Научная статья на тему 'Повышение благосостояния семей в России: государственный и региональный аспект'

Повышение благосостояния семей в России: государственный и региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1610
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / НАСЕЛЕНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / INCREASING PROSPERITY / POPULATION / FINANCIAL SITUATION OF FAMILIES / SOCIAL SUPPORT / PUBLIC PROGRAMS / FAMILY POLICY / STATE SUPPORT OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махалина Оксана Михайловна, Махалин Виктор Николаевич

В статье кратко рассмотрено современное экономическое состояние семьи в Российской Федерации, проанализированы мероприятия по социальной поддержке и повышению благосостояния семей и предложены меры по поддержке и удовлетворению интересов семей, повышения уровня их экономической независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE WELFARE OF FAMILIES IN RUSSIA: STATE AND REGIONAL ASPECT

The article briefly considers the current economic state of the family in the Russian Federation, analyzed the activities for social support and improved well-being of families and proposed measures to support and meet the interests of the families, increasing their economic independence.

Текст научной работы на тему «Повышение благосостояния семей в России: государственный и региональный аспект»

УДК 339.972 О.М. Махалина В.Н. Махалин

Oksana Makhalina Victor Makhalin

ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЕЙ В РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье кратко рассмотрено современное экономическое состояние семьи в Российской Федерации, проанализированы мероприятия по социальной поддержке и повышению благосостояния семей и предложены меры по поддержке и удовлетворению интересов семей, повышения уровня их экономической независимости. Ключевые слова: повышение благосостояния, населения, финансовое положение семей, социальная поддержка, государственные программы, семейная политика, государственная поддержка семьи.

IMPROVING THE WELFARE OF FAMILIES IN RUSSIA: STATE AND REGIONAL ASPECT

Annotation. The article briefly considers the current economic state of the family in the Russian Federation, analyzed the activities for social support and improved well-being of families and proposed measures to support and meet the interests of the families, increasing their economic independence. Keywords: increasing prosperity, population, financial situation of families, social support, public programs, family policy, state support of the family.

По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 97 % россиян в качестве главной ценности современного общества выделяют семью, а 59 % выступают за сохранение многоколенной семьи [1]. Существующие современные тенденции в семейных отношениях и динамика их развития представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, характеризующие различные аспекты семейных отношений [1]

Наименование показателя 2006 2013

Полные семьи с несовершеннолетними детьми, % 70 67

Доля детей, рожденных вне брака, в общем числе рожденных, % 29 23

Соотношение регистрируемых браков и разводов (на 1000 браков) 576 разво- 545 раз-

дов водов

Число родившихся детей, (тыс.) 1479,6 1895,8

Суммарный коэффициент рождения 1,04 1,707

Процент семей, проживающих в отдельных квартирах (домах) с коммунальными 20 25

удобствами и соответствующей социальной сфере, %

Число детей, родители которых были лишены родительских прав, (тыс.) 40,1 62,8

Число детей-сирот, выявляемых в течение года, (тыс.) 68,8 127,1

Число организаций для детей-сирот 1770 1197

Численность детей в социальных организациях, (тыс.) 123 65, 4

Показатели таблицы свидетельствуют о наметившихся положительных тенденциях, несмотря на связанные с экономическими проблемами трудности, которые испытывают российские семьи и, которые приводят к внутрисемейным конфликтам, отражающимися, как правило, на наименее защищенных членах общества - детях. В настоящее время 2,2 млн детей, из которых почти 400 тыс. со-

© Махалина О.М., Махалин В.Н., 2017

ставляют дети из малообеспеченных семей не получают положенные по законодательству алименты [1]. Семья, в процессе обеспечения своей жизнедеятельности сталкивается с множеством проблем, связанных с низким уровнем развития систем здравоохранения, образования, доступности жилья, занятости, но главная проблема, свойственная каждой конкретной семье и обществу в целом, - низкий уровень доходов. По данным Росстата, за 1 полугодие 2016 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в целом по Российской Федерации, составило 21,4 млн чел. или 14,6 % от общей численности населения страны. При этом суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум российской семьи различного состава, составляет: 1 трудоспособный член семьи и 1 ребенок - 20 тыс. 583 руб.; 2 трудоспособных члена семьи и 2 ребенка - 31 тыс. 305 руб.; 1 трудоспособный член семьи и 2 ребенка - 30 тыс. 444 руб.; 2 трудоспособных члена семьи и 2 ребенка - 41 тыс. 166 руб.; 1 трудоспособный член семьи и 3 ребенка - 40 тыс. 305 руб. [5].

