ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Н.В. ЛУКАШОВ,
*
докторант кафедры теории и социологии органов внутренних дел, кандидат физико-математических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Повышение эффективности подготовки руководителей системы МВД России с использованием информационной модели базового органа внутренних дел
В статье рассмотрены методические вопросы и практические аспекты внедрения в учебный процесс новой образовательной технологии, основанной на использовании информационной модели базового органа внутренних дел (разработанной в Академии управления МВД России), обосновывается необходимость дальнейшего ее развития с целью повышения эффективности подготовки руководителей системы МВД России.
Образовательная технология, современные информационные технологии, информационная модель, руководитель, Академия управления, МВД России, органы внутренних дел.
В проекте концепции кадровой политики МВД России в органах внутренних дел на период до 2020 года на первом месте среди направлений развития деятельности в области работы с кадрами — задача обеспечения качества кадрового состава «...за счет комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных учреждений, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности» [8].
Ранее - заместитель начальника кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел Академии управления МВД России.
Закономерно, что на расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшейся 8 февраля 2013 г., Президент России В.В. Путин одной из приоритетных задач обозначил продолжение деятельности по кадровому укреплению МВД России. В ответном слове Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев отметил, что «.в процессе подготовки специалистов для системы Министерства внутренних дел возросла роль ведомственных образовательных учреждений» [9].
Академии управления МВД России (далее — Академия) отводится ведущее место в процессе подготовки и повышения квалификации руководящего состава системы МВД России. Это является одним из главных условий успешного выполнения задач по управлению подразделениями и органами внутренних дел [4].
Между тем в настоящее время имеется ряд проблем, осложняющих решение поставленных задач, требующих принятия мер, направленных на повышение эффективности подготовки руководителей системы МВД России.
Во-первых, значительно возросла сама потребность в подготовке управленцев, поскольку количество руководителей разного уровня в системе МВД России за последние 20 лет как минимум удвоилось. Штатная численность только центрального аппарата МВД России в настоящее время составляет 9264 единиц [1]; в начале 90-х гг. XX в. эта цифра составляла 3400 штатных единиц [2].
По нашим оценкам, для удовлетворения потребностей системы МВД России в высококва-
лифицированных руководящих кадрах из Академии ежегодно должны выпускаться не менее 2 тыс. руководителей (их заместителей) органов внутренних дел и подразделений центрального аппарата, что в разы превышает имеющиеся возможности.
Во-вторых, возросли требования к разносторонности и углублению практической направленности подготовки руководителей в связи с усложнением органов внутренних дел и решаемых ими задач. В соответствии с типовыми штатными расписаниями [3], в подчинении руководителя территориального органа внутренних дел насчитывается более 30 структурных подразделений с различными функциями, на региональном уровне — 50. Не менее чем вдвое за истекшие 20 лет увеличилось количество подразделений, находящихся в прямом, непосредственном подчинении у первого лица на всех уровнях управления.
В-третьих, ситуацию усугубляет резко возросшая периодичность сменяемости учебных программ, а также увеличение количества специальностей и преподаваемых дисциплин.
Возникают трудности со своевременной подготовкой необходимых учебно-методических материалов (далее — УММ) и их актуализацией для приведения в соответствие с действующей нормативной правой базой, которая также находится в состоянии перманентных изменений. Средний срок существования ведомственного нормативного акта без корректировки (или даже отмены) не превышает трех лет, десять лет назад он существовал примерно вдвое дольше. Между тем период подготовки и издания УММ в печатном виде (с учетом прохождения процедур рецензирования, обсуждения, корректуры, верстки и т. д.) — не менее года, для качественного написания учебника или монографии требуется существенно больше времени. При складывающейся ситуации опубликованные УММ практической направленности, основанные на действующей нормативной правовой базе, нуждаются в корректировке уже на момент выхода в свет или вскоре после этого; уменьшается количество учебных циклов, в которых может быть использован подготовленный материал (нередко до одного); резко падает коэффициент полезного действия методической работы профессорско-преподавательского состава; усложняется процесс подготовки занятий. Оперативное издание научных рукописей «в авторской редакции», а также их распространение в электронном виде ситуацию принципиально не изменит.
Следовательно, необходимо принять решительные меры для повышения эффективности обучения. В то же время в современных условиях экстенсивные методы, например, увеличение штатной численности профессорско-препода-
вательского состава, удлинение сроков обучения и т. п. мы считаем неприемлемыми.
Один из путей преодоления обозначенных трудностей видится в формировании единого образовательного информационного пространства, включающего профессорско-преподавательский состав и обучаемых, а также — заинтересованных руководителей и сотрудников практических органов внутренних дел.
