19. Смолкин А. Новые конституционные ценности [Электронный ресурс] // Российское агентство правовой и судебной информации. 23.10.2013. URL: http://rapsinews.ru/ judicial_analyst/20131023/269365182.html (дата обращения: 04.10.2017).
20. Терских А. Н. Компромисс в российском уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Ур. гос. юрид. акад., 2013. 29 с.
21. Янина Я. Ю. Теоретические и практические аспекты применения компромиссов для разрешения конфликтов предварительного следствия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград: Калинингр. юрид. ин-т МВД России, 2007. 24 с.
УДК 339.543
Д. А. Автандилян
Повышение эффективности деятельности таможенных органов при выявлении нарушений порядка таможенного декларирования товаров при перемещении через границу таможенного союза
D. A. Avtandilyan. Increase of activity efficiency of customs authorities at identification of violations of the order of customs declaration of goods when moving through border of the Customs Union
Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного контроля и от деятельности таможенных органов относительно выявления и пресечения правонарушений во время декларирования товаров напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.
Ключевые слова: Таможенный союз; таможня; товарооборот; таможенная граница; товар; таможенная процедура; участник внешнеэкономической деятельности; таможенный контроль; система управления рисками; должностные лица таможенных органов.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; +7 (906) 257-42-05; [email protected].
The process of moving goods and vehicles across the customs border of the Customs Union is a key object of activity of the customs bodies. From the state of institutions of customs control and customs administrations concerning the detection and suppression of offences during the Declaration of goods directly depends on the economic welfare of the state and its security.
Keywords: The Customs Union; customs; trade; customs border; the goods; customs procedure; the participant of foreign economic activity; customs control; risk management system; officials of the customs bodies.
Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; +7 (906) 257-42-05; [email protected].
Активное социально-экономическое развитие стран, интенсификация внешнеэкономических связей, рост интеграции в мировую экономику приводит к уве-
Давид Артурович Автандилян — аспирант кафедры административного права и процесса Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © Автандилян Д. А., 2017
личению пассажирооборота и товарооборота через таможенную границу государств — членов Таможенного союза (далее — ТС). Как следствие, возникает необходимость в усовершенствовании работы таможенных органов в области таможенного контроля.
Масштабное развитие экономики, возможность применения современных информационных технологий автоматически побуждают государство совершенствовать формы, нормы и правила проведения таможенного контроля и способы выявления и пресечения недостоверно задекларированных товаров, помещенных под таможенную процедуру.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС первоочередно касается внешнеэкономической деятельности различных коммерческих организаций, юридических лиц. Товарооборот охватывает различные сферы торговли, производственную кооперацию, инвестиции, а также научное сотрудничество между государствами [5, с. 204].
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС является основным объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного контроля и от деятельности таможенных органов относительно выявления и пресечения правонарушений во время декларирования товаров напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.
Объектом исследования является совокупность отношений, возникающих при выявлении и пресечении таможенными органами недостоверно задекларированных товаров, помещенных под таможенную процедуру.
Предмет исследования составляют объективные закономерности организации выявления, пресечения, расследования и предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых в ходе таможенного декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Целью исследования является совершенствование работы таможенных органов по выявлению и пресечению нарушений порядка таможенного декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных выводов и положений, содержащихся в статье, в повышении эффективности деятельности таможенных органов при осуществлении деятельности по выявлению и пресечению нарушений порядка таможенного декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Для того чтобы повысить уровень экономической безопасности государства, совершенствуется правоохранительная система, усиливается борьба с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Приоритетными задачами в этой области являются:
• эффективное противодействие международной преступности, включая терроризм, международная торговля контрафактом, нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ;
• эффективный обмен упреждающей информацией о признаках подготовки преступлений, которые относятся к компетенции таможенных органов, путем реализации межведомственного взаимодействия между Федеральной таможенной службой, Пограничной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
• эффективное сотрудничество с другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем взаимного предоставления доступа к ведомственным информационным базам данных;
• внедрение информационных технологий в систему оперативно-технического контроля товаров и транспортных средств в части их доставки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию ТС;
• своевременное оснащение и переоснащение таможенных органов современными водными и воздушными судами, а также развитие инфраструктуры их базирования и ремонтной базы;
• создание условий для более эффективного использования кинологической службы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
• совершенствование методической работы по применению уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства Российской Федерации;
• совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, которые относятся к компетенции таможенных органов [3].
