Научная статья на тему 'Повышение эффективности отбора подрядных организаций как фактор снижения стоимости строительства'

Повышение эффективности отбора подрядных организаций как фактор снижения стоимости строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ / CONSTRUCTION / THE CONTRACT AUCTION / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов В. П., Поташник Я. С.

В статье представлены особенности организации и проведения подрядных торгов, результаты анализа процедур проведения конкурса и аукциона на право заключения контракта в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ. Предложены рекомендации по повышению эффективности отбора подрядных организаций для участия в реализации инвестиционно-строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов В. П., Поташник Я. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of the selection efficiency of contractors as a factor of construction depreciation

The article presents the features of organizing and conducting contract auctions, the results of the procedures analyses in holding competitions and auctions for the purpose of gaining the right to conclude the contract in accordance with Federal Law No. 94-FZ. The authors offer recommendations on the efficiency increase of the selected contract organizations for the participation in investment and construction projects realization.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности отбора подрядных организаций как фактор снижения стоимости строительства»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

№ 28 2012

удк 336.532.2

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТБОРА ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

© В. п. кузнецов, я. С. поташник

нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кафедра экономики организации e-mail: econ.nn@mail.ru

Кузнецов В. П., Поташник Я. С. - Повышение эффективности отбора подрядных организаций как фактор снижения стоимости строительства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 411-414. - В статье представлены особенности организации и проведения подрядных торгов, результаты анализа процедур проведения конкурса и аукциона на право заключения контракта в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ. Предложены рекомендации по повышению эффективности отбора подрядных организаций для участия в реализации инвестиционно-строительных проектов.

Ключевые слова: строительство, подрядные торги, сметная стоимость.

Kuznetsov V. P., Potashnik Ja. S. - Increase of the selection efficiency of contractors as a factor of construction depreciation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 411-414. - The article presents the features of organizing and conducting contract auctions, the results of the procedures analyses in holding competitions and auctions for the purpose of gaining the right to conclude the contract in accordance with Federal Law No. 94-FZ. The authors offer recommendations on the efficiency increase of the selected contract organizations for the participation in investment and construction projects realization.

Keywords: construction, the contract auction, budget.

Строительство является одной из важнейших отраслей экономики, предназначенной для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Ее доля в ВВП составляет около 3 %, а доля в общем объеме промышленности колеблется в районе 20 %. При этом строительство по характеру своей деятельности требует крупных и долгосрочных инвестиций, зависит от объема предложения финансовых ресурсов в стране, ожиданий корпоративных и индивидуальных инвесторов. Ситуация в отечественном строительстве является тесно связанной с общей макроэкономической обстановкой в России.

Экономический кризис, начавшийся летом 2008 года, потребовал радикальной смены парадигмы развития строительной отрасли. Если в докризисный период высокие цены на энергоресурсы, постоянный приток финансов поддерживали уровень спроса, давая возможность функционирования экстенсивной модели развития строительного комплекса, то в настоящее время платежеспособность потенциальных клиентов заметно упала. В этих условиях на первый план выдвигается задача снижения стоимости строительства. Существенным резервом снижения стоимости

является повышение эффективности деятельности инвесторов, застройщиков и заказчиков капитального строительства по отбору строительных предприятий для выполнения строительно-монтажных работ [4].

Выбор конкретного подрядчика часто осуществляется путем проведения подрядных торгов. Они проводятся в России с 1994 года. Подрядные торги являются обязательной процедурой при размещении государственных и муниципальных заказов. Частные инвесторы прибегают к торгам по своему усмотрению для выбора надежных партнеров, которые смогут своевременно и качественно выполнить работы, эффективно используя ресурсы.

на протяжении последних десятилетий порядок организации и проведения подрядных торгов постоянно совершенствовался, изменялись законодательные документы, регулирующие эту сферу деятельности. В настоящее время формы торгов и порядок процедур определяются положениями гражданского кодекса РФ и Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В статье 447 гражданского кодекса РФ говорится, что «...торги проводятся в форме конкурса или

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

аукциона. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило наилучшие условия» [2].

Статья 32 п. 1 Федерального закона №94-ФЗ указывает, что под аукционом на право заключить контракт следует понимать торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта [6]. Сравнение ключевых положений процедур проведения конкурса и аукциона на право заключения контракта представлено в табл. 1.

