Научная статья на тему 'Повышение эффективности экономики с помощью технологий применения КПГ и СПГ'

Повышение эффективности экономики с помощью технологий применения КПГ и СПГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТИ / THE USE OF OIL / ГАЗОМОТОРНЫЙ РЫНОК / GAS-VEHICLE MARKET / КПГ / CNG / СПГ / LNG / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рачевский Борис Семенович

В статье показана актуальность проблемы повышения эффективности экономики России. Дается предложение решения этой проблемы замещением используемых нефтепродуктов технологиями с применением компримированного и сжиженного природного газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of the economy through technology using CNG and LNG

The urgency of the problem of the Russian economy efficiency increase is shown in the article. The suggestions on solving the problem by substituting technologies of used oil with compressed and liquefied natural gas are given.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности экономики с помощью технологий применения КПГ и СПГ»

Повышение эффективности 12 экономики с помощью технологий

применения КПГ и СПГ

I

Б.С. Рачевский, председатель правления ГК «НефтеГазТоп», профессор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, д.т.н.

В статье показана актуальность проблемы повышения эффективности экономики России. Дается предложение решения этой проблемы замещением используемых нефтепродуктов технологиями с применением компримированного и сжиженного природного газа.

__Ключевые слова:

экономика, использование нефти, газомоторный рынок,

КПГ, СПГ, подготовка кадров.

настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности экономики России. Последние два кризиса (2009 и 2014 гг.), падение роста ВВП, дефицит бюджета страны и резкое повышение курса иностранных валют привели к ухудшению благосостояния значительного числа россиян. Все это заставляет думать о реальных мерах по укреплению и стабилизации экономики нашей страны.

В течение длительного времени повторяются призывы к тому, что России надо «слезть с нефтяной иглы», а экономике перестать быть ресурсной и встать на путь инновационного многоотраслевого производственного развития, что не вызывает ни у кого сомнения. Только возникает вопрос, как же это сделать в реальных условиях?

На жизнеобеспечение страны и дополнительно на инновационное развитие нужны средства, а их в бюджетах регионов катастрофически не хватает. Тем не менее ни для кого не секрет, что более половины бюджета России пополняется за счет экспорта нефти и газа,

а формируется бюджет исходя из стоимости барреля нефти на мировом рынке. В последнее время, когда речь заходит о состоянии экономики РФ, в комментариях обозревателей или даже в выступлениях руководителей страны всегда обсуждается цена барреля нефти на мировом рынке. Большое внимание уделяется также поставкам газа на мировой рынок. Мы видим, что речь не идет о поставках какой-либо другой продукции. Таким образом, совершенно очевидно, что приоритетом в экономике России на ближайшее время будет оставаться нефтегазовый комплекс.

При падении стоимости барреля нефти на один доллар США бюджет РФ теряет за один день примерно 500 млн руб. Чтобы выручка от продажи нефти при падении ее стоимости оставалась прежней, необходимо продавать на мировом рынке большее ее количество. В настоящее время в России добывается более 520 млн т нефти, около половины идет на экспорт, остальная часть - на внутренний рынок для производства нефтепродуктов (рис. 1).

Рис. 1. Добыча, переработка и экспорт нефти в РФ

Основная доля нефти в мире (в том числе в России) расходуется на производство нефтепродуктов - топлив для транспортных средств и электрогенераторов (рис. 2). Увеличение объема добычи нефти требует разработки труднодоступных месторождений (шельф Арктики) и, следовательно, дополнительных затрат. С учетом этого, а также того, что запасы природного газа и его добыча в России являются самыми большими в мире, а нефть останется основой мирового потребления энергоресурсов на ближайшие десятилетия, целесообразно направить на экспорт большее количество нефти и производимых нефтепродуктов,

Рис. 2. Мировое потребление энергоресурсов на транспорте в 2011 г.

а образовавшийся на внутреннем рынке дефицит нефтепродуктов заменить на компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ) природный газ.

Как показывает мировой опыт, природный газ в компримированном и сжиженном виде успешно используется в качестве альтернативы нефти и нефтепродуктам [1]. Уже более 50 лет он успешно используется во многих странах мира, в том числе и в России, в качестве моторного топлива и энергоносителя, поскольку из всех углеводородных топлив лучше всего обеспечен сырьем, является наиболее экологичным и дешевым. На рис. 3 приведены розничные цены на моторное топливо в странах Европы, где видно, что КПГ является самым дешевым.