Коренное отличие такого подхода от традиционного заключается в том, что бумажные носители, посредством которых преимущественно формируется образовательное пространство сегодня, будут заменены электронными ресурсами, размещаемыми в компьютерной сети образовательного учреждения. При этом резко сократятся сроки их подготовки, ведь необходимую корректировку можно вносить в режиме реального времени, поскольку УММ исполняются не как автономный файл — электронный аналог бумажной публикации, а как «живой», систематически обновляемый гипертекстовый компьютерный ресурс (страничка интернет-сайта). Доступ к таким образовательным ресурсам обучаемых, профессорско-преподавательского состава, сотрудников практических органов внутренних дел может быть обеспечен посредством ведомственной компьютерной сети ЕИТКС. Такое решение проблемы осуществления своевременного ознакомления с новыми нормативными правовыми актами будет способствовать увеличению круга обучаемых (с помощью дистанционных образовательных технологий), а также распространению передового опыта, обмену актуальной информацией.
Создание единого информационного образовательного пространства имеет особую значимость для усиления практической направленности обучения, максимального приближения к реальности при проведении активных видов занятий, особенно таких, как командно-штабные игры и учения [6, с. 42—44]. Таким образом, создаются благоприятные условия для максимального сближения теории и практики.
Вместе с тем ориентация обучения на положительный опыт практической работы при сохранении высокого уровня теоретической подготовки исторически характерны для отечественных высших образовательных заведений, таких, как Академия генерального штаба Советской, а затем — Российской армии: «Не в том цель Академии, чтоб нафаршировать мозги слушателей известным количеством статистических, исторических, географических и других данных, а в том, чтобы, углубляя познания своих питомцев, приучить их к творческой работе, поставить вехи на пути их дальнейшей деятельности» [7].
Принцип достижения максимального эффекта от органичного сочетания теории с прак-
81
Ы О вэ О
03
О
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
0 *£
s с
И S о н
* у
и о
И I
Е ^
S < ь- И О Н
ь *
RS
и , ~ и S
1 и
У
и с
о
U
о <
о
S и и ш с о
82
тикой при использовании достижений научно-технического прогресса закладывался с момента основания Академии управления МВД России: «.нужен ...проблемный, комплексный подход к преподаванию, переход от информационно-нормативного преподавания к преподаванию, носящему характер научного исследования, вооружение слушателей знанием принципов, закономерностей развития жизни, науки, интенсификация учебного процесса на базе машинной техники, активные формы обучения за счет увеличения времени на практические занятия, игры, учения, разбор конкретных ситуаций, написание рефератов, проведение слушателями исследований крупных комплексных проблем» [5, с. 139—140].
В Академии уже разработана информационная модель органа (органов) внутренних дел, которая опирается на имеющуюся номенклатуру должностей подразделений системы МВД России, соответствующую организационно-штатной структуре муниципального, регионального и федерального уровней управления. Ее структура может изменяться, что делает данную модель одним из перспективных направлений для совершенствования при разработке единого образовательного пространства в стенах Академии.
Основным элементом модели является виртуальная штатная единица — информационный образ должности, определенной штатным расписанием органа внутренних дел.
Виртуальная штатная единица содержит следующие данные:
— должностная инструкция и функциональные обязанности;
— комплект учебной оперативно-служебной документации (штатное расписание подразделения, распорядок дня, индивидуальный план, графики дежурств, отпусков и т. п.);
— подборка необходимых нормативных правовых документов, статистических данных (в виде ссылок на общую электронную библиотеку документов);
— иные материалы для создания эффекта присутствия, погружения в виртуальную реальность.
Информационная модель содержит также необходимые данные общего назначения, в том числе материалы, формирующиеся в ходе текущего документооборота и делопроизводства: письма, заявления граждан, журналы учетов и т. д., статистические данные, используемые в оперативно-служебной деятельности, карты, описания мест событий и происшествий, участков местности и т. д., мультимедийные материалы.
Базовая структура (электронный шаблон) информационной модели является общей и обязательной к использованию всеми участ-
никами учебного процесса. При необходимости, в учебных или научных целях, могут быть оперативно разработаны любые дополнительные структуры, переход к которым осуществляется с отдельной страницы конкретного кафедрального полигона (разработчика соответствующего учебного занятия).
Рабочая версия информационной модели размещена в ведомственной компьютерной сети ЕИТКС, что создает возможность доступа к ней сотрудников практических органов внутренних дел на местах с целью использования в интересах профессиональной подготовки.