По мнению специалистов, недостатком предписываемой законом процедуры аукциона на право заключения контракта является отсутствие такого критерия отбора, как квалификация участника (обеспеченность машинами, кадрами, участие в аналогичных проектах и т.д.) применительно к выполнению строительных работ. Поскольку реализация масштабных проектов продолжается обычно в течение нескольких лет, велика вероятность наступления рисков и, следовательно, возникновения убытков. При этом высокая квалификация исполнителя работ является фактором, стабилизирующим процесс их выполнения, и обеспечивает заказчику возможность своевременно реализовать проект [3]. Поэтому, хотя аукционы, по мнению г. В. Фадеевой и «позволяют снизить «коррупционную составляющую» и исключить возможность «про-давливания» более дорогих предложений, содержащих в себе избыточные или ненужные для государственного заказчика свойства по сравнению с изначальными требованиями», в практической деятельности частных инвесторов рекомендуется использовать конкурсы [5].

конкурсы на выбор подрядных организаций, как правило, проводятся в два этапа: предварительная квалификация претендентов; выбор наиболее эффективных подрядчиков на основе их предложений. При этом зачастую первому этапу конкурсов уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем, передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание у организаторов конкурсов мощных банков знаний о подрядных строительных предприятиях с дифференциальной и интегральной оценкой основных показателей их деятельности в различных регионах РФ является основой для выбора на втором этапе наиболее эффективных подрядчиков для снижения стоимости и продолжительности строительства, а также повышения его качества. Действительно, поскольку себестоимость строительства одних и тех же объектов и выполняемых строительно-монтажных работ различными строительными организациями может существенно отличаться, сопоставимые резервы имеются и в снижении сметной стоимости строительства [4].

Можно выделить два вида предварительных квалификаций [5]:

а) исключительно на базе показателей деятельности самого предприятия, безотносительно к предмету конкретного тендера и возможности предприятия выполнить его задание. Это позволяет сформировать перечень априори надежных контрагентов,

которых можно привлекать для участия в конкретных тендерах;

б) отбор в соответствии с возможностью выполнить конкретное конкурсное задание.

данные этапы могут проводиться последовательно, или же первый этап может проводиться периодически, с целью выявления и уточнения множества допустимых контрагентов, а второй - при необходимости выполнения конкретного задания. В настоящее время часто оба этапа сливаются в один, что приводит к неоправданному дублированию анализа данных, относящихся к потенциальным организациям-контрагентам самим по себе.

для анализа вида а) используется достаточно широкий круг показателей, прежде всего, из арсенала оценки финансового состояния предприятия. Однако, в виду специфических требований к строительным подрядчикам, отличающихся от традиционных критериев оценки финансового состояния, например, с точки зрения акционера и кредитора, необходимо применение специальной методики анализа и обобщения традиционных финансовых и других коэффициентов, характеризующих деятельность строительной организации, позволяющей классифицировать подрядчиков с учетом их возможности выполнять ту или иную конкретную роль в строительном процессе.

для решения этой задачи - экспресс-классификации подрядчиков на надежных и ненадежных -можно использовать методы непараметрической статистики, по аналогии с предложенным А. В. Буздали-ным вариантом их применения в изучении надежности некоммерческих банков [1]. Использование данных методов требует изначальную классификацию некоторой совокупности подрядчиков на «надежных» и «ненадежных», которая может быть получена, в частности, путем исследования исторических данных о случаях невыполнения контрактов. При этом такие классификации могут создаваться под каждую конкретную группу задач, например, в качестве генерального подрядчика, субподрядчика по той или иной категории работ и т. д.

на первом этапе создается максимально широкий перечень доступных для анализа характеристик строительных организаций, на основе имеющихся данных создают выборку из значений анализируемой характеристики, после чего согласно имеющейся квалификации подрядчиков на «надежные» и «ненадежные» полученную выборку разбивают на две.

В случае значимости соответствующей характеристики эти выборки должны иметь разные статистические параметры, то есть являться неоднородными (имеющими разные вероятностные законы распределения). для проверки гипотезы об однородности распределения следует использовать критерий Холмогорова-Смирнова, основанный на сравнении эмпирических функций распределения выборок, которые характеризуют законы распределения данных в общем виде.

на втором этапе необходимо оценить пороговые значения значимых характеристик работы строи-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

тельной организации, то есть выявить области их допустимых изменений. Как правило, область допустимых изменений задается числом, таким, что если значение характеристики лежит выше (ниже) данного числа, то вероятность благополучного состояния соответствующей строительной организации - потенциального подрядчика выше, чем неблагополучного, и наоборот.

Данный принцип в статистике формализуется с помощью метода классификации на основе «отношения правдоподобия».