В настоящее время 86 стран используют в качестве моторного топлива природный газ, который является единственной реальной альтернативой бензину и дизельному топливу. Мировой парк газобаллонных автомобилей (ГБА), работающих на природном газе, по состоянию на апрель 2015 г. составил 22 411 706 ед., которые заправляются

Рис. 3. Розничные цены на моторное топливо в странах Европы по состоянию на октябрь 2014 года [2]

на 26 714 АГНКС [3]. Мировой парк ГБА, работающих на сжиженном пропан-бутане, на этот же период составил около 20 млн ед. К 2020 г. мировой парк газовых машин может вырасти до 65 млн ед.

Поскольку страны ЕС тратят на импорт нефти ежедневно 1 млрд евро, Евросоюз в 2015-2020 гг. планирует направить на разработку новых газовых автомобилей 70 млрд евро.

Мировыми лидерами по использованию природного газа на автотранспорте сегодня являются следующие страны: Иран - 4,068 млн ГБА; Китай -3,994 млн ГБА; Пакистан - 3,700 млн ГБА; Аргентина - 2,487 млн ГБА; Индия -1,800 млн ГБА; Бразилия - 1,781 млн ГБА. В Европе автогазовые технологии и газовая заправочная инфраструктура лучше всего развиты в Италии (885 300 ГБА), Германии (98 172 ГБА), Болгарии (61 320 ГБА), Швеции (46 715 ГБА), Швейцарии (11 640 ГБА), Чехии (8 817 ГБА). А наиболее развитой в удельном отношении национальной газозаправочной

сетью среди европейских государств обладает... княжество Лихтенштейн. При общей протяженности автомобильных дорог 380 км в стране работают три АГНКС, при этом плотность сети составляет 1/127 км. Это лучший показатель в Европе [4]. На рис. 4 представлен внешний вид одной из самых современных АГНКС, построенной в княжестве Лихтенштейн.

Сегодня в мире на природном газе в целом ездит немногим более 2 % автомобилей. У стран, лидеров по использованию газомоторного топлива, этот процент существенно выше - в Иране 25 %, в Аргентине 15 %. В России же из общего числа автомобилей, равного 45 млн, лишь около 1,5 млн (3 %) используют газ в качестве моторного топлива, при этом на природном газе работают только 111 тыс. (0,2 %), остальные используют сжиженный пропан-бутан. Проблема перевода транспортных средств на газовое топливо успешно решалась в республиках бывшего СССР,

Рис. 4. Внешний вид АГНКС в Вадуце (Лихтенштейн). Технологическое оборудование размещено на верхнем уровне

и в конце 80-х гг. прошлого века Советский Союз занимал второе место в мире после Италии по этому показателю. Парк газобаллонных автомобилей, работающих на природном газе, составлял 500 тыс. ед.

В России проблема использования газомоторного топлива уже несколько раз претерпевала подъемы в намечаемых планах и падения при их реализации. В последние годы (2012-2013 гг.) на российском газомоторном рынке произошли значительные позитивные перемены. Вышли поручение Президента и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 767-р, поставлена амбициозная задача к 2020 г. перевести на использование природного газа до 50 % общественного автомобильного транспорта и дорожно-коммунальных машин в городах с населением более 300 тыс. человек и до 10 % -в городах и населенных пунктах с населением более 100 тыс. человек.

По данным переписи, сейчас в Российской Федерации 164 города с населением более 100 тыс. жителей. В общей сложности в них проживают 70 млн человек, что составляет половину страны, на них должна приходиться соответственно половина автопарка России. Перевод только 20 % автотранспорта

на природный газ позволит сэкономить 45 млн т нефти и увеличить ее экспорт на 20 %. Это значительно повысит надежность «подушки безопасности» экономики России.

Природный газ в компримирован-ном и сжиженном виде может успешно применяться не только на автомобилях, но и практически на всех других видах транспортных средств - тепловозах, судах, самолетах. Сокращение затрат на топливо вынуждает даже военных принимать природный газ на вооружение. В последние годы в разных странах мира в вооруженные силы приходят газовые технологии для колесной техники, кораблей, самолетов и ракет [5].

Армия США рассматривает возможность сокращения затрат на топливо за счет перевода колесной техники общего назначения на газодизельный цикл. По данным министерства обороны, в 2011 г. американские военные «сожгли» 13,5 млн т моторного топлива на сумму около 20 млрд долл. США.

В 2013 г. в рамках курируемой министерством энергетики программы диверсификации видов топлива индонезийские военные приняли решение о переводе на КПГ 500 ед. техники в гарнизонах Джакарты и Сурабаи.

