Научная статья на тему 'Повышение эффективности преподавания дисциплины "Инженерная графика" при переходе на стандарты нового поколения'

Повышение эффективности преподавания дисциплины "Инженерная графика" при переходе на стандарты нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Н. В., Лобанова С. В.

Рассмотрены факторы, влияющие на повышение качества получаемых знаний, умений и навыков студентами высшего учебного заведения при изучении дисциплины "Инженерная графика" в связи с переходом на стандарты нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васина Н. В., Лобанова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EFFECTIVENESS OF TEACHING "ENGINEERING GRAPHICS" IN PROCESS OF MOVING TO STANDARTS OF NEW GENERATION

The factors of increasing quality of the knowledge, skills and abilities of the students of the higher educational institutions in the study of discipline "Engineering graphics" in connection with transition to the standards of the new generation is considered.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности преподавания дисциплины "Инженерная графика" при переходе на стандарты нового поколения»

УДК 378.016:744

Н.В. Васина, канд. техн. наук, доц., (4872) 56-64-66, Natavasina71@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ), С.В. Лобанова, канд. техн. наук, доц., (4872) 26-75-53, Svetikromashca@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА" ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассмотрены факторы, влияющие на повышение качества получаемых знаний, умений и навыков студентами высшего учебного заведения при изучении дисциплины "Инженерная графика" в связи с переходом на стандарты нового поколения.

Ключевые слова: преподавание, инженерная графика, обучение.

На современном этапе в связи с вводом новых государственных стандартов среднего, средне-специального и высшего образования возникла проблема обучения студентов высших учебных заведений по дисциплине «Инженерная графика», связанная с тем, что в общеобразовательных учебных заведениях ранее существовавший предмет «Черчение», который входил в перечень обязательных предметов школьной программы, отнесли в разряд факультативных. Это является основной причиной того, что студенты-первокурсники не имеют базовых знаний по предмету «Черчение», который является основополагающим для изучения дисциплины «Инженерная графика». А эта дисциплина - одна из основных для студентов инженерных специальностей. Требования предприятий к выпускникам вузов в связи с внедрением в производство новых технологических систем и процессов постоянно возрастают. Все это привело к тому, что ранее применяемые в учебном процессе методы преподавания дисциплины устаревают. И появившаяся диспропорция между возрастающими объемами знаний и сокращением часов очных занятий тоже требуют поиска новых путей повышения эффективности преподавания.

Как известно, результат обучения (а, следовательно, и эффективность преподавания) тем лучше, чем лучше мотивация к обучению. Проблема мотивации к учебной деятельности является одной из центральных проблем образования. Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда следующие факторы, влияющие на повышение качества получаемых знаний, умений и навыков, для студента имеют положительное значение:

1) заинтересованность студентов в изучении данной дисциплины (мне интересно то, чему меня учат);

2) мастерство преподавателя (мне интересен тот, кто меня учит);

3) наряду с традиционными используются инновационные методы преподавания дисциплины (мне интересно, как меня учат).

Чтобы заинтересовать студента изучаемым материалом, необходимо продемонстрировать значимость изучаемого материала для него.

Для осознанного и заинтересованного обучения дисциплине необходимо, прежде всего, на первых занятиях ответить на вопросы: для чего изучается данная дисциплина? Нужна ли она студенту, если нужна, то в какой степени? Если студент убежден в том, что можно обойтись без знания данной дисциплины, то какую бы методику преподаватель не применял и как бы горячо не убеждал в необходимости регулярной подготовки к занятиям - интереса и соответствующего прилежания не прибавится.

Если материал на занятиях подается изолированно от общеинженерных и специальных дисциплин, у студентов будут слабо сформированы умения и навыки, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения прикладных задач, связанных с будущей специальностью. Студенты не умеют связать знания, полученные при изучении «Инженерной графики» с теми знаниями, которыми они овладеют при изучении других дисциплин. Все это отрицательно сказывается на эффективности преподавания.

