Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ АЭРОДРОМА ОТ ГОЛОЛЕДА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ АЭРОДРОМА ОТ ГОЛОЛЕДА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осенне-зимнее содержание аэродрома / очистка / гранулированный химический реагент / гололед / autumn-winter maintenance of the airfield / cleaning / granular chemical reagent / ice

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Макогон В. К., Грядунова Ю. Е., Леденев А. А., Лакей В. Н.

Предложен эффективный способ очистки от гололеда искусственных взлетно-посадочных полос аэродрома и других искусственных покрытий (рулежных дорожек, магистральных рулежных дорожек, мест стоянок самолета). Выполнен расчет температурного показателя работы предлагаемого способа с учетом силы трения-скольжения и перехода механической энергии в тепловую. Эффективность предлагаемого способа проверена на практике в гражданской авиации, отмечены высокие показатели экономии материалов и средств осенне-зимнего содержания аэродрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Макогон В. К., Грядунова Ю. Е., Леденев А. А., Лакей В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING EFFICIENCY OF ARTIFICIAL AIRFIELD SURFACE CLEANING FROM ICE

The effective method of clearing artificial airfield runways and other artificial surfaces (taxiways, main taxiways, aircraft parking areas) from ice is proposed. The calculation of the temperature index of the proposed method is carried out taking into account the friction-sliding force and the transition of mechanical energy into the thermal one. The effectiveness of the proposed method has been tested in practice in civil aviation, high rates of saving materials and funds of the autumn-winter maintenance of the airfield have been noted.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ АЭРОДРОМА ОТ ГОЛОЛЕДА»

УДК 625.717

ГРНТИ 73.37.21

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ АЭРОДРОМА ОТ ГОЛОЛЕДА

В.К. МАКОГОН

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Ю.Е. ГРЯДУНОВА, кандидат технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

A.А. ЛЕДЕНЕВ, кандидат технических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

B.Н. ЛАКЕЙ

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Предложен эффективный способ очистки от гололеда искусственных взлетно-посадочных полос аэродрома и других искусственных покрытий (рулежных дорожек, магистральных рулежных дорожек, мест стоянок самолета). Выполнен расчет температурного показателя работы предлагаемого способа с учетом силы трения-скольжения и перехода механической энергии в тепловую. Эффективность предлагаемого способа проверена на практике в гражданской авиации, отмечены высокие показатели экономии материалов и средств осенне-зимнего содержания аэродрома.

Ключевые слова: осенне-зимнее содержание аэродрома, очистка, гранулированный химический реагент, гололед.

Введение. В настоящее время в области строительства и эксплуатации аэродромов все большее внимание уделяется продлению срока службы покрытий искусственных взлетно-посадочных полос (ИВПП), повышению технических мощностей обслуживающих машин, применению качественных материалов. В связи с растущим воздействием воздушных судов на аэродромные покрытия, негативным воздействием химических реагентов и погодных условий возникает потребность в применении новых материалов и эффективных по технико-экономическим показателям способов содержания аэродромных покрытий с использованием современной техники. Поэтому возникает необходимость в разработке новых подходов решения этих проблем, направленных на разработку и внедрение перспективных подходов аэродромного обеспечения (АО).

Разделяют два основных вида АО полетов - весенне-летнее и осенне-зимнее. Известно, что осенне-зимний период содержания аэродрома является самым затратным в обеспечении полетов и наиболее вредным по действию на материалы покрытий, из-за применения химических составов и воздействия тепловых машин. Химические реагенты, применяемые при обработке искусственных покрытий аэродромов для борьбы со снежно-ледяными образованиями, подразделяют на жидкие, порошковые и гранулированные. Жидкие реагенты имеют большой расход, узкий температурный диапазон применения при пониженных температурах, так как происходит разбавление активных веществ. В случае применения порошкообразных реагентов возможно их слёживание при хранении, поэтому необходимо их дробить в специальных установках, при этом присутствуют большие потери реагентов выдуванием за пределы покрытия при разбрасывании. Однако, преимуществом таких реагентов перед гранулированными является то, что они имеют большую поверхность раздела фаз, что способствует более интенсивному протеканию реакции [1]. При использовании теплового метода очистки искусственных поверхностей от гололеда расходуются колоссальные объемы топлива, а также происходит преждевременное разрушение бетонного покрытия.

