Научная статья на тему 'Повышение эффективности непрерывного мониторинга воздушных судов посредством GPS-трекера'

Повышение эффективности непрерывного мониторинга воздушных судов посредством GPS-трекера Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GPS / ТРЕКЕР / ВЕРТОЛЕТ / РАЙОН ПОИСКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / TRACKER / HELICOPTER / SEARCH AREA / EFFICIENCY / ADDITIONAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Горбунов Э.В., Андреев Д.А., Майнашева С.О., Кравченко А.В., Овсянников Н.П.

Рассматривается работа GPS-трекера с непрерывным мониторингом положения воздушного судна (ВС) в качестве дополнительного оборудования для повышения культуры безопасности полетов на вертолетах в воздушном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Горбунов Э.В., Андреев Д.А., Майнашева С.О., Кравченко А.В., Овсянников Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTINUOUS MONITORING OF AIRCRAFT BY MEANS OF GPS-TRACKER

The article deals with the work of a GPS tracker with continuous monitoring of the position of the aircraft as additional equipment to enhance the safety culture of helicopters in airspace.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности непрерывного мониторинга воздушных судов посредством GPS-трекера»

Решетневскуе чтения. 2018

УДК 656.7

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПОСРЕДСТВОМ GPS-ТРЕКЕРА

Э. В. Горбунов*, Д. А. Андреев, С. О. Майнашева, А. В. Кравченко, Н. П. Овсянников

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: eric.gorbunov@bk.ru

Рассматривается работа GPS-трекера с непрерывным мониторингом положения воздушного судна (ВС) в качестве дополнительного оборудования для повышения культуры безопасности полетов на вертолетах в воздушном пространстве.

Ключевые слова: GPS, трекер, вертолет, район поиска, эффективность, дополнительное оборудование.

INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTINUOUS MONITORING OF AIRCRAFT

BY MEANS OF GPS-TRACKER

E. V. Gorbunov*, D. A. Andreev, S. O. Maynasheva, A. V. Kravchenko, N. P. Ovsyannikov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: eric.gorbunov@bk.ru

The article deals with the work of a GPS tracker with continuous monitoring of the position of the aircraft as additional equipment to enhance the safety culture of helicopters in airspace.

Keywords: GPS, tracker, helicopter, search area, efficiency, additional equipment.

В настоящее время, в связи с низкой культурой безопасности полетов в коммерческой авиации на некоторых типах вертолетов, в частности Ми-8, остро стоит проблема непрерывного мониторинга положения ВС не только в воздушном пространстве, но и определения его места положения при аварийной посадке или крушении для быстрого отыскания места посадки и оказания помощи людям.

Практика показала, что в аварийной ситуации имеющиеся на борту Ми-8 два комплекта радиомая-ковне выдают сигнал оповещения в аварийно-спасательные службы, что приводит к увеличению времени поиска ВС и резко снижает шансы экипажа и пассажиров к спасению. Так, например, 02.09.2018 г. в Братском районе Иркутской области произошло крушение вертолета Ми-8ЯА - 25502. Связь с воздушным судном была потеряна в 14-00 по местному времени. Поиски начались в 15-47 по местному времени и продолжались сутки. АРМ (автоматический радиомаяк) не сработали. Анализ отказа связи, срабатывания АРМ на борту вертолетов данного типа показал, что эти средства нельзя считать надежными с одной стороны, а с другой стороны эти средства не обеспечивают постоянного мониторинга положения ВС.

В данной статье расмотрены причины отказа АРМ их конструктивные особенности и т. д. Мы рассматриваем, прежде всего, ситуацию, когда авария или катастрофа происходит в северных, труднодоступных районах Сибири и автоматическое оповещение аварийных служб с четким определением место положения воздушного судна становиться решающим фактором быстрого поиск и спасения людей.

Выходов из положения всегда несколько от повышения надежности работы существующей аппаратуры до применения новейших разработок. Одной из таких разработок является использование технологии SPOT Trace. Это оборудование имеет встроенный датчик вибрации/ускорения.

