Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левин В.А., Абрамова М.А.

Статья посвящена результатам оценки двигательной активности детей среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левин В.А., Абрамова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN OF SECONDARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the results of assessing the motor activity of children of secondary school age

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (SPORT)

УДК 796

Левин В.А.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

Абрамова М.А.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена результатам оценки двигательной активности детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова: средний школьный возраст, двигательная активность, физическая культура.

Введение: Проблема повышения двигательной активности школьников младших классов на современном этапе развития общества остается одной из наиболее значимых в общеобразовательных школах. Вместе с тем, из -за интенсификации школьного образования двигательная активность учащихся значительно сокращается. Значительное снижение двигательной активности в период роста и развития младших школьников недопустимо из-за того, негативно влияет на здоровье, умственную работоспособность и усвоение учебных программ. Низкая двигательная активность школьников не позволяет создавать предпосылки для оптимального развития двигательных качеств, что

обусловливает снижение уровня физической подготовленности. Таким образом, проблема взаимосвязи двигательной активности и двигательных качеств младших школьников имеет важное значение для школьной системы физического воспитания.

Цель: оценить влияние уровня двигательной активности на показатели физической подготовленности школьников среднего возраста.

Задачи:

Выявить влияние двигательной активности на организм детей среднего школьного возраста

Определить объем двигательной активности у детей среднего школьного возраста (7 класс)

Проанализировать уровень физической подготовленности у детей среднего школьного возраста

Сопоставить уровень двигательной активности с физической подготовленностью

Здоровый образ жизни тесно связан с активностью человека, которая часто уменьшается из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, информационного перегруза и усложненных социальных условий. Это приводит к эмоциональному напряжению и отсутствию движения, что оказывает негативное воздействие на кровеносную систему организма, снижает функции надпочечников и затрудняет борьбу со стрессом. Однако, умеренная физическая активность и различные процедуры, такие как контрастные души, солнечные ванны и систематические тренировки, положительно влияют на организм, делая его более приспособленным к внешней среде и функционально улучшая систему кровообращения.

Для определения двигательной активности учащихся 7 классов использовался педагогический эксперимент и анкетирование.

Учащиеся в течение недели носили с собой измерительное устройство: телефон или умные часы, которые отслеживали количество шагов, которые делают участники эксперимента каждый день.

После этого мы провели анкетирование (Приложение А), из которого мы узнали, кто из учащихся сколько шагов в день делает в течение недели, посещают ли занятия, какие и сколько раз в неделю, а также носили ли в период тренировки измерительное устройство.

Средний возраст учащихся на момент исследования составлял 13,8 лет.

В данном этапе приняли участие 47 учащихся, из которых 29 девочек и 18 мальчиков.

Результаты данных исследований приведены в Таблице 1.

Таблица 1 - Средние результаты анкетирования учащихся 7 класса

День недели Мальчики Тыс. шагов Девочки Тыс. шагов

Понедельник 7382 6892

Вторник 11551 11497

Среда 9812 5291

Четверг 11021 10043

Пятница 10005 9820

Суббота 8819 10207

Воскресенье 7321 4254

Итого 9416 8278

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что у учащихся в неделю исследования не было чёткого распорядка дня. Данные у конкретных учеников колебались от 17 000 шагов в день до 286.

В выходные дни количество шагов было меньше, чем в учебные дни. Возможно, это связано с ухудшением погодных условий в тот период времени. Самым активным и у мальчиков, и у девочек был вторник.

Сразу были заметны учащиеся с активным образом жизни, а также с малоподвижным, прослеживалась четкая граница между ними. Данные каждого ученика со средним количеством шагов за неделю приведены ниже в таблицах 4, 5, 6, 7, 8.

Диапазон значений, полученных в результате тестирования, оказался очень обширным. В связи с этим сделали дополнительное деление результатов для определения подгрупп (Таблица 2).

Таблица 2 - Средние результаты анкетирования учащихся 7 класса

Среднее количество шагов за неделю Мальчики Девочки

1000-4000 шагов в день 1 2

4001-7000 шагов в день 6 7

7001-10000 шагов в день 3 11

Более 10001 шагов в день 8 9

Всего 18 29

Сравнивая данные таблицы с гигиенической нормой суточной двигательной активности детей по А.Г. Сухареву (Таблица 1), которая составляет 20-25 тысяч шагов в день для детей 11-14 лет, можно сделать вывод, что никто из учащихся не выполняет необходимую для организма норму двигательной активности. Многие учащиеся выполняют ниже, чем в 2, а часть и в 3 раза.

