Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ И СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ И СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
козловой кран / системы безопасности / сортировочная горка / рабочая зона / грузовая тележка / датчик положения / gantry crane / safety systems / sorting slide / working area / cargo trolley / position sensor

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тихонов Юрий Борисович

В данной статье предметом исследования является безопасность работ, проводимых козловым краном над железнодорожными путями, в том числе и на сортировочных горках. Целью исследования является введение автоматического ограничения рабочей зоны козлового крана с таким расчетом, чтобы грузовая тележка в процессе работы крана не могла выкатиться за пределы рабочей зоны в пространство над теми путями, по которым могут проезжать составы. Различные системы безопасности козлового крана содержат в своем составе целый ряд систем и приборов безопасности, предусмотренных нормативными документами. Автором предложено дополнить имеющиеся системы безопасности ограничителем рабочей зоны, для чего необходимо дополнительно использовать датчик положения грузовой тележки на мосту козлового крана. За основу, как вариант, взят прибор ОНК-140 модификаций 50, 60, предназначенный для установки на мостовые и козловые краны с двумя грузовыми лебедками. Схема ограничителя рабочей зоны построена по аналогии со схемой координатной защиты на автокранах с телескопической стрелой. Ограничения рабочей зоны задаются двумя координатами, определяющими границы положения грузовой тележки на мосту козлового крана, каждый раз перед началом работы оператором козлового крана и заносятся в оперативную память. Для реализации данной функции в однокристальный микроконтроллер ОНК-140 должно быть внесено соответствующее программное изменение. В качестве датчика положения грузовой тележки предложен более надежный и долговечный по сравнению с потенциометром энкодер тросиковый, рассчитанный на максимальный диапазон измерений 60 м. Реализация функции автоматического ограничения рабочей зоны козлового крана позволит повысить безопасность работы самого козлового крана и безопасность движения на железнодорожных путях, которые им обслуживаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SAFETY OF GANTRY CRANES AT RAILWAY STATIONS AND MARSHALLING YARDS

In this article, the subject of research is the safety of work carried out by a gantry crane over railway tracks, including on sorting slides. The purpose of the study is to introduce an automatic restriction of the working area of the gantry crane so that the cargo truck during the operation of the crane could not roll out of the working area into the space above the tracks on which trains can pass. Various safety systems of a gantry crane contain a number of safety systems and devices provided for by regulatory documents. The author proposed to supplement the existing security systems with a limiter of the working area, for which it is necessary to additionally use the position sensor of the cargo truck on the gantry crane bridge. As a basis, as an option, the ONK-140 device of modifications 50, 60 is taken, intended for installation on bridge and gantry cranes with two cargo winches. The scheme of the limiter of the working area is constructed by analogy with the scheme of coordinate protection on cranes with a telescopic boom. The limits of the working area are set by two coordinates defining the boundaries of the position of the cargo truck on the gantry crane bridge, each time before the operator of the gantry crane starts working and are entered into RAM. To implement this function, a corresponding software change must be made to the ONK-140 single-chip microcontroller. As a sensor for the position of the cargo truck, a cable encoder, more reliable and durable compared to a potentiometer, is proposed, designed for a maximum measuring range of 60 meters. The implementation of the automatic restriction function of the gantry crane's working area will improve the safety of the gantry crane itself and the safety of traffic on the railway tracks that it serves.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ И СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ»

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Коссов Валерий Семенович

АО «Научно-исследовательский и конструк-торско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»).

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140402, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор, генеральный директор.

Тел.: +7 (496) 618-82-39.

E-mail: [email protected]

Краснов Олег Геннадьевич

АО «ВНИКТИ».

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140402, Российская Федерация.

Доктор технических наук, заведующий отделом.

Тел.: +7 (496) 618-82-48, доб. 11-14.

E-mail: [email protected]

Ноздрачев Геннадий Сергеевич

АО «ВНИКТИ».

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140402, Российская Федерация.

Заведующий лабораторией.

Тел.: +7 (496) 618-82-48, доб. 11-96.

E-mail: [email protected]

Богданов Олег Константинович

АО «ВНИКТИ».

Октябрьской революции ул., д. 410, г. Коломна, Московская область, 140402, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник.