При отсутствии вибрации устройство переходит в режим ожидания и не передаёт отметки о местоположении. Это может произойти в условиях спокойного равномерного полёта при отсутствии турбулентности.

На воздушных суднах настоятельно рекомендуется использовать режим «Dock mode» SPOT Trace технологии. В этом режиме встроенный датчик вибрации отключается, и для определения отсутствия перемещения используется GPS. Устройство продолжает определять координату раз в 2,5 минуты.

Вероятность успешного выполнения отправки одного сообщения SPOT Messenger прогнозируется в течение 20 минут при условии доступности сети (рис. 1). Вот почему, SPOT Messenger запрограммирован на автоматическую отправку несколько сообщений в каждом режиме, обеспечивая вам превосходную итоговую надежность.

Работает SPOT через сеть низкоорбитальных спутников Globalstar. Координату определяет по GPS. Над районам полета всегда есть спутник(и), но так как у спутников нет «памяти» на сообщение от мессенджера, то для того, чтобы «приземлить» сигнал, в прямой видимости от спутника в данный момент должна быть включена базовая станция.

Эксплуатация и надежность авиационной технику

Рис. 1. Зона покрытия SPOT Trace: - вероятность успешной отправки одного сообщения в течение 20 минут составляет 96 0 о или выше; - ослабление сигнала или отсутствие покрытия в течение 20 минут

Рис. 2. Работа приложения SPOT Messenger для отслеживания положения ВС по маршруту.

В заключение можно сказать, что использование штатных АРМ при возникновении ЧС не обеспечивает исключительную надежность доставки сигнала о местоположении ВС в аварийно-спасательные центры, и в качестве дополнительного оборудования GPS - трекер идеально подходит для наиболее точного определения местоположения без задержек,тем самым сужая район поиска ВС и сокращая времяна спасение людей. Использование данного устройства экономически целесообразно и эффективно для авиакомпаний, а также частных пилотов.

Библиографические ссылки

1. Бородайко В. Л., Ильина О. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Globalstartechnol-ogy [Электронный ресурс]. URL: http://present5.com/ vychislitelnye-sistemy-seti-i-telekommunikacii-chast-ii-lektor (дата обращения: 05.09.2018).

2. Electronic text book FindmeSPOT [Электронный ресурс]. URL: https://www.findmespot.com/en/index. php?cid=128 (дата обращения: 05.09.2018).

3. Electronic textbook AOPA [Электронный ресурс]. URL: https://www.aopa.org/news-and-media/all-news/ 2014/july/28/spot-simplifies-with-new-trace-tracker (дата обращения: 05.09.2018).

4. Electronic textbook Globalstar [Электронныйре-сурс]. URL: https://www.globalstar.com/support/ coverage-maps (дата обращения: 05.09.2018).

5. Антонович К. М. Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии : монография. В 2 т. Т. 1 / Сибирская государственная геодезическая академия. М. : ФГУП «Картгеоцентр», 2005. 334 с.

References

1. Borodaiko V. L., Ilina O. P. Vychislitel'nye sistemy, seti i telekommunikatsii [Computing systems, networks and telecommunications. Globalstar technology]. Available at: http://present5.com/vychislitelnye-sistemy-seti-i-telekommunikacii-chast-ii-lektor (accessed: 05.09.2018).

2. Electronic textbook Find me SPOT. Available at: https://www.findmespot.com/en/index.php?cid=128 (accessed: 05.09.2018).

3. Electronic textbook AOPA. Available at: https://www.aopa.org/news-and-media/all-news/2014/ july/28/spot-simplifies-with-new-trace-tracker (accessed: 05.09.2018).

4. Electronic textbook Globalstar. Available at: https://www.globalstar.com/support/coverage-maps (accessed: 05.09.2018).

5. Antonovich K. M. Ispol'zovanie sputnikovykh radionavigatsionnykh sistem v geodezii [Use of satellite radio navigation systems in geodesy. Part 1]. Moskow, "Kartgeotsentr" Publ., 2005. 334 p. (In Russ.).

© Горбунов Э. В., Андреев Д. А., Майнашева С. О., Кравченко А. В., Овсянников Н. П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.