Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга'

Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК / ВЫБОР ПОСТАВЩИКА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА / ЗАКОН №44-ФЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костина А.С.

В статье представлен анализ функции планирования государственных закупок. Определена ее роль в процессе удовлетворения государственных заказчиков в товарах, работах, услугах посредством исполнения государственного заказа. Выявлены ключевые недостатки в существующих законах и актах, регламентирующих государственные закупки. Определены ключевые участники государственных закупок, осуществляющие контроль и мониторинг процесса. Предложена интегрированная единая информационная система государственных закупок, способствующая выявлению нарушений исполнения государственного заказа на всех этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга»

Как видно из вышеприведенной информации, рынок электрических транспортных средств имеет большие перспективы на ближайшее будущее, и это, в первую очередь, обусловлено стремлением властей и представителей бизнеса жить в городах с чистым воздухом, не страдая при этом от гула автомобилей за окном.

Что же касается того, каким образом предполагается достигнуть столь интенсивных темпов внедрения электрических транспортных средств, то этот момент объясняется поддержкой отрасли со стороны правительства разных стран за счёт предоставления субсидий и различных льгот.

Рост мировой экономики повлечет за собой увеличение потребностей в источниках энергии. Поэтому, согласно прогнозу BP (British Petroleum), при неизменных условиях, потребление энергии до 2035 года возрастет на 34 %. Более половины прироста мирового потребления энергии будет использоваться для выработки электроэнергии, т.к. в долгосрочной перспективе тенденция к глобальной электрификации увеличится.

Список использованной литературы

1. Автостат [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru

2. Электромобили в мире [Электронный ресурс]. URL: http://www.proenergo.net/2015/06/blog-post.html

3. Электромобили и инфраструктура [Электронный ресурс]. Револьта, М., 2011-2013. URL: http://revolta.ru

4. Россия будет строить электромобили [Электронный ресурс]. URL: http://bellona.ru/2016/01/20/1453283016-28

5. Минэнерго предсказало резкое падение добычи нефти к 2035 году [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/news/2016/03/09/minenergo-predskazalo-rezkoe-padenie-dobychi-nefti-k-2035-godu

© Копнина А.И, 2018

УКД-338

Костина А.С. студент группы ЭГАм-17, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Тюменская область, Россия.

e-mail: gleaming_a@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА

Аннотация

В статье представлен анализ функции планирования государственных закупок. Определена ее роль в процессе удовлетворения государственных заказчиков в товарах, работах, услугах посредством исполнения государственного заказа. Выявлены ключевые недостатки в существующих законах и актах, регламентирующих государственные закупки. Определены ключевые участники государственных закупок , осуществляющие контроль и мониторинг процесса. Предложена интегрированная единая информационная система государственных закупок, способствующая выявлению нарушений исполнения государственного заказа на всех этапах.

Ключевые слова:

государственные закупки, планирование закупок, организация закупок, выбор поставщика логистическая

система, система контроля и мониторинга, Закон №44-ФЗ.

Удовлетворение потребностей государственного сектора экономики требует рационального использования как материальных, так и финансовых ресурсов. Это требование соответствует логистической системе оптимизации закупок. Эта система в полной мере относится и к государственным закупкам. В этом случае целевая функция оптимизации включает максимизацию полезности закупаемых материальных ресурсов на государственные нужды при строгом соблюдении бюджетных ограничений.

Следовательно, все бюджетные расходы должны строиться на принципах и методах логистической

~ 111 ~

системы управления, которая предусматривает выполнение следующих функций: планирование, регулирование, учет, контроль и анализ.

Все перечисленные функции обладают равнозначным значением, поскольку направлены на достижение общей цели: полное и всестороннее удовлетворение государственных нужд в материальных ресурсах. Однако ключевую роль среди перечисленных функций занимает функция планирования. Особенностью планирования государственных заказов является то, что эта функция трансформируется в процедуры размещения государственного заказа. К таким нарушениям относятся: недостоверное определение стоимости заказа, ошибки в сметах, необоснованное завышение требований к потенциальным исполнителям заказа, временным фактором и др. Поэтому согласно действующим практике и законодательным актам на этапе планирования предусматривается запрос котировок с целью определения будущей цены контракта.

