Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке'

Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5294
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВЛИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Юлия Михайловна

Рассматривается актуальность и необходимость повышения эффективности деятельности предприятий торговли в современных условиях, характерные признаки деятельности торговых предприятий, процесс формирования эффективной системы управления предприятий торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке»

УДК 338.46 ББК 65

Ю.М. Бойкова

повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке

Рассматривается актуальность и необходимость повышения эффективности деятельности предприятий торговли в современных условиях, характерные признаки деятельности торговых предприятий, процесс формирования эффективной системы управления предприятий торговли.

Ключевые слова:

предприятие торговли, система управления, этап формирования системы управления, эффективность.

В сегодняшних условиях потребительского рынка в России и значительного роста влияния услуг в экономике сфера торговли призвана сыграть ключевую роль в осуществлении экономических и социальных задач. В этой ситуации сфере торговли присущ интенсивный рост развития, а также повышение требовательности со стороны покупателей к качеству обслуживания, ассортименту товаров и услуг и т. д.

Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке, характеризующемся нестабильностью внешней и внутренней среды и обострившейся конкуренцией, является актуальной проблемой. Развитие рыночных отношений усложнило выбор наиболее оптимального направления развития любого предприятия (в том числе торгового предприятия). В этих условиях предприятию все труднее ориентироваться в рыночной экономике. Это приводит не просто к возрастанию роли управления, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления и как следствие - повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

В настоящий момент деятельность любого торгового предприятия направлена, прежде всего, на максимизацию прибыли и своей стоимости, завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается, помимо всего прочего, эффективной организацией системы внутреннего контроля, ориентирующейся на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке, на своевременную адаптацию предприятия к динамичной внешней и внутренней среде.

Основными проблемами управления торговыми организациями является усложнение управления бизнес-процессами вследствие роста организаций и выхода на региональные рынки, а также возрастание

конкуренции как между отечественными фирмами, так и между отечественными и зарубежными.

Первостепенной целью в торговле является организация благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает улучшение законодательной, налоговой, финансовой среды, в которой работают торговые предприятия, а также кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночной экономики.

Необходимо отметить, что коммерческая деятельность предприятий торговли имеет ряд характерных признаков [2, с. 19]:

- спрос на товары и услуги торговых организаций с учетом сферы деятельности зависит от времени года, дней недели, а также часов суток;

- ассортимент товаров и услуг в большей степени определяется характером спроса и особенностями обслуживаемой категории клиентов, их покупательной способности, условий труда и быта, национального, профессионального, возрастного состава;

- в процессе реализации товаров и услуг торговые предприятия достаточно самостоятельны и независимы в организационном и торгово-технологическом плане, каждое имеет свои расходы и доходы, которые нужно сравнивать и учитывать;

- торговые предприятия относительно невелики по размеру и предельно приближены к потребителям, что дает им возможность быстро реагировать на изменения ситуации на рынке;

- помимо реализации товаров и услуг торговые предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью сохранения старых и привлечения новых о покупателей. £

Большинство торговых предприятий, Ц осуществляющих свою деятельность в сов- о

ременных условиях рыночной экономики, находятся в непростой хозяйственной ситуации, которая определяется рядом противоречивых признаков. Основным таким признаком является постоянно растущее воздействие внешнего окружения, которое выражается в ужесточении предъявляемых требований к управлению деятельностью торгового предприятия. Среди этих требований можно отметить такие, как:

- повышение эффективности принимаемых управленческих решений;

- разработка и внедрение новых методов управления, а также товаров и услуг;

- необходимость направленности на спрос.

Также следует выделить такую немаловажную особенность большинства отечественных организаций, как явно выраженное техническое отставание от уровня зарубежных предприятий.

Развиваясь и желая увеличивать собственную эффективность, торговые предприятия стремятся к сокращению затрат, в том числе и на поставляемую продукцию, росту показателей операционной эффективности. Все это приводит к ужесточению требований для поставщиков и производителей, которые в данной ситуации оказываются вынужденными изыскивать пути повышения собственной производительности и эффективности. Подобные тенденции стимулируют инновационную активность в производственных процессах и, следственно, способствует модернизации экономики России в целом. При этом необходимо учитывать, что эффект роста производительности и эффективности по всей цепочке возможен только при достаточно сильной и консолидированной рознице.

