УДК 338.439.053: 331.522.4
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЖИВОТНОГО МАСЛА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
С. В. КОРОТКЕВИЧ, старший преподаватель Г. В. МИРЕНКОВА, кандидат экономических наук УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
INCREASED EFFICIENCY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL MARKET OF BUTTER ON THE BASIS OF REALIZATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES
S. V. KOROTKEVICH, Senior lecturer, G. V. MIRENKOVA, Candidate of economic sciences at Belarusian State Agricultural Academy
В работе представлены основные характеристики регионального рынка животного масла с учетом его структурных компонентов, а также направления повышения эффективности его формирования и развития на основе реализации конкурентных преимуществ рынка сельскохозяйственного сырья и животного масла, основанных на экономических факторах.
The article presents the main characteristics of the regional market of butter, taking into account its structural components, as well as the direction of increasing the efficiency of its formation and development on the basis of realization of competitive advantages of market of agricultural raw materials and butter based on economic factors.
Введение. Производство продуктов питания в рамках продовольственной безопасности предполагает рост их качества за счет сохранения натурального сырьевого состава, что соответствует идеям экологического животноводства. В Республике Беларусь производство продукции из молока является важнейшим
направлением развития агропромышленного комплекса, которому государство уделяет большое внимание.
В настоящее время рынок молочной продукции дифференцируется по видам продукции, поэтому важно установить перспективные тенденции его развития и формирования. Из ассортимента молокоперерабатывающих производств наиболее традиционным является производство сливочного масла, технология получения которого связана с первичной переработкой молока. В настоящее время на человека производится 12,4 кг масла, при этом в основном за счет рекламных компаний по товарам-субститутам его потребление ниже научно-обоснованных норм в 1,5-2,0 раза [8]. При этом Республика Беларусь занимает вторую позицию после Новой Зеландии по объемам мировой торговли животным маслом [11, 12]. Потребности мирового рынка продолжают расти. Поэтому поиск путей роста его производства и изучение возможностей регионального развития в рыночных условиях предполагает изучение конкурентных преимуществ данного вида производства.
Основным направлением роста объема продаж сливочного масла является развитие сырьевой базы и повышение качества молока, прежде всего за счет увеличения содержания молочного жира в нем, что позволяет увеличить объемы его переработки и повышать эффективность как производства, так и продаж.
В этой связи исследование роста эффективности формирования и развития регионального рынка животного масла на основе реализации конкурентных преимуществ является актуальным.
Анализ источников. В социально-экономических системах эффективность одновременно выступает и как цель, и как индикатор их развития и как важнейший его стимул [4].
Повышение эффективности определяет не только формирование рынка по ассортименту и ценам, но и его развитие на основе экономического роста. При этом ряд авторов указывают, что «необходима комплексная ориентация на сочетание роста и качества развития предпринимательской деятельности с соответствующим увеличением и объемных результативных, и качественных показателей [2].
Как считает С. П. Мармашова один из основных подходов к разработке конкурентных стратегий, определяется двумя факторами: целями, которые компании преследуют на рынке и основой конкурентного преимущества [5]. Конкурентные преимущества как наиболее важные направления развития рынка исследовались в работах М. Портера [6], И. Ансоффа [1], А. Томпсона и А. Стрикленда [9].
Для развития регионального рынка важна стратегия оптимальных издержек, сущность которой заключается в «повышении потребительской ценности за счет более высокого качества при издержках на уровне конкурентов или ниже» [9].
По мнению ряда ученых, в мировой практике сформирована также ресурсная концепция, которая рассматривает ресурсный потенциал как фактор обеспечения конкурентных преимуществ [7, 10, 13].
Интересна точка зрения М. Г. Безпарточного, который считает, что при рассмотрении проблем формирования конкурентных преимуществ следует обращать внимание именно на ресурсную концепцию, поскольку другие подходы, в частности рыночный и институциональный, ориентированы на внешнюю среду, на которую субъекты хозяйствования не могут оказывать влияние или воздействует опосредованно. Он под конкурентным преимуществом торгового предприятия мы понимаем положение предприятия на потребительском рынке, которое позволяет ему преодолевать силы конкуренции за счет формирования и использования специфических характеристик ресурсов и активов, которые отличают их от других субъектов торговой сферы и обеспечивают лояльность потребителей [3].
Методы исследования. В качестве метода исследования использовался комплексный подход для структуризации производственно-экономических систем рыночного типа.
Основная часть. Конкурентные преимущества производителей молочной продукции формируются за счет роста эффективности использования ресурсов и ассортиментного состава продукции, которые отличают их от других производителей и обеспечивают рост потребительских предпочтений. Рынок молочной
продукции дифференцирован. В его составе выделяется рынок животного масла и переработанных жиров. При этом существует взаимосвязь продуктовых рынков, особенно таких как рынки растительного масла, животного масла и переработанных жиров. Все эти продукты являются товарами-субститутами, так как удовлетворяют одинаковые потребности и поэтому, данные рынки должны рассматриваться как отдельные сегменты продуктовых рынков.
