Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники в АПК'

Повышение эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ / LEASING DEVELOPMENT TENDENCIES OF AGRICULTURAL EQUIPMENT / EFFICIENCY INCREASE OF LEASING USE IN THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапова В. М., Шкерин С. В.

В статье обозначены основные недостатки существующей модели лизинга в агропромышленном комплексе России. Раскрыта системная проблема агролизингового бизнеса в России. Предложен комплекс мер по повышению эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase in leasing usage efficiency of agricultural machinery in agro-industrial sector

This article provides the main drawbacks in the present model of leasing in agro-industrial sector in Russia. The problem of Russian agro-leasing business is unveiled. The complex of measures in leasing usage efficiency of agricultural machinery increase is suggested.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники в АПК»

B. М. Шарапова, доктор экон. наук, профессор, кафедра предпринимательства и агробизнеса, Уральская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Екатеринбург, Россия,

C. В. Шкерин, аспирант,

кафедра предпринимательства и агробизнеса, Уральская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Екатеринбург, Россия sergey.shkehn@gmail.com

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

В АПК

Лизинг сельскохозяйственной техники в настоящее время является важным механизмом обновления материально-технической базы агропромышленного комплекса. Включение агролизинга в цепочку производитель—потребитель означает дополнительные возможности и преимущества для участников процесса. Для производителя агролизинг существенно расширяет потенциальный рынок сбыта продукта. Для потребителя основного средства агролизинг дает возможность без существенных единовременных затрат приобрести технику, а также получить профессиональную консультацию по её исполь- = зованию, что в дальнейшем обеспечит успешное внедрение её на предприятии.

Сегодня для успешного дальнейшего применения агролизин-говых услуг и, соответственно, успешного развития сельскохозяйственной отрасли требуется реформирование системы в части перехода от модели жестко го администрирования (включающей под держку с помощью бюджетных ассигнова ний) к модели создания максимально бла

Для потребителя основного средства агролизинг дает возможность без существенных единовременных затрат приобрести технику, а также получить профессиональную кон сультацию по её использованию, что в дальнейшем обеспечит успешное внедрение её на предприятии.

гоприятного инвестиционного климата для участников рынка.

Авторы выделили следующие основные недостатки существующей модели:

♦ Вследствие отсутствия конкуренции лизингодателей: однородные подходы к оценке лизингополучателей, существенно сужающие доступ к лизинговому механизму для множества сельхозпредприятий;

♦ Прямая зависимость объёма агроли-зингового рынка от бюджетных ассигнований;

♦ Снижение гибкости лизинговых компаний в работе с поставщиками, пере-

= работчиками, предприятиями торговли;

♦ Иждивенческое поведение части хозяйств как следствие политики списания и реструктуризации долгов, сниженная инвестиционная эффективность1;

♦ Высокая доля просроченной и невозвратной задолженности

в агролизинговых портфелях — соответственно, низкая эффективность использования средств государственной поддержки АПК.

Все вышеперечисленные недостатки существенно снижают потенциал лизинговой формы финансирования, кроме того, отражаются на прибыли агролизинговых компаний. Особенно -

выделим негативные последствия политики списания и реструктуризации долгов, покрытия убытков сельхозпредприятий: подобная практика наряду с низкой рентабельностью многих сельхозтоваропроизводителей является причиной безответственного поведения части хозяйствующих субъектов, что существенно снижает эффективность использования бюджетных ассигнований в виде лизинга. Многие хозяйства не проявляют заинтересованности в эффективном использовании основных средств, в применении инновационных технологий. Стоит отметить, что, несмотря на существенные расходы бюджета, выделенные на обновление основных фондов сельского хозяйства, общая обеспеченность ими сокращается.

Авторами предлагается комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического и инновационного механизма повышения эффективности использования лизинга сельскохозяйственной

Несмотря на существенные расходы бюджета, выделенные на обновление основных фондов

сельского хозяйства, общая обеспеченность ими сокращается.

техники в АПК. Среди них необходимо выделить:

♦ Меры, направленные на усовершенствование существующей системы агроли-- зинга;

♦ Меры, направленные на потенциальное изменение существующей системы агро-лизинга.

