Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности структурного подразделения железнодорожного транспорта на основе принципов бережливого производства'

Повышение эффективности деятельности структурного подразделения железнодорожного транспорта на основе принципов бережливого производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1748
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / МЕТОДЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / LEAN MANUFACTURING / COSTS OPTIMIZATION / COSTS MANAGEMENT IN RAILWAY INDUSTRY / LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурикова Е.А., Кецмур Е.А.

Оптимизация затрат является одной из важнейших задач деятельности любого предприятия. На сокращение затрат в том числе влияет и исключение всех видов непроизводительных потерь. Методы бережливого производства нацелены на поиск таких потерь и их минимизацию. «Бережливое производство» становится важнейшим фактором повышения эффективности, конкурентоспособности предприятия и надежным способом управления всеми видами затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сурикова Е.А., Кецмур Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCEMENT OF PERFORMANCE EFFECIENCY IN THE RAILWAY STRUCTURAL SUBDIVISION ON BASIS OF LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES

Costs optimization is one of the most important objectives of any business performance. Costs reduction is influenced by elimination of all types of non-productive losses. Lean manufacturing principles are aimed at disclosure of such losses and their minimization. «Lean manufacturing» becomes a key factor of efficiency enhancement, competitiveness growth of the enterprise and a reliable method for all costs management.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности структурного подразделения железнодорожного транспорта на основе принципов бережливого производства»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 656.011.46:656.2

Е.А. Сурикова

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте», ФГБОУВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

Е.А. Кецмур

магистр экономики, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Оптимизация затрат является одной из важнейших задач деятельности любого предприятия. На сокращение затрат в том числе влияет и исключение всех видов непроизводительных потерь. Методы бережливого производства нацелены на поиск таких потерь и их минимизацию. «Бережливое производство» становится важнейшим фактором повышения эффективности, конкурентоспособности предприятия и надежным способом управления всеми видами затрат.

Ключевые слова: бережливое производство, оптимизация затрат, управление затратами на железнодорожном транспорте, методы бережливого производства, экономический эффект.

Е.А. Surikova, Siberian State Transport University, Novosibirsk

E.A. Ketsmur, Siberian State Transport University, Novosibirsk

ENHANCEMENT OF PERFORMANCE EFFECIENCY IN THE RAILWAY STRUCTURAL SUBDIVISION ON BASIS OF LEAN MANUFACTURING PRINCIPLES

Abstract. Costs optimization is one of the most important objectives of any business performance. Costs reduction is influenced by elimination of all types of non-productive losses. Lean manufacturing principles are aimed at disclosure of such losses and their minimization. «Lean manufacturing» becomes a key factor of efficiency enhancement, competitiveness growth of the enterprise and a reliable method for all costs management.

Keywords: lean manufacturing, costs optimization, costs management in railway industry, lean manufacturing principles, economic effect.

Структурная реформа ОАО «РЖД» обусловила повышенные требования, предъявляемые к эффективности управления его подразделениями. Деятельность любого предприятия железнодорожного транспорта связана с затратами -материальными, финансовыми, трудовыми, энергетическими, технологическими, и для того чтобы результаты работы были признаны эффективными необходимо эти затраты оптимизировать и по возможности сокращать. Снизить затраты можно, в том числе и исключением всех непроизводственных потерь. Методы бережливого производства нацелены на поиск таких потерь и их минимизацию, поэтому в современных условиях «Бережливое производство» становится важнейшим фактором повышения

№ 1 (41) - 2015

73

Проблемы экономики и менеджмента

конкурентоспособности предприятия и является наиболее эффективным, надежным способом управления всеми видами затрат.

ОАО «РЖД» находятся лишь в начале пути к полноценному внедрению всех принципов системы бережливого производства, соответственно и исследования в области применения бережливого производства на железнодорожном транспорте не завершены, этот вопрос рассматривается и обсуждается в настоящее время. Значимость и практическое применение проектов бережливого производства отражаются в материалах периодической печати - газете «Гудок», «Железнодорожный транспорт», журналах «Пульт управления», «Экономика железных дорог».

Исследование Бережливого производства нашло отражение в трудах таких ученых, как - Вумек Джеймс П., Джордж Л. Майкл, Лайкер Джеффри, Майк Ротер, Сигео Синго, Тайити Оно, Питеркип С.В., Фидельман Г.Н., Тюрюмин М.В., Михайлова М.Р., Нагуманов М.М.

В настоящее время в одном из структурных подразделений региональной дирекции материально-технического обеспечения реализован проект «Оптимизация работы материального склада при выполнении погрузо-разгрузочных работ с применением методов бережливого производства».

Бережливое производство - концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Основные концепции бережливого производства были разработаны в Японии. Их основателем считается Тайити Оно.

Бережливое производство выделяет семь видов потерь (рис. 1), которые необходимо минимизировать:

ПОТЕРИ

Необоснованная транспортировка Лишние запасы

Ненужные перемещения Время ожидания

Скрытые потерн от Ненужная обработка

перепроизводства

Дефекты

Рисунок 1 - Виды потерь в бережливом производстве

Цель бережливого производства - устранение любых потерь, которые увеличивают затраты, не создавая добавленной ценности. Ключевым в философии бережливого производства является опора на человеческий фактор, командная работа, формирование атмосферы взаимопомощи.

