Научная статья на тему 'Повышение эффективности доставки товаров с учетом продолжи- тельности выполнения операций в международных пунктах пропуска'

Повышение эффективности доставки товаров с учетом продолжи- тельности выполнения операций в международных пунктах пропуска Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности доставки товаров с учетом продолжи- тельности выполнения операций в международных пунктах пропуска»

тановки акустической помехи на микрофон сотового телефона. Эти устройства не пригодны для подавления телефона собеседника, что вполне приемлемо для использования в банке и может гарантировать непосредственное использование сотового телефона клиентам банка.

Второй способ основан на перехвате входящего или исходящего СВЧ сигнала сотового телефона, его идентификация, и генерация такового же типа сигнала на несущей частоте генератора СВЧ помехи, что позволяет заблокировать приемник телефона от сигнала абонента. Как правило, это устройства стационарного типа, например, серии «Мозаика», с радиусом действия до 10-15 метров, что не очень подходит к использованию в стенах банка, так как будет создавать неудобство посетителям [2].

Однако изделия данного типа не способны блокировать запись информации на внутренний встроенный носитель записи информации.

Решения этой проблемы можно регламентировать локальным нормативным актом правил поведения сотрудников на рабочем месте, в котором будет прописан запрет на использование сотовых телефонов на рабочем месте. При нарушении и невыполнение правил работник будет привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Ещё один из способов предотвращения несанкционированной утечки информации по каналам сотовой связи это оснащение каждого аппарата сотрудника специальным программным обеспечением, которое позволит установить ограничения на использование сотового телефона. Одной из таких программ является Smart Limits, она позволяет поставить время блокировки на исходящие звонки и sms. Стоит отметить что подобная мера может привести к большим затруднениям, так как сама программа является платной и не всякий телефон будет ее поддерживать

[3].

Напоследок хочется рассмотреть ещё один метод защиты информации. Согласно этому методу в банке запрещается использование личных устройств, их можно приносить на работу, но они все регистрируются службой безопасности, а для работы каждому сотруднику выдается специальный рабочий телефон, без средств видео- и аудиосъемки, устанавливается переадресация вызовов, во время окончания рабочего дня сотруднику возвращается его личный сотовый телефон.

Подведя итоги, хочется сделать вывод, что проблему защиты информации от утечки по каналам сотовой связи необходимо решать комплексно. Юридически - через надлежащее документальное оформление, технически - через распределение и контроль доступа сотрудников к информации. Ведь одной из важнейших целью банка является сохранения конфиденциальности и целостности персональных данных клиентов и поддержание бесперебойной работы банковской информационной системы.

Список литературы

1. Вернигоров Н.С. Защита информации от утечки по каналам сотовой связи // ИНФОРМ ОСТ радиоэлектроника и телекоммуникации. - 2004. - №6(36). -С. 42-43.

2. Средства защиты от утечки информации по радиоканалу и каналам мобильной связи [Электронный ресурс]. URL: http://difeom.ru/tekhnicheskie-sredstva-zashchity-informatsii/sredstva-zashchity-ot-utechki-informatsii-po-radiokanalu-i-kanalam-mobilnoj -svyazi.html.

3. Хорев А.А. Защита информации от утечки по техническим каналам. - М.: 1997.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ С УЧЕТОМ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУНКТАХ

ПРОПУСКА

Халипова Наталья Владимировна

Канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры транспортных систем и технологий Университета таможенного дела

и финансов, г. Днепропетровск

Эффективное логистическое управление требует осуществления кросс-функциональной интеграции ключевых бизнес-процессов как внутри самой фирмы, так и через сеть фирм, входящих в цепочку поставок (SCM) [6].

Управление цепями поставки включает управление всеми видами логистической деятельности, производственными операциями, продажами, проектированием продукта, финансами и информационными технологиями. Являясь, по сути, интегрированным функционалом, который отвечает за объединение ключевых бизнес-функций и бизнес-процессов внутри и между компаниями в единую совершенную бизнес-модель, SCM рассматривается как продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной логистической координации [3].

