Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Битрикс24 / CRM-системы / параллельный инжиниринг / технологическое оборудование / подъемно-транспортное оборудование / Bitrix24 / CRM systems / parallel engineering / technological equipment / lifting and transport equipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафорост Светлана Юрьевна, Шафорост Александр Николаевич, Анцев Виталий Юрьевич, Толоконников Александр Сергеевич, Горынин Алексей Дмитриевич

В работе описывается процесс повышения эффективности бизнес-процессов проектно-строительной организации на основе внедрения механизмов параллельного инжиниринга, предполагающего выполнение процессов разработки и проектирования одновременно с моделированием процессов изготовления и эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шафорост Светлана Юрьевна, Шафорост Александр Николаевич, Анцев Виталий Юрьевич, Толоконников Александр Сергеевич, Горынин Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF BUSINESS PROCESSES OF A DESIGN AND CONSTRUCTION ORGANIZATION BASED ON THE IMPLEMENTATION OF PARALLEL ENGINEERING MECHANISMS

The paper describes the process of increasing the efficiency of business processes of a design and construction organization based on the introduction of parallel engineering mechanisms, involving the implementation of development and design processes simultaneously with the modeling of manufacturing and operation processes.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА»

УДК 621.8

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-9-475-476

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИНЖИНИРИНГА

С.Ю. Шафорост, А.Н. Шафорост, В.Ю. Анцев, А.С. Толоконников, А.Д. Горынин

В работе описывается процесс повышения эффективности бизнес-процессов проектно-строительной организации на основе внедрения механизмов параллельного инжиниринга, предполагающего выполнение процессов разработки и проектирования одновременно с моделированием процессов изготовления и эксплуатации.

Ключевые слова: Битрикс24, CRM-системы, параллельный инжиниринг, технологическое оборудование, подъемно-транспортное оборудование.

Современные условия развития экономики характеризуются постоянным ростом конкуренции практически во всех ее сферах. В процессе деятельности предприятия решают множество взаимосвязанных задач, которые направлены на максимальное удовлетворение требований каждого клиента. Однако, следует отметить, что увеличение количества задач непременно приводит к усложнению бизнес-процессов, и уже там, где предприятие могло удовлетворить несколько заказов, оно сталкивается с большими трудностями. Соответственно, многие клиенты могут уходить к конкурентам, которые оказались более продуктивными.

Таким образом, возникает проблема несоответствия старых инструментов решения возникающих задач и необходимости создания новых, инновационных методов управления. В эпоху резкой экономической нестабильности мирового пространства неуклонно повышается потребность в разработке инструментария, позволяющего увеличить эффективность бизнес-процессов предприятия.

Реализация задачи повышения эффективности бизнес-процессов предприятия зависит от факторов разного уровня. В условиях экономического кризиса, когда финансовые ресурсы предприятий ограничены, первоочередное значение приобретает планомерная работа по всестороннему выявлению и использованию резервов.

Цель данной работы заключается в повышении эффективности бизнес-процессов проектно-строительной организации на основе внедрения механизмов параллельного инжиниринга.

Основным видом деятельности проектной организации является деятельность в областях архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

Деятельностью организации управляет директор, который наделен всеми полномочиями и руководит деятельностью сотрудников, назначает задачи, производит мониторинг их выполнения. В непосредственном подчинении у директора находятся заместители, которые руководят профильными службами. Пример схемы управления проектно-строительной организацией представлен на рис. 1.

Главный инженер проектов (ГИП) руководит программами (проектами) и работает не только с подчинёнными ему специалистами, но и с сотрудниками, которые подчинены другим линейным руководителям. ГИП определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Более детально прорабатывает вектор задач, сформулированный руководителем компании.

Главный архитектор проектов (ГАП) осуществляет техническое руководство разработкой всех разделов проектов совместно с главным инженером проектов (при его наличии в составе авторского коллектива конкретного проекта).