Эффективность внедрения бережливого производства может быть

74

№ 1 (41) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

экономической, социальной, технической и экологической. Понятие эффективность предполагает сопоставление затрат и результатов - повысить эффективность означает с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты. Уровень эффективности на предприятии зависит от многообразия взаимосвязанных факторов, так эффективность можно оценить как по экономическим показателям, так и по объективным признакам.

К основным инструментам бережливого производства традиционно относится:

1. Картирование потока создания ценности - это инструмент, с помощью которого можно отобразить материальные и информационные потоки в ходе создания ценности.

2. Вытягивающее производство - это схема организации производства, при которой объёмы продукции на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге -потребностями заказчика).

3. Канбан - система регулирования потоков материалов и товаров внутри организации и за ее пределами - с поставщиками и заказчиками. Позволяет сократить потери, связанные с запасами и перепроизводством.

4. Кайдзен - подход к управлению организацией на основе непрерывного улучшения качества. В этом подходе сотрудники регулярно и активно работают над совершенствованием своей деятельности;

5. Система SMED - система позволяющая сократить потери времени, связанные с установкой заготовок.

6. Система TPM - всеобщий уход за оборудованием - акцент в данной системе делается на предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования, которые могут привести к более серьезным проблемам.

7. Just in Time (точно в срок) - подход к управлению производством на основе потребительского спроса. Позволяет производить продукцию в нужном количестве в нужное время.

8. Визуализация - это такое размещение инструментов, деталей, тары и других индикаторов состояния производства, при котором каждый с первого взгляда может понять состояние системы - норма или отклонение.

Многие из этих подходов и инструментов могут использоваться и по отдельности, но в концепции бережливого производства их сочетание дает более существенные результаты. Комбинация методик, инструментов и подходов поддерживает и усиливает друг друга, за счет этого сама система бережливого производства становится более гибкой.

Работа по внедрению бережливого производства на предприятиях железнодорожного транспорта началась в 2007 году, путем внедрения принципов бережливого производства на опытных полигонах железных дорог с последующим тиражированием опыта на всю сеть. ОАО «РЖД» были утверждены и приняты к действию основные документы, определяющие реализацию проекта по внедрению

№ 1 (41) - 2015

75

Проблемы экономики и менеджмента

бережливого производства: Концепция применения технологий бережливого

производства в ОАО «РЖД»; Программа поэтапного внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД»; Регламент управления программой поэтапного внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД»; Методика оценки показателей эффективности внедрения технологий бережливого производства.

Одна из региональных дирекций материально-технического обеспечения реализует проекты с применением инструментов бережливого производства.

ДМТО снабжает товарно-материальными ценностями, оборудованием и топливом все предприятия железнодорожного транспорта, а так же дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» и их структурные подразделения, находящиеся на исследуемом полигоне железной дороги. В состав региональной ДМТО входят 5 обособленных структурных единиц - отделов и Главный материальный склад.

Анализируемый отдел обеспечивает ТМЦ более чем 75 предприятий железной дороги, большая часть которых доставляется вагонами. При поступлении на склад от трех и более вагонов процесс выгрузки занимает большое количество времени - это связано с простоями в процессе транспортировки, т.к. рампа для движения автопогрузчика находится слишком низко и после выгрузки всего лишь двух вагонов необходимо вызывать маневровый локомотив для их перестановки. Было предложено сократить время доставки, оптимизировать процесс погрузки - выгрузки вагонов и привлечь дополнительные денежные средства в Компанию.

Передвижение погрузчика при выгрузке одного вагона составляет 4800м

Рисунок 2 - Постановка вагонов и передвижение погрузчика на материальном складе

Анализ исходного состояния показал, что при поступлении на склад одного или двух вагонов, выгрузка ТМЦ автопогрузчиком осуществляется достаточно быстро. Однако анализ показал существенные потери времени в процессе транспортировки. При каждом перемещении материалов из вагона на склад погрузчик совершал

76

№ 1 (41) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

излишние перемещения на 3030 метров, делая объезд вокруг складов арочного типа, подъезд с места разгрузки вагонов отсутствовал. Схема постановки вагонов и передвижение погрузчика представлена на рисунке 2При подаче от трех и более вагонов процесс выгрузки занимал еще больше времени - это связано с тем, что рампа для движения автопогрузчика находится слишком низко и после выгрузки двух вагонов мастеру участка необходимо вызывать маневровый локомотив для перестановки вагонов. Так на одной операции возникает сразу три вида потерь - потери от необоснованной транспортировки, ненужные перемещения и время ожидания. Если же произвести удлинение рампы, то данные потери можно будет минимизировать, а в дальнейшем и совсем сократить. После увеличения длины рампы, время работы автопогрузчика сокращается, т.к. нет надобности объезжать склады. Карта потока ценностей до внедрения проекта и после внедрения представлены на рисунках 3 и 4.

