УДК 625.46
Е. П. Дудкин, В. А. Черняева, С. А. Дороничева, К. А. Смирнов
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАМВАЯ НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Дата поступления: 20.01.2017 Решение о публикации: 24.04.2017
Аннотация
Цель: Обоснование перечня мероприятий, позволяющих повысить конкурентоспособность и эффективность трамвая на рынке транспортных услуг. Транспорт - один из важнейших компонентов общественного и экономического развития города, поглощающий значительное количество ресурсов. В настоящее время вопрос комплексного развития городского пассажирского транспорта актуален как в России, так и за рубежом. Для большинства городов основными видами городского транспорта являются: метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус. В последние годы трамвай не только восстанавливает, но и завоевывает все большее значение в транспортных системах городов. Значительный опыт использования трамвая подтвердил его рентабельность, высокую провозную способность и возможность достижения больших скоростей, а применение современных конструкций пути с внедрением новейших технологий для снижения шума и вибрации увеличивает не только эстетическую привлекательность для жителей городов, но и снижает воздействие на экологические системы. Методы: Приняв за основу существующие методы обоснования эффективности капитальных вложений, предложена методика, позволяющая учесть различные факторы при обосновании эффективности инвестиций в строительство новых и развитие действующих объектов инфраструктуры городского рельсового транспорта, в частности трамвая. Основной концепцией, заложенной в методику, является определение эффективности капитальных вложений при проектировании развития существующих и строительства новых линий городского транспорта на основе их всесторонней технико-экономической оценки, проводимой с точки зрения капитальных, эксплуатационных затрат, значимых социально-экономических, экологических эффектов и потерь, возникающих в период строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Результаты: Обоснованы основные направления повышения конкурентоспособности и эффективности модернизации существующих и строительства новых линий трамвая в городах. Практическая значимость: Определение реальных сфер использования трамвая повышает экономическую эффективность и социальную привлекательность городского транспорта.
Ключевые слова: Городской пассажирский транспорт, трамвай, эффективность капитальных вложений, специальные прирельсовые вкладыши, шум, вибрация.
Yevgeniy P. Dudkyn, D. Sci., professor; Viktoriya A. Chernyayeva, Cand. Sci., associate professor, chernyaeva@pgups.ru; *Svetlana A. Doronycheva, postgraduate student, 92.lana@mail.ru; Kirill A. Smyrnov, master, gmiryk_kirill@mail.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport university) TRAM'S EFFICIENCY AND COMPETITIVENESS INCREASE ON PASSENGER MARKET
Summary
Objective: To justify a list of measures, allowing for the increase of tram's competitiveness and efficiency on a transportation services' market. Transport is one of the key elements of city's social and economic development, consuming a considerable amount of resources. At present, the issue of municipal passenger
complex development is topical, both in Russia and abroad. For a majority of cities the main types of urban transport are: a subway, a tram, a trolleybus and a bus. In recent years, a tram does not only restore, but also wins one's way in urban transport systems. Vast experience of tram's application has justified its profitability, high carrying capacity and the ability and possibility to achieve higher speeds; moreover, modern track design application with adoption of most recent technologies of noise and jittering reduction increases residents' attraction from an aesthetic point of view and also decreases a detrimental impact on ecosystems. Methods: Having taken the present methods of capital efficiency as a basis for the research, a methodology has been suggested, taking into account different factors when justifying capital efficiency in the construction of new and the development of the existing municipal facilities of railroad transport, particularly, a tram. The key concept, built into the methodology in question, is the assessment of capital efficiency in the process of development of the existing and construction of the new lines of municipal transport, on the basis of their in-depth technical and economic assessment, carried from the viewpoint of capital and operational costs, significant social and economic, ecological effects and losses, occurring in the process of construction and maintenance of transportation facilities. Results: New methods of increasing the competitiveness and efficiency of modernization of the existing and constructing of the new tram lines in cities were justified. Practical importance: The determination of real spheres of trams' usage increases economic efficiency and social attraction of urban transport определение реальных сфер использования трамвая повышает экономическую эффективность и социальную привлекательность городского транспорта.
