Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКА С АМПЛУА «ДОИГРОВЩИК» В ВОЛЕЙБОЛЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКА С АМПЛУА «ДОИГРОВЩИК» В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ИГРОК С АМПЛУА ДОИГРОВЩИК / БЛОК-СХЕМЫ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / СРЕДСТВА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Лутков В.Ф., Егоренко Л.А.

Цель исследования - разработать средства совершенствования нападающего удара у игрока с амплуа доигровщика в команде квалифицированных волейболистов. Методика и организация исследования. В качестве методов эксперимента использовались: педагогическое наблюдение с использованием компьютерной программы Data Volley 2017 (codes Russian), фиксировались технико-тактические действия в атаке с помощью кодов; спортивно-педагогическое тестирование; опрос тренеров; педагогический эксперимент. Результаты исследования и выводы. Определено, что разработку средств тренировки игрока с амплуа доигровщик целесообразно осуществлять в виде четырех блоков заданий, предусматривающих структурно-логические блок-схемы игровых действий и учитывающих основные цепочки действий и переключений, к которым относятся: подача противника, прием подачи - нападающий удар; подача противника, прием подачи - страховка нападающего удара; подача противника, прием подачи - доигровка плохого приема; подача противника, прием подачи - блок (защита) встречного удара. Установлено, что применение разработанных заданий позволяет повысить эффективность выполнения нападающего удара игроком доигровщиком в соревновательной деятельности (показатель до эксперимента 30,77±0,66%, после 35,86±0,58% соответственно).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Лутков В.Ф., Егоренко Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ATTACKING ACTIONS OF A PLAYER WITH THE ROLE OF "FINISHING PLAYER" IN VOLLEYBALL

Objective of the study was to develop means of improving the attacking stroke of a player with the role of "finishing player" in a team of qualified volleyball players. Methods and structure of the study. The following were used as experimental methods: pedagogical observation using the Data Volley 2017 (codes Russian) computer program, technical and tactical actions in the attack were recorded using codes; sports and pedagogical testing; survey of trainers; pedagogical experiment. Results and conclusions. It has been determined that it is expedient to develop the means of training a player with the role of finishing player in the form of four blocks of tasks, providing for structural-logical block diagrams of game actions and taking into account the main chains of actions and switching, which include: serving an opponent, receiving a serve - an attacking blow; serving the opponent, receiving the serve - insurance of the attacking blow; serving the opponent, receiving the serve - the "finisher" of a bad reception; submission of the opponent, reception of the supply - block (defense) of the oncoming strike. It has been established that the application of the developed tasks allows to increase the efficiency of the attacking strike by the player in the competitive activity (before the experiment, 30.77±0.66%, after 35.86±0.58%, respectively).

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКА С АМПЛУА «ДОИГРОВЩИК» В ВОЛЕЙБОЛЕ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКА С АМПЛУА «ДОИГРОВЩИК» В ВОЛЕЙБОЛЕ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 14.12.2022 г.

Информация для связи с автором: nataliya_lutkova@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 Кандидат медицинских наук, доцент В.Ф. Лутков1 Кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко1 'Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ATTACKING ACTIONS OF A PLAYER WITH THE ROLE OF "FINISHING PLAYER" IN VOLLEYBALL

Dr. Hab., Associate Professor N.V. Lutkova1 Dr. Hab., Professor Yu.M. Makarov1 PhD, Associate Professor V.F. Lutkov1 PhD, Professor L.A. Egorenko1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - разработать средства совершенствования нападающего удара у игрока с амплуа доигровщика в команде квалифицированных волейболистов.

Методика и организация исследования. В качестве методов эксперимента использовались: педагогическое наблюдение с использованием компьютерной программы Data Volley 2017 (codes Russian), фиксировались технико-тактические действия в атаке с помощью кодов; спортивно-педагогическое тестирование; опрос тренеров; педагогический эксперимент. Результаты исследования и выводы. Определено, что разработку средств тренировки игрока с амплуа доигровщик целесообразно осуществлять в виде четырех блоков заданий, предусматривающих структурно-логические блок-схемы игровых действий и учитывающих основные цепочки действий и переключений, к которым относятся: подача противника, прием подачи - нападающий удар; подача противника, прием подачи - страховка нападающего удара; подача противника, прием подачи - доигровка плохого приема; подача противника, прием подачи - блок (защита) встречного удара. Установлено, что применение разработанных заданий позволяет повысить эффективность выполнения нападающего удара игроком доигровщиком в соревновательной деятельности (показатель до эксперимента 30,77±0,66%, после 35,86±0,58% соответственно).