В данной работе предлагается новый подход организации содержания ИВПП аэродромов в осенне-зимний период, в частности, направленный на разработку эффективного способа очистки покрытий от гололеда, обеспечивающего улучшение технико-экономических показателей и снижение агрессивного воздействия химических реагентов и тепловых машин на покрытие.

Актуальность. В настоящее время руководство по эксплуатации гражданских аэродромов «РЭГА» [2] носит рекомендательный и учебный характер. В тоже время АО развивается, повышается эффективность обеспечения полетов воздушных судов. Развитие происходит в основном в области увеличения мощности и производительности специальной техники, внедрения подходов данного вида содержания на основе «ИКАО» [3] и инновационных материалов АО. С возрастанием интенсивности полетов, мощности и сложности воздушных судов становится актуально внедрение новых подходов, методов и технологий АО.

В настоящее время активно ведется работа по повышению качества обработки дорог противогололедным реагентом. Совершенствуются системы автоматизированных технических средств, обеспечивающих противодействия гололедным явлениям. Такие системы могут быть использованы для борьбы с гололедом как на крупных дорожных участках [4], так и на наиболее подверженных воздействию гололедным явлениям с ограниченными возможностями для доступа к ним обычных средств противогололедной обработки (эстакады, мосты, развязки, тоннели и т.п.) [5]. Модернизируются средства и способы нанесения противогололедных реагентов на дорожное покрытие [6]. Разрабатываются модели разбрызгивающих головок, способные производить плавное нанесение реагента по ширине дороги под переменным давлением для повышения надежности и стабильности работы системы в целом при равномерном покрытии дорожного участка [7].

В практике известен способ очистки поверхности от гололедных и снежно-ледяных образований, в котором гранулированный химический реагент распределяют по поверхности дорожной полосы в соответствии с расходными нормами, с учетом температуры воздуха и ветра. Обработка покрытия происходит с помощью самоходных разбрасывающих средств. Эффективным режимом выполнения работ считают скорость разбрасывателя в пределах от 10 до 25 км/ч. Продолжительность реакции, разрушающей лед, составляет от 10 до 30 минут. После реакции начинают сметать слякоть с отслоившимися кусками льда плужно-щеточными снегоочистителями. В случае необходимости проводят подсушивание поверхности покрытий с помощью ветровых машин [8].

Анализируя существующие способы очистки покрытий от гололеда с применением химических реагентов, можно выделить следующие недостатки: не полное срабатывание реагента вследствие потерь их объема и ограничение отрицательной температурой, при которой останавливается процесс таяния льда. Следовательно, решение проблем лежит в плоскости устранения данных недостатков. Проблему потерь объема реагента можно решить новым способом распределения реагента на покрытии, при котором весь объем материала останется на покрытии в высокой концентрации и сработает в полном объеме, а не попадет частично за границы покрытия как при исполнении существующих методик. Следующая проблема -заставить работать реагент при температурах, когда химическая реакция прекращается. Решение данной проблемы возможно изменением условий работы реагента, путем повышения температуры реакции с помощью изменения режима и времени работы щеточного оборудования, когда в результате внешнего воздействия механическая энергия переходит в тепловую в месте соприкосновения щеточного оборудования с очищаемым ото льда покрытием. Дополнительный положительный эффект может быть достигнут за счет размельчения гранул реагента, что увеличивает площадь поверхности реагента, концентрацию активного вещества, а значит и эффективность реакции. При этом не происходит усиленное негативное воздействие концентрированного реагента на крайние плиты покрытия.

Недостатком способа очистки ИВПП от гололеда с использованием тепловых машин является невозможность применения его на асфальтобетонных покрытиях, а на цементно-

бетонных покрытиях использование ведет к ускоренному разрушению поверхностного слоя и значительному сокращению срока службы покрытия. Кроме того, тепловой способ является самым дорогостоящим способом очистки покрытий от гололеда.

Считается, что лучшая стратегия - не бороться с гололедом, а стараться предупредить его появление, путем распределения химических реагентов, которые обладают рядом важных достоинств: высокая плавящая способность; минимальное воздействие на окружающую среду; эффективность при низких температурах. Но данный способ работает только в идеальных условиях, когда прогнозирование льдообразования достаточно достоверно. При резких температурных колебаниях данная методика может привести к необоснованным и высоким затратам [2].