Keywords: Municipal passenger transport, tram, capital efficiency, specialized fillers adjacent to a railway line, noise, jittering.
Введение
Мировые тенденции предполагают восстановление трамвая в различных его вариациях: наземный уличный, эстакадный, скоростной, междугородний, система трамвай-железная дорога и т. д. Развитие трамвая идет по пути создания линий, позволяющих полностью реализовать динамические качества нового подвижного состава и обеспечить следование подвижного состава с высокими скоростями [1-3]. Трамвай - единственный вид наземного пассажирского транспорта, который технологически в состоянии обеспечить в зонах плотной городской застройки значительные объемы перевозок при разумных затратах на инвестиции и эксплуатацию. Признав приоритетность развития трамвая в городах, необходимо разрабатывать и осуществлять меры, повышающие его конкурентоспособность по всем направлениям, в том числе и по снижению негативного влияния на окружающую среду. Создание современных конструкций трамвайных путей требует применения таких
конструктивных элементов, которые не только увеличивают экономическую эффективность конструкций, но и существенно понижают негативное воздействие на окружающую среду, в частности вибрацию и шум при взаимодействии пути и подвижного состава.
Основные положения оценки эффективности инвестиций при модернизации существующих и строительстве новых линий трамвая
Европейский опыт обоснования эффективности строительства новых и развития существующих линий городского транспорта также направлен на разработку и внедрение комплексных стратегий с учетом экономических, социальных и экологических взаимосвязей, поощрение и обеспечение устойчивых, дружественных к экологии и энергоэффективных мероприятий для городского транспорта. В нашей стране в 1970-1980-е
годы эффективность использования различных видов транспорта определяли согласно типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и новой технике, т. е. только по приведенным строительно-эксплуатационным затратам. Дополнительные факторы не учитывались, так как носили качественный характер.
Для решения многокритериальной задачи оценки эффективности инвестиций в различные мероприятия по повышению конкурентоспособности трамвая могут применяться разные методики. В частности, уже устоявшиеся подходы к проведению технико-экономического обоснования, основанные на расчете разных показателей эффективности инвестиционных проектов, позволяющие учитывать социально-экономические и экологические аспекты проведения разнообразных мероприятий при переводе возникающих эффектов или ущербов к денежному эквиваленту [4]. В настоящее время обоснование эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности трамвая можно осуществлять, руководствуясь «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» [5].
Учитывая зарубежный и отечественный опыт, а также приняв за основу существующие подходы к обоснованию эффективности капитальных вложений, авторами предложена методика, позволяющая принимать во внимание разные факторы (экономические, экологические и социальные) при обосновании эффективности капитальных вложений в строительство новых и развитие существующих объектов инфраструктуры городского рельсового транспорта, в частности трамвая.
Концепцией, заложенной в основу методики, является определение эффективности капитальных вложений при проектировании развития существующих и строительства новых линий городского транспорта на базе их всесторонней технико-экономической оценки, проводимой с точки зрения капитальных, эксплуатационных затрат, значимых социально-экономических, экологических эффектов и
потерь, возникающих в период строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. При этом должно обеспечиваться полное соответствие всем действующим техническим регламентам, национальным и межгосударственным стандартам, руководящим документам и рекомендациям.
Согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов» [5], для оценки эффективности мероприятий рекомендуется использовать показатели сравнительной эффективности, которые дают возможность выбрать наиболее рациональное решение из числа анализируемых вариантов при учете только изменяющихся по вариантам частей затрат и результатов, что снижает трудоемкость оптимизации решения.
Для решения рассматриваемой задачи в качестве критерия оценки сравнительной эффективности можно принять минимальное значение показателя интегральных дисконтированных затрат (ДЗ), которое определяют по следующей формуле:
т к
ДЗ„ = £]ГК (1 + Е)-1) +
t=11=1
ОП (1 + Е)-1) + £ С (1 + Е)-1) + + £кй(1 + Е)-('-1) -£Э(1 + Е)-('-1) -
t ¿у ^ ¿у
-£ Д(1 + Е)-('-1) +£У (1 + Е)-('-1),
¿=у ¿=1
где V - порядковый номер рассматриваемого варианта; К - капитальные затраты, учитываемые при оценке сравнительной эффективности, млн руб.; ОЦ- операционные потери в период выполнения строительных, ремонтных работ, млн руб.; С - затраты на содержание, млн руб.; К - затраты на осуществление 1-го ремонта, млн руб.; Э^ - социально-экономический эффект, млн руб.; У^ - экологический ущерб, млн руб.; Д^ - доходы транспортных предприятий, млн руб.; Т - расчет-
ный период, год; t - порядковый номер шага расчетного периода; t - срок строительства сравниваемых вариантов, год; г - порядковый номер ремонта (г = 1,..., к); Е - безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах измерения.