Ключевые слова: волейбол, игрок с амплуа доигровщик, блок-схемы игровых действий, нападающий удар, средства тренировочного процесса.

Abstract

Objective of the study was to develop means of improving the attacking stroke of a player with the role of "finishing player" in a team of qualified volleyball players. Methods and structure of the study. The following were used as experimental methods: pedagogical observation using the Data Volley 2017 (codes Russian) computer program, technical and tactical actions in the attack were recorded using codes; sports and pedagogical testing; survey of trainers; pedagogical experiment. Results and conclusions. It has been determined that it is expedient to develop the means of training a player with the role of finishing player in the form of four blocks of tasks, providing for structural-logical block diagrams of game actions and taking into account the main chains of actions and switching, which include: serving an opponent, receiving a serve - an attacking blow; serving the opponent, receiving the serve - insurance of the attacking blow; serving the opponent, receiving the serve - the "finisher" of a bad reception; submission of the opponent, reception of the supply - block (defense) of the oncoming strike. It has been established that the application of the developed tasks allows to increase the efficiency of the attacking strike by the player in the competitive activity (before the experiment, 30.77±0.66%, after 35.86±0.58%, respectively).

Keywords: volleyball, player with the role of "finishing player', flowcharts of game actions, attacking blow, means of the training process.

Введение. Подготовка квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта осуществляется с учетом их амплуа на площадке. В волейболе, кроме связующего и диагонального игрока, игрока либеро и центрального блокирующего, в игре выполняет свою задачу и игрок доигровщик. Формирование надежности выполнения тактико-технических действий игроков различных амплуа осуществляется в условиях моделирования игровых ситуаций и включения сбивающих факторов [4]. Количество вариантов упражнений может быть увеличено при творческом подходе тренера к тренировочному процессу [1, 4]. Особенностью соревновательной деятельности в волейбо-

ле является большое разнообразие выполнения технических приемов и множественность цепочек действий в игре, предшествующих их выполнению [3]. В исследовании К. К. Маркова предложен подход, предусматривающий обобщение типовых игровых цепочек действий игроков с учетом амплуа в виде логических блок-схем, отражающий идеи программированного обучения и модульного подхода [2].

В проводимом нами исследовании учет структурно-логических блок-схем игровых действий при выполнении нападающего удара игроком доигровщиком позволил разработать средства тренировочного процесса по четырем модульным

блокам. Полученные результаты эффективности выполнения нападающего удара игроками доигровщиками в команде квалифицированных волейболистов подтверждают значимость учета структурно-логических блок-схем игровых действий при разработке средств подготовки спортсменов с учетом их амплуа.

Цель исследования - разработать средства совершенствования нападающего удара у игрока с амплуа доигровщика в команде квалифицированных волейболистов.

Методика и организация исследования. В качестве метода эксперимента использовалось педагогическое наблюдение, применялась компьютерная программа Data Volley 2017 (codes Russian), фиксировались технико-тактические действия в атаке с помощью кодов. Спортивно-педагогическое тестирование включало тесты по физической подготовке (бег 30 м; челночный бег 5х6 м; прыжок в длину с места; прыжок вверх с места; метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками стоя), тактической и технической подготовке (нападающий удар или «скидка» в зависимости от постановки блока; прямой нападающий удар из зоны 4 в зону 4-5 с полупрострельной передачи; нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1). Опрос тренеров проводился для выявления средств, применяемых для совершенствования нападающего удара у игроков доигровщиков.

Объектом исследования были 12 квалифицированных волейболистов ГБУ СШОР «Экран», город Санкт-Петербург и ВК «Динамо-ЛО-2», город Сосновый Бор Ленинградской области. На первом этапе проводилось педагогическое наблюдение, опрос тренеров и спортивно-педагогическое тестирование. На втором этапе проводился педагогический эксперимент и проверка эффективности разработанных средств для игрока с амплуа «доигровщик», учитывающие структурно-логические блок-схемы игровых действий.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа соревновательной деятельности сильнейших игроков с амплуа доигровщика в командах квалифицированных волейболистов (табл. 1, 2) показали, что для волейболистов с амплуа «доигровщик» характерны активная наступатель-

ная манера ведения игры с различных передач против организованного блока, высокий результативный характер, стабильный уровень эффективности, способность сохранять высокую эффективность в экстремальных условиях ведения игры, рациональная и вариативная техника выполнения нападающего удара.