Этап планирования завершается подготовкой необходимой документации и проведением аукционов.

Именно на этапе организации и планирования размещения заказов важно уделять внимание вопросам, связанным с контролем за формированием проектов контрактов и определением прав и потребностей заказчика. Принципиально важным является проработка должностными лицами, ответственными за подготовку документации об аукционе, совместно с заинтересованными структурными подразделениями бюджетного учреждения содержания и состава технического задания и проектов контрактов.

Основной формой размещения заказа стал открытый аукцион в электронной форме. Работать в новых условиях приходится не только государственным заказчикам и участникам размещения заказа, но и контролирующим органам. Процесс государственных закупок ориентирован на присутствие государства в лице бюджетополучателей на рынке товаров, работ, услуг в качестве покупателя. Этот рынок в нашей стране находится в процессе постоянного совершенствования, основной целью которого является создание условий для добросовестной конкуренции, при которой у покупателя появляется возможность приобретать необходимые товары (работы, услуги).

Другим ключевым значением функции планирования является то, что эта функция определяет стратегию и тактику контроля. Поскольку реализация на практике государственного заказа должна соответствовать запланированному режиму осуществления государственного заказа.

Исходя из сущности логистического подхода к осуществлению государственных закупок, предлагается система управления логистики государственного заказа.

Рисунок 1 - Схема контроля и мониторинга логистики государственного заказа.

~ 112 ~

На рисунке 1 представлена схема контроля и мониторинга которая охватывает весь цикл государственного заказа, а именно: планирование, размещение, исполнение.

Как следует из представленной схемы, контроль и мониторинг государственных закупок является многоаспектным, что выражается в том, что указанный контроль и мониторинг осуществляется разными органами государственной власти, а также привлеченными экспертами.

Следует также отметить, что логистика управления государственными закупками предусматривает тщательную проработку трансакционных операций, т.е. тех операций, которые предшествуют заключению договоров на поставку продукции на государственные нужды.

Система осуществления государственного заказа находится на стадии реформирования. Размещение заказа в электронную форму с помощью открытых аукционов направлено на увеличение прозрачности государственных закупок и быстро вытесняет традиционные методы, с низкой эффективностью, высокими коррупционными рисками, а также сопровождающиеся большим документооборотом как со стороны бюджетополучателей, так и со стороны участников размещения заказа. Открытый аукцион в электронной форме лишен многих из этих недостатков, однако по-прежнему особое внимание при размещении государственного заказа через интернет уделяется контролю и надзору в этой области.

В Законе № 44-ФЗ предусмотрено создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах государственных закупок, начиная с планирования. Единая информационная система должна быть:

• инструментом сбора сведений в сфере государственных закупок;

• инструментом контроля за взаимным соответствием сведений в различных документах (например, соответствием информации в планеграфике и в плане закупок).

В единую информационную систему необходимо включить документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках и об исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Круг сведений может быть довольно обширным. Например, в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Также необходимо взаимодействовать со всеми отраслевыми саморегулируемыми организациями (СРО) и интегрировать реестры недобросовестных исполнителей с единой информационной системой. Субъекты РФ и муниципальные образования должны будут создавать региональные и муниципальные информационные системы, однако они также должны быть интегрированы с единой информационной системой.