Определение основных направлений повышения конкурентоспособности и эффективности трамвая на рынке пассажирских перевозок
Проведя анализ математической модели оценки эффективности мероприятий по строительству новых и модернизации существующих линий трамвая, с целью повышения его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг, можно выделить ряд направлений, позволяющих повысить его эффективность и конкурентоспособность: снижение капитальных и эксплуатационных затрат, понижение дополнительных капитальных вложений, направленных на уменьшение негативного влияния на экологические системы города, увеличение дохода транспортных предприятий и социально-экономического эффекта.
Длительное время трамвай считался одним из самых основных источников шума и вибрации, а с учетом значительной стоимости инфраструктуры трамвая и одним из самых дорогих. Однако современные конструктивные решения как ходовых частей трамвая, так и элементов конструкции трамвайных путей привели к значительному изменению ситуации в пользу трамвайного сообщения.
Шумность трамвая - следствие неудовлетворительного состояния путей и некачественного ремонта подвижного состава. Внешний шум трамвая при движении по путям на щебеночной засыпке со скоростью 40 км/ч на расстоянии 7,5 м от рельсов и высоте над рельсами 1,25 м составляет 81 дБА, а при скорости 60 км/ч - 86 дБА. Если между рельсами применено асфальтовое покрытие, то уровни шума трамвая при скорости 40 км/ч составляют 87 дБА, а при скорости 60 км/ч - 91 дБА.
Во время движения трамвая по бетонному мосту уровни шума в среднем возрастают на 4 дБА.
В Финляндии количество людей, на организм которых оказывает негативное воздействие шум, оценивается по следующей схеме:
• шумовое воздействие 55-65 дБА окажет воздействие на 33 % населения;
• шумовое воздействие 65-70 дБА окажет воздействие на 50 % населения;
• шумовое воздействие свыше 70 дБА окажет воздействие на 100 % населения.
При использовании финской модели (или аналогичной шведской) оценка шумового загрязнения выполняется таким образом: 1) определяется количество людей, проживающих в зоне шумового загрязнения; 2) рассчитываются затраты, являющие следствием снижения производительности и ухудшения здоровья из расчета 5000 финских марок на 1 человека в год. Учитывая этот фактор при планировании, можно оценить экономическое влияние шумового загрязнения от проекта, запланированного к осуществлению в густонаселенном районе.
Таким же образом можно вычислить экономическую прибыль от проведения мероприятий по снижению уровня шума.
Защита среды обитания от негативного воздействия трамвая может быть пассивной и активной. В первом случае это меры, осуществляемые для защиты объектов от неотвратимо возникающих (состоявшихся) факторов воздействия (шумозащитные экраны, защитные посадки деревьев и т. п.), во втором - меры, позволяющие уменьшить количественную характеристику воздействия или исключить ее вообще за счет существенных изменений, относящихся непосредственно к источнику (изменение в конструкциях подвижного состава, дорожных и путевых устройств), а также замена источника воздействия, реализация принципа приоритетности развития видов транспорта.
В качестве пассивных методов для уменьшения уровня шума можно применять шу-
мозащитные экраны. Стоимость конструкции из ПВХ зависит от высоты ограждения и сложности монтажных работ. В основном используются экраны высотой от 2 до 3,5 м. Для снижения уровня шума на 5-7 дБА необходимо устройство экранов, установка которых с одной стороны трамвайного пути обходится около 15 млн руб./км с учетом затрат на материалы (полотно и стойки), устройство фундаментов и цоколя.
