Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ЕЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ЕЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О.П., Коричко Ю.В., Шалаев В.А.

Цель исследования - выявление интересов и мотивов студентов к физкультурно-спортивным занятиям в учебное и внеучебное время. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 354 студента (1-3-го курса) Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, Нижневартовского государственного университета и филиала Тюменского индустриального университета в городе Нижневартовске. При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 16 вопросов, касающиеся выяснения отношения и предпочтений студентов к занятиям физической культурой и спортом в рамках учебных занятий и во внеучебное время. Возраст респондентов составил от 17 до 23 лет. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения физкультурной образованности студентов в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного специалиста. Также данные анкетирования указывают на отсутствие у студентов четкого представления о ценности и целевых ориентиров физической культуры и спорта. Необходимо предоставлять студентам широкий спектр выбора видов и форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личностных интересов и двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MOTOR ACTIVITY OF MODERN YOUTH AS A NECESSARY CONDITION FOR THEIR HEALTH SAVING

Objective of the study was to identify the interests and motives of students for physical culture and sports activities during school and extracurricular time. Methods and structure of the study. The scientific work was attended by 354 students (1st-3rd year) of the Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, Nizhnevartovsk State University and the branch of the Tyumen Industrial University in the city of Nizhnevartovsk. During the research, questionnaires were used, including a total of 16 questions related to clarifying the attitude and preferences of students to physical culture and sports within the classroom and outside of class. The age of the respondents ranged from 17 to 23 years. Results and conclusions. The results of the survey indicate that the formation of motivation for physical culture and sports is possible only by increasing the physical education of students in practical issues of using various means and methods of maintaining health, achieving an understanding that physical culture is an integral part of the general culture of a modern specialist. Also, the survey data indicate that students do not have a clear idea of the value and targets of physical culture and sports. It is necessary to provide students with a wide range of choices of types and forms of physical culture and sports activities, taking into account their personal interests and motor abilities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ЕЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ЕЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

УДК/UDC 37.016

Поступила в редакцию 13.06.2023 г.

\

Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Власова1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Шалаев3 1Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск 3Тюменский индустриальный университет, Нижневартовск

-С ft

Информация для связи с автором: ntgspa_vlasova@rambler.ru

INCREASING THE MOTOR ACTIVITY OF MODERN YOUTH AS A NECESSARY CONDITION FOR THEIR HEALTH SAVING

PhD, Associate Professor O.P. Vlasova1 PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko2 PhD, Associate Professor V.A. Shalaev3 1Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk 3Branch of Industrial University of Tyumen, Nizhnevartovsk

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - выявление интересов и мотивов студентов к физкуль-турно-спортивным занятиям в учебное и внеучебное время. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 354 студента (1-3-го курса) Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, Нижневартовского государственного университета и филиала Тюменского индустриального университета в городе Нижневартовске. При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 16 вопросов, касающиеся выяснения отношения и предпочтений студентов к занятиям физической культурой и спортом в рамках учебных занятий и во внеучебное время. Возраст респондентов составил от 17 до 23 лет. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения физкультурной образованности студентов в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного специалиста. Также данные анкетирования указывают на отсутствие у студентов четкого представления о ценности и целевых ориентиров физической культуры и спорта. Необходимо предоставлять студентам широкий спектр выбора видов и форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личностных интересов и двигательных способностей.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровьесбережение, двигательная активность, студенческая молодежь, физическая культура, спорт.

Abstract

Objective of the study was to identify the interests and motives of students for physical culture and sports activities during school and extracurricular time. Methods and structure of the study. The scientific work was attended by 354 students (1st-3rd year) of the Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, Nizhnevartovsk State University and the branch of the Tyumen Industrial University in the city of Nizhnevartovsk. During the research, questionnaires were used, including a total of 16 questions related to clarifying the attitude and preferences of students to physical culture and sports within the classroom and outside of class. The age of the respondents ranged from 17 to 23 years. Results and conclusions. The results of the survey indicate that the formation of motivation for physical culture and sports is possible only by increasing the physical education of students in practical issues of using various means and methods of maintaining health, achieving an understanding that physical culture is an integral part of the general culture of a modern specialist. Also, the survey data indicate that students do not have a clear idea of the value and targets of physical culture and sports. It is necessary to provide students with a wide range of choices of types and forms of physical culture and sports activities, taking into account their personal interests and motor abilities.

Keywords: physical activity, health protection, student youth, physical culture, sport.

Введение. Одним из актуальных вопросов в системе современного физкультурного образования студенческой молодежи является внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, воздействие которых не только повышает уровень функциональных возможностей, но и оказывает положительное влияние на формирование у студентов устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями [1, 4].

В связи с этим огромное значение приобретает изучение мотивационной сферы студентов, их отношение и предпо-

чтений к дополнительным занятиям физической культурой и спортом во внеучебное время, что существенно влияет на процесс вовлечения студенческой молодежи в физкуль-турно-спортивную деятельность [2, 5, 6].

Цель исследования - выявление интересов и мотивов студентов к физкультурно-спортивным занятиям в учебное и вне-учебное время.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие 354 студента (1-3-го курса) Нижнетагильского государственного социально-педагогического ин-

54

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

ститута, Нижневартовского государственного университета и филиала Тюменского индустриального университета в городе Нижневартовске.

При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 16 вопросов, касающиеся выяснения отношения и предпочтений студентов к занятиям физической культурой и спортом в рамках учебных занятий и во внеучебное время. Возраст респондентов составил от 17 до 23 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных, полученных при опросе студентов, показал, что лишь для 46% респондентов дисциплина «Физическая культура и спорт» является одним из важных дисциплин в образовательном процессе. Это, на наш взгляд, может отражать не всегда осознанное отношение студентов к занятиям и тем самым практического понимания возможности формирования здорового образа жизни разнообразными средствами физической культуры.