Рассмотрим первую составляющую комплекса мер:

1) Меры, направленные на усовершенствование существующей системы агроли-зинга:

а) Своевременное реагирование на негативные изменения в отрасли, связанные с тяжелыми природно-климатическими условиями. При наличии факта масштабных негативных природных изменений, таких как засуха, наводнения и т.п., финансовое состояние многих сельхозпредприятий ухудшается, и они становятся временно неспособны обслуживать лизинговые платежи. Подчеркиваем, что речь идет не об иждивенческом поведении потребителей, а о вынужденной временной неплатежеспособности. В данной ситуации рекомендуется предоставление государственных субсидий лизинговым компаниям взамен на пре-

доставление ими отсрочек (реструктуризации) по выплате лизинговых платежей пострадавшим предприятиям. Схема предоставления отсрочек уже опробована на ОАО «Росагролизинг», однако без субсидирования: ОАО «Росагролизинг» в течение 2010-2012 гг. предоставило отсрочки 1895 сельхозпроизводителям на сумму более 4,5 млрд. руб.

b) Субсидирование закупки сельскохозяйственной техники в лизинг. По нашему мнению, применение подобной формы субсидирования целесообразно, однако необходим контроль со стороны лизингодателя и государства за эффективностью использования техники. Считаем нецелесообразным субсидирование затрат на погашение просроченной задолженности по лизинговым платежам, так как такая возможность снижает заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в эффективной работе.

c) Государственная поддержка (в том числе субсидирование) реализации комплексных лизинговых проектов, в особенности с инновационной составляющей. Такими проектами могут выступать: 1) Технологические комплексы: силовые агрегаты совместно с сельхозтехникой, комплексное оборудование для мелиорации и орошения, оборудование для точного земледелия, включающее навигационные системы, оборудование для дифференцированного внесения удобрений и так далее. 2) Комплексное оснащение крупных хозяйств ресурсосберегающей техникой, которая использует инновационные технологии земледелия. 3) Участие в инвестиционных проектах по строительству животноводческих, растениеводческих комплексов, в том числе комплексное использование лизинга, в том числе лизинга недвижимости, лизинга сложного технологического оборудования и лизинга племенного скота. 4) Комплексное лизинговое оснащение малых сельскохозяйственных (в особенности перерабатывающих) предприятий, включая лизинг недвижимости и оборудования, при этом усиленный контроль за эффективностью использования инвестиций.

ё) Использование процедур предоставления прямой государственной поддержки в виде уже предусмотренных в законодательстве налоговых льгот лизингодателям, работающим с сельхозтоваропроизводителями. Также необходимо развивать и повсеместно внедрять механизмы прямой государственной поддержки в виде льготного кредитования лизингодателей в агро-лизинге (желательно по ставке не выше У4 ставки рефинансирования РФ) и предоставления государственных гарантий под агролизинговые сделки. В особенности важно стимулировать частные лизинговые компании, реализующие крупные комплексные агролизинговые проекты, описанные выше. Для исключения неадресного использования прямой государственной поддержки, необходимо использовать распределение бюджетных средств среди лизингодателей на конкурсной основе.

е) Государственная поддержка и стимулирование повсеместного создания универсальных сервисных центров, территориально близких к сельхозтоваропроизводителям. Подобные сервисные центры будут обслуживать технику, передаваемую в лизинг, тем самым сокращая до минимума простои в работе предприятий АПК. За счет создания сервисных центров, лизинговые компании и производители будут получать оперативную обратную связь от клиента по качеству продаваемой техники, также данный шаг приведет к существенному стимулированию сбыта за счет увеличения доступности сервисных услуг. На основании подобных центров возможно использование механизма оперативного лизинга, однако для реализации данного шага необходимы законодательные изменения, поэтому вариант будет рассмотрен в ходе описания второй составляющей комплекса мер.

Г) Увеличение доступности лизинговых услуг в сфере АПК за счет создания и расширения филиальных сетей агролизинго-вых организаций. В настоящее время возможно дальнейшее расширение и создание филиалов ОАО «Росагролизинг», при этом

При наличии факта масштабных

негативных природных изменений финансовое состояние многих сельхозпредприятий ухудшается, и они становятся временно неспособны обслуживать лизинговые платежи.

текущая практика работы с сублизингодателями нежелательна, так как лизинговые фирмы-посредники включают свой процент удорожания в цену объекта лизинга, тем самым снижая доступность лизинговых услуг для сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем, при условии создания благоприятного климата для лизинговых компаний, работающих с сельскохозяйственной отраслью (вторая составляющая комплекса мер), возможно как привлечение на рынок агро-лизинга крупных действующих лизинговых компаний с развитой филиальной сетью, так и создание новых организации с агро-лизинговой направленностью. Учредителями подобных новых организаций, вероятно, будут выступать крупные финансово-промышленные группы, связанные с производителями той или иной техники, а также государственные структуры и прочие соин-весторы.

£) Способствование созданию кооперативов малых и средних предприятий в сфере АПК и использование специальных лизинговых программ для кооперативов. В связи с ограниченными финансовыми возможностями многие сельхозтоваропроизводители не могут получить необходимую технику в лизинг, либо вследствие ошибок менеджмента, получив её, неспособны вовремя производить оплату. Для решения данной проблемы возможно предложить горизонтальную и вертикальную интеграцию сельхозтоваропроизводителей в виде кооперативов.

Сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных па- =

евых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Подобная организация является юридическим лицом и имеет права:

Создавать филиалы и представитель-

ства;

Для подобных предприятий крайне важно использовать

ресурсосберегающие инновационные технологии, однако доступ к ним ограничивается из-за нестабильного финансового положения, невозможности воспользоваться кредитом или взять технику в лизинг.

♦ Осуществлять виды деятельности, не запрещенные Федеральным законом;

♦ Иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки;

♦ Заключать хозяйственные договоры

♦ Создавать резервные фонды, и размещать средства фондов в банках и иных кредитных учреждениях, в ценных бумагах либо ином имуществе;

♦ Осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

♦ Привлекать заёмные средства, заключать кредитные договора и договора лизинга.

Источники формирования собственных средств кооператива: паевые взносы членов кооператива, доходы от деятельности, а также доходы от размещения денежных средств в банках, от операций с ценными бумагами и других источников2.

Особенно актуально создание кооперативов для предприятий, располагающихся в сложных природно-климатических условиях либо удаленных от крупных краевых центров и транспортных потоков. Актуальность обусловлена: 1. Удаленностью от рынков сбыта и поставок 2. Низким качеством почв, недостатком тепла либо влаги. 3. Как следствие воздействия предыдущих двух факторов — высокой себестоимостью продукции. 4. В условиях рыночной борьбы за покупателя — относительно низкой на-= ценкой на продукцию.

Для подобных предприятий крайне важно использовать ресурсосберегающие инновационные технологии, однако доступ к ним ограничивается из-за нестабильного финансового положения, невозможности воспользоваться кредитом или взять технику в лизинг. С другой стороны, при объединении предприятий в кооператив возрастают их финансовые возможности, и, в случае наличия специальных подходов к оценке кооперативов

в агролизинговых учреждениях, возрастает возможность приобретения необходимой техники, например, в тот же лизинг.

Необходимо отметить, что кредитование сельскохозяйственных кооперативов для банков несет дополнительные риски вследствие установленной статьей 37 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-Ф3 от 8 декабря 1995 года нормы. Так, за некоторыми перечисленными далее в законе исключениями: «Взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, животных, содержащихся на выращивании и откорме, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов». В случае лизинга, напротив, имущество находится на балансе лизингодателя, соответственно, риски потерь распространяются только на сумму удорожания.

2) Меры, направленные на потенциальное изменение существующей системы агролизинга.

а) Необходим поэтапный, постепенный переход от прямого государственного регулирования лизинга в отрасли АПК к развитию лизинга сельскохозяйственной техники с привлечением частного капитала. Благодаря появлению конкурентной борьбы будут в полной мере реализованы многочисленные преимущества агролизинга, а также будет сведено к минимуму финансирование неэффективных агропредприятий. Лизинговые компании будут стремиться получить конкурентные преимущества за счет улучшения условий сделок, что в комплексе с эффективными мерами государственной поддержки позитивно повлияет на процесс обновления основных фондов в АПК.

Первым основным инструментом по созданию благоприятного климата для частных инвестиций в агролизинговую отрасль служит налоговая политика. Путем предоставления налоговых льгот лизинговым компаниям, работающим в АПК, возможно существенно снизить стоимость объекта лизинга. Так, в качестве эффективных возможных мер по созданию наиболее благоприятного налогового климата можно предложить освобождение лизингодателей от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость по сделкам, связанным с предоставлением основных средств

в агролизинг. При этом обязанность уплаты НДС продавцом оборудования сохраняется.

b) Вторым инструментом по созданию благоприятного климата является выделение субсидируемых кредитных ресурсов банками, кредитующими агролизинговые компании. В качестве основного кредитующего банка может выступить ОАО «Россельхозбанк». Также желательно создание конкурирующих : банков, занимающихся кредитованием сферы АПК, с частичным государственным участием. В обмен на получаемые субсидии подобные банки будут обязаны предоставлять кредитные ресурсы под агролизин-говые проекты с существенно сниженной ставкой, близкой к ставке рефинансирования РФ. Данная мера сможет существенно снизить размер лизингового платежа, так как удорожание в основном формируется за счет платы по кредиту.

c) Третьим инструментом является предоставление целевых субсидий российским заводам-изготовителям сельскохозяйственной техники, при условии, что данная техника будет продаваться по сниженным ценам в агролизинг. Таким образом, первоначальная стоимость техники на рынке, приобретаемая за счет собственных средств или в кредит, будет выше первоначальной стоимости той же самой техники, приобретаемой через агролизинговые компании. Что, соответственно, послужит стимулирующим фактором в развитии лизинга в АПК.