Низкий уровень благосостояния семьи не позволяет чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенными от трудностей и рисков, связанных с появлением одного, не говоря уже о нескольких, детей в семье. Для решения проблем, связанных с низким уровнем благосостояния семей в Российской Федерации, в первую очередь для молодых и многодетных семей, необходимо, в безотлагательном порядке: поднять уровень среднедушевого дохода семей с детьми, у которых он находится ниже установленного прожиточного минимума, обеспечить доступностью жилья для молодых и многодетных семей, расширить возможности по трудоустройству женщин, имеющих малолетних детей. Рассмотрим предлагаемые мероприятия более подробно.

1. Анализируя показатели, характеризующие уровень благосостояния населения, можно констатировать, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 2002 г. сократилась в 2,5 раза: с 24,6 % до 10,7 % в 2012 г. Однако, если посмотреть на данные показатели в разрезе анализа доходов семей с детьми в возрасте до 16 лет, в общей численности семей с доходами ниже прожиточного минимума, то эта доля достаточно велика и составляет 62,2 % [1]. Кроме того, бывший глава Минфина Алексей Кудрин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), отметил, что реальные зарплаты упали на 10 %, а реальные доходы населения - на 4-5 %. Подобного не отмечалось даже в кризисные годы 2008-2009 [4]. На фоне таких показателей наметилась и общая тенденция: снижается объем средств, направляемый гражданами на личное потребление, реализуется политика перераспределения денежных доходов с потребления на сбережения и накопления.

Безусловно, и российское государство и субъекты федерации предпринимают меры, которые позволяют положительно влиять на улучшение финансового положения семей, особенно многодетных. Это оказывается особенно важно, так как по оценкам различных экспертов, значительное ухудшение жизни семьи связано, в первую очередь, не столько с наличием, а сколько с увеличением количества детей в семье, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь ухудшения условий жизни семьи при ее увеличении [1]

Количество детей в семье Полные семьи, в % Неполные семьи, в %

1 ребенок 16 30

2 ребенка 30 60

3 ребенка 50 -

Государство и региональные органы власти всеми силами стараются максимально снивелировать сложившуюся ситуацию, посредством использования различных инструментов социальной поддержки семей, через различные выплаты из средств бюджетной системы. К таким, без сомнения, можно отнести:

ежемесячные выплаты при рождении третьего и каждого последующего ребенка, по достижении ими возраста трех лет, размер данной выплаты определяется в каждом субъекте РФ, как прожиточный минимум для детей, и, в настоящее время, 168 тыс. семей в 66 субъекта РФ ее получают;

- оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта; за два года (2012-2013), контракт был заключен с 65,5 тыс. малоимущих граждан и, в среднем, сумма выплат составляет 34 тыс. руб.;

выплата части материнского капитала и разрешение использование его части на реабилитацию детей-инвалидов; на 2017 г. размер материнского капитала составит, как и в 2016 г. - 453 тыс. 26 руб.; более 5 млн семей получили государственные сертификаты на материнский капитал, а 2,5 млн семей уже им воспользовались [1];

- введение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам;

- увеличение размера пособия по беременности и родам, которое на сегодняшний день составляет: с 1 февраля 2016 г. - минимальный размер пособия, в среднем - 5 тыс. 500 руб., а максимальный - 215 тыс. руб. В районах и местностях, где установлены и применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий определяются с применением этих коэффициентов.

Анализируя систему мероприятий по поддержке многодетных семей, можно отметить, что различные мероприятия реализуются как на федеральном, так и на региональном уровнях. В целом, на настоящий момент, в состав пакета поддержки, входят такие инструменты, как социальная помощь, помощь в получении жилья, помощь по социальному контракту, благотворительная помощь, помощь в сфере получения образования, поддержка в юридической сфере, адресная материальная помощь и др. На оказании адресной материальной помощи хотелось бы остановиться более подробно. Данный вид помощи оказывается за счет средств соответствующих региональных бюджетов и, как правило, семьям, где среднедушевой доход на каждого из членов многодетной семьи, оказывается ниже установленного прожиточного минимума. Фиксация данного факта осуществляется по заявительному принципу. В настоящее время существуют такие виды оказания адресной поддержки, как единовременные денежные выплаты; представление продуктового набора; ежемесячные денежные выплаты; возмещение затрат на оплату проезда детей в городском транспорте.