Результаты анкетирования показали, что мотивами, побуждающими студентов к занятиям физической культурой, являются такие, как: улучшение состояния здоровья - 27%, коррекция фигуры - 26%, стабилизация массы тела - 16%, удовлетворение потребностей и интереса в движении - 14%, успешное и качественное освоение дисциплины - 17%.

Определено, что лишь 46% респондентов занимаются физической культурой и спортом во внеучебное время. Если рассматривать среднегодовую динамику изменения показателей по курсам, то мы видим, что если в начале обучения 51% первокурсников регулярно занимаются дополнительно различными видами двигательной активности, то к завершению 3-го курса этот показатель снижается до 45%.

Результаты анкетирования также показали, что 56% респондентов хотели бы заниматься физической культурой и спортом во внеучебное время. Приоритетными являются занятия различными видами фитнеса (12%). Занятия волейболом вызывает интерес у 8% студентов, 6% обучающихся хотели бы заниматься плаванием, 5% респондентов отдали предпочтение баскетболу, 4% опрошенных хотят выбрать в качестве дополнительных занятий гимнастику. По 3% студентов соответственно хотят заниматься боевыми искусствами и единоборствами, футболом, легкой атлетикой. Настольный теннис вызывает интерес у 2% респондентов, а лыжный спорт и атлетизм по 1%. Также необходимо отметить, что 8% студентов хотят заниматься такими видами двигательной активности, как: фигурное катание, фехтование, сноуборд, паркур, скалолазание, хоккей, велоспорт, бейсбол, гребной слалом, бадминтон, лапта, роллер-спорт и т.д. В процессе анализа анкетных данных нами отмечено, что интерес и желание у студентов заниматься на занятиях физической культурой вызывают такие нетрадиционные виды гимнастики, как фитнес - 41%, йога - 23%, у 16% респондентов - аэробика, пилатес - 8%, фитбол - 7%, шейпинг - 5%.

Повышение двигательной активности студентов является необходимой составляющей эффективного и полноценного учебно-воспитательного процесса в вузе. Отсюда вытекает потребность в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания, рациональных подходов в нормировании физических нагрузок, обеспечивающих устойчивую физическую и умственную работоспособность студентов. Формирование универсальных и общекультурных компетенций происходит в процессе реализации студентами спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных направлений на протяжении всего периода обучения. Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре и спорту должна привести к существенному повышению двигательной активности студентов, обеспечению высокой степени готовно-

сти выпускников к предстоящей полноценной трудовой деятельности.

Выводы. Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения физкультурной образованности студентов в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, достижения понимания, что физическая культура является составной частью общей культуры современного специалиста. Также данные анкетирования указывают на отсутствие у студентов четкого представления о ценности и целевых ориентиров физической культуры и спорта. Необходимо предоставлять студентам широкий спектр выбора видов и форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личностных интересов и двигательных способностей.

Литература

1. Битшева И.Г. Занятия физической культурой как условие здоро-вьесбережения студентов в современном вузе / И.Г. Битшева // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 8. - С. 125-129; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39278.

2. Коричко Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Га-леев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69.

3. Коричко Ю.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров физической культуры на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 26 марта 2014 года / Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2014. - С. 354-356.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

5. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортиза-ции - к инновационным социокультурным проектам / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 2-4.

6. Марчук С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 13-15.

References

1. Bitsheva I.G. Zanyatiya fizicheskoy kulturoy kak usloviye zdorovyes-berezheniya studentov v sovremennom vuze [Physical education as a condition for the health saving of students in a modern university]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 2022. No. 8. pp. 125-129. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39278.

2. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Osobennosti muzykalno-ritmicheskogo vospitaniya studentov vuza na zanyatiyakh gimnastikoy [Features of musical and rhythmic education of university students in gymnastics classes]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 6. pp. 67-69. EDN XEVEIZ.

3. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Formirovaniye obshchekulturnykh i pro-fessionalnykh kompetentsiy bakalavrov fizicheskoy kultury na zan-yatiyakh gimnastikoy [Formation of general cultural and professional competencies of bachelors of physical culture in gymnastics]. Tradit-sii i innovatsii v obrazovatelnom prostranstve Rossii, KHMAO-Yugry, NVGU [Traditions and innovations in the educational space of Russia, KhMAO-Yugra, NVSU]. Proceedings national scientific-practical conference, Nizhnevartovsk, March 26, 2014. Yu.V. Bezborodov [ed.]. Nizhnevartovsk: NVGU publ., 2014. P. 354-356. EDN OQMUHZ.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelsky A.A., Manzheley I.V., Litvinenko S.N., Cherepov E.A., Peshkova N.V., Rodionova M.A., Po-livaev A.G., Kondratiev A.N., Bazilevich M.V. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the system of physical education: from scientific idea to innovative practice]. Moscow: NITS «Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta» publ., 2017. 200 p.

5. Lubysheva L.I. Sport i sotsializatsiya: ot metodologii sportizatsii - k inno-vatsionnym sotsiokulturnym proyektam [Sport and socialization: from the methodology of sportization - to innovative socio-cultural projects]. Fiziches-kaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 1.pp. 2-4.

6. Marchuk S.A. Nekotoryye aspekty zdorovyesberezheniya stu-dencheskoy molodezhi [Some aspects of student youth health saving]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2004. No. 4. pp. 13-15.

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.