Для указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации установлены следующие целевые индикаторы:
• доля дел об административных правонарушениях, в соответствии с которыми вынесены постановления о назначении наказания, исключая дела об административных правонарушениях, производство по которым прекращено в связи с обжалованием либо опротестованием, в общем количестве дел об административных правонарушениях (с 83% в 2015 г. до 86% к 2020-му);
• доля выявленных оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов правонарушений в области таможенного дела в общем количестве правонарушений, которые выявлены таможенными органами (с 70% в 2015 г. до 81% к 2020-му) [2, с. 3-6].
Развитие мировой торговли, минимизация издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанные с совершением таможенных операций, дальнейшее повышение качества таможенного администрирования — для всего этого предлагается проводить планомерную работу по развитию информационно-технического обеспечения таможенных органов. С учетом опыта мировых стандартов и тенденций совершенствование таможенного дела необходимо расширять и развивать информационно-техническое обеспечение таможенных органов [4].
Для того чтобы совершенствовать информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов, необходимо решить следующие задачи:
• создавать и внедрять перспективные информационные технологии в целях развития единой автоматизированной информационной системы таможенных органов по принципу централизованной обработки данных;
• развивать ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть Федеральной таможенной службы, включая обеспечение доставки достоверной информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, в режиме реального времени;
• повышать уровень защиты информационных ресурсов, расширять спектр мер по обеспечению информационной безопасности, включая защищенность передаваемой информации другими федеральными органами исполнительной власти;
• разрабатывать и внедрять технические средства, которые будут отвечать современным реалиям, повышать эффективность использования аппаратуры радиационного контроля, инспекционно-досмотровых комплексов, с учетом обеспечения интеграции программных средств с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов;
• совершенствовать информационно-техническое обеспечение системы управления рисками на основе разработки современных подходов;
• развивать информационно-техническое обеспечение электронного декларирования и совершенствовать технологию предварительного информирования таможенных органов;
• совершенствовать информационное взаимодействие Федеральной таможенной службы с другими федеральными органами исполнительной власти в целях получения в реальном времени разрешительных документов в электронном виде;
• обеспечить эффективное функционирование в таможенных органах автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом;
• совершенствовать единую автоматизированную информационную систему таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза в целях развития информационного взаимодействия между таможенными органами государств — членов Таможенного союза с учетом развития интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
• повышать оперативность представления информации о тенденциях развития внешней торговли Российской Федерации и взаимной торговли между государствами — членами Таможенного союза, о торгово-экономических связях Российской Федерации с зарубежными государствами [1].
Необходимо отметить, что таможенные органы на постоянной основе занимаются борьбой с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров.
В настоящее время занижение таможенной стоимости в ТС настолько масштабно, что данному вопросу уделяется огромное внимание. Борьба с занижением таможенной стоимости является не только фискальной функцией таможенных органов, но и связана с разрешением еще одной проблемы: сведением на нет работы таможенных тарифов. Так как при введении тех или иных ставок импортного тарифа на некоторые группы ввозимых товаров рассматриваются разнообразные факторы, и в том числе баланс рынка между производством на территории страны и наполнением его товарами из-за рубежа. А в связи с тем, что эксперты в области таможенного дела при разработке экономических расчетов опираются на реальную стоимость товаров, то в случае если занижается стоимость товаров установленная тарифная мера не функционирует должным образом, а следовательно, не решается главным образом проблема баланса. Другими словами, в современной экономической ситуации нельзя допустить оформление импортных товаров, конкурирующих с продукцией российской промышленности по заведомо заниженной стоимости, учитывая объективно высокую себестоимость российских товаров.
Решение этой проблемы:
• наращивание взаимодействия с приграничными государствами с целью экстренного обмена экспортных деклараций для устранения недостоверно декларируемых товаров;
• налаживание взаимодействия с ТПП иностранных государств с целью получения документов от экспортеров, по которым товары были отгружены участниками ВЭД, и об их стоимости [7].