ё) Для повышения меры ответственности лизингополучателей необходим отказ от политики списания долгов, ужесточение требований к получателям по процедурам реструктуризации долгов и покрытия убытков сельхозтоваропроизводителей. На принципах рыночной конкуренции останутся наиболее продуктивные и эффективные хозяйства, которые постепенно займут ниши неэффективных. Как отмечалось выше, для предприятий, располагающихся в сложных природно-климатических условиях либо удаленных от крупных краевых центров, рекомендуется использование методов интеграции и кооперации. Таким

Благодаря появлению конкурентной борьбы будут в полной мере реализованы многочисленные преимущества агролизинга, а также будет сведено к минимуму финансирование неэффективных агропредприятий.

образом, будет повышена эффективность лизинговых инвестиций и минимизированы потери лизинговых компаний.

е) Законодательное закрепление норм оперативного лизинга и способствование его развитию. «Оперативный лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга». В России в настоящее время данный вид лизинга не регулируется законодательно, контракты, являющиеся, по сути, оперативным лизингом, чаще всего заключаются в виде аренды3.

В сельском хозяйстве возможно следующее применение оперативного лизинга:

♦ Применение на основе созданных крупными финансово-промышленными группами универсальных сервисных центров, территориально близких к сельхозтоваропроизводителям;

♦ Применение поставщиками сельскохозяйственной техники, или даже поставщиками сырья, связанными на основе одной финансово-промышленной группы с производителями техники. В случае передачи техники сельхозпредприятиям в оперативный лизинг поставщиками или переработчиками сырья возможно применение схем возмещения лизинговых платежей продукцией лизингополучателя, которая затем перерабатывается и перепродается поставщиком;

♦ Применение оперативного лизинга подержанной сельскохозяйственной техники с помощью специально созданных для

данного направления предприятий. Возможно тесное взаимодействие со Службой судебных приставов и с залоговыми службами банков.

Г) Законодательное -

закрепление норм и создание благоприятного климата для совмещения договора лизинга и договора франчайзинга. «Франчайзинг (в России договор коммерческой концессии) — вид отношений между рыночны- : ми субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчай-зи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения». При осуществлении интеграции лизинга с институтом франчайзинга сельхозтоваропроизводитель-лизингополучатель приобретает несколько дополнительных преимуществ. Получая комплексы основных средств для организации нового вида деятельности от поставщика, одновременно являющегося франчайзером, в агролизинг, сельхозтоваропроизводитель также получает:

♦ полный доступ к дорогостоящим инновационным технологиям франчайзера на постоянной основе;

♦ полноценные знания и навыки работы, которые франчайзер передает через программы обучения;

♦ доступ к развитой сети закупок и снабжения франчайзера;

♦ возможность использовать деловую репутацию и коммерческий опыт франчайзера;

♦ возможность пользоваться научными достижениями и исследованиями франчай-зера4.

В целом, для обеспечения стабильного процесса развития лизинга в сельском хозяйстве необходим поэтапный переход от существующей системы к модели интеграции частных и государственных инвестиций в отрасль. При этом роль государства должна сводиться к созданию максимально благоприятных для частного инвестирования условий с помощью таких инструментов, как налоговые льготы и субсидирование.

Для обеспечения стабильного процесса развития лизинга в сельском хозяйстве необходим поэтапный переход от существующей системы к модели интеграции частных и государственных инвестиций в отрасль.

По нашему мнению, основным эффектом реализации предложенного комплекса мер по совершенствованию организационно-экономического и инновационного ме-- ханизма повышения эффективности использования лизинга сельскохозяйственной техники в АПК будет открытие сельхозтоваропроизводителям доступа к передовой инновационной технике и технологиям - в условиях её постоянного совершенствования и обновления. В частности, будет получен доступ к современным ресурсосберегающим технологиям, биотехнологиям, а также к технике, максимально соответствующей экологическим стандартам. Данные меры, в совокупности с иными направлениями по развитию АПК, приведут к существенному повышению эффективности работы сельхозтоваропроизводителей и улучшению их финансового положения и платежеспособности. ^

1. Нусратуллин И.В., Фанисов Р.Ф. Агролизинг: методы анализа эффективности и поддержки // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). С. 23-28.

2. Володин В.М., Дубова Л.Н., Баклаженко Г.А., Бах-теев Ю.Д., Рассказов А.Н. Кооперация и интеграция в АПК. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. М. Володина. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2005. 244 с.

3. Андрющенко А. Оперативный лизинг автотранспорта (транспортный аутсорсинг) в России [Электронный ресурс] // URL: http://www.rb.ru/ article/operativnyy-lizing-avtotransporta-transportnyy-autsorsing-v-rossii/5130737.html (дата обращения: 02.03.2013 г.).

4. Васильев, Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. 2006. №2. С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.