Наиболее эффективным и целесообразным представляется способ работы с реагентами, при котором химическая реакция со льдом будет протекать с большей скоростью и меньшим расходом. В практике применения реагентов на аэродромах с небольшой интенсивностью полетов себестоимость данных работ высока и нерентабельна в сравнении с аэродромами с высокой интенсивностью полетов, которые могут себе позволить перераспределение финансовых средств, компенсируя дополнительные траты из высоких доходов. Как следствие, на таких аэродромах, ограниченных бюджетом, остро стоит задача повышения производительности труда, через применение новых и более эффективных методик работы, и применения дорогостоящих материалов, таких как химические гранулированные реагенты.

Наиболее важным фактором эффективности работы реагентов является профессионализм специалистов АО, предусматривающих риски и умеющих выбирать наиболее эффективные и целесообразные решения в конкретных условиях.

Цель работы - разработка способа очистки искусственных покрытий аэродрома от гололеда, направленного на повышение технико-экономической эффективности его применения и снижение агрессивного воздействия на покрытие от химических реагентов и механизмов.

Теоретические и экспериментально-практические результаты. Исходя из изложенных теоретических положений и экспериментально-практического опыта, предлагается следующий способ (рисунок 1).

Л 1и

1 - разбрасыватель гранулированных химических реагентов; 2 - группа плужно-щеточных снегоочистителей; 3 - гон (полный проезд группы снегоочистителей по периметру ИВПП); 4 - искусственная взлетно-посадочная полоса; 5 - рулежная дорожка; 6 - направление движения техники в процессе очистки

Рисунок 1 - Схема расстановки техники при очистке искусственной взлетно-посадочной полосы от ледяных

образований

Очистка от гололеда ведется послойно - слоями 1-2 мм. На первый слой наносят химический реагент разбрасывателем (1) на очищаемую поверхность по кольцевой схеме с центра обрабатываемой полосы таким образом, чтобы применяемый реагент распределялся более плотно к центру полосы, менее плотно к краям, распределяют рекомендуемую норму. На каждый последующий слой норму снижают на 30-50 %.

Режим работы снегоочистительного оборудования рекомендуется выбирать следующим образом:

1) при температуре окружающей среды около 0 оС после распределения химического реагента, группа плужно-щеточных снегоочистителей (2) начинает работу после 10-30 мин реагирования химического состава по кольцевой схеме от центра ИВПП;

2) при температуре окружающей среды около -5 оС и ниже группа плужно-щеточных снегоочистителей (2) по кольцевой схеме от центра ИВПП сразу начинают растирать полученную смесь и сметать образовавшийся состав снежно-ледяных образований к краю ИВПП;

3) при сложных погодных условиях и толщине льда больше 3-4 мм процесс необходимо вести непрерывно: разбрасыватели реагента и щеточное оборудование идут друг за другом.

После разбрасывателей гранулированных химических реагентов, пока не завершился процесс «плавления» льда, работу ведет группа плужно-щеточных снегоочистителей, затем повторяют процесс разбрасывания химического реагента до полного удаления льда.

В процессе работы отряда плужно-щеточных снегоочистителей происходит измельчение применяемого реагента вместе с втиранием его в снежно-ледяные образования, а также растворение реагента с образованием раствора с более низкой температурой замерзания.

Тепло, образующееся в результате трения щеток плужно-щеточных снегоочистителей о снежно-ледяные образования на ИВПП с нанесенным ранее химическим реагентом, также способствует интенсификации процесса очистки. На рисунке 2 представлена схема работы щеточного оборудования плужно-щеточных снегоочистителей.

Рисунок 2 - Схема щеточного оборудования плужно-щеточных снегоочистителей

В результате таких действий образуется состав, состоящий из тающего льда, мокрого снега и грязи, и химического реагента, способствующий более активному проведению реакции ледяного разрушения. Далее разрушенный лед подсушивается ветровой машиной или вымораживается воздухом. Визуально оценивают результат выполненных действий.

При недостаточной очистке поверхности повторяют процесс до полного удаления льда.

Проводится очистка ИВПП до состояния покрытия «влажное» или «мокрое», при котором обеспечивается коэффициент сцепления, необходимый для производства полетов. Важно отметить, что в предлагаемом процессе применение тепловых машин, разрушающих покрытие, не требуется. На практике наиболее часто используют гранулированные реагенты типа АНС с температурой применения до -12 °С (ТУ-113-03-613-86), химическая формула: Са(Шз)2-4ТОСКН2)2+ПЛБ и карбамид (ГОСТ 2181-92) с температурой применения до -8 °С, химическая формула - СО(КЙ2)2.