На основе проведенного анализа методов и способов выявления правонарушений при таможенном декларировании товаров при помещении их под таможенные процедуры нами предложена следующая схема, раскрывающая основные методы и способы выявления данных правонарушений (рис. 1).
Рис. 1. Основные методы выявления и пресечения недостоверно задекларированных товаров
В связи с тем, что таможенная служба Российской Федерации на постоянной основе развивается, ее функционирование осуществляется в условиях все большей открытости экономики государства и интеграции в мировое сообщество, все это приводит к тому, что необходимо разрабатывать иные качества таможенного администрирования в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, которые разработаны Всемирной таможенной организацией и Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Выполнить эту задачу реально только в том случае, если система таможенных органов Российской Федерации достигнет совершенно нового уровня развития.
Для достижения нового уровня развития необходимо: создать благоприятные условия внешнеэкономической деятельности, повысить качество предоставления таможенных услуг юридическим и физическим лицам как участникам внешнеэкономической деятельности и оказывать прямое влияние на темпы роста экономического развития, повысить активность в сфере бизнеса и уровень всего благосостояния населения. Достигнуть этого можно путем совершенствования таможенных процедур, оптимизации и повышения их прозрачности, увеличения интенсивности пропускной способности и технической оснащенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расширения в целом всей инфраструктуры таможенных органов, а также доступным и постоянным информированием и консультированием участников ВЭД.
Основные направления развития деятельности таможенных органов Российской Федерации следующие:
• совершенствование партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности;
• надлежащая правовая деятельность таможенных органов Российской Федерации и единообразное применение таможенного законодательства;
• повышение эффективности таможенного контроля;
• осуществление эффективного противодействия и предупреждения нарушения таможенных правил и преступлений в сфере таможенного дела;
• кардинальная модернизация и оптимизация всей информационной системы ФТС России и техническая оснащенность таможенных органов РФ в соответствии с современными реалиями;
• укрепление и стабилизация кадрового потенциала таможенных органов;
• модернизация системы таможенных органов РФ и дальнейшее развитие таможенной службы России;
• совершенствование международного таможенного сотрудничества [9].
Для того чтобы достигнуть положительных результатов в данном направлении, необходим системный анализ эффективности применяемых таможенных процедур, использование современных автоматизированных систем и информационных технологий в области таможенного дела, отвечающих современным требованиям, эффективный механизм системы управления рисками, использование электронных средств обмена информации, координация взаимной работы между ведомствами и организациями. Основным звеном в данной области является переход на новейшую систему организации таможенного контроля, которая в свою очередь позволит снизить значительное количество времени на проведение различных форм таможенного контроля и тем временем повысит его эффективность, что приведет к максимально быстрому помещению товаров и транспортных средств под соответствующую таможенную процедуру.
Ключевым моментом новой системы таможенного контроля будут являться условия и порядок его проведения, которые должны быть понятными и максимально «прозрачными».
Без полноценного внедрения информационных технологий в процесс таможенного контроля, включая электронный документооборот и полный переход на электронное декларирование товаров и транспортных средств, данная система не сможет функционировать.
Необходимо отметить, что информационная система Федеральной таможенной службы России находится в постоянном развитии. В рамках проекта ее целостной модернизации разрабатывается новая комплексная система, которая объединит ключевые процессы таможенного оформления и контроля, взимания таможенных платежей и системы управления рисками. В настоящее время такая система, как оперативный мониторинг, становится основным действенным управленческим инструментом.
Система управления рисками была внедрена в работу таможенных органов в 2003 г. Сейчас данная система стала тем инструментом, который комплексно воплотил абсолютно новую идеологию таможенного контроля во всей их совокупности. Таможенные органы не останавливаются и продолжают работу по внедрению все новых разноплановых проектов профилей рисков. Только сейчас их счет идет на тысячи.
Если говорить об информационном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности, то самым перспективным направлением будет, безусловно, предварительное информирование и электронное декларирование. Главное преимущество данных систем — это значительное упрощение и ускорение таможенного контроля.