Анализ эффективности выполнения нападающего удара игроками доигровщиками в командах квалифицированных волейболистов до педагогического эксперимента и результаты спортивно-педагогического тестирования позволили считать две группы волейболистов однородными во всех восьми тестах.

В ходе анкетирования 12 тренеров волейбольных команд было выявлено, что 100% респондентов применяют упражнения, моделирующие игровые ситуации в нападении с целевой установкой. Содержанием упражнений являются: подача противника, прием подачи - нападающий удар (100% мнение участников опроса) и подача противника, прием подачи - блок (защита) встречного удара (83% респондентов). С ответом на вопрос о применении специальных упражнений, учитывающих блок-схемы игровых действий, затрудняются 66% респондентов. Это может быть объяснено тем, что 75% участников опроса не разрабатывают и не знакомы с содержанием структурно-логических блок-схем игровых действий игроков с учетом их амплуа.

Блок-схема игровых действий - это цепочка действий и переключений, являющаяся типичной игровой последовательностью, точная реализация которой позволяет игроку действовать в безошибочном алгоритме, автоматически и быстро, не задумываясь над выполнением относительно стандартных игровых операций.

В блок-схеме можно выделить основные цепочки действий и переключений в игре для выполнения нападающего удара игроком с амплуа доигровщик. С их учетом нами были составлены задания по выполнению нападающего удара для игрока доигровщика, предусматривающие четыре основные цепочки действий и переключений:

Таблица 1. Показатели эффективности атаки игроков доигровщиков в турнире Лига нации (финал)

Игрок Страна Общее количество атак Выигранные очки Эффективность (%)

Тейлор Сандер США 80 46 57,5

Бартош Беднорц Польша 124 65 52,42

Дмитрий Волков Россия 61 31 50,82

Милад Эбадипур Гара Х. Иран 53 26 49,06

Егор Клюка Россия 57 27 47,37

Идаль Идальго Иоанди Бразилия 72 33 45,83

Рикардо Лукарелли Соуза Бразилия 84 38 45,24

X±Sx 75,86±9,15 38±5,19 49,75±1,61

б 24,2 13,74 4,29

Игрок Гражданство Общее кол-во атак Выигранные очки Эффективность (в %)

Богдан Денис Россия 410 215 52,44

Деру Сэм Бельгия 503 262 52,09

Камехо Ореол Россия 467 243 52,03

Савин Сергей Россия 375 189 50,40

Скримов Тодор Болгария 370 184 49,73

Нгапет Эрвин Франция 365 181 49,59

Ерещенко Ян Украина 522 257 49,23

Бирюков Денис Россия 479 228 47,60

Подлесных Ярослав Россия 409 190 46,45

Волков Дмитрий Россия 396 181 45,71

X±Sx 429,6±18,38 213±10,25 49,53±0,75

б 58,13 32,42 2,36

Таблица 2. Показатели эффективности в атаке игроков доигровщиков на чемпионате России

Таблица 3. Сравнение показателей эффективности выполнения нападающего удара игроками доигровщиками в контрольной и экспериментальной группах после проведения педагогического эксперимента (%)

Показатель Результат X±Sx P-value Заключение о различии

Эффективность выполнения нападающего удара в экспериментальной группе (%) 35,86±0,58 0,0007 р< 0,05

Эффективность выполнения нападающего удара в контрольной группе (%) 32,37±0,3

Структурно-логическая блок-схема игровых действий игрока на передней линии в зоне 4 (амплуа «доигровщик») (по Маркову К.К., 2013)

Блок 1. Задания для выполнения нападающего удара игроком доигровщиком при действиях и переключениях: подача противника, прием подачи - нападающий удар.

Блок 2. Задания для выполнения нападающего удара игроком доигровщиком при действиях и переключениях: подача противника, прием подачи - страховка нападающего удара.