Линейные же руководители (начальники служб) решают, кто из исполнителей и как будет выполнять ту или иную работу.

Часть функций организация выносит на аутсорсинг отдельным работающим по контрактам специалистами или фирмам.

Некоторые штатные сотрудники организации имеют возможность работать удаленно, находясь дома. Возможность удаленного доступа осуществляется с помощью соответствующего сервиса, предназначенного для обеспечения удаленного доступа к компьютеру и позволяющего работать с различными файлами и документами удаленно.

С целью практической реализации механизмов параллельного инжиниринга в проектно-строительной организации был произведен анализ основных программных продуктов, представленных на рынке CRM-систем. В качестве критериев оценки использовались такие показатели, как страна-разработчик, модель внедрения, тип внедрения, целевой клиент продукта, функционал, язык программного продукта, стоимость. Для производственных условий данной организации наиболее оптимальной CRM-системой оказалась Битрикс24. После получения демонстрационной версии данной системы началась подготовка к внедрению её в бизнес-процессы организации, которая производилась поэтапно [1-3]:

- установка CRM-системы на смартфоны и ЭВМ сотрудников (стационарные компьютеры в офисах и личные ноутбуки);

- тестирование качества функционирования системы;

- заполнение CRM-системы необходимыми данными;

- формирование лояльности персонала к CRM-системе;

- ознакомление персонала с продуктом и инструкциями пользователя;

- эксплуатация новой технологии реализации бизнес-процессов.

Установка CRM-системы достаточно простой этап, заключающийся в инсталляции системы управления базами данных на сервере организации и клиентского приложения на персональных компьютерах сотрудников для взаимодействия с базой данных, распределение пользовательских прав и обеспечение доступа к системе всем пользователям, которые будут с ней работать.

На этапе тестирования происходит проверка конфигурации всех компонентов программы, совместимость с операционной системой и уже имеющимся программным обеспечением, а также соответствие техническим характеристикам.

Наполнение CRM-системы предполагает перенос всей имеющейся информации о клиентах, их обращениях, структуре организации и выполняемых работах, которая может храниться в различном формате и на различных носителях, в единую базу данных системы.

Планово-договорной отдел

Отдел проектирования систем инженерного обеспечения

Первый заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора (главный инженер)

| |

1

Отдел архитектурно-строительного проектирования

Отдел землеустройств а и кадастра недвижимости

Отдел диагностики автомобильных дорог

Отдел инженерных изысканий

»

Отдел хозяйственно-технического обеспечения и охраны труда

Отдел проектирования систем инженерного обеспечения

*

Рис. 1. Схема управления проектно-строительной организацией

Персонал компании, как правило, сложно принимает любые качественные изменения в организации их работы. Поэтому при внедрении важно объяснить им ценность CRM-продукта, разработать систему обучения, внедрить систему контроля.

Существует два подхода к внедрению CRM-системы [1-3]: жесткий и мягкий. При жестком подходе сотрудников обязывают использовать продукт, прописывая эту необходимость в регламентах, инструкциях и должностных обязанностях. Мягкий способ предусматривает открытый диалог с сотрудниками. В рамках данного подхода персоналу рассказывается о возможностях и преимуществах CRM-системы, объясняются положительные изменения в работе персонала.

Для формирования лояльности лучшим вариантом будет мягкий подход, но он не гарантирует, что все смогут поддаться убеждению. Важно донести до сотрудников, что введение CRM-системы поможет им больше сосредоточиться на проектной деятельности, что в свою очередь даст им бонус в виде большей премии. Жесткий способ в рамках имеющейся стратегии развития позволяет провести внедрение в кратчайшие сроки и контролировать выполнение должностных инструкций.

Важно обучить сотрудников пользоваться новой технологией, чтобы они полностью использовали её возможности и так, как это задумывалось. Этим должен заниматься ответственный по CRM-системе, который, помимо этого, также должен заниматься администрированием системы, поддержанием хранилища данных в актуальном и согласованном состоянии, следить за правильностью введенных данных.

