СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: 2006. - 254 с.
2 Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. - Алматы: 2010. - 169 с.
3 Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2008. -351 с.
А.Ж АУБАКИРОВА, З.Т УТЕЛЬБАЕВА, С.К.ИСМАИЛОВА
ОФТАЛЬМОЛОГИЯНЫ ОКЫТУДА АКДАРАТТЫК; ТЕХНОЛОГИЯНЫ КОЛДАНУ
ТYЙiн: Статья, офтальмология курсын студенттерге жэне интерн-хирургтерге окытуда акпараттык; технологияларды колдануга арналган. Эр-бiр саба; 5-7 минут слайдтар, видеофильмдер керсетумен журпзшедъ Студенттер 0зiндiк жумысы уакытында, окытушымен бiрге компьютерлiк багдарламалармен жумыс жасайды. Булардыц бэрi студенттердi, акпараттык; технологияларды игеру аркылы а;параттар алуга уйретедь бiлiмiн жэне жумыс iстеу дагдысын калыптастырады. ТYЙiндi свздер: офтальмология, ак;парат, технология, слайдтар, видеофильмдер.
A.ZH. AUBAKIROVA, Z.T. UTELBAYEVA, S. K. ISMAILOVA
USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE STUDY OF OPHTHALMOLOGY
Resume: Article is devoted to the use of information technology in the study of ophthalmology students and interns surgeons. Each lesson is accompanied by a slide show, videos of 5-7 minutes. During the independent work of students with a teacher working with a borrowed computer program. All this allows to involve students and interns to obtain information through the ownership of information technology, build knowledge and skills to work with the information. Keywords: information technology, ophthalmology, slide show
УДК 612.0:378.144/.146
А.Д. СОКОЛОВ, Т.А. ЖУМАКОВА, Г.У. ШАРДАРБЕКОВА
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра нормальной физиологии
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ
В статье рассмотриваются следующие вопросы: работа преподавателей, работа студентов и работа со студентами. Методы, применяемые преподавателем для улучшения успеваемости отстающих студентов. Преподаватель должен выяснить причины слабой успеваемости студентов, одновременно проанализировать свою работу, так как каждый неуспевающий студент с одной стороны может рассмотриваться как неудача преподавателя Ключевые слова: работа, преподаватель, студент,успеваемость, методы.
Актуальность работы Реформы медицинского образования в КазНМУ ставят целый ряд новых задач перед преподавателями университета. Несмотря на повышение общего уровня успеваемости студентов в каждой группе (подгрупп) находятся 1-2 студента, которые плохо успевают учебный материал и получают низкие оценки. Такие студенты снижают общую успеваемость и являются кандидатами на превращение в будущем во врачей низкой квалификации. Эти студенты также как и студенты -отличники обращают на себя внимание, но в отличие от вторых требуют специальных дополнительных усилий со стороны преподавателей.
Целью иследования работы является проведение анализа результатов многолетней работы, обобщение накопленного опыта и высказывание некоторых положений и рекомендаций. Их можно разделить на две группы: работа преподавателей, работа студентов и работа со студентами. Нам представляется, что работа преподавателей состоит из нескольких моментов, первое: каждый неуспевающий студент может в той или иной степени рассматриваться как неудача и даже поражение преподавателя. Большинство студентов прошли длительную подготовку до поступления в университет и на первых курсах. Эта подготовка может быть неодинаковой в зависимости от способностей студентов и качества предыдущего образования. Но все таки
студенты уже что-то знают и умеют. Поэтому преподаватель должен самокритично продумать свой подход к студенту. Многолетний опыт говорит, что достаточно часто студенты слабые на первых курсах подтягиваются на старших, и в ряде случаев становятся блестящими специалистами. То есть преподаватель должен четко понимать, что перед ними личность, которая по разным причинам выбивается из общей колеи и отстает от однокурсников. Преподаватель, по нашему мнению, должен проанализировать свою работу и выяснить причину создавшегося положения. Преподаватели часто говорят, что студент не имеет предварительной подготовки, лентяй, не проявляет к учебе интереса, выпрашивает оценки и т.д. Всё это может иметь место. Однако преподаватель должен найти подход к студенту, заинтересовать его примерами из медицинской практики показать значимость данной дисциплины или её раздела, можно использовать другой приём. Если отстающий студент, где-то ответил чуть лучше, можно ему немного завысить оценку. В ряде случаев это вдохновляет студента и его успеваемость повышается. Если добавит реплику: «Вы можете учиться, сегодня ответ был нормальным. Давайте и дальше готовиться таким же образом». На студенте никогда нельзя ставить крест. Полезны доброжелательные советы [1,2,3]. Необходимо интересоваться причинами его неуспеваемости, можно
