А.Е. КОСТКЖ
Александр Евгеньевич КОСТЮК — аспирант кафедры экономики и управления качеством СПбГЭУ. ' В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — стандартизация и управление качеством продукции, управление инновациями.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ МАШИНОСТРОЕНИИ*
Для успешного управления организациями, занятыми в железнодорожном машиностроении, и обеспечения их эффективного функционирования и развития необходимо применять системные и прозрачные способы управления. Эффект достигается в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии интегрированной системы менеджмента качества, созданной для постоянного улучшения деятельности организаций железнодорожной отрасли с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Она придает уверенности самой организации и потребителям в ее способности производить и поставлять продукцию для эффективного функционирования железнодорожного сообщения, полностью соответствующую всем требованиям.
При развитии интегрированной системы менеджмента качества преследуется цель организационного объединения всех управленческих функций структуры, от реализации которых зависят обеспечение и повышение качества продукции и услуг. В рамках структур такого типа координируется вся деятельность, связанная с исследованием, разработкой и освоением новой продукции, повышением производительности труда, эффективности производства и качества. Такие структурные схемы позволяют создавать в железнодорожной промышленности организационные условия для объединения усилий всего персонала железнодорожного транспорта, направленных на повышение экономических и производственных показателей деятельности всей структуры. Сегодня компании, занятые в железнодорожной промышленности, располагающие этими факторами успеха и проистекающими из них результатами, занимают лидирующее положение на конкурентных рынках [4, с. 68].
Интегрированная система менеджмента качества компании, на наш взгляд, функционирует эффективно, если установлены четкие корпоративные цели. Достижение этих целей должно отражаться в измеримых результатах, основанных на вытекающих из эффективности и прозрачности процессов ключевых показателях. Лучшее подтверждение возможностей компании в области качества — стабильно улучшающиеся показатели эффективности ее бизнес-процессов.
К 2015 г. ряд зарубежных и отечественных транснациональных организаций, занятых в отрасли железнодорожных перевозок (в том числе ОАО «РЖД»), планируют взять за основу при модернизации системы менеджмента качества (СМК) международный стандарт IRIS (International railway industry standard), который трактует систему менеджмента интегрированно, в результате чего в нем особо оговариваются требования к следующим направлениям менеджмента: менеджмент качества, менеджмент рисков, менеджмент знаний, менеджмент окружающей среды, менеджмент тендеров, ме-
ГРНТИ 06.75.02 ©А.Е. Коспок, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Е.А. Горбашко.
неджмент проектов, тайм-менеджмент. Основное отличие от ISO 9001 состоит в том, что стандартизация на основе IRIS разработана специально для организаций, занятых в железнодорожной промышленности. Кроме того, в ISO 9001 используется оценка соответствия или несоответствия требованиям стандарта, а в отраслевом стандарте — оценка степени соответствия на основе подсчета баллов. Система количественной оценки позволяет эффективно дифференцировать требования стандарта и улучшать их [6, с. 51].
На основе стандарта IRIS можно внедрить совершенно новую интегрированную систему менеджмента качества на предприятиях железнодорожной отрасли. Он является общепризнанным международным стандартом, определяющим требования к интегрированной системе менеджмента бизнеса при проектировании и разработке, производстве и, в случае необходимости, поставке и обслуживании узлов подвижного состава потребителя. Данная система может быть применена по всей цепочке поставки узлов подвижного состава. Созданный при поддержке UNIFE (Союз европейской железнодорожной промышленности) стандарт направлен на повышение эффективности интегрированной системы менеджмента бизнеса, сокращение стоимости производства и перевозок за счет более эффективных процессов, внедрение всеобщей системы оценки поставщиков железнодорожной промышленности, обеспечение признанного уровня качества поставок продукции для подвижного состава и сигнального оборудования, повышение ценности для потребителя по всей цепочке поставок. Основные требования оценки поставщиков на соответствие в новых стандартах — наличие эффективной интегрированной системы менеджмента: системы менеджмента ресурсов, измерения, управления процессами жизненного цикла продукции, анализа и улучшения процессов производства и в целом системы менеджмента качества [1, с. 131].
Как нами было выявлено в ходе исследования, поскольку все требования стандарта ISO 9001:2008 включены в основу стандарта IRIS, у предприятия исключается необходимость в отдельной сертификации СМК по ISO 9001:2008, так как вместе с сертификатом IRIS предприятию независимо может быть выдан и сертификат на соответствие ISO 9001:2008. На рисунке показана совместимость IRIS с другими системами менеджмента.
Важно также отметить, что стандарт разработан таким образом, что позволяет интегрировать в СМК, в соответствии с его положениями, требования таких стандартов, как ISO 14001:2004, BS OHSAS 18001:2007.