Итогом внедрения должно стать полноценное, бесперебойное функционирование системы в соответствии с требованиями технического задания. Сотрудники должны уметь работать с технологией и выполнять с её помощью повседневные обязанности [4-7].

В рамках данной работы все вышеперечисленные этапы внедрения были выполнены, установленная CRM-система успешно функционирует. Однако одного внедрения недостаточно, необходимо убедиться, что CRM-система позволяет достигнуть цели, поставленные перед системой на этапе проектирования.

Внедрение Битрикс24 дает компании следующие выгоды [8].

1. Компания получает возможность систематизировать базу знаний о собственных клиентах. В CRM-системе создается цифровой двойник каждого клиента, содержащий его контактные данные, банковские реквизиты, каналы связи, юридические адреса, ИНН и другую информация.

2. Намного более эффективным становится контроль качества и скорости выполнения задач сотрудниками. В любой момент времени можно увидеть, чем занят каждый сотрудник, а система отчетов позволяет сотруднику за небольшой промежуток времени отчитаться перед руководителем о проделанной работе и возможных проблемах.

3. Руководство компании наглядно видит качество работы с постоянными и новыми клиентами. Данное программное обеспечение помогает увидеть конверсионную и классическую воронки продаж.

Битрикс24 позволяет:

- учитывать всех потенциальных клиентов;

- учитывать предпочтения постоянных клиентов;

- отслеживать коммерческие предложения, заказы, оплаты;

- видеть все сделки, контакты в одной базе;

- оптимизировать работу сотрудников;

- составлять аналитические отчеты;

- использовать мобильную версию.

Внедрение Битрикс24 в проектно-строительной организации позволило разбить каждый проект в определенную обособленную группу, где указаны задачи, которые привязаны к конкретному клиенту и исполнителю. Данные задачи имеют свои сроки исполнения. Предполагаемое время рассчитывается руководителем исходя из опыта предыдущих задач, а также принятых на рынке нормативов.

Рабочее окно сотрудника показано на рис. 2.

Битрикс24 предоставляет возможность корпоративного чата и видеозвонков. Сервис также включает корпоративный бизнес-мессенджер. В бизнес-чате пользователи общаются посредством мгновенных сообщений. Текстовый диалог доступен в браузере, десктопном и мобильном приложениях. Возможно видеообщение через браузер. Видеозвонки на корпоративном портале - это отличная замена других сервисов для голосового общения. Контакты сотрудников автоматически переносятся из веб-мессенджера.

Возможность облачного хранилища. Платформа Битрикс24 предполагает безопасное хранение рабочих файлов. Общий диск Битрикс24 сохраняет облачное хранилище данных и локальный компьютер. Пользователям внутрикорпоративной сети доступны возможности:

- работа с защищенными материалами в облаке;

- интеллектуальный поиск файлов с подсказками;

- работа с документацией без подключения к интернету;

- просмотр информации об изменениях в корпоративной документации;

- обсуждение и редактирование документов онлайн с другими сотрудниками.

С использованием системы Битрикс24 был разработан проект реконструкции здания заготовительного цеха, предполагающего оснащение данного объекта технологическим оборудованием и системой подъемно-транспортного оборудования (рис. 3) [9, 10].

Рис. 2. Рабочее окно сотрудника

} хв х>, ш .к д т. &.А. Ж ш л. д. а. х ЯР

т- Д

О И 0 0 О —

о и а а ^ У 1-! ' н]

Н В .П

ы \

йоюд тхшЛого прокат Склад проката Склад проката Склад г^аритных труд

№ \ш лп\ кв1 \К7 V* \ла \рг \о>Л

Рис. 3. Заготовительное производство: 1 - участок разгрузки, 2 - участок хранения (склад); 3 - производственный участок; 4 - зона разгрузки внешнего транспорта; К1 - К12 - кран-балки; РТ - рельсовая тележка; Г1, Г 2 - гильотинные ножницы; ГР1, ГР 2 - станки для газовой резки; ПС 1 - ПС 3 - промежуточный склад хранения листового проката; Р1, Р 2 - рольганг; АП - станок для резки алюминиевых плит; Л1 - Л 4 - ленточно-пильные станки; КТ - колесная тележка