Разнообразие и сложность процессов отображается при построении модели макрологистической системы внешнеэкономической деятельности [2]. Для более полного и всестороннего раскрытия места и роли таможенных органов в управлении материальными потоками, при ана-

лизе материальных потоков с применением логистических подходов задачи таможенной логистики нужно рассматривать в комплексе с другими сферами международной деятельности [5]. Для эффективного обслуживания возрастающих пассажирского и транспортного потоков необходимо увеличивать пропускную способность пунктов пропуска.

Целью статьи является анализ путей повышения эффективности управления осуществлением процедур при перемещении транспортных и товарных потоков через государственную границу Украины в международных пунктах пропуска автомобильного транспорта. Применение методов сетевого планирования позволяет определить сроки начала выполнения каждой технологической работы; вычислить время, необходимое для выполнения всего комплекса работ; выявить критические работы, несвоевременное выполнение которых служит причиной изменения общего времени выполнения всего комплекса; а также выявить ненапряженные работы, небольшие задержки в выполнении которых не отражаются на общей продолжительности комплекса.

Предложенный в работе [4] подход к моделированию логистических систем доставки грузов на основе теории функций множеств и множественных объектов, подходов векторной оптимизации и дискретного принципа максимума для многоэтапных процессов (в методе фаз) дает возможность оценивать эффективность доставки грузов при моделировании логистической системы и выбирать наиболее эффективный вариант доставки на основе векторного критерия оптимизации. На каждом из этапов происходит формирование своего множества возможных решений в виде дискретных наборов мероприятий технологических циклов операций по обработке груза.

Рассмотрим модельный пример международной доставки груза в контейнере автомобильным транспортом от пункта А (со склада отправителя) к пункту В (на склад потребителя). Представим логистическую систему доставки грузов в виде процесса с последовательными эта-

Щ, , = 1, N „

пами г' ' . На каждом этапе рассматривается множество дискретных наборов мероприятий, которое включает возможные технологические циклы операций при обработке груза. На каждом из этапов многофазного процесса доставки груза от поставщика к потребителю эти множества разные и образуют множество наборов (списков) технологических операций

Щ = [Щ, Щ,,..., WN]

1 11 " л, доступных к альтернативному

или совместному выбору на каждом из N этапов. Каждый из этапов содержит набор технологических операций

Щ = {[<?]},/=й N

1(,) , где - количество этапов, кото-

рые определяются индексом 1. Индексом 1 (1 ) обозначены возможные наборы операций на этапе 1. Каждая из операций выбранного технологического цикла обозначается индексом к). Технологические операции подле, Е = {3}, I =

жат выбору на основе алгоритмов

на каждом из этапов 1. Логистическая система Г состоит из множества цепей поставок, которые формируются на основе списков

ут = [[Щ, Е1], [Щ,, Е2],..., Щ, ЕN]] и ^

ставляют собой возможные варианты доставки грузов.

Графическое представление многозначного отобра-К ^ ЕЕ (К

жения 4 у для рассматриваемой схемы до-

ставки, включающей девять этапов, приведена на рис. 1 (а, б). Выбор элементов логистической системы - грузов для

гр

доставки Е (товары народного потребления), тары Е (контейнер), вида транспорта Е (автомобильный), маршрута Е , поставщиков Е (А), потребите-

£7пт £7пс

лей Е (В), посредников Е (таможни отправления

"ПП

и прибытия) и пунктов пропуска Е (международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) таможенной границы) - представлен на рис. 1(а).

Этапы выполнения технологических операций (рис. 1 (б)) следующие

п

Щ

^ Щ:

[к ь щд1=[< ] ^ щПС1=Кпа ] ^ щд 2=К ] ^ щ,.

: [К1, ] ^ Щ,пс2=[КС2: ] ^ =К, ] ^ щ,пт = [С ].