Осознание же студентами значимости изучаемых дисциплин в их взаимосвязи и взаимодействии позволяет сформировать необходимые в дальнейшем умения и навыки. Студенты понимают связь между различными дисциплинами, необходимость изучения каждой из них. Именно формирование способности к комплексному рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимодействии и развитии обеспечивает последующую эффективную профессиональную деятельность инженеров. И поэтому очень важно, чтобы уже после первых занятий в глазах студентов преподаватель видел интерес.

Например, при изучении темы «Конструкции металлические» на занятиях студентов строительного направления необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемые узлы, которые они должны изобразить в соответствии с индивидуальным графическим заданием, являются частью стержневых систем - ферм, которые они изучают на занятиях по дисциплине «Теоретическая механика». Именно на тех занятиях чуть позднее они научатся рассчитывать усилия, воспринимаемые стержнями. Необходимо обратить внимание и на то, что именно такие узлы они потом будут рассчитывать на занятиях по дисциплине «Сопротивление материалов».

Также эффективность преподавания обеспечивается необходимой заинтересованностью студентов в результате собственной

работы. Практические занятия по дисциплине необходимо проводить таким образом, чтобы предоставить студентам максимум самостоятельности при выполнении работы. Полученный студентами навык размышлять и самостоятельно находить решения никогда не потеряет актуальность. А преподавателю целесообразно выступать лишь в роли консультанта.

При изучении темы «Изображения - виды, разрезы, сечения» после изложения теоретического материала надо предоставить студентам возможность самим выбрать необходимое для выполнения их графической работы количество изображений. Если студент не справляется, то наводящими вопросами необходимо помочь ему самому прийти к нужному решению. Только тогда, когда студент поймет, что может выполнять работу самостоятельно, без указаний преподавателя, только тогда можно говорить о приобретении определенного умения.

Надо стремиться к тому, чтобы усвоение знаний и освоение умений при выполнении графического задания стало целью студента, направляющей его деятельность. А проведение таких занятий позволяет осуществить личностный, индивидуальный подход к обучаемым. Каждый студент обеспечивается необходимой литературой, может работать в темпе, привычном для него, консультироваться с преподавателем. И все это служит лучшему усвоению больших объемов знаний.

Для самостоятельной работы студентов разработана рабочая тетрадь "Заданий по инженерной графике". Условия задач уже заданы, нет необходимости перечерчивать с доски или учебника. Задачи разбиты по темам и соответствуют лекционному курсу, а это дает возможность студентам самостоятельно решать большую часть задач. Проверка выполненных задач дает возможность преподавателю индивидуального подхода к каждому студенту. Преподаватель указывает на слабые места знаний и советует, в каком направлении работать. Наиболее трудные варианты рассматриваются на практических занятиях.

Для закрепления основных понятий и получения навыков рекомендуется прорешать множество типовых задач по каждой теме, а потом задачи, включающие комбинацию всех пройденных тем и полученных знаний.

Эффективность преподавания в большой степени зависит от того, как педагог выстраивает процесс обучения и способствует развитию у студентов таких способностей, как воображение, ассоциативность мышления, способность к самоанализу и самоуправлению в учебно-познавательной деятельности.

Работа преподавателя будет достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве будет владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию дисциплинами. Ему

необходимо глубокое знание научных основ черчения, широкое знакомство со специальной литературой по предмету, твердое знание стандартов. Преподаватель должен знать историю развития графики и быть в курсе последних достижений. Все это даст возможность педагогу уверенно чувствовать себя на занятии, глубоко освещать теорию предмета, находить интересные и убедительные примеры.

Так, при изучении темы «Эскизирование деталей» для пояснения студентам необходимости владения методикой выполнения этих графических документов, приводится пример стандартной производственной ситуации, когда для устранения поломки того или иного приспособления возникает необходимость инженерно-техническому работнику выполнить графическое изображение определенной детали, по которому это изделие будет сделано.