Таким образом, в условиях научно-технического прогресса возрастает роль и значимость управления предприятиями торговли, которые представляют собой сложные системы с множеством внутренних и внешних связей, оперируют большим потоком быстро устаревающей информации. Для обеспечения управляемости и выживаемости в условиях рыночных отношений этим системам необходимо эффективно работать, управляя товарными потоками, обеспечивая их сохранность на пути движения к конечному потребителю, отыскивая новые пути совершенствования экономической деятельности.

Для эффективного управления предприятием и принятия эффективных управленческих решений не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе в наше время недостаточно только финан-

совых показателей деятельности компании. Например, бухгалтерский учет не в состоянии оценить нематериальные активы, такие как качество товаров и услуг, наличие на предприятии системы мотивации сотрудников, лояльность клиентов, сотрудников, поставщиков, интеллектуальный капитал и пр. Таким образом, если принимать во внимание показатели, связанные с этими нематериальными активами, оценка перспектив предприятия будет более точной.

Постоянный рост и возрастающая сложность финансово-хозяйственных систем также является одной из основополагающих проблем современных торговых предприятий, отсюда возникает проблема несогласованности действий и планов различных функциональных подразделений друг с другом и со стратегическими планами предприятия в целом.

В этих условиях на торговых предприятиях назревает необходимость повышения результативности деятельности путем организации эффективной системы управления (СУ), которая призвана стать тем инструментом, который обеспечит взаимодействие деятельности каждого функционального подразделения с точки зрения задач предприятия в целом. Следовательно, такая система управления может стать мощным инструментом повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.

В настоящее время внешняя среда деятельности организаций торговли обуславливается повышенной активностью, сложностью окружения и ростом объема информации. В связи с этим отмечается обострение конкуренции на потребительском рынке, которое характеризуется расширением крупных торговых сетей в Европейской части России в регионы, а также приходом зарубежных предприятий на региональный рынок. В последние годы перед организациями торговли встает проблема преодоления различных экономических кризисов.

Все перечисленное и многое другое представляет необходимым управление, ориентированное на обеспечение долгосрочного и устойчивого развития организации торговли. Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития российской экономики эффективность работы торговых предприятий все в большей степени зависит от используемых технологий и методов управления.

С целью совершенствования деятельности предприятия торговли необходимо разработать модель формирования системы управления, которая реализует

координацию процессов постановки и достижения целей, оптимизацию процессов управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

В процессе создания системы управления на торговом предприятии следует определить основные принципы ее формирования. К общим принципам, по нашему мнению, относятся: принцип научности, интегрированности, когерентности, законности, баланса потребностей заинтересованных сторон, системности, ориентированности на стратегические цели, целенаправленности, непрерывности, оптимальности, эффективности, минимизации риска, единства управления, адаптивности. К специальным принципам относятся: принцип движения и торможения, стратегического сознания, своевременности, актуальности, точности, объективности, ответственности, разграничения функций и полномочий, соответствия стратегическим целям предприятия, документирования.

Предлагаемая модель формирования системы управления реализует координацию процессов постановки и достижения целей, оптимизацию процессов управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

По нашему мнению, процесс формирования эффективной системы управления торгового предприятия целесообразно разделить на несколько этапов:

- анализ социально-экономического состояния торгового предприятия. Выявление проблем ТП. Определение целей, задач, стратегии и перспектив развития торгового предприятия;

- определение требований к системе управления и ее элементам, с учетом потребностей всех заинтересованных сторон;

- выявление подходов к формированию системы управления и выбор целесообразного из них;

- разработка критериев выбора элементов системы управления;

- проверка целевых характеристик на соответствие критериям;

- подготовка и принятие плана мероприятий по формированию системы управления;

- реализация плана;

- оценка реализации плана.

На первом этапе формирования системы управления на ТП необходимо провести анализ социально-экономического состояния торгового предприятия.

Диагностика социально-экономического состояния предприятия является важнейшим исходным условием при формировании системы управления, которое может включать в себя анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия заключается в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. Анализ внешней среды предприятия в свою очередь подразумевает под собой: состояние экономики, финансовую политику, общее состояние рынка, развитие рынка (продукт, цена, товародвижение), каналы распределения, состояние отрасли, доля рынка, анализ среды конкурентов (экономическое, технологическое, финансовое состояние фирм-конкурентов) и др.