Тел.: +7 (496) 618-82-48, доб. 11-23.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Kossov Valery Semenovich

JSC «Scientific-Research and Design-Technology Institute of Rolling Stock» (JSC «VNIKTI»).

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation.

Doctor of Sciences in Engineering, professor, general director.

Phone: +7 (496) 618-82-39. E-mail: [email protected]

Krasnov Oleg Gennadyevich

JSC «VNIKTI».

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation.

Doctor of Sciences in Engineering, head of the department.

Phone: +7 (496) 618-82-48, ext.: 11-14 E-mail: krasnov-og@vnikti. com

Nozdrachev Gennady Sergeyevich

JSC «VNIKTI».

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation.

Head of the laboratory.

Phone: +7 (496) 618-82-48, ext.: 11-96.

E-mail: [email protected]

Bogdanov Oleg Konstantinovich

JSC «VNIKTI».

410, Oktyabrskoy Revolutsii st., Kolomna, 140402, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, leading researcher.

Phone: +7 (496) 618-82-48, ext.: 11-23. E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Влияние характеристик скреплений на подуклон-ку рельсов / В. С. Коссов, О. Г. Краснов, Г. С. Ноздрачев, О. К. Богданов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. - № 2 (54). -С. 79 - 89.

Kossov V.S., Krasnov O.G., Nozdrachev G.S., Bogdanov O.K. The influence of fastening characteristics on rail inclination. Journal of Transsib Railway Studies, 2023, no. 2 (54), pp. 79-89 (In Russian).

УДК 656.212.5

Ю. Б. Тихонов

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ И СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ

Аннотация. В данной статье предметом исследования является безопасность работ, проводимых козловым краном над железнодорожными путями, в том числе и на сортировочных горках. Целью исследования является введение автоматического ограничения рабочей зоны козлового крана с таким расчетом, чтобы

грузовая тележка в процессе работы крана не могла выкатиться за пределы рабочей зоны в пространство над теми путями, по которым могут проезжать составы.

Различные системы безопасности козлового крана содержат в своем составе целый ряд систем и приборов безопасности, предусмотренных нормативными документами.

Автором предложено дополнить имеющиеся системы безопасности ограничителем рабочей зоны, для чего необходимо дополнительно использовать датчик положения грузовой тележки на мосту козлового крана. За основу, как вариант, взят прибор ОНК-140 модификаций 50, 60, предназначенный для установки на мостовые и козловые краны с двумя грузовыми лебедками. Схема ограничителя рабочей зоны построена по аналогии со схемой координатной защиты на автокранах с телескопической стрелой.

Ограничения рабочей зоны задаются двумя координатами, определяющими границы положения грузовой тележки на мосту козлового крана, каждый раз перед началом работы оператором козлового крана и заносятся в оперативную память. Для реализации данной функции в однокристальный микроконтроллер ОНК-140 должно быть внесено соответствующее программное изменение. В качестве датчика положения грузовой тележки предложен более надежный и долговечный по сравнению с потенциометром энкодер тросиковый, рассчитанный на максимальный диапазон измерений 60 м. Реализация функции автоматического ограничения рабочей зоны козлового крана позволит повысить безопасность работы самого козлового крана и безопасность движения на железнодорожных путях, которые им обслуживаются.

Ключевые слова: козловой кран, системы безопасности, сортировочная горка, рабочая зона, грузовая тележка, датчик положения.