Важным для повышения эффективности подготовки руководителей методическим элементом модели является комплекс межкафедральных сквозных примеров — детальных описаний реального события, произошедшего на моделируемой территории, в связи с которым принимаются сложные управленческие решения. Его содержание в базовой части общее, но дополняется при необходимости с учетом специфики учебных дисциплин, преподаваемых на отдельных кафедрах; используется максимально в разрабатываемых УММ, особенно — для проведения активных видов занятий.
Таким образом, у обучаемого по мере изучения различных предметов формируется разностороннее восприятие события с точки зрения разных служб или научных дисциплин. Это является принципиально важным для современного руководителя, действующего в условиях глубокой специализации и имеющего в подчинении многочисленные подразделения с разноплановой спецификой. Набор примеров может изменяться, но их количество должно быть ограничено в целях сохранения устойчивости содержательной стороны конкретного цикла обучения.
Для дальнейшего совершенствования информационной модели мы предлагаем использовать потенциал слушателей Академии, имеющих опыт работы в соответствующих должностях: модель дает возможность для отработки управленческих решений на всех уровнях (например, можно смоделировать ситуацию подготовки крупных общественно-политических мероприятий).
Технической базой для развертывания информационной модели стали виртуальные учебные полигоны, созданные в ходе реализации Академией инновационной программы развития «Электронный орган внутренних дел». При этом на кафедрах были развернуты высокотехнологичные компьютерные классы (виртуальные учебные полигоны), объединенные в локальную сеть. В каждом из них имеются средства коллективного отображения информации, 1Р-телефонии, видеоконференцсвязи, звукоусиления и другое оборудование.
Для перехода от информационной модели к вышеописанному единому информационному образовательному пространству необходимо ее поэтапное наращивание учебно-методическими составляющими и элементами дистанционных образовательных технологий на базе созданной инфраструктуры.
Перспектива дальнейшего развития информационной модели и единого информационного пространства нам видится в комплексном использовании специального программного обеспечения по следующим направлениям:
— систематизация УММ путем подключения и адаптации библиотечных и справочно-по-исковых систем на основе имеющегося потенциала научного центра;
— внедрение элементов имитационного компьютерного моделирования различных сценариев и ситуаций оперативно-служебной деятельности, создание трехмерных геопространственных моделей местности, зданий и сооружений;
— интеграция с программным комплексом поддержки дистанционных образовательных технологий, что обеспечит методическое обеспечение дистанционного обучения;
— информационное обеспечение деятельности Центра командно--штабных учений Академии.
Имеются проблемы, связанные с использованием информационной модели и формирова-
Список литературы
1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 15 января 2013 г. № 30) // СПС КонсультантПлюс.
2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 50 // СПС КонсультантПлюс.
3. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г.
4. О совершенствовании отбора, обучения и распределения выпускников I факультета Академии управления МВД России: приказ МВД России от 20 сентября 2007 г. № 816 (в ред. от 4 декабря 2008 г. № 1064).
5. Крылов С.М. Академия — высшее учебное заведение управленческого профиля. Из заключительного слова на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Академии МВД СССР
нием единого информационного пространства, и главная из них, по нашему мнению, организационная. Сами по себе информационные технологии являются лишь средством для достижения обозначенных выше целей, и требуют комплексной перестройки не только методического обеспечения, но и самого учебного процесса (форм проведения занятий, оценки знаний и навыков, системы подготовки профессорско-преподавательского состава и т. д.). Для этого необходимо принятие и воплощение в жизнь ряда принципиальных управленческих решений, организации непрерывного сопровождения со стороны ученого и методического советов, кафедр и т. д.
Некоторые проблемы возникают в связи с необходимостью организации соответствующей технической поддержки, консультаций пользователей системы, обеспечения расходов на материально-техническое и программное обеспечение. Вместе с тем полученный эффект должен многократно окупить затраченные средства.
Таким образом, сегодня Академия обладает необходимыми технологическим потенциалом и научным заделом для дальнейшего повышения эффективности подготовки руководителей системы МВД России путем формирования единого информационного пространства на основе созданной модели базового органа внутренних дел и системы кафедральных виртуальных полигонов.
2 июля 1974 г. / Избранные труды (1967— 1979 гг.). М., 1999.
6. Майдыков А.Ф. Теоретические и организационно-правовые проблемы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел в Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2.
7. Месснер Е. Мысли о Генеральном штабе // Военный сборник. 1925. Кн. 7.
8. Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). URL: http://55.mvd.ru/ upload/site57/c2a8e44ac99ab92b242140ad0 15c5dd2.doc (дата обращения: 28.02. 2013).
9. Стенограмма расширенного заседания коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. URL: http://www.президент.рф (дата обращения: 28.02.2013).
E-mail: [email protected]
83