гмапп

'V

' маап1 v

К и

Д 3

и

Доставка грузов происходит в такой последовательности: автомобиль подается на склад поставщика

< п)

, , происходит осмотр груза, контейнер загружают на платформу и передают документы на груз перевозчику;

перевозка автомобилем до таможни маршрутом Д1, подача документов на таможне, таможенный осмотр, оформ-

<пС1) ; перевозка автомобилем к гра-

Д2 ; операции в автомобильном пункте

ление документов нице маршрутом

пропуска при пересечении границы

< мапп) .

пере-

возка автомобилем к таможне назначения маршрутом

Дз

; оформление документов на таможне

< пс2)

Дь

перевозка

разгрузка

груза на склад потребителя маршрутом контейнера с автомобильной платформы, передача документов потребителю <пТг) .

а

б

Рисунок 1. Графическое представление многозначного отображения

транспортом

с^я (с)

для доставки автомобильным

На рис. 1б линия ?1 показывает один из вариантов формирования цепи поставки в логистической системе

г /

. Линией '1 обозначена вариация множества технологических операций в автомобильном пункте пропуска таможенной границы.

Анализ технологических схем пропуска через государственную границу Украины лиц, транспортных средств и грузов в международных пунктах пропуска автомобильного транспорта, позволяет выделить следующие этапы: пограничный контроль; предварительный этап документального таможенного контроля и таможенного осмотра; контроль других государственных служб; завершающий этап таможенного оформления. У каждого из них есть свои особенности прохождения для лиц-перевозчиков, транспортных средств и перемещаемых ими товаров. При практическом осуществлении должностными органами таможенной и других государственных служб возложенных на них обязанностей бывает невозможно установить точные сроки их завершения, определить их начало и конец. Эти обстоятельства обусловлены спецификой перевозок, таможенным режимом перемещения, национальными и международными требованиями по вопросам внешнеэкономической деятельности, номенклатурой, качеством и тарой транспортируемого груза и т. п. Возникает необходимость оценки вероятности завершения таможенного оформления в заданный срок.

Рассмотрим порядок прохождения процедур во время въезда на таможенную территорию Украины.

Структурная схема проекта, название и оценка продолжительности выполнения работ приведены в таблице 1. Данные о продолжительности выполнения работ, приведенные в столбцах 5 (а - минимальная), 6 (т - вероятная), и 7 (Ь - максимальная) таблицы 1, получены в результате анализа выборки хронологических измерений в международных пунктах пропуска автомобильного транспорта.

Сетевая модель проекта представлена на рис. 2. На сетевой модели отображен порядок прохождения всех процедур во время прохождения таможенного контроля. Стрелками показаны работы и порядок их следования. Фиктивные работы, изображенные пунктирной линией, не требуют затрат времени и указывают, что работа не начнется прежде, чем завершится другая работа.

Для описания продолжительности выполнения работы используем в - распределение [1]. Определим параметры закона распределения: математическое ожидание и дисперсию как функции от значений а, Ь, т. Статистические характеристики (математическое ожидание и стандартное отклонение) случайных величин рассчитаны по методике [1, стр. 340] и приведены в столбцах 8 и 9 (табл. 1).

Сетевой график проекта, построенный на основе статистических данных о продолжительности выполнения работ (табл. 1, столбцы 8, 9), представлен на рис. 3. На графике приведены числовые характеристики всех событий (вершины) и обозначен критический путь (1-3-4-5-67-10-11-13-15-17-16-18-20-21-22-23).

