6. Межрегиональное и приграничное сотрудничестве государств - участников СНГ в 2010-2011 годах. Информационно-аналитическая записка. -М.: Исполнительный комитет СНГ, 2011. - С. 53.
7. Штапова И.С. Методологические подходы к оценке структуры отраслевого рынка // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, № 3. - С. 59-67.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В КОМПАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТОО ВИНЗАВОД»)
© Таменов Д.Б.1
Университет Нархоз, Республика Казахстан, г. Алматы
В статье ставится задача рассмотреть эффективность использования оборотных средств компании на примере компании BN Винзавод. Автор раскрывает задачи, формы и виды оборотных средств. Особое внимание обращается на компанию BN Винзавод. При использовании различных таблиц достигается широкий расчет и анализ показателей.
Ключевые слова оборотные средства, активы, коэффициент, платежеспособность.
Для осуществления бесперебойного процесса производства и реализации продукции предприятия необходимо наличие не только основных фондов, нематериальных активов, но и оборотных средств, выступающих преимущественно в форме материалов, запасов сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д.
Сегодня как никогда важно хорошо знать природу оборотных средств, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития производства предприятия.
Оборотные средства - это имущественные ценности организации, обслуживающие его текущую деятельность и полностью расходуемые в течение одного производственного цикла. К ним относят все виды активов со сроком использования менее одного года (краткосрочные активы), поэтому эти средства характеризуются относительной быстротой обращения [1].
По характеру участия в производственно-торговом обороте оборотные производственные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы обращения в сферу производства и наоборот.
1 Магистрант.
Анализ эффективности использования оборотных средств в компаниях осуществляется с помощью относительных показателей, таких как коэффициент оборачиваемости, период оборота, коэффициент загрузки оборотных средств, коэффициент рентабельности краткосрочных активов. Расчет и оценка данных показателей представлен ниже на примере ТОО «BN Винзавод».
В настоящее время ТОО «BN Винзавод» современное предприятие с новейшим технологическим оборудованием по производству алкогольной продукции [2]. В табл. 1 приведена структура оборотных средств компании.
Таблица 1
Структура оборотных средств ТОО «BN Винзавод»
Краткосрочные активы 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение
Денежные средства и их эквиваленты 2,7 % 2,8 % 2,8 % 0,7 % 0,4 % -0,3 %
Краткосрочная дебиторская задолженность 26,9 % 30,2 % 15,8 % 21,6 % 14,3 % -7,3 %
Запасы 70,2 % 66,9 % 81,3 % 73,4 % 84,4 % 11,0 %
Прочие краткосрочные активы 0,1 % 0,1 % 0,1 % 4,2 % 0,9 % -3,3 %
Итого краткосрочных активов 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 0 %
Источник: составлено автором на основе источника [3].
Значительную долю в структуре оборотных средств занимают запасы предприятия. В отчетном году удельный вес их составил 84,4 %, что на 11 процентных пунктов больше по сравнению с предыдущим годом. Большое количество запасов и их ежегодный рост может свидетельствовать о затоваривании склада. Увеличение запасов без увеличения объема продаж снижает оборачиваемость и платежеспособность компании.
На втором месте расположилась краткосрочная торговая и прочая дебиторская задолженность с долей 14,3 %, что на 7,3 % меньше чем в 2014 году. Если увеличение дебиторской задолженности связано с ростом продаж, то рост выручки компании был обеспечен увеличением срока предоставляемого покупателям товарного кредита. Такую ситуацию можно отметить в 2014 году.
В 2015 году уменьшение дебиторской задолженности происходит на фоне снижения выручки, это говорит о том что, несмотря на увеличение срока товарного кредита, компании не удалось удержать своих покупателей. Это повышает операционные риски компании.
Для оценки эффективности использования оборотных средств ТОО «BN Винзавод» были рассчитаны показатели ликвидности, которые позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Относительные показатели ликвидности анализируемой компании представлены в таблице 2.
Уровень текущей ликвидности предприятия в 2015 году достиг показателя 0,82, что почти не отличается от показателя прошлого года. Значение коэффициента ТОО «BN Винзавод» ниже нормы, это говорит о вероятных трудностях в погашении организацией своих текущих обязательств.
Таблица 2
Показатели ликвидности ТОО «BN Винзавод»
№ Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение
1 Коэффициент текущей ликвидности 0,70 0,76 0,79 0,82 0,82 -0,001
2 Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности 0,21 0,25 0,15 0,18 0,12 -0,06
3 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,02 0,02 0,02 0,01 0,003 -0,003
Источник: составлено автором на основе источника [3].
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности в компании уменьшился на 0,06 пунктов и составил 0,12 в отчетном периоде. При таком значении коэффициента ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит, существует риск потери платежеспособности, что является негативным сигналом для инвесторов.