Вступление в действие ФЗ №44 пока никак не отразилось ни на организации закупок, ни на качестве подготовки документации к проведению закупок, ни на оформлении документации о проведённых закупках лекарственных средств. Предусмотренная ФЗ №44 многоуровневая и разноплановая система контроля, включающая проведение ревизий финансовой дисциплины, надзора над соблюдением требований законодательства, а также аудита с необходимостью проведения экспертиз во время проведения каждого вида контроля, требует подготовки достаточно большого количества специалистов, способных выполнять функции экспертов. Экспертами в сложно устроенной сфере закупок, то есть знающими людьми, не рождаются — экспертами становятся после прохождения специальной подготовки. К сожалению, вопрос подготовки экспертов не нашёл отражения в ФЗ №44, а без быстрого, качественного и независимого проведения экспертиз на каждом этапе процесса закупок невозможно получить реальную отдачу от проводимой информационно-разъяснительной работы, от работы по подготовке специалистов в сфере закупок, а также от деятельности всей системы контроля.

Вместе с тем в конкурсной документации записывалось требование о предоставлении участниками размещения заказа информации о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иных сведений о товаре, представление которых предусматривался технической частью документации об открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с условиями заключения контракта Поставщик обязан передать Заказчику соответствующие заявленным техническим характеристикам товары в

количестве и в ассортименте, указанным в Спецификации поставляемых товаров, являющейся неотъемлемой частью контракта. Таким образом, вроде бы все условия для успешного исполнения требований закона имеются, но в карточку контракта данные из Спецификации поставляемых товаров не вносились. В результате этого информация о закупленных товарах оказывается недоступной для какого-либо исследования.

Основные направления в сфере контроля за размещением государственного заказа - это непосредственно контроль за действиями государственных заказчиков в целях предотвращения нарушения ими законодательства о размещении заказов, выявление и пресечение их неправомерных действий, а также полноценное обеспечение законных интересов и прав участников размещения заказа, что достигается с помощью логистического менеджмента при организации государственных закупок. Из приведенной схемы следует, что система государственного заказа является одной из ключевых составляющих финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации, то и контроль в сфере государственных закупок осуществляется не только уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти, но и органами финансово-бюджетного надзора в части их полномочий.

Рисунок 2 - Интегрированная единая информационная система государственных закупок

Из приведенной схемы следует, что система контроля и мониторинга государственных закупок является весьма информационноемкой. Данная информационная система содержит обширный набор сведений и данных, которые носят весьма специфический и целенаправленный характер: реестр банковских гарантий, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков. В целом применяемые указанными органами методы контроля за размещением заказа схожи и охватывают вопросы, как связанные с процедурными моментами, так и направленные на повышение эффективности использования средств бюджета. Таким образом, контролирующие органы системы государственного управления и прежде всего Министерство экономического развития, счетная палата, федеральная антимонопольная служба и другие обеспечивают достижение цели государственных закупок, а именно

удовлетворение потребностей в материальных ресурсах при эффективном использовании бюджетных средств.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N бЗ-ФЗ «Об электронной подписи».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5. Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». на повышение эффективности использования

© Костина А.С., 2018 г.

УДК 658.8

Кузьмин А.А.

Магистр

(Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)

E-mail: andreukyzmin994@gmail. com

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В условия современной экономики повышение конкурентоспособности, является более чем актуальной темой. В наше время строительные организации столкнулись с множеством трудностей, увеличились риски и неопределенность в их деятельности. Одной из причин этого являются кризисные явления, санкции по отношению к Российской Федерации. Проникновение на Российский рынок иностранных компаний, и возникновение Отечественных новых компаний. Постоянно меняющиеся строительные технологии.

Ключевые слова

Повышение конкурентоспособности, менеджмент, инновационный проект, строительство.

Kuzmin Andreu,

Master

(Saint-petersburg university of architecture and civil engineering)

E-mail: andreukyzmin994@gmail.com

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION COMPANY

Annotation

In the conditions of modern economy, increasing competitiveness, is more than an actual topic. Nowadays, construction companies have faced many difficulties, risks and uncertainties in their activities have increased. One of the reasons for this is the crisis phenomena, sanctions against the Russian Federation. The penetration of foreign companies onto the Russian market, and the emergence of Domestic New Companies. Constantly changing Construction Technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.