Относительно новым инструментом в российской практике оказания социальной поддержки семьи является создание условий для выхода малоимущей семьи, в том числе и многодетной, из сложившегося тяжелого финансового положения и оказания помощи в достижении и последующем сохранении достойного уровня жизни, посредством заключения социального контракта. Контракт заключается между органами социальной защиты регионов и семьями. Этот проект в настоящее время имеет статус пилотного и реализуется в 17 субъектах Российской Федерации. Суть данного контракта состоит в том, что нуждающиеся в оказании поддержки семьи, предоставляют установленный пакет документов, свидетельствующих о сложившихся непреодолимых материальных трудностях. Специально созданная комиссия рассматривает поданные документы и принимает решение о наличии обоснованного основания по оказанию социальной помощи в рамках социального контракта. В случае положительного решения, орган социальной защиты разрабатывает «антикризисную» программу для семьи, со сроком исполнения в течение 3-6 месяцев. В разработанной программе самым подробным образом прописываются меры социальной поддержки, предполагающие, в конечном итоге, выход из сложившегося кризисного состояния, например такие, как предоставление средств на ремонт и

развитие личного подсобного хозяйства, открытие собственного дела, выдача лекарств и учебников, приобретение бытовой техники и т.д. С другой стороны, в разработанном контракте, в обязательном порядке прописываются обязательства, принимаемые на себя многодетным гражданином: занятие предпринимательской деятельностью, работа на личном подсобном хозяйстве, занятие фермерством, получение дополнительного профессионального образования и последующего трудоустройства. При положительном развитии ситуации у конкретной семьи, социальный контракт может быть продлен до 1 года, и наоборот, при установлении факта нецелевого использования средств, социальный контракт досрочно прекращает свое действие. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании заключенного социального контракта, представляется в виде выплаты ежемесячного социального пособия в размере не ниже 7 тыс. 500 руб., либо в виде единовременной выплаты в соответствии с ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» [6].

В целом, помощь многодетным семьям из средств федерального и региональных бюджетов осуществляется несколькими путями: в виде льгот, пособий и ежегодных выплат. Например, в ряде российский регионов многодетным семьям накануне 1 сентября выделяются средства на сборы детей в школу. Федеральным законодательством предусмотрены субсидии для снижения ежемесячных коммунальных платежей, выплаты детских пособий, выплаты мамам (они приравниваются к работающим и могут получать 1 МРОТ до достижения младшим ребенком 16 лет). По региональным законодательствам за рождение 3-го или 4-го ребенка назначается выплата регионального материнского капитала, размер которого, в среднем, составляет 100 тыс. руб., с последующим направлением его на цели указанные в федеральном законодательстве. Существует и ряд выплат, которые направлены на компенсацию затрат по приобретению товаров для новорожденных. В 2016 г. для детей из многодетных семей, предусмотрены следующие меры социальной поддержки: 2-х разовое питание в столовых для учеников школ, субсидии на приобретение или бесплатная выдача школьной и спортивной формы, бесплатные лекарства, детям моложе 6-ти лет, компенсация, в размере 50 % стоимости проезда на лечение в санатории ребенка и сопровождающего его лица (один раз в год).

Для родителей в таких многодетных семьях, можно получить: льготные условия труда, начинающие предприниматели освобождаются от уплаты сбора за открытие ИП, снижение возраста выхода на пенсию, особые условия по ипотечным продуктам, в крупных городах, оплату, за государственный счет, услуг няни.