Если опираться на мировую практику, можно сказать о том, что результат отразится в максимальном повышении собираемости таможенных платежей и снижении количества нарушений, которые допускаются не только участниками ВЭД, но и сотрудниками таможенных органов.
Также следует отметить, что на основе открытого стандарта внедрить новую технологию электронного декларирования заметно снизятся временные затраты для прохождения таможенных процедур. Будет обеспечено бесконтактное общение в процессе таможенного контроля таможенного инспектора и декларанта, наивысший уровень защиты информации, который необходим для совершения юридически значимых действий в процессе таможенного оформления и таможенного контроля с использованием электронных документов [6].
Создание одной из самых передовых в техническом и технологическом отношении таможенных служб мира является для Федеральной таможенной службы России одним из ключевых направлений формирования таможни
XXI в. Целый спектр нововведений в информационном поле в ближайшей перспективе предусматривает ряд важных шагов, среди которых — модернизация центрального и семи региональных вычислительных центров, обеспечение информацией применения Единого административного документа ЕС и создание новейшей автоматизированной системы контроля таможенного транзита, которая сопряжена с европейской системой NCTS (новая компьютеризированная транзитная система). Данное новшество позволит заполнять таможенные документы однократно, а это, в свою очередь, значительно сократит вероятность занесения недостоверных данных и значительно уменьшит время на таможенные формальности [8].
Ведется работа по совершенствованию системы обмена информации взаимодействия в рамках ФЦП «Электронная Россия», созданию Единой базы данных контролирующих органов государства, формированию единой телекоммуникационной сети и совершенствованию обмена информации между таможенными службами государств — членов СНГ и странами дальнего зарубежья. Развиваются технические возможности региональных и национальных узлов связи таможенных служб (Европейская рабочая группа RILO) в организации совместных работ по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений и оптимизации международной правоохранительной сети CEN (таможенная электронная сеть).
Можно сделать вывод, что таможенная служба России верно и стремительно накапливает масштабные и качественные характеристики своей работы, стремится быть на острие решения современных для таможенных органов задач.
Создать современную систему планирования деятельности структурных подразделений и должностных лиц является одним из основных моментов эффективной работы таможенной службы в целом. Система планирования деятельности структурных подразделений и должностных лиц, которая существует сейчас, не может позволить обеспечить сопоставимость запланированных мероприятий и достигнутых результатов: отсутствие многолетнего стратегического планирования, многие виды деятельности разделяются на маленькие периоды времени, как правило, на один год, в крайних случаях предусмотрено среднесрочное планирование. Все это предрасполагает к тому, что должностным лицам таможенных органов сложно сориентировать себя на выполнение поставленных перед структурным подразделением стратегических целей и задач, а все внимание акцентируется на текущих работах.
Помимо всего этого, должностные лица таможенных органов выполняют огромный объем внеплановых работ, заданий, поручений. И как следствие, низкая эффективность деятельности структурных подразделений таможни, сложная обстановка для руководителя, которому необходимо правильно оценить складывающуюся ситуацию и дублирование отдельных участков выполненных работ сотрудниками.
Ко всему этому, есть еще одна значительная проблема, которая заключается в слишком разветвленной структуре таможни. К примеру, в одной таможне 20-30-х подразделений (отделов, служб, групп) это приводит к тому, что механизм управления проводится не должным образом, структура трудно управляема, она подвергается параллелизму и взаимодублированию. Начальнику таможни становится сложно обеспечить реализацию принципа единого подхода в управлении всей таможенной политики сверху донизу. В результате возникает проблема нерациональной расстановки кадров. Исследования показали, что в среднем в одной таможне на 7-8 должностных лиц приходится один управленец, что приводит к отвлечению огромного числа сотрудников непосредственно от таможенного
контроля и к значительному увеличению нагрузки на инспекторский состав, а отсюда — к большим материальным издержкам и к сложности управления таможенной структурой в целом.
Вместо рациональной перестройки технологии таможенного контроля большинство руководителей ориентируется на рост численности кадрового состава, думая, что это приведет к повышению эффективности работы.