В марте 2015 г. в Мадриде прошла

конференция на тему «Использование природного газа в вооруженных силах и силах безопасности государства».

В 2013 г. по заказу министерства внутренних дел Финляндии построен газодизельный сторожевик на СПГ. Корабль проекта ЦУЫ0 (длина 96 м, ширина 17 м) построен во исполнение государственной программы сокращения экологического ущерба на море и в целях соблюдения новых требований по выбросам, введенных на Балтике с начала 2015 г.

При современных расчетах экономического эффекта от применения природного газа вместо нефтяных то-плив необходимо учитывать экологический ущерб от вредных выбросов при использовании нефтепродуктов, как это было принято в России в 80-х гг. прошлого века и ряде стран в настоящее время.

С учетом того, что мировой рынок газа нестабилен, а цена на природный газ формируется в зависимости от

цены нефти, целесообразно на внешнем рынке делать ставку на нефть. Произошедшее летом 2014 г. снижение цен на нефть, до этого устойчиво державшихся на уровне 100-110 долл. США за баррель, поставило под сомнение рентабельность российских проектов по созданию экспортных крупнотоннажных заводов СПГ («Штокман СПГ», «Владивосток СПГ», «Дальневосточный СПГ», «Печора СПГ», «Балтийский СПГ»), реализация которых заморожена. Теперешний уровень цен на нефть в диапазоне 40-80 долл. США за баррель может продержаться не один год, а рентабельность экспортных крупнотоннажных заводов СПГ начинается при стоимости нефти от 80 долл. за баррель.

Такая ситуация на внешнем рынке углеводородов заставляет перенаправить ресурс природного газа на внутренний рынок для газификации населенных пунктов, промышленных объектов и транспортных средств

Рис. 5. Динамика средних цен на нефтепродукты в России

с учетом того, что 35 % территории России не газифицировано. Перевод транспортных средств на газомоторное топливо с высвобождением нефтяного ресурса для направления его на экспорт позволит заметно повысить эффективность экономики и улучшить благо со -стояние большинства граждан РФ за счет снижения стоимости моторного топлива и улучшения экологии страны, поскольку газовое топливо, как минимум, в два раза дешевле и в несколько раз экологичнее нефтяного.

Показателем эффективности экономики страны является минимальная инфляция, которую легко проследить, наблюдая за стоимостью бензина и диз-топлива. Высокая цена моторного топлива приводит к общему подорожанию жизненно важных продуктов, в особенности сельскохозяйственных, поскольку в их себестоимости 30 % - это транспортная составляющая. Тем не менее, за последние два года бензин и дизельное топливо в России подорожали в три раза, и их цена продолжает расти (рис. 5).

Реальным и наглядным показателем повышения эффективности экономики страны будет служить снижение цен на моторное топливо. А этого можно достичь в достаточно короткий срок, применяя малозатратные инновационные

технологии использования природного газа в качестве моторного топлива.

Осуществление задачи применения газомоторного топлива требует значительного числа квалифицированных специалистов в области технологий ком-примированного и сжиженного газа. К сожалению, вузы и колледжи России не готовят профессионалов в этой области. С учетом этого Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина в рамках дополнительного образования уже третий год проводит обучение по программе профессиональной переподготовки с нормативной трудоемкостью свыше 500 часов по специализации «Производство, транспорт, хранение, промышленная и экологическая безопасность сжиженных и компримированного газов».

Развитие нефтегазового комплекса, основанное на подготовке профессиональных кадров, интенсификации добычи, переработки, реализации нефти и газа на внешнем и внутреннем рынках, разработке и производстве инновационных нефтегазовых технологий и оборудования, позволит улучшить финансовую ситуацию России и станет локомотивом инновационного развития экономики страны.

Литература

1. Рачевский Б.С. Сжиженные углеводородные газы LPG, LNG, GTL. - М.: Нефть и газ, 2009. - 640 с.

2. Перспектива газомоторного рынка России в цифрах. http://www.gazpronin. ru/GazPronin2013.shtml.

3. Мировой рынок КПГ по состоянию на апрель 2015 г. // Транспорт на альтернативном топливе. - 2015. - № 3 (45). - С. 76-77.

4. Голубой коридор - 2014: Дорога в Милан. http://www.gazpronin.ru/ GazPronin2013.shtml.

5. Метан на военной технике // Транспорт на альтернативном топливе. - 2015. -№ 3 (45). - С. 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.