Рынок животного масла - это сложная динамично развивающиеся система экономических отношений между хозяйствующими субъектами в сфере производства, обмена и потребления при производстве и реализации животного масла.
Рынок животного масла характеризуется многочисленным товарным составом, и во многом зависит от условий функционирования рынка сельскохозяйственного сырья, который формирует необходимые объемы для выработки животного масла. Эффективность их функционирования зависит от внутреннего их состояния и внешних условий. Каждый из них имеет различное количество участников и относится к разным типам рыночных структур. Основные характеристики регионального рынка животного масла представлены в табл. 1.
Особенностью формирования рынка животного масла в состав которого входит локальный рынок сливочного масла является обеспеченность сырьевой базой. В практике маслоделия важно получения молочной продукции с высоким содержанием жира. Молочный жир, который выделяется из молока проходит несколько стадий обработки и является в конечном итоге не только продуктом потребления, но и входит в состав других видов продукции в частности сыров, сметаны и т. д. поэтому его стоимость определяет весь ассортимент молочной продукции и является важным элементом, формирующим конкурентные преимущества по качестве и цене на данном рынке.
Конкурентный рынок достигает эффективного состояния, потому что каждый производитель максимизирует прибыль, выбирая такие величины затрат труда и капитала, при которых отношение цен на производственные ресурсы равно предельной
норме технологической замены для данного производственного процесса; а также увеличивая свой выпуск до уровня, когда предельные издержки равны цене на продукцию.
Основные характеристики регионального рынка животного масла представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные характеристики регионального рынка животного масла
Продуктовые границы рынка Географические границы рынка Продавцы Покупатели Заменители Условия входа в отрасль Возможный тип конкуренции и рыночная структура
Рынок сельскохозяйственного сырья
Молоко (молочный жир) В пределах 23 районов Сельскохозяйственные производители (сельскохозяйственные предприятия, домашние и фермерские хозяйства) Перерабатывающие предприятия (маслодельные) Нет Вход свободный Совершенная конкуренция
Продуктовый рынок животного масла
Животное масло В пределах области Перерабатывающие предприятия (маслодельные заводы) Оптовая и розничная торговля, иностранные предприятия Растительное масло, маргариновая продукция Ограничен наличием капитала Монополистическая конкуренция
Примечание. Составлено на основе собственных исследований.
Как следует из приведенных обобщений, в развитии рынков сельскохозяйственного сырья(молока) и животного масла (перерабатывающие организации) имеются значительные различия, которые определяют возможности эффективного развития.
Создание условий роста эффективности для всех участников рынка по нашему мнению является, прежде всего, реализация конкурентных преимуществ.
Обобщение основных направлений конкурентных преимуществ в развитии сельскохозяйственных организаций и произ-
водителей животного масла, основанных на экономических факторах представлено в табл. 2.
Таблица 2. Систематизация конкурентных преимуществ рынка сельскохозяйственного сырья и животного масла, основанных на экономических факторах
Характеристика конкурентного преимущества Получаемый эффект
сельскохозяйственные организации производители животного масла
Лучшее общеэкономическое состояние рынка, на котором действует предприятие Динамическое развитие, наращивание объемов производства, рост жирности молока Рост поставок сырья, возможности выхода на международные рынки
Стимулирующая политика правительства Поддержка производителей молочной продукции, рост инвестиций на постройку молочных комплексов, научные исследования Концентрация производства, создание условий работы научно-исследовательских организаций
Объективные факторы, стимулирующие спрос Большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность спроса к изменению цен, отсутствие товаров-заменителей Большая и растущая емкость рынка молочной продукции, чувствительность потребителей к и
Эффект масштаба Крупные предприятия с большими объемами производства имеют существенно более низкие удельные затраты Формирование общей сбытовой политики (более крупные предприятия с большими объемами производства имеют существенно более низкие удельные затраты
Экономический потенциал предприятия Расширение объемов производства, повышение качества и эффективности Расширение объемов производства, повышение качества, ассортимента выпускаемой группы и эффективности
Реализация конкурентных преимуществ, основанных на экономических факторах, возможна при возможности их финансирования и формировании адекватной реакции институциональных и административных ресурсов, поддерживающих этот про-
цесс. К ним относятся нормативно-правовые акты, льготы, привилегии, предоставленные государством региону или предприятию, ограничениями, вводимыми государственной и муниципальной властью в выдаче патентов и лицензий. Институциональные стратегии развития рыночных отношений широко используются в организации и защите внутренних региональных рынков молочной продукции.
В Республике Беларусь активно используются преимущества, которые определяются уровнем развития инфраструктуры рынка и информированностью его участников, в том числе на основе развития средств коммуникации, открытости рынков труда, налаживанием дистрибьюторской сети и межфирменной кооперации; обширных баз данных о продавцах, покупателях, рекламе, инфраструктуре рынка.