Yuri B. Tikhonov

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation

IMPROVING THE SAFETY OF GANTRY CRANES AT RAILWAY STATIONS AND MARSHALLING YARDS

Abstract. In this article, the subject of research is the safety of work carried out by a gantry crane over railway tracks, including on sorting slides. The purpose of the study is to introduce an automatic restriction of the working area of the gantry crane so that the cargo truck during the operation of the crane could not roll out of the working area into the space above the tracks on which trains can pass. Various safety systems of a gantry crane contain a number of safety systems and devices provided for by regulatory documents. The author proposed to supplement the existing security systems with a limiter of the working area, for which it is necessary to additionally use the position sensor of the cargo truck on the gantry crane bridge. As a basis, as an option, the ONK-140 device of modifications 50, 60 is taken, intended for installation on bridge and gantry cranes with two cargo winches. The scheme of the limiter of the working area is constructed by analogy with the scheme of coordinate protection on cranes with a telescopic boom. The limits of the working area are set by two coordinates defining the boundaries of the position of the cargo truck on the gantry crane bridge, each time before the operator of the gantry crane starts working and are entered into RAM. To implement this function, a corresponding software change must be made to the ONK-140 single-chip microcontroller. As a sensor for the position of the cargo truck, a cable encoder, more reliable and durable compared to a potentiometer, is proposed, designed for a maximum measuring range of 60 meters. The implementation of the automatic restriction function of the gantry crane's working area will improve the safety of the gantry crane itself and the safety of traffic on the railway tracks that it serves.

Keywords: gantry crane, safety systems, sorting slide, working area, cargo trolley, position sensor.

На железной дороге в путевом хозяйстве козловые краны применяются на открытых площадках звеносборочных баз, погрузочных площадках дистанций пути, шпалопропиточных заводах для погрузки, выгрузки и транспортирования в пределах площадки различных материалов и прежде всего материалов верхнего строения пути - рельсов, скреплений, шпал. Они широко применяются при сборке рельсошпальной решетки. Основное преимущество этих кранов - простота изготовления и эксплуатации [1].

Обоснована целесообразность объединения сортировочной и грузовой операций и организации обработки грузов в технологический процесс работы сортировочной горки, что позволяет использовать козловые краны как при замене замедлителей, так и на погрузо-разгрузочных операциях и других работах. В частности, вопрос поточной обработки контейнеров за счет включения контейнерного терминала в технологический процесс работы сортировочной горки рассмотрен в изобретении [2].

Для обеспечения безопасной работы козловой кран в соответствии с действующими нормативными документами [3] оснащается системами безопасности.

На козловых кранах общего назначения устанавливаются следующие приборы безопасности:

- звуковой сигнал;

- ограничитель хода крана по крановым путям;

- ограничитель движения крановой тележки;

- ограничитель подъема крюка;

- упоры: устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемных машин;

- ограничители перекоса: должны отключать механизмы передвижения козловых кранов при недопустимом забеге одной из опор;

- прибор по защите от обрыва одной из фаз питающего напряжения; при отключении электродвигателя подъема груза прибор снимает напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя гидротолкателя.

Дополнительно на козловых кранах устанавливаются:

противоугонные устройства для предупреждения угона крана ветром (при наличии автоматических устройств должны быть предусмотрены ручные);

анемометр, предназначенный для козловых кранов с пролетом более 16 м; при достижении скоростью ветра предельного значения включает звуковой сигнал;

регистратор параметров (черный ящик);

захваты, предотвращающие угон крана при стоянке; все четыре ходовые тележки снабжаются ручными захватами, по окончании работы крановщик обязан установить все ручные захваты.

Существует множество конструкций приборов и устройств безопасности, от надежности которых во многом зависит обеспечение безаварийной работы крана.

На козловых кранах используются такие системы безопасности [4 - 7]:

- ОНК-140 модификаций 40, 59 для кранов с одной грузовой лебедкой;

- ОНК-140 модификаций 50, 60 для кранов с двумя грузовыми лебедками;

- ОНК- 160М для мостовых и козловых кранов;

- ОГШ-2.10;

- «Волна» ОГМК 2-01.

Наиболее распространенными являются системы безопасности ОНК-140, они насчитывают несколько десятков модификаций для различных типов кранов.

Системы безопасности ОНК-140 модификаций 40, 59 предназначены для установки на мостовые и козловые краны с одной грузовой лебедкой, ОНК-140 модификаций 50, 60 предназначены для установки на мостовые и козловые краны с двумя грузовыми лебедками.

Эти приборы выполняют функции ограничителя грузоподъемности, ограничителя подъема крюка, анемометра, регистратора параметров.

Встроенный в ОНК регистратор параметров (блок телеметрической памяти (БТП)) обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана (моточасы, циклы, характеристическое число) и о последних часах работы крана. Данный регистратор разрешен к применению на всех типах грузоподъемных кранов.