Процесс таяния льда происходит при температуре выше 0 °С, когда лед превращается в воду. При этом происходит поглощение тепла, так как для перехода из твердого состояния в жидкое требуется энергия. Действие карбамида заключается в том, что он растворяется в воде, образуя раствор с более низкой температурой замерзания. При снижении концентрации карбамида процесс таяния льда может остановиться.

Расчет температурного показателя работы предлагаемого способа с учетом силы трения-скольжения и перехода механической энергии в тепловую [9].

На первом этапе необходимо определить энергию силы трения, образующуюся при давлении и вращении щетки на ледяные образования в виде проскальзывания

Атр = КР ■ Я = м-N■ Я = м-т■ Я■ Я,

тр

(1)

где Атр - работа сил трения (Дж); Етр - сила трения скольжения (Н); Я - путь перемещения (м); ^=0,035 - коэффициент трения льда; N - сила нормальной реакции опоры (Н); я - гравитационная постоянная (м/с2); т - масса щетки (кг).

По установленным нормам расход гранулированного реагента увеличивается на 36 % с увеличением на 1 мм толщины льда и понижением на 1 °С температуры воздуха начиная от 0 °С до -12 °С и достигает пределов выше 400 %.

Величина силы трения-скольжения рассчитывается по формуле

^ = ^ т ■ я = 0,035 ■ 500 ■ 10 = 175 Н.

(2)

Расчет работы сил трения

Атр = РтР ■ Я = 175-1 = 175 Дж.

(3)

Энергия трения щетки зависит от скорости передвижения технических средств и частоты вращения щетки, составляющей 4-6 об/сек. В процессе работы может изменяться расстояние и время воздействия на это расстояние, передача энергии может увеличиваться до 20 раз, поэтому расчет производится по усредненному значению

ЕтР = 175 ■ 10 = 1750 Дж.

(4)

Нормативное значение расхода энергии нагрева 1 мм льда на 1 м обрабатываемой поверхности щеткой и на 1 °С составляет в среднем 418,4 Дж. Формула для определения температурного показателя нагрева поверхности

Е

ут тр

н т—г

Е

(5)

где Тн - температурный показатель нагрева 1 мм на 1 м обрабатываемой поверхности щеткой;

Етр - энергия трения щетки (Дж); Ен - нормативная энергия нагрева 1 мм льда на 1 м составляет 418 Дж [9]. Определяем температурный показатель нагрева обрабатываемой поверхности щеткой

г. = -1750 = 4,18 °С. н 418,4

(6)

Как известно, на скорость химической реакции влияют следующие факторы: природа реагирующих веществ, температура, присутствие катализатора. В соответствии с правилом Вант-Гоффа: при повышении температуры на 10 градусов скорость большинства реакций увеличивается в 2-4 раза [10], применив уравнение Арениуса, описывающее зависимость скорости химической реакции от температуры, получаем

— Еа

к (Т) = А ехр(—),

(7)

где к(Т) - скорость реакции при температуре ^ А - преэкспоненциальный множитель (константа скорости); Еа - энергия активации реакции; Я - универсальная газовая постоянная.

При повышении температуры на 4,18 °С, можно найти новую скорость реакции при новой температуре Т = T + 4,18. Полученная скорость будет отличаться от исходной скорости при температуре ^ Отметим, что изменение температуры на 4,18 °С может заметно повлиять на скорость многих реакций, особенно на реакции с высокой энергией активации.

Таким образом, из расчета видно, что температура нагрева 1 мм на 1 м обрабатываемой поверхности щеткой составляет 4,18 °С, что позволит увеличить скорость реакции.

Одним из основных преимуществ применения предлагаемого метода очистки ИВПП является то, что при повышении температуры химической реакции происходит расширение диапазона применения гранулированного реагента, и, как следствие, разрушение льда становится возможным и при отрицательных температурах за пределами нормативно установленных.

Новизна и практическая значимость подтверждается получением патента на изобретение [8]. Предлагаемый способ нашел практическое применение. Очистка ИВПП от гололеда проводилась предложенным способом на аэродроме «Воронеж-Чертовицкое». Температура окружающей среды составляла -15 °С при неравномерной толщине льда (3-4 мм). Использовали химический реагент в гранулированном виде - карбамид, имеющий температурный предел протекания реакции со льдом -8 °С. В соответствии с нормативными показателями расход гранулированного реагента должен был составить 15 т, но, при внедрении разработанного способа, фактический расход составил 8 т химического реагента, то есть экономия реагента составила около 50 %.