просто побеседовать со студентом о его проблемах, поделиться своими неудачами в прошлом и тем, как они преодолевались. Вы должны быть старшим, желательно мудрым, добрым наставником. Мы должны помнить, что у человека в любом возрасте, на любом посту масса проблем самого разнообразного характера. У студентов их достаточно много. Это адаптация к университетским условиям жизни, материальные проблемы (многие студенты работают), огромная сфера эмоциональных переживаний, проблемы в семье и т.д. Не все студенты справляются с ними успешно. Помочь им справиться с неприятностями - важнейшая задача воспитательной работы преподавателей. Эта работа должна проводиться не только в курируемых группах. Преподаватель остается воспитателем всегда. Практика показывает, что ряд студентов в своих учебных неприятностях обвиняют преподавателей. Делят преподавателей на добрых и сердитых, справедливых и несправедливых. Преподавателей, у которых можно выпросить оценку и с которыми это не получается. Отстающие студенты часто предлагают что-то сделать для кафедры, оформить стенды, сделать таблицы, слайды. Это должно быть отвергнуто самым резким образом. Альтернативой данным просьбам должно быть предложение больше учить. Теоретически хорошим подспорьем в повышении успеваемости может быть проведение дополнительных занятий. Однако, студенты даже, когда назначено время, на них не приходят. В настоящее время все формы учебного процесса совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов. Реальная ситуация сложна и многообразна в ней модели, схемы изучаемые в учебниках не проявляются прямолинейно. Учебный процесс заключается не только в передаче знаний и умений о преподавателя к студенту, но и во всемерном развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению знаний, их обновлению всемерному их использованию в практической деятельности. Удельный вес самостоятельной работы в учебном процессе постоянно повышается[4]. Важным моментом студенческой жизни являются отношения между студентами. Эти отношения проявляются по-разному у студентов живущих в общежитих, и на дому с родителями. Как это не печально преподаватели ходят в общежития неохотно, в основным на официальные дежурства. Вместе тем в общежитиях в студенческой среде бурлят события разного плана. Они могут быть по своему характеру положительными, но могут возникать и напряженные ситуации. Желательно, чтобы были в курсе этих событий. Часто в общежитиях жизнь активизируется после 11:00 часов ночи, когда преподаватели уходят. Студенческие отношения делятся в принципе на три группы. 1) отношения между студентами одной или соседних комнат. 2) отношения между студентами и студенческим советом. 3) отношения между студентами и студенческим советом (студенческим самоуправлением). 4) отношения между студентами младших и старших курсов. Все эти отношения временами бывают достаточно сложными, в ряде случаев студенты скрывают от преподавателей свои проблемы. Разобраться в них, помочь добрым советом, поддержать направить студента-это долг преподавателя.
Общеизвестно убыстреющися ритм жизни предъевлят все большие требования к каждому члену общества. Преподаватели в этом отношением на одном из первых мест. Все в большей степени проявляются равноправые отношений находят на одном из первых мест. Все в большей степени проевляется ровнопровие отношений преподователь студент. Эффективность этих отношений должно повышаться если у преподавателя преобладают положительные эстетические чувства как показатель человечности, гуманности, творчество работоспособности и результативности. Данная сторона деятельность преподавателя сопрекасается искусством и всегда является таланта и мастерства. Мастерство это подготовки, который обобщает все лучшие традиции и опыт предыдущих поколений, развивает и обостряет природные задатки студента и преподавателя, дает им необходимые знания и навыки, развивает способности, позволяет им быть гибкими и умелыми в решении любой задачи, любой научной и человеческой проблемы.
Имеет смысл сказать, что преподаватель должен быть высокой степени профессионалом всвоей области. Но этого недостаточного, он должен знать принципы учебно-методической и воспитательной работы. Все свои знания, умения и культурный потенциал преподаватель должен передавать студентам в процессе живого и непосредственного обучения. Для преподавателя должно быть очевиден тот факт, что отношения е преподавателем студент перености не тот предмет, который ведет педагог. Эти отношении должны включаться в сложную систему позволяющию воспитать в студенте не только конкурентноспособного специалиста но и угаждание гражданина своей страны. Эмоционально-психологического состояния студента важный момент учебного процесса. Снять напряжение простой шуткой перед ответом или перед занятием является с естественным педагогическим приемом. Следует помнить, что студенты ценят преподавателя строго, но если он абсолютно справедлив и если с ним можно поговорить на отвлеченные темы после занятие. В обсуждением отвлеченных тем формируется будущий специалист и гуманная личность. При этом преподаватель был и остается объектом много писменных обсуждений в разговорах студентов. Это преподавателью нужно помнить и повышать требовательность к себе, т.к. он является живым примером для всех студентов. Таким образом, актуальность работы с неуспевающими и отстающими студентами объясняется тем, что несмотря на общедоступность и общеизвестность по преодолению и предупреждению отклонений студентов в поведении и учебной деятельности, эта проблема продолжает существовать у нас в университете. Важным моментом воспитания студентов является развитие у них самокритики и убеждения, что только самостоятельная работа является выходом из создавшейся трудной ситуации. В нашем университете получила развитие новая форма обучения, сочетающая традиционное обучение и широкое применение современных технологий. Для неуспевающих студентов необходимо создавать условия доводить до их сведения, добиваться глубокого понимания, что у них создается новая траектория развития, зависящая от его психологической, теоретической и практической готовности. В этом одна из наших задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Битенас Б.П. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям - М.: 1994. - С. 13-16.