Исходя из приведенных расчетов, коэффициент абсолютной ликвидности в 2015 году снизился с 0,01 до 0,003. Такое низкое значение коэффициента говорит о малых объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса.
Насколько эффективно предприятие использует оборотные средства можно проанализировать с помощью показателей деловой активности. Расчеты коэффициентов и периодов оборота компании «BN Винзавод» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели деловой активности ТОО «BN Винзавод»
№ Показатели Ед. изм. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение
1 Коэффициент оборачиваемости денежных средств раз 15,19 13,83 21,38 37,54 16,17
2 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности раз 1,46 1,71 1,85 1,18 -0,67
3 Коэффициент оборачиваемости запасов раз 0,48 0,46 0,43 0,24 -0,19
4 Период оборота денежных средств дни 23,69 26,04 16,84 9,59 -7,25
5 Период оборота дебиторской задолженности дни 246,30 210,40 194,46 305,68 111,22
6 Период оборота запасов дни 747,73 780,08 838,59 1525,35 686,75
7 Операционный цикл дни 994,04 990,48 1033,06 1831,03 797,97
Источник: составлено автором на основе источника [3].
Коэффициент оборачиваемости денежных средств увеличивался за последние два года. В отчетном периоде показатель составил 37,54 раз, что на 16,17 раза больше по сравнению с предыдущим 2014 годом. Период оборота наиболее ликвидных средств снизился на 7,25 дней и достиг значения 9,59 дней. Повышение коэффициента оборачиваемости денежных средств и уменьшение цикла оборота свидетельствует о росте эффективности использования высоколиквидных активов предприятия. Эта положительная динамика может привести к увеличению финансирования производственной деятельности компании и росту финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.
Количество совершенных дебиторской задолженностью оборотов за отчетный период составило 1,18 раз, что на 0,67 раза меньше по сравнению с предыдущим годом. Чем выше коэффициент, т.е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации. При этом эффективная деятельность не обязательно сопровождается высокой оборачиваемостью. При продажах в кредит остаток дебиторской задолженности будет высокий, а коэффициент ее оборачиваемости соответственно низкий.
Коэффициент оборачиваемости запасов ТОО «BN Винзавод» снизился почти в 2 раза, с 0,43 раза до 0,24 раз. Абсолютное изменение составило 0,19 раз. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов.
Операционный цикл характеризует общее время (в днях), в течение которого финансовые ресурсы мобилизованы в запасах и дебиторской задолженности. Слишком высокое значение, наблюдаемое в ТОО «BN Винза-вод», говорит о длительном омертвлении финансовых ресурсов в запасах и дебиторской задолженности.
В таблице 4 представлены такие показатели эффективности использования оборотных средств, как коэффициент загрузки, рентабельность оборотных активов, материалоемкость продукции и материалоотдача.
Таблица 4
Показатели эффективности использования оборотных средств ТОО «BN Винзавод»
№ Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение
1 Коэффициент загрузки 2,39 2,59 2,84 4,72 1,88
2 Рентабельность оборотных активов 0,06 -0,002 -0,02 0,005 0,02
3 Материалоемкость продукции 0,69 0,79 0,89 0,94 0,88 -0,06
4 Материалоотдача 1,45 1,27 1,12 1,07 1,14 0,07
Источник: составлено автором на основе источника [3].
Коэффициент загрузки оборотных средств - показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Данный показатель в 2015 году был равен 4,72, что на 1,88 больше по сравнению с предыдущим периодом. Другими словами 4,72 тенге оборотных средств было затрачено на 1 тенге реализованной продукции. Такой результат является негативным поскольку, чем больше значение коэффициента загрузки, тем менее эффективно используются оборотные активы.
Компания «BN Винзавод» в течение рассматриваемого времени имела низкие показатели коэффициента рентабельности оборотных активов. Исходя из приведенных расчетов, в 2015 году предприятие получало 0,005 тенге прибыли на 1 тенге, вложенных в оборотные средства. Показатель коэффициента увеличился на 0,02 и достиг положительного значения в связи с получением компанией чистой прибыли в отчетном периоде.
Материалоемкость продукции ТОО «BN Винзавод» росла, начиная с базисного периода до 2014 года. В отчетном году показатель снизился на 0,06 пунктов и составил 0,88. Иными словами компания имела материальные затраты в размере 0,88 тенге, приходящиеся на каждый 1 тенге выпущенной продукции.
Материалоотдача - показатель, обратный материалоемкости. Значение показателя выросло с 1,07 в 2014 году до 1,14 в 2015 году, абсолютное изменение составило +0,07. Полученная материалоотдача анализируемого предприятия говорит о том, что на 1 тенге потребленных материальных ресурсов приходится 1,07 тенге выпущенной продукции.