На практике сформировались такие методы анализа внешней среды, объектами которых могут выступать как отдельные продукты и процессы, так и целые отрасли. К числу основных методов анализа внешней среды можно отнести: функционально-стоимостной анализ; бенчмаркинг (Benchmarking); анализ цепочки создания стоимости; анализ полей бизнеса (Profit Impact of Market Strategies - PIMS); сравнительный анализ деятельности предприятий; сравнительный отраслевой анализ.

К анализу внутренней среды предприятия можно отнести: социально-культурные, технологические, социально-экономические условия внутри предприятия, коммуникации (реклама, выставки, связи с общественностью), финансовое состояние предприятия, организационную структуру предприятия и др. Далее определяются цели создания системы управления, основную можно обозначить как оптимизация принятия эффективных управленческих решений. Цели могут устанавливаться или в виде конкретных показателей, с уточнением по периодам, или задаваться как принципиальные установки.

Для того, чтобы показатели были применены при формировании системы управления, они должны отражать состояние и результаты какой-либо сферы деятельности предприятия, обладать актуальностью, компактностью, динамичностью, ориен-

3 ю О

тировать на прогнозирование, допускать сравнение.

Второй этап формирования эффективной системы управления на торговых предприятиях предполагает определение требований к системе управления и ее элементам с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Тактика управления системой управления вытекает из интересов заинтересованных сторон предприятия и подчинена целям системы управления, которые тождественны с целями самого предприятия - росту прибыли, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия.

К основным принципам управления СУ можно отнести следующие:

1. Координация между подразделениями. Каждое структурное подразделение торгового предприятия имеет свои функции, задачи и локальные цели. Вместе с тем, их цели должны быть согласованы и подчинены цели системы управления, что обеспечивает единство управления системой управления.

2. Комплексный подход к управлению СУ С точки зрения комплексного подхода принимаются во внимание все факторы, влияющие на систему управления. Принимается во внимание связь системы управления с другими системами управления контрагентов.

3. Обеспечение адаптивности системы управления. Внутренняя и внешняя среда СУ подвержена постоянным изменениям. Поэтому гибкость и приспособляемость системы управления к переменам и условиям окружающей среды имеет существенное значение.

4. Обеспечение необходимой информацией системы управления. Выработка и принятие управленческих решений основывается на информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия.

Третий этап формирования СУ представляет собой выявление подходов к формированию системы управления и выбор целесообразного из них. Мониторинг факторов, воздействующих на СУ, является необходимым условием при формировании системы управления, так как факто-

ры постоянно меняются, что приводит к изменениям в системе управления торгового предприятия. Как показали исследования, на формирование СУ влияет ряд факторов, экономические, политические, правовые, географические отраслевые, социально-психологические и др.

Четвертый этап заключается в разработке критериев выбора элементов системы управления. Оценка эффективности системы управления на торговом предприятии во временном аспекте может быть разделена на две части: оценка будущей эффективности системы управления, если планы по ее использованию в перспективе или необходимо модернизировать существующую систему, и оценка эффективности работы системы управления за прошедший период, в течение которого она уже функционировала.

Пятый этап проверка целевых характеристик на соответствие критериям.

Шестой этап подготовка и принятие плана мероприятий по формированию СУ, с учетом ресурсных ограничений по формированию СУ План мероприятий представляет собой формулирование и установление параметров плана: целей, мероприятий, сроков, ресурсов (материальных, кадровых, финансовых и т.д.), затрат, бюджетов, плановых промежуточных и контрольных результатов.

Седьмой этап реализация плана разработанных мероприятий предполагает контроль за выполнением плана мероприятий.

Заключительным этапом является контроль за правильностью реализации мероприятий по корректировке системы управления; анализ эффективности предложенных мероприятий. На данном этапе ответственное лицо следит за правильностью реализации разработанных мероприятий всеми структурными подразделениями и предприятия в целом.

Подводя итоги можно сказать, что в условиях динамичности потребительского рынка система управления должна находиться в состоянии непрерывного развития и адаптации к меняющимся условиям внутренней и внешней среды. Таким образом, формирование эффективной системы управления предприятием влечет за собой повышение результативности деятельности предприятия в целом.

Список литературы:

[1] Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление / под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.

[2] Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Уч. для вузов. -СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

[3] Чаплина А.Н., Терещенко Н.Н., Суслова Ю.Ю., Титова Е.В. Механизм управления эффективностью деятельности предприятий торгового бизнеса. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2005. - 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.