В рассматриваемом случае используется его модификация, основанная на анализе эмпирических функций распределений. На их основе строится новая специальная функция, равная их разности:

G (г) = П(х) - Ш(х) (1)

далее строится график данной функции, сглаженный тем или иным способом (например, методом скользящего среднего), и на нем четко разделяются области монотонного роста и падения. При этом область монотонного роста является областью допустимых значений характеристики, а монотонного падения - недопустимых.

Таким образом, в результате применения данного метода можно получить оценку значений показателей, отделяющих надежных подрядчиков от ненадежных. На базе данной оценки возможно формулирование индивидуализированных нормативов для отбора подрядчиков под каждую конкретную группу типовых задач строительной деятельности, что позволит в существенной степени упростить и ускорить задачу предварительного отбора среди максимально широкой группы потенциальных контрагентов.

После определения списка участников тендера производится многокритериальный выбор лучшей заявки. Состав критериев (показателей), применяемых при конкурсном отборе, определяется организатором с учетом рекомендуемых типовых форм и специфики конкретного конкурсного объекта. Показатели могут иметь физическую размерность (рубли, месяцы, штуки и т. д.), быть безразмерными или принимать логические значения «да», «нет», «есть», «нет» (например, показатели, характеризующие наличие или отсутствие заключений, лицензий, сертификатов, справок, аудиторских проверок и т. п.).

Таблица 1

Сравнение ключевых положений процедур проведения конкурса и аукциона на право заключения контракта (в соответствии с Федеральным Законом № 94-ФЗ) [3]

Критерий сравнения Конкурс Аукцион на право заключения контракта

1. Сроки публикации и размещения извещения о проведении открытых торгов Не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 1 ст. 21) Не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 1 ст. 33)

2. Содержание извещения о проведении торгов Форма торгов; полные сведения о заказчике, уполномоченном органе, специализированной организации; предмет контракта и его характеристики; условия выполнения работ; начальная (максимальная) цена контракта; информация о конкурсной документации и процедуре подачи заявок; сведения об обеспеченности заявки и исполнении контракта; критерии оценки заявок на участие в конкурсе; сведения о процедуре вскрытия заявок (ч. 4 ст. 21) Форма торгов; полные сведения о заказчике, уполномоченном органе, специализированной организации; предмет контракта и его характеристики; условия выполнения работ; начальная (максимальная) цена контракта; информация об аукционной документации и процедуре подачи заявок; сведения об обеспечении заявки и исполнении контракта; место, дата и время проведения аукциона (ч. 3 ст. 33)

3. Обеспечение заявки Может быть установлено в размере не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4 ст. 20) Может быть установлено в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 5 ст. 32)

4. Срок объявления об отказе проведения торгов Не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 5 ст. 21) Не позднее, чем за 10 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 5 ст. 21)

5. Сроки внесения изменений в документацию Не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 8 ст. 34; ч. 3 ст. 24)

6. Продление срока подачи заявок Не менее чем на 20 дней со дня размещения и опубликования изменений на официальном сайте, в официальном печатном издании (ч. 3 ст. 24) Не менее чем на 15 дней со дня размещения и опубликования изменений на официальном сайте, в официальном печатном издании (ч. 3 ст. 33)

7. Сроки рассмотрения заявок на участие в торгах Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов (ч.1 ст. 27) Не более 10 дней со дня подачи заявок на участие в аукционе (ч. 2 ст. 36)

8. Оценка и сопоставление заявок Критерии оценки: ценовые и неценовые (ч. 4 ст. 28) Критерий оценки - минимум цены контракта (ч.1 ст. 32)

9. Срок подписания итогового протокола В течение дня, следующего после дня проведения оценки и сопоставления заявок (ч. 10 ст. 28) В день проведения аукциона (ч. 7 ст. 37)

10. Срок подписания победителем контракта Не менее, чем 10 дней со дня подписания протокола (п. 6 ч. 4 ст. 34; п. 16 ч. 4 ст. 22)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буздалин А. В. Эмпирический подход к созданию нормативной базы // Банковское дело. 1999. № 4. С. 51-59.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая и третья. Москва: Омега-Л, 2007. 476 с.

3. Гумба Х. М., Ермолаев Е .Е, Уварова С. С. Ценообразование и сметное дело в строительстве. М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. 419 с.

4. Резниченко В. С, Ленинцев Н. Н. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строи-

тельстве. Справочное пособие с методиками и примерами расчетов. М., 2005. 530 с.

5. Фадеева Г. В. Механизмы повышения качества инвестиционного проектирования в строительстве на базе инновационного сметного нормирования (на примере регионов Сибири и Крайнего Севера). Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Омск, 2009. 43 с.

6. Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.