Проводимые козловым краном над железнодорожными путями работы, как правило, занимают часть его пролета. Под остальной частью пролета движение по железнодорожным путям прерываться не должно.

Для повышения безопасности проводимых работ прибор ОНК-140 целесообразно дополнить автоматическим ограничителем рабочей зоны, в границах которой работает козловой кран, чтобы тележка с грузозахватным органом не могла переместиться (случайно) в зону тех путей, по которым может проезжать подвижной состав.

Ограничитель рабочей зоны целесообразно построить по такому же принципу, по которому построены ограничения системы координатной защиты в приборах ОНК-140 для автокранов с телескопической стрелой [8], где может задаваться четыре вида ограничений: потолок, стена, левый угол, правый угол.

Ограничение рабочей зоны должно задаваться двумя координатами - Хл.г и Lп.г, определяющими положение грузовой тележки на мосту козлового крана на границах рабочей зоны.

В настоящее время системами безопасности козловых кранов не контролируются координаты положения грузовой тележки на мосту крана. Контролируются только ее крайние положения.

Блок-схема ОНК-140, дополненная датчиком положения ДП грузовой тележки на мосту козлового крана для реализации функции ограничения рабочей зоны, представлена на рисунке 1. При этом в программу функционирования однокристального микроконтроллера (ОМК) прибора ОНК-140 должно быть внесено соответствующее изменение.

Рисунок 1 - Блок-схема усовершенствованного ограничителя ОНК-140 для козлового крана

Основные технические характеристики изображенного на рисунке 2 двухбалочного козлового крана ККД с решетчатой конструкцией моста [9] приведены в таблице 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Схема двухбалочного козлового крана ККД с решетчатой конструкцией моста:

а - вид спереди; б - вид сбоку

2(54)

Таблица 1 - Основные технические характеристики козлового крана ККД

Характеристика

наименование обозначение численное значение

Грузоподъемность, т Q 10; 12,5; 16; 20; 25; 32; 50

Пролет крана, м Lпр 11,3; 16,0 (18,0); 20; 25; 32; 42

Высота подъема, м н До 14

Рабочий вылет консолей, м Ьк1, Ьк2 6,3; 8,0

Высота крана, м н 14,5; 16,25

Ширина крана, м В1 12,5; 17,03

Длина крана, м Ьпр + Ьс1 + ЬС2 До 59,5

Диапазон перемещения грузовой тележки козлового крана при длине пролета Lпр = 42 м с учетом консолей составит

L = Lпр + Lk2 + Lkl; L = 42 + 6,3 + 8 = 56,3 м.

Таким образом, для определения положения грузовой тележки необходим датчик, позволяющий измерять длину до 60 м.

Основным элементом датчика длины стрелы (ДДС) автокранов в приборах безопасности ОНК-140 является проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм ± 0,5 %. Кабель ДДС при выдвижении стрелы вращает пружинный барабан и связанный с ним через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществляется пружинным барабаном.

Максимальная длина вытягиваемого троса, вращающего подпружиненный барабан, составляет только 34 м [10]. Усложнять подобную конструкцию увеличением передаточного числа редуктора нецелесообразно из-за снижения точности измерений. К тому же потенциометр имеет ограниченное число рабочих циклов.

Известные устройства для контроля положения грузовой тележки на мосту крана [11] и для определения местоположения грузовой тележки на мосту крана [12] являются механическими и поэтому не могут использоваться в современных системах автоматики.

В качестве датчика положения грузовой тележки предложено использовать энкодер с тросовым барабаном HighLine BTF19-J1QM6064 [13].

Благодаря компактной конструкции тросовые датчики линейных перемещений легко монтируются в труднодоступных местах. В промышленности востребованы названные приборы, в том числе и на подъемно-транспортном оборудовании [14].

Основные технические характеристики энкодера приведены в таблице 2.

По аналогии с ограничениями по координатной защите автокранов с телескопической стрелой координаты ограничения рабочей зоны козлового крана Lл.г и Lп.г поочередно заносятся крановщиком в оперативную память. Загорание соответствующих светодиодов свидетельствует о вводе данных ограничений.