В связи с выходом молочных продуктов на мировой рынок в Республике Беларусь уже осуществилась реализация конкурентных преимуществ структурного характера, которые имеют крупные корпорации при открытом доступе к инвестициям, сырью и другим ресурсам, общей сбытовой сети.
Проведенная оценка состояния конкурентной среды на рынке животного масла Могилевской области позволяет сделать вывод о достаточно высокой степени его концентрации, при том, что в 2000-2004 гг. рынок животного масла относился к неконцентрированному. Это связано, с тем что с увеличением объемов производства увеличивается доля экспортной продукции и приходится учитывать позиции межрегиональной конкуренции. Поэтому создание крупных высокотехнологических производств ориентированных, прежде всего на реализацию конкурентных преимуществ на основе модернизации производства и росте его эффективности позволяет расширять возможности региональных производителей с ориентацией на участие в международной торговле. Данный факт неизбежно влечет за собой усиление монополизма на региональном и республиканском уровне и соответственно может снизить эффективность регионального рынка, что указывает на необходимость проведения постоянного мониторинга и не исключать возможности госрегулирования. В этой
связи разработка факторов и условий эффективности конкурентного рынка позволяет выбрать наиболее существенные направления его развития.
Эффективный рынок обычно формируется в условиях совершенной конкуренции на основе реализации совокупных направлений конкурентных преимуществ и усиления тех составляющих, которые будут приемлемыми для всех участников. При этом следует учитывать, что развитие региональных рынков может происходить под влиянием не только внутренних, но и внешних тенденций, и особенности их формирования и развития в данный период времени связан именно с тем, что происходит насыщение внутреннего рынка и стоит задача выхода на мировые рынки.
В этой связи для сельскохозяйственных организаций при отсутствии возможностей определения ценовой политики и ограниченности выбора покупателей приоритетным направлением развития молочной отрасли остается рост объемов производства и снижения затрат на основе реализации научно-технических направлений, то есть ресурсная концепция. Основным направлением поиска возможностей роста эффективности регионального рынка для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций является рост доходов его участников при расширении объемов продаж, при условии сырьевой доступности и качества сырья.
Заключение. Исследованиями установлено, что для формирования эффективного рынка животного масла следует учитывать, прежде всего эффективность производства сырья, его переработки, а также ассортимент выпуска и формирование себестоимости продукции с учетом качественных параметров, что позволит реализовать конкурентные преимущества производителей на региональном рынке и будет является условием динамичного его развития.
Список литературы
1. Ансофф, И. Стратегическое управление: сокращенный пер. с английского [Текст] / И. Ансофф; пер. Е. Л. Леонтьева [и др.] - М.: Экономика, 1989. -520 с.
2. Бариленко, В. И. Аналитическое обеспечение реализации инновационных программ развития реального сектора экономики / В. И. Бариленко, О. В. Ефимова, В. В. Бердников, Ч. В. Керимова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 1. С. 106 - 117.
3. Безпарточный, М. Г. Конкурентные преимущества как фактор социально-экономического развития торговых предприятий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dspace.puet.edu.ua/handle/123456789/2631.pdf. - Дата доступа: 28.04.2016.
4. Крылов, Д. М. Сущность рыночной эффективности деятельности публичной коммерческой организации и задачи ее оценки / Д. М. Крылов // Российский экономический интернет-журнал. - 2014. - № 4. - С. 1 - 12.
5. Мармашова, С. П. Теоретические аспекты формирования и развития конкурентных стратегий в современных условиях / С. П. Мармашова // Научные труды республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. Вып. 3 (8) / под ред. В. Ф. Беркова. - Минск: РИВШ, 2007. - С. 226 - 232.
6. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер. Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -454 с.
7. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
8. Республика Беларусь. Статистический ежегодник 2017: стат. сб. / под ред. И. Медведевой. - Минск, 2017. - 506 с.
9. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М: Издательский дом «Вильямс», 2002. -928 с.
10. Barney, J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage / J. Barney // Journal of Management. - 1991. - Vol. 17. - P. 99 - 120.
11. Belarus: Dairy Sector [Electronic resource]. - 2017. - Mode of access: https://www.clal.it/en/index.php?section=stat_bielorussia - Date of access: 01.11.2017.
12. Dairy: World Markets and Trade [Electronic resource]. - 2017. - Mode of access: https://apps.fas.usda.gov/psdonline/circulars/dairy.pdf. - Date of access: 01.11.2017.
13. Grant, R. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implications for Strategy Formulation / R. Grant // Management Review. - 1991. - Vol. 33, Issue 3. - P. 114.
Информация об авторах
Короткевич Светлана Владимировна - старший преподаватель кафедры статистики и экономического анализа факультета бухгалтерского учета Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) +375292624407. E-mail: [email protected].
Миренкова Галина Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа факультета бухгалтерского учета учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. моб. +375291345127. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 13.12.2017 г.