2 Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов-на-Дону: 2002. - С. 23-27.
3 Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов-на-Дону: 2006. - С.56-61.
4 Хмелькова О.И. Образование. - 2006. - С.130-135.
А.Д.СОКОЛОВ, Т.А.Ж¥МАКОВА, Г.У.ШАРДАРБЕКОВА
С.Ж. Асфендияров атындагы %аз¥МУ, цалыпты физиология кафедрасы
ОКЫТУШЫ - СТУДЕНТ КАРЫМ-КАТЫНАСЫН К0ТЕРУ ТИ1МД1Л1Г1
tywh: Бул ма;алада келей сурак;тар ;арастырылады: окытушылардыц жумысы, студенттердiц жумысы жэне студенттермен жумыс жасау. Саба;ты нашар о;итын студенттердiц оку Yлгерiмiн жа;сарту Yшiн ок;втушылардыц к;олданатын эдiстерi. О;ытушы студенттердiц оку Yлгерiмiнiц нашар болуыныц ce6e6iH аньщтау тиiс, сонымен ;атар 0зiнiцде жумысыныц нэтиежесiн талдауы ;ажет, себебi эрбiр Yлгерiмi нашар студент бiр жагынан ок;ытушыныц кемшiлiгi болып ;арастырылуыда м\™ган. ТYЙiндi свздер: жумыс, о;ытушы, студент, Yлгерiм, эдiстер.
A.D. SOKOLOV, T.A. ZHUMAKOVA, G.U. SHARDARBEKOVA
KazNMU of S. D. Asfendiyarov, chair of normal physiology
INCREASE OF EFFICIENCY OF THE RELATIONS TEACHER STUDENT
Resume: In article the following questions are considered: work of teachers, work of students and work with students. The methods applied by the teacher to improvement of progress of lagging behind students. The teacher has to find out the reasons of weak progress of students, at the same time analyse the work as each poor student on the one hand can be considered as failure of the teacher. Keywords: work, teacher, student, progress, methods.
УДК 378.(075):002
А.В. БАЛМУХАНОВА, Э.К. КУЛЕБАЕВА, Г.Ш.ТОЙЛЫБАЕВА, К.Е. ХАБДИН, В.Н. БАЛМУХАНОВ, Л.С. ДАУЛЕТОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСО-2006г В ИНТЕРНАТУРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье приведен первый опыт модульной технологии обучения с интеграцией дисциплин на постбакалавриатскомуровне, которая имеет свои приоритеты и проблемные точки. Учитывая, что модульное обучение должно явиться основанием для подготовки квалифицированных специалистов-клиницистов, считаем важным сделать акцент на данном сообщении и решить перспективные задачи.
Ключевые слова: модульное обучение, технология, ГОСО - 2006, компетенции врача.
Акту развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий, стремительное расширение спектра лекарственных препаратов определяют неуклонное повышение требований к качеству подготовки выпускников медицинских ВУЗов, способных удовлетворить потребности меняющегося рынка труда. Повышение качества выпускников медицинских вузов, является обязательным условием дальнейшего развития всей области здравоохранения в целом, как ее практического, так и научного звеньев. Достижение все более высокого качества обучения в медицинской школе может быть обеспечено только за счет интеграции науки, образования, и инновационной деятельности. Современный этап развития высшей медицинской школы Республики Казахстан характеризуется сменой образовательной парадигмы, заключающейся в изменении структуры содержания подготовки и ее качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование. При этом новая концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования делает особый акцент на его многоаспектный и многомодальный характер,
направленный на клиническую подготовку студентов с младших курсов.
Реализация данного положения возможна лишь при внедрении в учебный процесс инновационных технологий, основанных на интегрированном принципе обучения, который позволяет за период обучения повысить общую медицинскую культуру специалистов и выработать у них высокий уровень мышления, отвечающий современному научному подходу к решению профессиональных проблем. Этот принцип базируется на системном анализе конечного объекта изучения - организма человека и раскрытия его многогранности с помощью модульного подхода в обучении. Модульная технология обучения одной из своих целей ставит обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки, создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей студентов. В связи с этим, переход на модульную технологию повышает требования и к преподавателю, осуществляющему обучение. При модульном обучении педагог выполняет помимо