Сертификация по новому стандарту позволит отечественным предприятиям быть конкурентоспособными на международном рынке транспортных услуг и обслуживать подвижной состав не только внутри России, но и за рубежом. В рамках стратегии ОАО «РЖД» по развитию транспортного машиностроения до 2015 г. планируется обеспечить соответствие технических характеристик нового под-
вижного состава требованиям клиентов и мировым стандартам. Требования по выполнению эффективности СМК будут включены в российские договоры на поставку продукции и со временем станут обязательным условием для участия в тендерах. Новый отраслевой стандарт интегрирован с ISO 9001 и содержит множество дополнительных требований относительно построения эффективной системы менеджмента бизнеса [3, с. 127].
Проблемы качества в железнодорожной промышленности могут возникнуть в любом звене цепи поставок. До создания эффективной СМК на основе IRIS поиск надежного поставщика качественного продукта был трудной задачей из-за отсутствия достоверных данных и требовал больших издержек. Наличия в организациях цепи поставок действующей системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008, оказалось недостаточно для выбора надежного поставщика, поскольку, во-первых, требования этого стандарта носят общий характер и не учитывают отраслевой специфики железнодорожной отрасли. Во-вторых, сертификация по ISO 9001:2008 не предполагает дифференциации, т. е. не дает заказчику данных об уровне развития СМК того или иного поставщика, которая определяла бы уровень доверия к нему. И в-третьих, зачастую получить сертификат по ISO 9001:2008 бывает не так уж и сложно. Переход на добровольную систему подтверждения соответствия требованиям СМК на основе отраслевого железнодорожного стандарта IRIS в России позволит повысить качество продукции и услуг железнодорожной отрасли и получить выгоды всем заинтересованным сторонам: пассажирам, пользующимся услугами российских железных дорог, операторам подвижного состава, системным интеграторам и поставщикам железнодорожной промышленности. Интегрированная СМК на основе IRIS призвана построить новую базу для понимания качества в железнодорожной промышленности и обеспечить прозрачность всей цепи поставок. В требованиях этого стандарта учтены характеристики различных типов производств железнодорожной направленности [5, с. 39].
Эффективность, согласно стандарту ISO 9001:2008, — соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Это практически соответствует определению, которое дает современный экономический словарь: «Эффективность — относительный эффект процесса, определяемый как отношение эффекта к затратам, обеспечившим его получение». Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности в железнодорожной отрасли связана с их многоаспектностью и многоуровневостью. Требования интегрированной системы менеджмента (ИСМ) на основе IRIS направлены на то, чтобы организации оценивали результативность бизнес-процессов. Обычно в пользу результативности и эффективности интегрированной системы менеджмента приводятся следующие основные аргументы: сокращение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции, увеличение доходов, улучшение управляемости компаний благодаря повышению обоснованности и оперативности принимаемых решений [2, с. 92].
В ходе анализа существующих систем менеджмента мы выяснили, что внедрение эффективной интегрированной системы менеджмента на основе сертификации по IRIS позволяет предприятиям железнодорожной отрасли получить мощное конкурентное преимущество. Эксплуатирующие организации получают выгоду от улучшений во всей цепи поставок, включая процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Системные интеграторы, внедрившие новую ИСМ, такие как Ижевский радиозавод и Каменск-Уральский металлургический завод, получили выгоду от улучшения качества на всех своих площадках. Облегчается выбор поставщиков без необходимости проведения у них аудитов второй стороны, поскольку появляется возможность получать точную и достоверную информацию из специальной базы данных. Производители (поставщики) составных частей также выигрывают: данные о них поступают в единую базу данных поставщиков с гарантией высокого процента просмотра, что будет являться для них справедливой рекламой. Информация о сертификации становится доступной сразу многим заинтересованным сторонам.
Внедрение эффективной ИСМ на основе нового отраслевого стандарта, по нашим оценкам, позволит в 5-10 раз снизить производство некачественной продукции, увеличить на 40 % бюджет рабочего времени на предприятиях и сократить потери от эксплуатации некачественного оборудования в 2-3 раза.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение эффективных систем менеджмента в железнодорожную промышленность выгодно всем сторонам, благодаря: сокращению издержек; повышению качества продукции и эффективности цепи поставок; более точным и достоверным сведениям
о потенциальных поставщиках; честной оценке независимыми органами по сертификации; всемирному признанию в железнодорожной промышленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ершов А.К. Управление качеством. М.: Логос, 2008.
2. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2008 года. М.: ООО «Центр Приоритет АДМ», 2009.
3. Миронов М.Г. Управление качеством. М.: Проспект, 2006.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Наука, 2000.
5. Пономарев C.B., Миронов C.B. Формирование и оценка показателей результативности и эффективности процессов СМК // Стандарты и качество. 2007. № 4.
6. Скрипко Л. Как определить эффективность и результативность процессов? // Стандарты и качество. 2005. №5.