Предлагаемый способ очистки искусственных покрытий аэродрома от гололеда является новаторским, эффективным, целесообразным для применения на практике. Тем более для этого не требуется никаких дополнительных финансовых затрат из бюджета, лишь доведение данного способа до специалистов АО через руководящие документы.

Выводы. Применение предлагаемого способа очистки ИВВП аэродрома от гололеда и снежных образований при отрицательных температурах окружающей среды ведет к повышению эффективности и экономической целесообразности за счет:

- снижения трудовых и материальных затрат, путем сокращения потерь реагента и использования его в полном объеме при пониженных температурах, а также отказа от самого дорогостоящего - теплового способа очистки от гололеда;

- предотвращения повреждения и износа покрытий от применения теплового способа.

Выполнен расчет температурного показателя работы предлагаемого способа с учетом силы

трения-скольжения и перехода механической энергии в тепловую, на основании которого можно

сделать вывод о том, что в процессе работы щёточного оборудования происходит повышение температуры химической реакции. При этом расширяется диапазон применения гранулированного реагента, и, как следствие, разрушение льда становится возможным и при отрицательных температурах за пределами нормативно установленных.

Эффективность предлагаемого способа проверена на аэродроме «Воронеж-Чертовицкое», отмечены высокие показатели экономии материалов и средств осенне-зимнего содержания аэродрома.

Также важно отметить, что при таком способе очистки поверхности в зимний период не происходит усиленное разрушение крайних плит ИВПП, связанное с продолжительным агрессивным воздействием концентрированного химического реагента в уязвимых областях. В результате происходит снижение затрат на ремонт покрытий, снижение трудозатрат и материальных затрат, уменьшение времени очистки от гололеда на ИВПП и других искусственных покрытиях аэродрома.

Предлагаемый способ целесообразно применять при любых погодных условиях. При температуре окружающей среды от 0 до -8 °С применение данной технологии ведет к снижению расхода химического реагента и снижению вредного воздействия на поверхность крайних плит, а при температуре окружающей среды ниже -8 °С позволяет проводить работы без применения тепловых машин, которые также влияют на долговечность покрытий.

В дальнейшем следует рекомендовать внедрение разработанного способа очистки искусственных покрытий аэродрома от гололеда специалистам АО на аэродромах с внесением изменений в нормативно-техническую документацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аэродромные покрытия. Современный взгляд / В.А. Кульчицкий, В.А. Макагонов, Н.Е. Васильев, А.Н. Чеков, Н.И. Романков. М.: Физико-математическая литература, 2002. 528 с.

2. Руководство по эксплуатации аэродромов «РЭГА РФ-94». М.: Воздушный транспорт, 1994. 291 с.

3. Международные стандарты и рекомендуемая практика. Аэродромы. Проектирование и эксплуатация аэродромов. Т. I. 4 Изд. 2004. 272 с.

4. Пат. 2456403С1 Российская Федерация, МПК E 01 H 10/00. Способ автоматической обработки дорожного покрытия противогололедным реагентом / Аносов В.С. [и др.]; заявитель и патентообладатель Аносов В.С. [и др.]; заявл. 29.12.10; опубл. 20.07.12.

5. Пат. 2390602C2 Российская Федерация, МПК E 01 H 5/10. Способ удаления с поверхности аэродромных и твердых дорожных покрытий ледяного и снежного накатов / Козин В.М. [и др.]; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО «АмГПГУ»; заявл. 11.04.07; опубл. 27.05.10.

6. Пат. 2394126С1 Российская Федерация, МПК E 01 H 10/00, E 01 C 11/24, C 09 K 3/18. Способ борьбы с зимней скользкостью дорожных покрытий и устройство для его реализации / Белоцерковский А.Г. [и др.]; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Экомтех-Трейдинг»; заявл. 03.03.09; опубл. 10.07.10.

7. Пат. 81735Ш Российская Федерация, МПК Е 01 Н 10/00. Система обработки дорожного покрытия противогололедным реагентом в автоматическом режиме / Авдеев А.В. [и др.]; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Стройпроект»; заявл. 27.11. 08; опубл. 27.03.09.

8. Пат. 2770218С1 Российская Федерация, МПК Е 01 Н 10/00, Способ очистки искусственной взлетно-посадочной полосы от снежно-ледяных образований / Макогон В.К. [и др.]; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); заявл. 23.06.21; опубл. 14.04.22.

9. Краткий справочник по химии: под ред. О.Д. Куриленко. «Наукова думка», 1974. 991 с.