Таблица 1

Структурная схема работ и оценка продолжительности их выполнения_

Работы, Продолжительность, мин Ожидае- Стандартное отклонение, мин Продол-

Работа Обозначение Название работы которые предшествуют данной Минимальная, аi Максимально вероятная, ш1 Максимальная, Ы мая продолжительность, мин житель-ность выполнения, мин Ранг

Р-1 Ь1 Пограничный контроль товара - 2 2 10 3.3 1.3 10 1

Пограничный

Р-2 Ь2 контроль транспортного средства - 1 2,5 10 3.5 1.5 5 1

Р-3 Ь3 Пограничный контроль лица - 1 2 5 2.3 0.7 2 1

Санитарно-эпи-

Р-4 Ь4 демиологиче-ский контроль лица Р-3 3 5 30 8.8 4.5 30 2

Р-5 Ь6 Фиктивная Р-4 0 0 0 0.0 0.0 0 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р-6 Ь5 Фиктивная Р-2 0 0 0 0.0 0.0 0 2

Р-7 Ь7 Взвешивание Р-1, Р-5, Р-6 5 5 5 5.0 0.0 5 4

Р-8 Ь8 Таможенный контроль товара Р-7 2 14 78 22.7 12.7 120 5

Таможенный

Р-9 Ь9 контроль транспортного средства Р-7 1 7,5 52 13.8 8.5 10 5

Р-10 Ь10 Таможенный контроль лица Р-7 2 2 2 2.0 0.0 2 5

Р-11 Ь11 Фиктивная Р-10 0 0 0 0.0 0.0 0 6

Р-12 Ь12 Фиктивная Р-8 0 0 0 0.0 0.0 0 6

Р-13 Ь13 Таможенный осмотр товара Р-8 5 12.5 30 14.2 4.2 10 6

Р-14 Ь14 Таможенный осмотр транспортного средства Р-9, Р-11, Р-12 5 10 35 13.3 5.0 30 7

Р-15 Ь16 Фиктивная Р-13 0 0 0 0.0 0.0 0 7

Продолжение табл. 1

Р-16 Ь15 Радиологический контроль товара Р-13 1 1 1 1.0 0.0 2 7

Р-17 Ь17 Радиологический контроль транспортного средства Р-14, Р-15 2 2 2 2.0 0.0 2 8

Р-18 Ь18 Фиктивная Р-16 0 0 0 0.0 0.0 0 8

Р-19 Ь19 Экологический контроль товара Р-16 1 4 10 4.5 1.5 20 8

Р-20 Ь20 Экологический контроль транспортного средства Р-17, Р-18 1 5 15 6.0 2.3 7 9

Р-21 Ь21 Фиктивная Р-19 0 0 0 0.0 0.0 0 9

Р-22 Ь22 Ветеринарный контроль товара Р-19, Р-22 3 5 10 5.5 1.2 30 9

Р-23 Ь23 Ветеринарный контроль транспортного средства Р-20, Р-21 0 9 15 8.5 2.5 30 10

Р-24 Ь24 Фиктивная Р-22 0 0 0 0.0 0.0 0 10

Р-25 Ь25 Фитосанитарный контроль товара Р-22 1 2 7 2.7 1.0 30 10

Р-26 Ь26 Фитосанитарный контроль транспортного средства Р-23, Р-24 1 2 3 2.0 0.3 30 11

Р-27 Ь27 Фиктивная Р-25 0 0 0 0.0 0.0 0 11

Р-28 Ь28 Санитарно-эпидемиологический контроль товара Р-25 1 3 5 3.0 0.7 30 11

Р-29 Ь29 Санитарно-эпидемиологический контроль транспортного средства Р-26, Р-27 1 1 3 1.3 0.3 30 12

Р-30 Ь30 Фиктивная Р-28 0 0 0 0.0 0.0 0 12

Р-31 Ь31 Служба международных автомобильных перевозок (СМАП) Р-29, Р-30 2 5 15 6.2 2.2 7 13

Р-32 Ь32 Завершение таможенного оформления Р-31 7 10 15 10,3 1,3 15 14

Рисунок 2. Сетевая модель проекта

Рисунок 3. Сетевой график проекта с числовыми характеристиками событий (вершин) и критическим путем

Критический путь равен

Т = 2,3 + 8,8 + 0 + 5 + 22,7 +14,2 + 2 + 6 + 8,5 + 0 + 2,7 + 3 + + 6,2 +10,3 = 91,70 (мин)

Дисперсия продолжительности выполнения работ:

Ст2 = 0,72 +4,52 +02 +02+12,72 +4,22 +02 +02 +2,32 +

-2,52+12+0,72

- +02 +2,22+1,32 2=219,23

Стандартное отклонение продолжительности выполне-

ст(Т) = 4 219,23 = 14,8 ния проекта ' мин.