По итогам внедрения Битрикс24 в основные обязанности каждого сотрудника, независимо от отдела, в котором он работает, стали входить следующие задачи:

- выработка нормы часов-задач каждую неделю;

- запуск таймеров рабочего времени в Битрикс24;

- запуск таймеров по каждой задаче;

- разработка плана по задачам на текущий день;

- разработка плана на неделю (крайний рабочий день);

- отчетность по задачам перед ГИП и ГАП;

- расчет времени на задачи с непосредственным руководителем ГАП и ГИП;

- сотрудник должен быть в курсе новинок и развиваться по своему направлению.

Применение CRM-системы Битрикс24 в проектно-строительной организации позволило сократить время на выполнение проекта на 15 %.

Список литературы

1. Туккель И.Л. Управление инновационными проектами: учебник / И. Л. Туккель, А.В. Сурина, Н.Б. Культин / Под ред. И.Л. Туккеля. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 416 с.

2. Поддубная М.Н. Внедрение CRM-системы Битрикс24 и ее интеграция с онлайн-платформами / М.Н. Поддубная, Н.А. Кравченко // Наука: общество, экономика, право. 2019. № 4. С. 140-144.

3. Филиппов М.В. CRM-критерии оценки эффективности работы с клиентами и способы их определения / М.В. Филиппов // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4(53). С. 229-234.

4. Агеев А.В. Развитие концепции CRM в России / А.В. Агеев // Социально-экономическое развитие современной России: актуальные вопросы, достижения и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 16 июня 2020 года. Орел: Общество с ограниченной ответственностью полиграфическая фирма «Картуш», 2020. С. 43-55.

5. Анцев В.Ю. Повышение качества принимаемых управленческих решений в машиностроительном производстве на основе функции потерь Тагути / В.Ю. Анцев, Н.В. Анцева, Н.Н. Трушин // Менеджмент качества производственных, социально-экономических и технических систем: развитие и совершенствование: сборник научных трудов. - Брянск: Брянский государственный технический университет, 2022. С. 220-22.

6. Основы изобретательского творчества / А.В. Кондратьев, С.М. Кочканян, Т.И. Лысенко [и др.]; Тверской государственный технический университет. Издание второе, дополненное. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2021. 140 с.

7. Анцев В.Ю. Методика оценки качества компьютерных систем предъявляемым требованиям / В.Ю. Анцев, Н.В. Анцева, А.В. Анцев // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2023. Вып. 5. С. 505-509.

8. Официальный сайт «Битрикс24» : сведения о CRM-системе «Битрикс24» [Электронный ресурс] URL: https://www.bitrix24.ru (дата обращения: 20.06.2023).

9. Шафорост А.Н. Структурно-параметрический синтез транспортных систем механосборочных цехов машиностроительных предприятий // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 11. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 115-123.

10. Анцев В.Ю. Энергоресурсосберегающая методика проектирования структур транспортно-складских систем промышленных предприятий / В.Ю. Анцев, А.Н. Шафорост // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. Вып. 7. Ч. 1. С. 178-184.

Шафорост Светлана Юрьевна, главный специалист, [email protected], Россия, Тула, ГАУ ТО «Проектная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контора»,

Шафорост Александр Николаевич, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Анцев Виталий Юрьевич, д-р техн. наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Толоконников Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Горынин Алексей дмитриевич, канд. техн. наук, доцент, lexuss-22@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

INCREASING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF BUSINESS PROCESSES OF A DESIGN AND CONSTRUCTION ORGANIZATION BASED ON THE IMPLEMENTATION OF PARALLEL ENGINEERING MECHANISMS

S.Yu. Shaforost, A.N. Shaforost, V.Yu. Antsev, A.S. Tolokonnikov, A.D. Gorynin

The paper describes the process of increasing the efficiency of business processes of a design and construction organization based on the introduction of parallel engineering mechanisms, involving the implementation of development and design processes simultaneously with the modeling of manufacturing and operation processes.