В процессе работы при достижении грузовой тележкой одного из граничных положений движение тележки автоматически прекращается, загорается индикатор «СТОП», включается звуковой сигнал, соответствующий светодиод переходит в мигающий режим.

После отмены ограничений свечение соответствующих светодиодов прекращается.

Учитывая многообразие работы козлового крана в связи с перспективой объединения сортировочной и грузовой операций и организации обработки грузов в технологический процесс работы сортировочной горки, вопросам безопасности проводимых работ должно придаваться первостепенное значение.

Таблица 2 - Основные технические характеристики энкодера с тросовым барабаном HighLine BTF19-J1QM6064

Наименование параметра Значение параметра

Диапазон измерения, м Энкодеры Погрешность воспроизведения, мм, не более Отклонение от линейности, мм, не более Напряжение питания, В Потребляемая мощность, Вт, не более Вес, кг Материал измерительного троса Средний срок службы тросового механизма в зависимости от типа нагрузки, циклы Фактическая длина вытянутого троса, м Тип защиты Диапазон рабочей температуры, °С 0 - 60 Абсолютные 5 2 10 - 30 1,5 16,62 Стальной гибкий многопроволочный провод, нержавеющая сталь 1.4401 V4А 1000000 60,2 1Р64 От минус 30 до плюс 70

Внешний вид лицевой панели доработанного прибора ОНК-140 приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Внешний вид лицевой панели доработанного прибора ОНК-140

Предложенные технические решения по доработке системы безопасности с использованием современных измерительных средств обеспечивают возможность надежной работы при длине пролета козлового крана до 60 м.

Реализация предложенных в данной статье технических решений позволит не только повысить безопасность погрузо-разгрузочных работ, но и минимально уменьшить основные работы на сортировочных станциях, обеспечивая на свободных путях безопасный роспуск составов.

Список литературы

1. Персональный сайт - Главная. Козловые краны // kozlovye-krany.narod.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: http:// www.kozlovye-krany.narod.ru (дата обращения: 24.10.22).

2. Патент № 2388680 Российская Федерация, МПК B65G 63/04 (2006.01), B65G 67/60 (2006.01). Терминал для поточной обработки контейнеров на основе сортировочной горки Кузовкова : № 2008123074/11 : заявлено 10.06.2008 : опубликовано 10.05.2010 / Кузовков А. М. - 19 с. : 15 ил. - Текст : непосредственный.

3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (в ред. приказа от 12.04.2016 № 146). - Москва : ЗАО «НТЦ ПБ», 2014. -144 с. - Текст : непосредственный.

4. Ограничитель нагрузки крана (ограничитель грузоподъемности) ОНК-140 : Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-40 РЭ. - Арзамас : ОАО «Арзамасский электромеханический завод», 2003. - 39 с. - Текст : непосредственный.

5. Ограничитель нагрузки крана мостового типа ОНК-160М : Руководство по эксплуатации НПКУ.408844.029 РЭ. - Арзамас : ОАО «Арзамасский электромеханический завод»., 2010. - 79 с. - Текст : непосредственный.

6. Ограничитель грузоподъемности крана ОГШ-2. ЗАО «ИТЦ «КРОС». - Ивантеевка, 2018 // itc-kros.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: http://itc-kros.ru/ogranichiteligruzopodemnosti/ ogranichitel-gruzopodemnosti-krana-ogsh-2.html (дата обращения: 11.12.2022).

7. Ограничитель грузоподъемности мостовых и козловых кранов «Волна ОГМК2-01-ХЛ» : Руководство по эксплуатации ИВАМ.484469.021-01 РЭ. - Новосибирск : АО «НИИ измерительных приборов» - Новосибирский завод им. Коминтерна, 2004. - 37 с. - Текст : непосредственный.

8. Ограничитель нагрузки крана (ограничитель грузоподъемности) ОНК-140 : Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-32 РЭ. - Арзамас : ОАО «Арзамасский электромеханический завод», 2003. - 37 с. - Текст : непосредственный.

9. Грузоподъемное оборудование. Кран козловой трубчатой и решетчатой конструкции типа ККТ, КК, ККД. Главная - ООО «ВологдаТочМаш» - Производство... // tochmash35 : сайт. -Текст : электронный. - URL: www.tochmash35 (дата обращения: 05.08.2022).