Вероятность того, что таможенное оформление будет завершено не позднее двух часов достаточно высокая и составляет

Р{T<120}=NORMRASP(120;91,7;14,8;1)=0,972.

Рассмотрим возможность перераспределения имеющихся ресурсов между отдельными работами. Линейно-временной график выполнения комплекса работ (рис. 2), временные параметры которых определены с учетом требований Временных нормативов выполнения контрольных операций в пунктах пропуска через государственную границу Украины (табл. 1, столбец 10), представлен на рис. 4. Ранг работ приведен в столбце 11, табл. 1. На графике выделена жирными линиями последовательность работ, которая определяет максимальную продолжительность выполнения комплекса работ. Критический путь составляет То= 308 мин. В нижней части графика приведена диаграмма использования бригад для выполнения работ (количество бригад и время их работы).

Рисунок 4. Исходный временной график выполнения работ и график использования рабочей силы

Для более эффективной и равномерной загрузки ра- нулевой отметки, а на работу Ь10 опирается Ь11 (фиктив-ботников оптимизируем линейно-временной график вы- ная), через нее на работу Ь10 опирается работа Ь14, но она полнения работ. Используем резервы ненапряженных ра- не начнется прежде окончания Ь8, есть возможность сме-бот (работы Ь2 и Ь10). Поскольку работа Ь2 начинается от стить эти работы. Оптимизированный временной график

выполнения работ представлен на рис. 5.

Ь32

¿¿и

ьзо

Ь2Э

Ь23

р2П _

Ь2Б

Ь25

Й24

Ь23

Ь 22

Ь21 _

Ь20

У

Ы9 У у

_ ¿_

— Ы7

ы

Ы5 Г7

Ы4

Ь13

ЬЭ -Ь 1-С

1 ьз _

ьт.

Ы

ь 3 № / __

/

М Ь2

5 И 15 37 Уз 47 49 157 279 зт

'.г' 1 -о 3 Время. 41Л1

1 к а О О а* 2

1 I

Рисунок 5. Оптимизированный временной график выполнения работ и график использования рабочей силы

Эффективность использования рабочей силы оценим по следующим показателям: среднее количество занятых бригад; дисперсия занятости бригад; среднее количество не занятых бригад. Обозначим То - длина критического пути; п - количество отрезков на протяжении которых работает определенное количество бригад; й - продолжительность времени, на протяжении которого работает определенное количество бригад; N1 - количество бригад, которые работают на протяжении определенного времени; Nmax - максимальное количество привлеченных бригад.

Показатели эффективности, рассчитанные на основе исходного и оптимизированного графика приведены в табл. 2. Полученные результаты свидетельствуют о некотором улучшении использования рабочей силы.

Весь комплекс работ выполняется двумя бригадами вместо трех с большей равномерностью загрузки (рис. 5).

На практике при соблюдении всех требований технологической схемы пропуска через границу осуществление контрольных операций госорганов может дублироваться. Анализ осуществления каждого из видов контроля может содержать резерв для более эффективного выполнения работ.

Таблица 2

Показатели использования рабочей силы

Показатель Формула Исходная оценка показателя Оценка на основе оптимизированного графика

Среднее количество занятых бригад, шт. 1 n Nзаи rj-, У . ti Ni Т о i 1,4S 1,49

Дисперсия занятости бригад, мин2 1 n D = — fy ((N. - N )2* t 1 заи rp L / * W i заи J J Т о i 0,297 0,25

Среднее количество не занятых бригад, шт. 1 n D^u - — f У ((Nmax - Ni )* t 1 Т о i 1,52 1,52

В работе на основе Временных нормативов выполнения контрольных операций в пунктах пропуска через государственную границу Украины была осуществлена оценка хода проведения технологических процедур в международных пунктах пропуска автомобильного транспорта при условии осуществления всех предусмотренных законодательством видов контроля госслужбами.