Всемирная организация здравоохранения обозначает для взрослых необходимую двигательную активность - 10000 шагов в день. У детей должна быть выше.

Подводя итоги исследования двигательной активности школьников, можно сделать следующие выводы:

- 44% мальчиков и 31% девочек выполняют 10000 шагов и более в день в среднем;

- часть детей выполняют менее 4000 шагов в день, что является критичным для здоровья учащихся;

- количество шагов в каждом дне у учащихся сильно варьируется: иногда от 286 шагов до 17 000;

- мальчики в среднем более активны, чем девочки.

С данными учащимися проводилось исследование их физической подготовленности по нормативам всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), измеряли их физическую подготовленность по 6 тестам.

а) Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

б) Наклон вперёд из положения стоя со скамейки

в) Челночный бег 3*10 м

г) Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

д) Поднимание туловища из положения лежа на спине

е) Бег на лыжах на 3 км

Полученные данные сравнили с нормативами 4 ступени комплекса ГТО.

Исходя из полученных данных были выявлены сильные и слабые места учащихся, а также наглядно продемонстрирован уровень физической подготовленности каждого ученика.

Для проверки достоверности данных использовали дополнительную систему подсчёта: Золото - 3 балла, Серебро - 2 балла, Бронза - 1 балл. (Таблица

3)

Таблица 3 - Пример соотношения результатов

Номер Кол-во баллов за нормативы комплекса ГТО Ср. кол-во тыс. шагов в день Номер Кол-во баллов за нормативы комплекса ГТО Ср. кол-во тыс. шагов в день

М11 0 3893 Д23 0 1901

М16 0 4758 Д2 4 4674

М9 1 5791 Д22 4 4367

М1 4 5971 Д21 5 6794

М15 3 6021 Д1 6 5845

М3 2 6120 Д4 6 3288

М8 5 6753 Д9 6 4192

М13 5 7256 Д12 7 9756

М12 6 7830 Д18 7 7829

М2 6 8347 Д3 8 5429

Для проверки достоверности взаимосвязи между показателями использовали формулы Microsoft Excel с определением коэффициента Стьюдента.

В выборке среди мальчиков (18 человек), полученное эмпирическое значение t = 9,9 находится в зоне значимости (p < 0,01).

В выборке среди девочек (29 человек) полученное эмпирическое значение t = 14,8 находится в зоне значимости (p < 0,01).

Из чего следует:

- что двигательная активность влияет на физические показатели и общее состояние учащихся

- некоторые учащиеся не выполнили ни одного норматива на знак отличия (2 мальчика и 1 девочка);

- самые результативные тесты, на которых учащиеся заработали лучшие баллы за выполненный норматив - это сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и поднимание туловища из положения лёжа за 1 минуту, а самые худшие показатели в среднем получили по результатам тестирования гибкости у мальчиков (наклон вперёд из положения стоя на скамейке) и координации у девочек (челночный бег).

- зависимость количества шагов от выполнения комплекса ГТО, то есть зависимость двигательной активности и физической подготовленности статистически значима и достоверна.

ВЫВОДЫ

Анализ литературных источников показал, что повышение двигательной активности у детей среднего школьного возраста влияет на физические показатели и общее состояние учащихся.

Норма двигательной активности по Всемирной организации здравоохранения 10 000 шагов в день. По другим источникам нормой является 20-25 тыс. шагов в день. В нашем исследовании средние показатели шагов за неделю варьировались от 2000 до 17000 и эти данные крайне нестабильные. Какие-то дни очень активны, какие-то менее 1000 шагов.

38% девочек и 28% мальчиков выполнили все нормативы на знак отличия ГТО, 5 из 6 тестов на знак отличия выполнили 24% девочек и 22% мальчиков.

В исследовании была выявлена достоверная связь (95%) между двигательной активностью, которая измерялась шагометрией, и физической подготовленность, по результатам 6 норм ГТО (p <0,05).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кораблева Е.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе физического воспитания / Е.Н. Кораблева // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6 (6). С. 95-100.

2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.

3. Кучма, В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.УП / В. Кучма и др. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 c.

4. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : [ Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Германов Г. Н. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.со1. - М. : Юрайт, 2020. - 224 с.

Levin V.A.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

Abramova M.A.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

INCREASING THE MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN OF SECONDARY SCHOOL AGE

Abstract: the article is devoted to the results of assessing the motor activity of children of secondary school age.

Keywords: middle school age, motor activity, physical culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.