В таможенных органах применяется практика установления контрольных показателей по сбору таможенных платежей, которая основана на учете значений показателей, достигнутых в прошлые периоды, а также на потребностях бюджета в планируемом периоде. Данная тенденция приводит к тому, что устанавливается экономически необоснованное плановое задание как таможенной системе в целом, так и отдельным таможенным органам, и в результате порождает проблему выполнения данных показателей. Эта ситуация не влияет с положительной стороны на нормальную работу таможенных органов, так как при установлении плановых заданий в полной мере не учитываются складывающиеся в Российской Федерации в целом или же в отдельных ее регионах параметры, обусловливающие сбор таможенных платежей. При установлении контрольных показателей по сбору таможенных платежей необходимо использовать методику, которая учитывает влияние различных факторов на конечный результат.
Для того чтобы создать систему оперативного и стратегического планирования, необходимо:
• сделать применимыми для всех основные цели и задачи деятельности структурных подразделений;
• сделать универсальными процессы планирования деятельности структурных подразделений таможни;
• распределить работы структурного подразделения в зависимости от целей, приоритетности, периодичности и срочности выполнения и сделать универсальными для других подразделений;
• обеспечить оптимальное распределение задач и поручений между должностными лицами структурного подразделения.
При комплексном учете внутренних и внешних факторов и системы планирования в таможне можно будет с достаточно высокой степенью достоверности прогнозировать и планировать вероятные объемы поступлений таможенных платежей.
Более того, это приведет к возможности не только осуществления поиска резервов по выполнению установленных контрольных заданий, но и в рамках внутреннего планирования разработать эффективную модель таможни, которая будет устремленно взаимодействовать с участниками ВЭД, и возможности использования полученных результатов для дальнейшего прогноза полноты сбора таможенных платежей.
Таким образом, комплексная реализация форм, которые применяются таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, приведет к формированию современной системы обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, эффективному противодействию угрозам безопасности Российской Федерации, решению социально-экономических задач и созданию благоприятных условий для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.
литература
1. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право в России. М.: Юристъ, 2007. 504 с.
2. Вагин В. Д. Таможенные процедуры и таможенные операции: курс лекций по дисциплине «Таможенное право». М.: РИО РТА, 2005.
3. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: Дашков и К. 2010. 841 с.
4. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. СПб.: Питер. 2009. 639 с.
5. Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч.: учеб. пособие. М.: Международные отношения, 1997.
6. Ковалева Н. А. Таможне добавили полномочий // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2012. № 9. С. 8-9.
7. Коган М. В., Молчанова О. В. Таможенное дело. М.: Феникс, 2012. 317 с.
8. Тимошенко И. В. Практикум по таможенному праву. М.: Высшая школа, 2008. 256 с.
9. Шамахов В. А. Таможенный контроль: учеб. М.: Софт Издат, 2013. 599 с.
УДК 34.01
Е. В. Стегостенко о сущности права
E. V. Stegostenko. About essence of the Law
В статье исследуются проблемы правопо-нимания. Анализируются предпосылки причины и противоречия в подходах к определению данной категории, формулируется гипотеза о происхождения права. Предлагается авторское понимание права с позиции государственного управления.
Ключевые слова: право; теория и философия права; проблемы правопонимания; определение права; соотношение права и власти.
Контактные данные: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29; (812) 92049-10; [email protected].
The article examines the problem of legal consciousness. Examines the background reasons and contradictions in the approaches to defining this category. The author formulates a hypothesis on the origin of law. The author's understanding of the law from the point of view of public administration is suggested.
Keywords: law; theory and philosophy of law; problems of law; definition of law; relationship between law and power.
Contact details: 195251, St. Petersburg, Polytechnic, 29; (812) 920-49-10; [email protected].
Право как категория появилась несколько тысяч лет назад. Наиболее ранними письменными свидетельствами, дошедшими до наших дней, являются Законы Хаммурапи и Законы 12 таблиц, которые датируются XVIII и V вв. до н. э. соответственно. Изучением природы и сущности данной категории занимались выдающиеся представители философской и юридической мысли, начиная с античных времен; тем не менее до настоящего времени определение данного понятия остается дискуссионным. Следует отметить, что область научных интересов ав-
Евгений Валерьевич Стегостенко — аспирант Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. © Стегостенко Е. В., 2017