Использование хронометрических данных о времени выполнения операций позволяет определить вероятность их завершения в определенные сроки.

Применение сетевого планирования позволяет осуществить необходимое перераспределение имеющихся ресурсов и повысить эффективность осуществления процедур, предусмотренных технологической схемой, за счет экономии времени и равномерного распределения нагрузки на работников таможенных органов и других лиц, которые участвуют в выполнении операций в международных пунктах пропуска.

Показатели, полученные в результате оптимизации операций на отдельных этапах, в дальнейшем можно использовать при решении задачи векторной оптимизации, что приведет к принятию эффективных решений в масштабах всей цепи доставки грузов (товаров) [4].

Список литературы

1. Кунда Н. Т. Дослвдження операцш у транспортних системах: навч. поабник для студенпв напряму «Транспортш технологи» вищих навчальних за-клад1в. - К.: Видавничий Ддм «Слово», 2008. - 400 с.

2. Лопстика: Навчальний поабник / О. М. Тридвд та ш. - К.: Знання, 2008. - 566 с.

3. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gover. [Под. ред. Дж. Гатторны (ред. Г. Огулин, М. Рейнольдс)]: пер с 5-го англ. изд., -2008. - М.: ИНФРА-М. - XXXIV. - 670 с.

4. Халипова Н. В. Оценка эффективности функционирования международных логистических систем / Технические науки - от теории к практике: Сб. ст.

по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(32). - Новосибирск: изд СибАК. - 2014.

- С. 99-115.

5. Яблонскис А. Miжнародна лопстика й митна дiяль-шсть I Тези допов мiжн. Наук.-практ.конф. "Пер-спективи розвитку шформацшних та транспортно-митних технологш у митнш справ^ зовшшньоеко-номiчнiй дiяльностi та управлiннi оргашзащями" Д., Украна: АМСУ, 2 грудня 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lambert Douglas M. Supply Chain Management: Processes, Partnerships, Performance. - Ponte Vedra Beach, Fla.: Supply Chain Management Institute. - 4th Edition, 2014.

Литература в транслите

1. Kunda N. T. Doslidzhennja operacij u transportnih sistemah: navch. posibnik dlja studentiv naprjamu «Transportai tehnologiï» vishhih navchal'nih zakladiv.

- K.: Vidavnichij Dim «Slovo», 2008. - 400 s.

2. Logistika: Navchal'nij posibnik I O. M. Tridid ta in. -K.: Znannja, 200S. - 5бб s.

3. Upravlenie cepjami postavok: Spravochnik izdatel'stva Gover. [Pod. red. Dzh. Gattorny (red. G. Ogulin, M. Rejnol'ds)]: per s 5-go angl. izd., - 200S. - M.: INFRA-M. - HHHIV. - б70 c.

4. Halipova N. V. Ocenka jeffektivnosti funkci-onirovanija mezhdunarod-nyh logisticheskih sistem I Tehnicheskie nauki - ot teorii k praktike: Sb. st. po materialam HHHVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 7(32). - Novosibirsk: izd SibAK. - 2014. - S. 99-115.

5. Jablonskis A. Mizhnarodna logistika j mitna dijal'nist' I Tezi dopov mizhn. Nauk.-prakt.konf. "Perspektivi rozvitku informacijnih ta transport-no-mitnih tehnologij u mitnij spravi, zovnishn'oekonomichnij dijal'nosti ta upravlinni organizacijami" D., Ukraïna: AMSU, 2 grudnja 2011.

6. Lambert Douglas M. Supply Chain Management: Processes, Partnerships, Performance. - Ponte Vedra Beach, Fla.: Supply Chain Management Institute. - 4th Edition, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.