В качестве активных методов уменьшения негативного воздействия трамвая на окружающую среду [6-8], в частности понижение шума и вибрации в источнике образования «трамвайный путь-колесо», возможно выделить следующие способы:
• шлифование поверхности рельсов. С его помощью устраняются неровности в виде волнообразного износа, влияющие на интенсивность шума качения;
• звукоизоляция, вибродемпфирование и виброизоляция рельса за счет применения подошвенных и боковых профилей;
• лубрикация стрелочных переводов и кривых малых радиусов с целью снижения интенсивности износа, уровня шума и вибраций [9].
Основным методом, влияющим непосредственно на источник шума, является использование вкладышей двух видов: подошвенные, предназначенные для установки под подошву рельса, и боковые (наружные и внутренние) для установки в пазухи рельсов при укладке нового пути или ремонте старого. Они служат для фиксации рельса, погашения шумов, вибрации рельса и для предотвращения разрушения примыкающего дорожного покрытия. Преимущества использования упругих элементов - значительное снижение шума и вибрации, что повышает комфортность поездок, а также проживание в близлежащих зданиях [10]. Применение длинномерных элементов увеличивает производительность труда, что влечет сокращение сроков и стоимости работ.
Вкладыши должны обладать следующими свойствами: водонепроницаемостью, демп-
фированием колебаний, эластичностью, жаропрочностью, устойчивостью к коррозии и противогололедным реагентам.
Специалистами ФГБОУ ВО ПГУПС разработана конструкция укладки трамвайных рельсов с упругими элементами на монолитном основании, представляющая собой весьма эффективное мероприятие по защите от шума и вибраций. Она позволяет существенно снизить вибрационные нагрузки за счет сплошной укладки упругих элементов, создает оптимальную линию прогиба рельса, тем самым повышая общий срок службы трамвайных путей. Упругие элементы должны изготавливаться не из резины [11,12], так как это устаревший материал, а из специальных полимеров. Благодаря этой конструкции, можно достичь снижения уровня шума на 5-7 дБА.
Помимо понижения уровня шума применение современных конструкций трамвайных путей на монолитном железобетонном и фи-бробетонном основаниях позволяют значительно уменьшить суммарные капитальные и эксплуатационные затраты за период жизненного цикла конструкций [8].
Оценка экономической эффективности применения современных конструкций трамвайных путей на монолитном основании с использованием специальных прирельсовых вкладышей
Для оценки экономической эффективности применения современных конструкций трамвайных путей на монолитном основании с использованием специальных прирельсовых вкладышей предлагается сравнить два варианта мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности трамвая:
первый - конструкция на монолитном основании из фибробетона, рельсы РТ62, изолированы специальными вкладышами;
второй - конструкция на деревянном шпальном основании, рельсы РТ62, с покры-
тием железобетонными плитами с устройством шумозащитных экранов [13].
Сравнение производится с базовым вариантом, в качестве которого принята конструкция трамвайного пути на деревянном шпальном основании, изолированными специальными вкладышами, рельсами типа РТ62 с покрытием из железобетонных плит [14, 15].
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1) величина интегральных дисконтированных затрат по базовому варианту составила 48,8 млн руб., по первому - 46,2 млн руб., по второму - 78, 8 млн руб.;
2) при реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности трамвая, в частности понижения шума на 5-7 дБА, снижения эксплуатационных затрат за период жизненного цикла, с помощью применения современных конструкций трамвайных путей на монолитном основании из фибробетона эффективность трамвая по сравнению с базовым вариантом повышается (интегральные дисконтированные затраты уменьшаются на 2,6 млн руб.);
3) при реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности трамвая, в частности снижения шума на 5-7 дБА с помощью применения шумозащитных экранов, эффективность использования трамвая по сравнению с базовым вариантом уменьшается (интегральные дисконтированные затраты увеличиваются на 30 млн руб.).
Современные конструкции трамвайных путей на монолитном основании из фибро-бетона наиболее эффективны для повышения конкурентоспособности трамвая на рынке пассажирских перевозок (разница в величине интегральных дисконтированных затрат по первому и второму вариантам составила 32,6 млн руб.).