10. Штиллер В. Уравнение Аррениуса и неравновесная кинетика. М.: Мир, 2000. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Aerodromnye pokrytiya. Sovremennyj vzglyad / V.A. Kul'chickij, V.A. Makagonov, N.E. Vasil'ev, A.N. Chekov, N.I. Romankov. M.: Fiziko-matematicheskaya literatura, 2002. 528 p.

2. Rukovodstvo po 'ekspluatacii aerodromov «REGA RF-94». M.: Vozdushnyj transport, 1994. 291 p.

3. Mezhdunarodnye standarty i rekomenduemaya praktika. Aerodromy. Proektirovanie i 'ekspluataciya aerodromov. T. I. 4 Izd. 2004. 272 p.

4. Pat. 2456403C1 Rossijskaya Federaciya, MPK E 01 H 10/00. Sposob avtomaticheskoj obrabotki dorozhnogo pokrytiya protivogololednym reagentom / Anosov V.S. [i dr.]; zayavitel' i patentoobladatel' Anosov V.S. [i dr.]; zayavl. 29.12.10; opubl. 20.07.12.

5. Pat. 2390602C2 Rossijskaya Federaciya, MPK E 01 H 5/10. Sposob udaleniya s poverhnosti a erodromnyh i tverdyh dorozhnyh pokrytij ledyanogo i snezhnogo nakatov / Kozin V.M. [i dr.]; zayavitel' i patentoobladatel' FGOU VPO «AmGPGU»; zayavl. 11.04.07; opubl. 27.05.10.

6. Pat. 2394126C1 Rossijskaya Federaciya, MPK E 01 H 10/00, E 01 C 11/24, C 09 K 3/18. Sposob bor'by s zimnej skol'zkost'yu dorozhnyh pokrytij i ustrojstvo dlya ego realizacii / Belocerkovskij A.G. [i dr.]; zayavitel' i patentoobladatel' Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «'Ekomteh-Trejding»; zayavl. 03.03.09; opubl. 10.07.10.

7. Pat. 81735U1 Rossijskaya Federaciya, MPK E 01 H 10/00. Sistema obrabotki dorozhnogo pokrytiya protivogololednym reagentom v avtomaticheskom rezhime / Avdeev A.V. [i dr.]; zayavitel' i patentoobladatel' Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Strojproekt»; zayavl. 27.11. 08; opubl. 27.03.09.

8. Pat. 2770218C1 Rossijskaya Federaciya, MPK E 01 H 10/00, Sposob ochistki iskusstvennoj vzletno-posadochnoj polosy ot snezhno-ledyanyh obrazovanij / Makogon V.K. [i dr.]; zayavitel' i patentoobladatel' Federal'noe gosudarstvennoe kazennoe voennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Voennyj uchebno-nauchnyj centr Voenno-Vozdushnyh sil «Voenno-vozdushnaya akademiya imeni professora N.E. Zhukovskogo i Yu.A. Gagarina» (g. Voronezh); zayavl. 23.06.21; opubl. 14.04.22.

9. Kratkij spravochnik po himii: pod red. O.D. Kurilenko. «Naukova dumka», 1974. 991 p.

10. Shtiller V. Uravnenie Arreniusa i neravnovesnaya kinetika. M.: Mir, 2000. 176 p.

© Макогон В.К., Грядунова Ю.Е., Леденев А. А., Лакей В.Н., 2023

Макогон Валерий Константинович, младший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Грядунова Юлия Евгеньевна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно -исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Леденев Андрей Александрович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник научно -исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Лакей Владимир Николаевич, научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

UDK 625.717 GRNTI 73.37.21

IMPROVING EFFICIENCY OF ARTIFICIAL AIRFIELD SURFACE CLEANING FROM ICE

V.K. MAKOGON

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

Yu.E. GRYDUNOVA, Candidate of Technical Sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.A. LEDENEV, Candidate of Technical Sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

V.N. LACKEY

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The effective method of clearing artificial airfield runways and other artificial surfaces (taxiways, main taxiways, aircraft parking areas) from ice is proposed. The calculation of the temperature index of the proposed method is carried out taking into account the friction-sliding force and the transition of mechanical energy into the thermal one. The effectiveness of the proposed method has been tested in practice in civil aviation, high rates of saving materials and funds of the autumn-winter maintenance of the airfield have been noted.

Keywords: autumn-winter maintenance of the airfield, cleaning, granular chemical reagent, ice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.