до

ПОПучСцив 1ШН14Н н4 «(игруэху 2ч дегонов Подача заявки на уОорку лррож. Получение задания на аыгруЖу Оформление документом но приход

игоноа L-—

Общее время процессе составляет -545 минут Ж Время добавления ценности - 120 минут Неизбежные потери - 1Е5 минут Ж Чистые потери -240

Рисунок 3 - Карта потока ценности до внедрения проекта

До внедрения проекта общее время операции от момента постановки вагонов на пути, до момента размещения ТМЦ на складах составляло 545 минут. Исключение из процесса времени ожидания маневрового локомотива сократило общее время операции до 215 минут, таким образом, непроизводственные потери снизились.

Так для реализации проекта необходимо удлинить рампу выгрузки вагонов, разработать новую схему движения автопогрузчика, установить дополнительные стеллажи для зонирования складского помещения, разработать схемы размещения ТМЦ на складах.

Допустим, расходы на удлинения рампы условно составляют 62,0 тыс. руб., на установку дополнительных стеллажей для хранения ТМЦ - 68,6 тыс. руб.

За счет сокращения пробегов автопогрузчика и непродуктивного простоя

№ 1 (41) - 2015

77

Проблемы экономики и менеджмента

кладовщиков высвободится один человек, а вместе с этим предприятие получит экономию затрат на оплату труда в размере 265,6 тыс. руб. в год (данные условные). Экономия затрат на оплату труда может быть рассчитана как сумма затрат на оплату труда кладовщика и отчислений на социальные нужды.

Рисунок 4 - Карта потока ценности после внедрения проекта

За счет сокращения пробега автопогрузчика возникает дополнительная экономия топлива 0,1 тн, примерной стоимостью 1,7 тыс. руб. Годовая экономия составит 6,8 тыс. руб. (данные условные).

Общая сумма экономии или экономический эффект от внедрения проекта бережливого производства (формула 1) составит 141,8 тыс. руб.

ДЭ = (З1 чел(год) + Э топл.(год)) - (Ррампа + Рстел.) (1)

где: ДЭ - экономический эффект,

З1 чел (год) - экономия от высвобождения одного кладовщика в год,

Этопл.(год) - экономия топлива за год,

Ррампа - расходы на удлинение рампы,

Рстел - расходы на установку стеллажей.

После удлинения рампы, отсутствует необходимость привлечения маневрового локомотива, а это дополнительная экономия для ОМТО и для ОАО «РЖД» в целом, так как маневровый локомотив может быть задействован на прочие работы, приносящие доход компании. Помимо маневрового локомотива и локомотивной бригады ОМТО нет необходимости привлекать к работе составителя, а это дополнительная экономия средств.

Параллельно с ремонтом рампы шло оснащение складского комплекса дополнительными стеллажами и зонирование помещений. Анализ показал, что переоборудование склада позволило увеличить скорость приема товара и скорость

78

№ 1 (41) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

сборки заказов для передачи на предприятия железнодорожного транспорта, а также сократило случаи ошибок комплектования заказов и причины порчи товара при хранении.

Помимо достигнутого положительного экономического эффекта, у отдела материально-технического обеспечения за счет высвобождения работника и высвобождения дополнительных площадей в складах появилась возможность увеличения объема хранения ТМЦ в рамках бюджета по другим видам деятельности. Ожидаемый доход за исследуемый годовой период составил 352 тыс. руб.

Данный проект еще не закончен, но первые результаты в виде удлинения рампы, установки стеллажей, высвобождению дополнительных площадей для хранения уже реализованы.

Проведенные исследования позволили авторам сформулировать следующие выводы:

1) Бережливое производство - это действенный и доступный метод повышения эффективности работы.

2) Применение методов бережливого производства позволяет получать существенные результаты без капитальных вложений. Эффект от внедрения методов бережливого производства может быть выражен экономией затрат в рублях, а также высвобождением площадей, сокращением времени доставки, сокращением потерь времени, повышением уровня безопасности труда, и выявлением дополнительных потерь, которые в процессе работы казались рабочими «моментами».

3) Концепции картирования потока создания ценностей является

первоочередным для использования в реализации проекта, так как дает возможность сразу увидеть проблемные места потока и на его основе выявить непроизводительные затраты и процессы, разработать план улучшения.

Список литературы:

1. Брайан М. Практика бережливого учета: управленческий, финансовый учет и система отчетности на бережливых предприятиях: пер. с англ. / Брайан М., Брюс Б. -М., 2010. - 384 с.

2. Вумек Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. - М., 2008. - 483 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Акопян А.Г. Внедрение технологии бережливого производства

// Железнодорожный транспорт. - М., 2013. - № 1. - С. 7-10.

4. Гапанович В. А. Бережливое производство // Железнодорожный транспорт. -М., 2012. - № 4. - С. 3-7.

5. Стандартизация представления проектов бережливого производства в производственном блоке ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. - М., 2013. - № 3. - С. 51-62

№ 1 (41) - 2015

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.