Блок 3. Задания для выполнения нападающего удара игроком доигровщиком при действиях и переключениях: подача противника, прием подачи - доигровка плохого приема.

Блок 4. Задания для выполнения нападающего удара игроком доигровщиком при действиях и переключениях: подача противника, прием подачи - блок (защита) встречного удара.

В тренировочном процессе группы происходило чередование направленности тренировок: одна тренировка была направлена на совершенствование защитных действий, следующая - на совершенствование нападающих действий. Через пять тренировок, направленных на совершенствование нападающих или защитных действий, происходила смена упражнений, предусматривалось усложнение выполняемых упражнений. В ходе тренировочного занятия упражнения применялись в следующей последовательности: упражнения из первого блока выполнялись в подготовительной части занятия для развития способности к ориентированию в пространстве, способности комбинировать и соединять движения. Упражнения из второго, третьего и чет-

вертого блока, направленные на повышение эффективности нападающего удара, выполнялись в основной части тренировочного занятия. Педагогический эксперимент проводился шесть месяцев.

Далее проводилось сравнение показателей эффективности выполнения нападающего удара игроками доигровщиками в двух командах после проведения педагогического эксперимента (табл. 3).

Повторное спортивно-педагогическое тестирование показателей тактико-технической подготовленности волейболистов с амплуа «доигровщик» после педагогического эксперимента выявило в экспериментальной группе статистически достоверные различия во всех трех тестах по тактико-технической подготовке с показателями контрольной группы.

Вывод. Разработку средств тренировки игрока с амплуа «доигровщик» целесообразно осуществлять в виде четырех блоков заданий, предусматривающих структурно-логические блок-схемы игровых действий и учитывающих основные цепочки действий и переключений, к которым относятся: подача противника, прием подачи - нападающий удар; подача противника, прием подачи - страховка нападающего удара; подача противника, прием подачи - доигровка плохого приема; подача противника, прием подачи - блок (защита) встречного удара. Установлено, что применение разработанных заданий позволяет повысить эффективность выполнения нападающего удара игроком доигровщиком в соревновательной деятельности (показатель до эксперимента 30,77±0,66%, после 35,86±0,58% соответственно).

Литература

1. Колесников М. Б. Методика формирования личностного компонента для повышения эффективности технико-тактических действий квалифицированных волейболисток / М. Б. Колесников,

B. Д. Гетьман, Ю. М. Макаров, Н. В. Луткова, К.С.Соломенина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. -

C. 70- 72.

2. Марков К. К. Техника современного волейбола: монография / К. К. Марков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 220 с.

3. Марков К. К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности: монография / К. К. Марков. - Красноярск: КГПУ, 2007. - 200 с.

4. Николаева И. В. Современное состояние проблемы совершенствования защитных действий в волейболе / И. В. Николаева, Ю. В. Ши-ховцов, Ю. В. Кудинова, Ю. Ю. Карева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 1366-1370.

References

1. Kolesnikov M.B., Getman V.D., Makarov Yu.M., Lutkova N.V., Solomenina K.S. Metodika formirovaniya lichnostnogo komponenta dlya povysh-eniya effektivnosti tekhniko-takticheskikh deystviy kvalifitsirovannykh voleybolistok [Methodology for the formation of a personal component to improve the effectiveness of technical and tactical actions of qualified volleyball players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2015. No. 9. pp. 70-72.

2. Markov K.K. Tekhnika sovremennogo voleybola [Technique of modern volleyball]. Krasnoyarsk: Sibirskiy federalnyy un-t publ., 2013. 220 p.

3. Markov K.K. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy trenerskoy deyatel-nosti [Psychological and pedagogical bases of coaching activity]. Krasnoyarsk: KSPU publ., 2007. 200 p.

4. Nikolaeva I.V., Shikhovtsov Yu.V., Kudinova Yu.V., Kareva Yu.Yu. Sovremennoye sostoyaniye problemy sovershenstvovaniya zashchit-nykh deystviy v voleybole [The current state of the problem of improving defensive actions in volleyball]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2017. Vol. 31. pp. 1366-1370.

5. Nixon J., Locke L. Research on teaching physical education. Second handbook of research on teaching. Chicago: Rand-McNally. 1973. pp.1210-1242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.