2. Что касается обеспечения доступности жилья для молодых и многодетных семей, то в настоящий момент в Российской Федерации, по данным последней переписи населения, насчитывается 40,7 млн семей, состоящих из 2-х и более человек, из которых 3,1 млн семей составляют пары, в которых оба супруга моложе 30-ти лет [5]. Безусловно, и здесь существует определенное внимание к проблеме со стороны государства. В частности, в федеральном бюджете заложена и финансируется федеральная целевая программа «Жилье», в рамках которой предоставляется господдержка молодым семьям на приобретение жилья. Кроме того, внутри указанной программы существует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», на 2015-2020 гг. В рамках данной программы предусматривается строительство малобюджетного жилья, которое, по оценке Правительства РФ, станет доступным для 460 тыс. семей к началу 2018 г. [2]. Частичным решением данной проблемы может стать разработка и внедрение различных инструментов по финансовой поддержке многодетных и молодых семей (возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам из средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, выделение бюджетных кредитов для приобретения жилья, семьям, согласившимся переехать в другие регионы, для обеспечения проблемы занятости в регионах, выделение средств для первоначального взноса семьям бюджетников, владеющим остродефицитными специальностями для работы в сельскохозяйственных регионах и регионах с дискомфортным уровнем жизни и т.д.). Применение этих предложений может положительно сказаться на проблеме

занятости, а следовательно, и на увеличении размера доходов населения, прежде всего от трудовой деятельности [2].

3. В целях расширения возможностей по трудоустройству, в 2013 г. 13,5 тыс. женщин, имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и переобучение. Серьезной проблемой, сдерживающей процесс трудоустройства женщин, является крайне недостаточная развитость инфраструктуры дошкольного образования. Если обратиться к цифрам, то на 1 января 2014 г. данную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: дошкольное образование получают 6,3 млн детей, а охват этой услугой детей до 3-х лет составляет 1,627 млн чел. Тем не менее число детей, стоящих в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении, составляет 2,7 млн чел. [1]. В рамках государственной программы «Развитие образования» только в 20132014 гг., было выделено 100 млрд руб. на финансирование мероприятий по строительству и реконструкции зданий детских садов. В решении этой давно назревшей проблемы интересен зарубежный опыт, например, в Швейцарии, где вопрос суммы оплаты пребывания детей в дошкольном учреждении, общего количества часов его пребывания в дошкольном учреждении, напрямую зависит от факта занятости матери: если она не трудоустроена, то ребенок может находиться в детском саду только минимальное (регламентированное) количество времени в неделю, которое считается необходимым лишь для социализации ребенка, а также от размера семейного дохода.

К сожалению, осуществляемые в настоящее время меры государственной поддержки семьи не оказывают существенного положительного воздействия на изменение демографического поведения семьи, которое в большей степени зависит не только от экономической составляющей, а от условий и образа жизни ее членов, от их уверенности в завтрашнем дне: в наличии стабильной занятости, степени вероятности трудоустройства для молодых членов, обеспеченности комфортными условиями проживания и т.д. [3]. Пути решения проблем, связанных с функционированием семьи нашли свое отражение в принятой Правительством Российской Федерации в 2014 г. Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., в которой сформулированы основные задачи: развитие экономической самостоятельности семьи, развитие системы государственной поддержки семьи, создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие жизнеохранительной функции семьи и создания условий для обеспечения здоровья ее членов. В Концепции, с учетом применяемого программно-целевого подхода, определены количественные и качественные показатели (индикаторы) ее реализации [2]. Итогом реализации станет сформированная к 2025 г. система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов семей, повышения уровня их экономической независимости и роли самореализации личности, а также: реализация воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, обеспечение социальной защиты семей и детей, профилактика семейного неблагополучия. Успешная реализация положений Концепции в регионах страны, с учетом их социально-экономического потенциала, несомненно, окажет положительное влияние на рост благосостояния российских семей.

Библиографический список

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://wciom.ru (дата обращения : 01.11.2016).

2. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения : 01.11.2016).

3. Махалина, О. М. Благосостояние семьи, как фактор устойчивого роста и модернизации экономики / О. М. Махалина, В. Н. Махалин // Материалы научно-практической конференции «Модернизационные процессы российской экономики в контексте стратегического развития ценностей и интересов современного общества». - М. : МосГУ, 2016.

4. Махалина, О. М. Прогнозные сценарии выхода из кризиса экономики России / О. М. Махалина, В. Н. Ма-халин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 1. - С. 95-99.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru (дата обращения : 01.12.2016).

6. Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901738835(дата обращения : 03.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.