Проанализировав показатели эффективности использования оборотных средств ТОО ««BN Винзавод» можно сделать следующие выводы. Рассчитанные коэффициенты ликвидности компании указывают на то, что сумма ликвидных активов предприятия далека от нормативных значений и не соответствует требованиям текущей платежеспособности. Кроме того значения показателей снизились к отчетному периоду, а чем ниже их величина, тем меньше гарантия погашения долгов.
Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности служит сигналом об ухудшении качества задолженности со стороны покупателей, об увеличении доли сомнительных долгов. Замедление оборачиваемости запасов свидетельствует об увеличении срока их хранения на складе и негативно отражается на деятельности компании, так как не способствует высвобождению средств из оборота.
Одним из немаловажных направлений эффективного управления оборотными средствами является грамотный контроль дебиторской задолженности. Решение данных вопросов требует квалифицированного управления -часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации [4].
Для повышения уровня текущей ликвидности и снижения периода оборота активов компании рекомендуется рассмотреть стратегические направления умеренного типа кредитной политики. Данный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. В результате доля оборотных активов в общих активах составит 40-50 %, продолжительность оборота оборотных средств - 52-95 дней, что позволит высвободить финансовые ресурсы компании и повысить уровень платежеспособности.
В целях стимулирования покупателей необходимо предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты. Для этого можно предоставлять скидки за ранние платежи, т.е. сократить цены покупки или продажи, выраженные в процентах,
которые предоставляются в случае оплаты счета-фактуры в ранний период установленного срока.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
Управление запасами составляет важную сферу финансового менеджмента фирмы с точки зрения трудоемкости и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизируя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами достигают 40 % и более общих логистических издержек [5, с. 215].
Компании необходимо провести детальный анализ рыночной ситуации, потребительского спроса на свою продукцию, составить модель рынка. Затем проранжировать запасы, находящиеся на складе по уровню потребления, стабильности и выгодности. С целью предотвращения застоя запасов на складе компании и высвобождения финансовых ресурсов предприятию необходимо реализовать товары, приносимые наименьшую выгоду в финансовые результаты, по низкой цене, либо использовать их в других направлениях (в маркетинговых активностях). Кроме того, необходимо исключить появление материальных ресурсов сверх установленных норм, то есть строго отнестись к нормированию материально-технических ценностей.
Для повышения дохода от продажи товаров компании «BN Винзавод» можно предложить пересмотреть уровень цен на отдельную продукцию. На сегодняшний день свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от спроса на товары и определяются непосредственно самим предприятием. Применение более низких цен позволит компании заинтересовать выгодного потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи.
Из проведенного анализа было отмечено, что компания имеет значительную кредиторскую задолженность, намного превышающую дебиторскую, что также увеличивает вероятность неплатежеспособности и может привести к банкротству. В таком случае предприятию необходимо: провести переговоры со своими кредиторами с целью достижения определенной договоренности с ними (например, отсрочка платежей); определить имущество, которое оно сможет реализовать, для погашения долга; использовать все возможности для привлечения инвесторов.
Грамотное решение приведенных мероприятий по повышению эффективности управления оборотными средствами позволит ТОО «BN Винзавод» увеличить объем производства работ и услуг, прибыль, снизить себестоимость, повысить конкурентоспособность предприятия.
Список литературы:
1. Сведения и материал с сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economican.ru.
2. Краткая характеристика и история ТОО «BN Винзавод».
3. Финансовая отчетность ТОО «BN Винзавод» за 2011-2015 гг.
4. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент йта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.be5.biz.
5. Фомин П.А. Оценка эффективности использования финансов предприятия в условиях рыночной экономики. - М.: Инфра-М, 2005. - 560 с.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГЧП В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
© Тараненко О.Н.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск
Оценка уровня развития государственно-частного партнерства в регионах СКФО включает анализ факторов развития ГЧП: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность региона
Ключевые слова регион СКФО, государственно-частное партнерство, рейтинг.
Субъекты Российской Федерации можно разделить на 5 групп по уровню развития государственно-частного партнерства:
- регионы - лидеры по уровню развития ГЧП - 60-75 %;
- регионы с высоким уровнем развития ГЧП - 45-60 %;
- регионы со средним уровнем развития ГЧП - 35-45 %;
- регионы с низким уровнем развития ГЧП - 25-35 %;
- регионы с очень низким уровнем развития ГЧП - 0-25 %.
При оценке уровня развития государственно-частного партнерства в регионах СКФО учитывались следующие факторы: развитость институциональной среды; опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; инвестиционная привлекательность региона. По результатам исследования, проведенного Центром развития ГЧП, СКФО относится к региону с низким потенциалом - 25-35 % (рис. 1), находящимся в сегменте рейтинга, который характеризуется слабым уровнем развития правового поля, влияющего на реа-
1 Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат педагогических наук, доцент.