Чтобы педагог был интересен, необходима некоторая театрализация учебного процесса, которая состоит в показе, оживлении, художественной интерпретации того или иного учебного материала. На лекцию по дисциплине «Инженерная графика» студенты идут не только писать и чертить, но и смотреть. А чем артистичнее педагог, тем более интересной будет лекция, и тем больше студентов её посетит.

Опытный преподаватель на занятиях отслеживает психоэмоциональное и психофизиологическое состояние студентов, перестраивая многие параметры учебного процесса - уровень изучения предмета, стиль и скорость подачи учебного материала. Известна фраза: «Я знаю, о чем я буду сегодня рассказывать, но я не знаю, как я буду это делать». Если у преподавателя существует обратная связь с аудиторией, то он всегда заметит, какой материал необходимо рассмотреть более полно (а может быть и повторить) для лучшего усвоения, а какой дается студентам легко, и тогда нет необходимости тратить на освоение данной темы лишнее время.

Пример и авторитет преподавателя - важное средство успешного обучения и воспитания студентов. Требуя у студентов соблюдения стандартов при выполнении графических работ, необходимо чтобы преподаватель сам владел умением выполнять на доске графические изображения, аккуратно и точно оформлял их, красиво и правильно надписывая.

Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт - вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением учащихся. Правильное поведение преподавателя на занятии способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов в обучении.

В настоящее время преподаватели имеют право на выбор методов преподавания, на разработку авторских курсов и технологий обучения. Преподаватель может ставить перед собой и решать различные задачи. Можно, например, ограничиться требованием формального знания дисциплины, а можно действовать так, чтобы в процессе преподавания создать заинтересованное отношение студентов к своему предмету. А для этого необходимо непрерывно совершенствовать культуру и технику преподавания, искать новые методики обучения, соответствовать уровню современных требований высшей школы, а также знать и использовать опыт других вузов.

Одним из главных факторов эффективности преподавания является метод обучения. Правильно выбранный метод способствует плодотворной работе преподавателя и студентов в каждой части занятия, глубокому усвоению изучаемого материала, развивает самостоятельность обучающихся, способствует повышению

эффективности занятия.

Необходимость применения инновационных технологий в учебном процессе связано с тем, что резко возрос объем необходимых знаний, изменились условия труда во многих отраслях и с помощью традиционных методов преподавания уже невозможно подготовить современных высокопрофессиональных специалистов. От преподавателя требуется непросто передача определенных знаний, а развитие мотивации у студентов к использованию новых технологий. Успешное решение этой проблемы возможно, только сочетая методы активных традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, проверки и оценки знаний студентов.

Для повышения эффективности преподавания на занятиях необходимо использовать наглядные пособия. Содержание учебного материала дисциплины «Инженерная графика» тесно связано с производством и поэтому существуют возможности для наглядности в обучении.

Использование достаточно совершенных компьютерных средств позволило значительно расширить и изменить подходы преподавания в процессе обучения. Средства и формы обучения, основанные на новых информационных технологиях, становятся важной составляющей любого процесса обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности таких образовательных технологий, при которых взаимодействие обучаемого и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных телекоммуникационных средств.

Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий на базе современных средств компьютерной графики и анимации позволяет во много раз повысить наглядность представляемого учебного материала,

показать в динамике выполнение действий в решении тех или иных задач.

Особое место в этом ряду занимают электронные учебники -обучающие программные системы комплексного назначения. С их помощью студенты изучают теоретический материал, осуществляют тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, проводят информационно-поисковую деятельность, выполняют математическое моделирование с компьютерной визуализацией.

Лекции по дисциплине «Инженерная графика» содержат большое количество чертежей, выполнение которых требует от студентов определенных навыков, развитого пространственного воображения и постоянного внимания. Многие студенты успевают на лекциях только законспектировать материал, но разобраться в читаемой теме им просто некогда. А если использовать на занятиях электронные учебники, то преподаватель имеет возможность полностью контролировать ход лекций. Он в любой момент может остановить демонстрацию учебного материала для более детальной проработки наиболее трудных для изучения тем, остановить показ слайдов для записи, для речевого сопровождения и т.д. Происходит перенос внимания с "надиктовывания" учебного материала на объяснение его сути, демонстрации методов применения изучаемого материала для решения практических задач. Это позволит сделать курс лекций менее формализованным, а значит, более понятным и привлекательным для студента. Студенты записывают только определенные комментарии преподавателя, поэтому во время лекции удается решить больше задач на закрепление теории.