Key words: Bitrix24, CRM systems, parallel engineering, technological equipment, lifting and transport equipment.

Shaforost Svetlana Yurievna, chief specialist, [email protected], Russia, Tula, GAU TO «Design Office»,

483

Shaforost Alexandr Nikolaevich, candidate of technical science, docent, [email protected]. Russia, Tula, Tula State University,

Antsev Vitaliy Yurievich, doctor of technical science, professor, manager of department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Tolokonnikov Alexandr Sergeevich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Gorynin Alexey Dmitrievich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State

University

УДК 659.1

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-9-479-480

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

А.Г. Ивахненко, А.С. Бышкин, К.А. Гуляев, А.В. Ходыревский, А.И. Разумова

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) - совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Анализ работы сервисных служб по ремонту бытовой техники позволил выявить основные причины поломки бытовой техники, одной из которых является несоблюдение правил эксплуатации. Был предложен инструмент для реализации технической эксплуатации товаров и услуг, используемых в быту обычными рядовыми пользователями. Инструмент будет представлять собой базу данных, в которой будут храниться данные о сроках эксплуатации различных видов продукции конкретными пользователями, а также информацию о техническом поддержании, регулировки и других мерах для рациональной схемы использования данных изделий.

Ключевые слова: жизненный цикл, бытовая техника, программный продукт, потребитель, продавец.

Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось широкой компьютеризацией всех видов деятельности человечества: от традиционных интеллектуальных задач научного характера до автоматизации производственной, торговой, коммерческой, банковской и других видов деятельности. В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно выдерживают только предприятия, применяющие в своей деятельности современные информационные технологии (ИТ) [1].

В настоящее время широкое распространение в мире и в отечественной практике нашли применение CALS-технологии.

CALS-технологии (англ. Continuous Acquisition and Lifecycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий), или ИПИ (информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) - подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия [2].

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) - совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта [3].

В настоящее время в России CALS-технологии охватывают только те стадии жизненного цикла, такие как проектирование и производство, которые связаны с этапами до продажи продукции товаров или технологий. Это обусловлено ориентацией большинства предприятий на международные стандарты. Однако поддержание и информационная поддержка жизненного цикла изделий должна включать себя и такие процессы как техническая эксплуатация и утилизация (рис. 1), которые в настоящее время достаточно хорошо формализованы для стадии технической эксплуатации технологического оборудования промышленных предприятий [4-8].

Информационная поддержка таких стадий жизненного цикла, как эксплуатация, обслуживание и утилизация, выполняются только для товаров, имеющих большую стоимость, и потеря которых из-за поломки ощутимо скажется на экономическом состоянии владельца. Примером может служить автомобиль. Выход из строя автомобиля для его владельца повлечет серьезные материальные потери в связи со стоимостью ремонта, а также простой автомобиля связан с арендой подменного автомобиля или с временными поездками на такси. Поэтому большинство владельцев автомобиля желают, чтобы их автомобиль оставался на гарантии, и в случае поломки был отремонтирован бесплатно в дилерском центре. И владелец даже готов нести некоторые дополнительные издержки, связанные с тем, что обслуживание в дилерском центре значительно выше, чем в аналогичных мастерских. В дилерских центрах в большинстве своем под предлогом качественного обслуживания предоставляют качественный сервис, но по завышенным ценам, которые должны покрыть затраты сервиса на внеплановые ремонты, связанные с гарантийными работами, хотя большая часть затрат ложится на завод-изготовитель, так как детали поставляются бесплатно, но при этом услуги сервиса ложатся на дилерскую сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.