Библиографический список
1. Дудкин Е. П. Проблемы охраны труда и геоэкологической опасности городского транспорта /
Е. П. Дудкин, В. А. Черняева // Технологии тех-носферной безопасности. Науч. интернет-журн. -
2014. - № 1 (53). - С. 29.
2. Дудкин Е. П. Основные аспекты проектирования систем рельсового транспорта в городах / Е. П. Дудкин, В. А. Черняева, С. А. Дороничева // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2016. - Т. 6, № 1 (7). - С. 38-43.
3. Черняева В. А. Роль рельсового транспорта в обеспечении городских пассажирских перевозок /
B. А. Черняева // Проблемы инфраструктуры транспортного комплекса : материалы Междунар. науч.-технич. конференции. - СПб., 2015. - С. 218-222.
4. Колос А. Ф. Технико-экономическое обоснование выбора рациональных конструкций земляного полотна автомобильных дорог на слабых основаниях / А. Ф. Колос, В. А. Черняева // Проблемы инфраструктуры транспортного комплекса : материалы Междунар. науч.-технич. конф. - СПб.,
2015. - С. 102-108.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). - М. : Экономика, 2000. - 20 с.
6. Титова Т. С. Использование в строительстве автоклавного шумозащитного пенобетона / Т. С. Титова, Е. И. Макарова, Е. П. Дудкин // Технологии техносферной безопасности. Науч. интернет-журн. -2014. - № 2 (54). - С. 35.
7. Султанов Н. Н. Технико-экономическое обоснование перспективных конструкций трамвайных путей : канд. дис. / Н. Н. Султанов. - СПб., 2015. -17 с.
8. Дудкин Е. П. Использование фибробетона в конструкции трамвайных путей / Е. П. Дудкин, Ю. Г. Параскевопуло Н. Н. Султанов // Транспорт Российской Федерации. - 2012. - № 3-4 (40-41). -
C. 77-79.
9. Левадная Н. В. Рациональные меры и средства снижения городского шума / Н. В. Левадная, В. А. Черняева // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - № 4 (53). - С. 76-78.
10. Обервайгер Г. Опыт разработки и эксплуатации безбалластного пути / Г. Обервайгер // Железные дороги мира. - 2005. - № 1. - С. 47-49.
11. ТУ 253900203222089-2011. «Профили резиновые боковые для рельсов трамвайных путей». -СПб. : ПГУПС, 2011.
12. ТУ 253900103222089-2011. «Профили резиновые подошвенные для рельсов трамвайных путей. - СПб. : ПГУПС, 2011.
13. Дудкин Е. П. Городской рельсовый транспорт: инновационные конструкции трамвайного пути на выделенном полотне / Е. П. Дудкин, Ю. Г. Параскевопуло, Н. Н. Султанов, Г. Ю. Пара-скевопуло // Транспорт Российской Федерации. -2013. - № 4 (47). - С. 51-54.
14. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». - М., 1996.
15. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». - М., 1996.
