение диагностической карты ученика,
8) проведение урока,
9) заполнение дневника педагогической практики,
10) проведение консультаций с руководителями учителями-наставниками и групповым руководителем и др.
На завершающем этапе осуществляется подведение итогов педагогической практики, оформление отчётной документации; определяются перспективы дальнейшего профессионального роста. Подведение итогов проходит на итоговой конференции на факультете. Указанная модель педагогической практики реализуется в большинстве педагогических вузов России и многих стран СНГ Содержание педагогической практики, как правило, определяется спецификой деятельности учителя, требованиями стандартов и программами подготовки современного учителя.
Педагогическая практика стала главным звеном в процессе профессионального развития учителей.
Учителя, которые не останавливают своё профессиональное развитие и постоянно совершенствуются, проходят 5 основных ступеней в своём профессиональном развитии (выделенных условно, но отражающих суть профессионального развития учителя):
студент-стажёр - продвинутый молодой учитель - специалист - знаток -эксперт.
При этом уровень мастерства учителя тарифицируется по следующей
сетке:
Вначале начинающий учитель не имеет категории, затем, продвигаясь и выполняя аттестационные процедуры, он может стать учителем 1 и высшей категории.
Можно провести параллели и определить, что специалист и знаток могут претендовать на 1 категорию, эксперт - на высшую.
Данная модель открывает для молодого учителя перспективу по овладению педагогическим мастерством.
При изучении европейской системы организации педагогической практики можно отметить, что в этих странах большое распространение получили стажировки, когда молодой учитель, ещё учась в вузе, получает возможность проходить вначале ознакомительную стажировку, затем уже выходить на стажировку с целью преподавания и заключительный этап стажировки приходится на 1 год работы в школе, уже в качестве учителя, после завершения профессионального обучения. При этом каждому стажёру предоставляется
Библиографический список
педагог - наставник. У учителей - стажёров есть возможность оценивать плюсы и минусы программы стажировки, обсуждение которых проходит на индивидуальных встречах стажеров, учителей-наставников и координатора проекта. Это опыт достаточно интересен и может быть использован в различных странах [3].
В настоящее время в Кыргызстане также идёт поиск активных моделей практической подготовки студентов к профессии учителя. В педагогической литературе неоднократно поднимается вопрос о том, что практика должна в большей степени способствовать формированию готовности студента к самостоятельной профессиональной деятельности в образовательном учреждении. При этом образование всё больше интегрируется с достижениями мировой практики подготовки педагогических кадров. Большое внимание уделяется педагогической практике в Бишкекском гуманитарном университете. При этом, на основе опыта ведущих вузов России и стран СНГ, педагогическая практика определяется как совместное действие, сотрудничество учителя-мастера и студента-практиканта как субъектов духовно-практической деятельности, ведущей к прочному и органичному усвоению профессиональных ценностей и формированию стратегии построения жизни [2].
Тем самым, можно заключить, что содержание практики предусматривает решение следующих основных задач:
- Изучение системы работы базы практики, управления педагогическим коллективом, содержания инновационной деятельности образовательного учреждения.
- Доведение качества педагогических умений и навыков, формируемых компетенций до уровня, позволяющего самостоятельно решать профессиональные задачи, в том числе и инновационные.
- Совершенствование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, обуславливающих активное, творческое отношение к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
- Овладение основами проектирования, организации и внедрения современных педагогических технологий в практику работы общеобразовательных учреждений [1].
Выводы. Таким образом, укрепление и развитие правильной подготовки студентов в рамках педагогической деятельности требует комплексного подхода, который заключается в проведении множество разных педагогических практик, что может повлиять на правильный выбор и серьёзный подход к данному делу. Подобная работа должна проводиться максимально часто, целенаправленно, с учётом особенностей личности каждого студента.
1. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2GG6.
2. Полежаева О.А. Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики. Молодой учёный. 2G12; б: 482 - 48б. Available at: https://moluch.ru/archive/4G/4814/
3. Сабирова Д.Р Общеевропейские тенденции развития систем подготовки учителей в контексте Болонского процесса. Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2GG7.
4. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2G1G; Э: 1G.
б. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING [опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2G14; 1 (44): 26 - 28.
6. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.
7. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2GG4; 1: 2G.
8. Магомеддибирова З.А. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в процессе обучения математике. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2G1G; 2: 86 - 87.
References
1. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'nojpodgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2GG6.
2. Polezhaeva O.A. Sovremennye aspekty professional'noj podgotovki studentov v ramkah pedagogicheskoj praktiki. Molodoj uchenyj. 2G12; б: 482 - 48б. Available at: https:// moluch.ru/archive/4G/4814/
3. Sabirova D.R. Obscheevropejskie tendencii razvitiya sistem podgotovki uchitelej v kontekste Bolonskogo processa. Chelovek iobschestvo: na rubezhe tysyacheletij. Voronezh, 2GG7.
4. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2G1G; Э: 1G.
б. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING [opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2G14; 1 (44): 26 - 28.
6. Magomeddibirova Z.A. Metodicheskayasistemarealizaciipreemstvennostipriobucheniimatematike. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
7. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; 1: 20.
8. Magomeddibirova Z.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe obucheniya matematike. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010; 2: 86 - 87.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 370
Muratalieva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Bishkek Humanitarian University n.a. K. Karasaev (Bishkek, Kyrgyz Republic), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE HISTORY TEACHERS IN MODERN CONDITIONS. The article from a retrospective analysis of regulatory documents in the field of higher vocational education of the Kyrgyz Republic states that the development of society at the present stage requires updating and improving the education system through the implementation of adopted legal documents for the near and long-term perspectives. Solving the problems of reforming