Особенностью лекций со слайдовой поддержкой является то, что студент одновременно и видит представляемую учебную информацию, и слушает. По данным психологов, человек запоминает 5-10 % от услышанного материала и 10-15 % от увиденного. А если это объединить, учесть то, что основные положения учебного материала конспектируются, активно включить в работу студенческую аудиторию, то можно с полной уверенностью сказать, что при использовании слайдовой поддержки лекций, эффективность усвоения информации увеличивается.

Использование в слайдах анимации облегчает восприятие геометрических образов, способствует выявлению их характеристик, а также помогает в формировании алгоритмов решения задач. Например, при традиционном чтении лекций решение задач на тему «Перпендикулярность геометрических элементов» студентами воспринимается довольно сложно. Это связано с тем, что для усвоения этого материала требуется достаточно развитое пространственное воображение. Если применять в слайдах объемные модели и

использовать возможность компьютерной графики передавать прозрачность геометрических образов, то можно показать решение задачи в пространстве. Такое представление дает студентам возможность понять задачу и решить ее на комплексном чертеже.

Повышению эффективности обучения способствует широкое внедрение практики компьютерного тестирования в учебном процессе, характеризующееся объективностью оценки результатов обучения на основе критериев, не зависящих от субъективности оценки конкретного преподавателя.

Компьютерные технологии обучения способствуют повышению интереса студентов к инженерному труду и творчеству. Все это требует новых методов и способов обучения специалистов современным приемам инженерного труда, а высокая конкурентоспособность инженерных кадров в рыночных условиях возможна при квалифицированной графической подготовке и свободном общении с компьютером.

При использовании информационных технологий в образовании происходит повышение эффективности образования за счет:

• большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

• возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

• регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

• самоконтроля;

• доступа к образовательным ресурсам;

• поддержки активных методов обучения;

• образной наглядной формы представления изучаемого материала;

• модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

• развития самостоятельного обучения.

Несмотря на то, что в основном компьютерные технологии включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках исторически сложившейся системы обучения, совершенно очевидно, что в будущем процесс обучения будет уже невозможен без современных информационных технологий.

Владение информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности на сегодняшний день является необходимым требованием к уровню подготовки специалистов. При этом учебное заведение должно адаптироваться и постоянно приспосабливаться к стремительно изменяющемуся техническому прогрессу. С этой целью следует создать электронные базы учебно-

методических материалов, которые бы позволяли осуществлять произвольный выбор темы, повтор изучаемого материала; проводить в форме тестирования самопроверку знаний и подготовку к контрольным мероприятиям.

Высокий уровень подготовки специалистов - это главный критерий эффективности преподавания. Для достижения этой цели в учебный процесс необходимо внедрять современные технические средства обучения, новые педагогические и информационные технологии, создающие условия для высокопродуктивной познавательной деятельности студентов. А применение инновационных методов преподавания невозможно без наличия подготовленных высококвалифицированных педагогических кадров.

Список литературы

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк, 1974. 384 с.

2. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов.: 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 249с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с

4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988.

256с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; Нальчик, 1996. 96 с.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1997. 224 с.

8. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высш. шк., 1990. 112с.

N.V. Vasina, S.V. Lobanova

INCREASING EFFECTIVENESS OF TEACHING "ENGINEERING GRAPHICS" IN PROCESS OF MOVING TO STANDARTS OF NEW GENERATION

The factors of increasing quality of the knowledge, skills and abilities of the students of the higher educational institutions in the study of discipline "Engineering graphics" in connection with transition to the standards of the new generation is considered.

Keywords: teaching, engineering graphics, training.

Получено 21.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.