References
1. Dudkyn Y. P. & Chernyayeva V.A. Problemy okhrany truda i geoekologycheskoy opasnosty gorod-skogo transporta [Issues of labour protection and geo-ecological danger of urban transport]. Technologies of technosphere safety, 2014, no. 1 (53), p. 29. (In Russian)
2. Dudkyn Y. P., Chernyayeva V. A. & Doronyche-va S. A. Osnovniye aspekty proyektyrovaniya system relsovogo transporta v gorodakh [Key aspects of rail transport system designing in cities]. Modern issues of transport system of the Russian Federation. Saint Petersburg, 2016, vol. 6, no. 1 (7), pp. 38-43. (In Russian)
3. Chernyayeva V. A. Rol relsovogo transporta v obespechenii gorodskykh passazhyrskykh perevozok. Problemy infrastruktury transportnogo kompleksa [The role of railway transport in city passenger traffic. Problems of transport system's infrastructure]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii [Materials of international scientific and technical conference]. Saint Petersburg, 2015, pp. 218-222. (In Russian)
4. Kolos A. F. & Chernyayeva V. A. Tekhniko-ekonomicheskoye obosnovaniye vybora ratsionalnykh konstruktsiy zemlyanogo polotna avtomobylnykh do-rog na slabykh osnovaniyakh. Problemy infrastruktury transportnogo kompleksa [Technical and economic justification of choosing earth roadbed rational design
of highways on a weak base. Problems of transport system's infrastructure]. Materials of international scientific and technical conference. Saint Petersburg, 2015, pp. 102-108. (In Russian)
5. Metodycheskiye rekomendatsii po otsenke effek-tyvnosty investytsionnykh proyektov. Vtoraya redak-tsiya [Guidelines on assessing the efficiency of investment projects]. Moscow, Ekonomyka Publ., 2000, 20 p. (In Russian)
6. Tytova T. S., Makarova Y. I. & Dudkyn Y. P. Ispol-zovaniye v stroitelstve avtoklavnogo shumozashytnogo penobetona [Application of autoclave antinoise foam concrete in construction]. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosty [Technologies of technosphere safety], 2014, no. 2 (54), p. 35 (In Russian)
7. Sultanov N. N. Tekhniko-ekonomicheskoye obos-novaniye perspektyvnykh konstruktsiy tramvaynykh putey [Technical and economic justification of future-proof design of car track lines]. Cand. Diss. Saint Petersburg, 2015, 17 p. (In Russian)
8. Dudkyn Y. P., Paraskevopulo Y. G. & Sul-tanov N. N. Ispolzovaniye fybrobetona v konstruktsii tramvaynykh putey [Fibrous concrete application in a car track line construction]. Transport of the Russian Federation, 2012, no. 3-4 (40-41), pp. 77-79. (In Russian)
9. Levadnaya N. V. & Chernyayeva V. A. Ratsio-nalniye mery i sredstva snyzheniya gorodskogo shuma [Rational measures and means for urban noise reduction]. Transport of the Russian Federation, 2013, no. 4 (53), pp. 76-78. (In Russian)
10. Oberveiger G. Opyt razrabotky i ekspluatatsii bezballastnogo puty [The experience of development and maintenance of a ballastless track]. The World railroads, 2005, no. 1, pp. 47-49. (In Russian)
11. TU2539-00203222089-2011. "Profyly rezino-viye bokoviye dlya relsov tramvainykh putey " [Technical specifications 2539-00203222089-2011. "Rubber side profiles for car track lines' rails"]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State Transport University Publ., 2011. (In Russian)
12. TU2539-001-03222089-2011. "Profyly rezino-viye podoshvenniye dlya relsov tramvainykh putey" [Technical specifications 2539-001-03222089-2011. "Rubber sole profiles for car track lines' rails"]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State Transport University Publ., 2011. (In Russian)
13. Dudkyn Y. P., Paraskevopulo Y. G. & Sul-tanov N. N. Gorodskoy relsoviy transport: innovat-sionniye konstruktsii tramvainogo puty na vydelennom polotne [City rail transport: innovative constructions of a car track on a selected railway bed]. Transport of the Russian Federation, 2013, no. 4 (47), pp. 51-54. (In Russian)
14. SN2.2.4/2.1.8.566-96. "Proizvodstvennaya vy-bratsiya, vybratsiya vpomesheniyakh zhylykh i obshest-
vennykh zdaniy" [Sanitary regulations 2.2.4/2.1.8.56696. "Jittering, jittering in living spaces and public buildings"]. Moscow, 1996. (In Russian)
15. SN 2.2.4/2.1.8.562-96. "Shum na rabochykh mestakh, v pomesheniyakh zhylykh, obshestvennykh zdaniy i na terrytorii zhyloy zastroiky" [Sanitary regulations2.2.4/2.1.8.562-96. "Noise at workplaces, in living spaces, public buildings and on the territory of apartment blocks"]. Moscow, 1996. (In Russian)
ДУДКИН Евгений Павлович - доктор техн. наук, профессор; ЧЕРНЯЕВА Виктория Андреевна -канд. техн. наук, доцент, chernyaeva@pgups.ru; *ДОРОНИЧЕВА Светлана Андреевна - аспирант, 92.lana@mail.ru; СМИРНОВ Кирилл Александрович - магистрант, gmiryk_kirill@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).