10. Датчик длины стрелы ДДС-01, ДДС-02, ДДС-03, ДДС-04 (ЛГФИ.401.161.002-01; -02, -03) для прибора безопасности ОНК-140 // kran-master74.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://kran-master74.ru/spares/sistemy_kontrolya_i_upravleniya_stroitelno_dorozhnoy_ tekhnikoy/ogranichiteli_nagruzki_krana_onk_140_onk_160_onk_160s/bloki_i_datchiki/datchiki_dlin y_strely/datchik_dliny_strely_dds_01_dds_02_dds_03_dds_04_lgfi_401_161_002_01_02_03_dlya_p ribora_bezopasnosti (дата обращения: 12.12.2022).

11. Патент № SU 1171412 А1, МПК В66С 13/46 (23.12.80). Устройство для контроля положения грузовой тележки на мосту крана : № 3700125/29-11 : заявлено 13.02.1984 : опубликовано 07.08.1985. - 2 с. : 2 ил. - Текст : непосредственный.

12. Патент № SU 624872 А1, МПК В66С 13/18 (2006.01). Устройство для определения местоположения грузовой тележки на мосту крана : № 2383323/29-11 : заявлено 05.07.1976. : опубликовано 25.09.1978. - 2 с. : 2 ил. - Текст : непосредственный.

13. Энкодеры с тросовым барабаном HighLine BTF19-J1QM6064 // www.sick.com : сайт. -Текст : электронный. - URL: https://www.sick.com/ru/ru/encoders/wire-draw-encoders/highline/ c/g287466 (дата обращения: 28.10.2022).

14. Тросиковые датчики линейных перемещений // shamrin.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://shamrin.ru/trosikovye-datchiki-lineynyh-peremescheniy (дата обращения: 25.11.2022).

References

1. Personal'nyj sajt - Glavnaya | Kozlovye krany [Personal website - Home | Gantry Cranes]. Available at: http:// www.kozlovye-krany.narod.ru/ (accessed 24.10.2022).

2. Kuzovkov A.M. Patent RU2388680 C2, 10.05.2010.

3. Federal Norms and Rules in the field of industrial safety «Safety Rules for hazardous production Facilities where Lifting structures are used» (as amended by Order No. 146 of 12.04.2016), Moscow, ZAO «NTC PB» Publ., 2003, 144 p. (In Russian).

4. Crane Load Limiter (Load capacity limiter) ONK-140 : Operating Manual LGFI.408844.009-40 RE, Arzamas, OAO «Arzamasskij Elektromekhanicheskij zavod» Publ., 2003, 39 p. (In Russian).

5. ONK-160M bridge type crane Load Limiter : Operating Manual NPKU.408844.029 RE, Arzamas, JSC «Arzamas Electromechanical Plant» Publ., 2010, 79 p. (In Russian).

6. Ogranichitel' gruzopod"yomnosti krana OGSH-2. ZAO «ITC «KROS». - Ivanteevka, 2018 [Load capacity limiter of the OGSH-2 crane. CJSC «ITC «KROS». - Ivanteevka, 2018]. Available at: http:// itc-kro s. ru/ogranichiteligruzopodemno sti/ogranichitel-gruzopodemno sti-krana-ogsh-2. html (accessed 11.12.2022).

7. Load capacity limiter of bridge and gantry cranes «Wave OGMK2-01-XL» : Operating manual IVAM.484469.021-01 RE., Novosibirsk, SC «Research Institute of Measuring Instruments Novosibirsk Plant named after Komintern» Publ., 2004, 37 p. (In Russian).

8. Crane Load Limiter (Load capacity limiter) ONK-140 : Operating Manual LGFI.408844.009-32 RE, Arzamas, SC «Arzamas Electromechanical Plant» Publ., 2003, 37 p. (In Russian).

9. Gruzopod"emnoe oborudovanie. Kran kozlovoj trubchatoj i reshetchatoj konstrukcii tipa KKT, KK, KKD. Glavnaya - OOO «VologdaTochMash» [Lifting equipment. Gantry crane of tubular and lattice construction type KKT, KK, CD. Home - LLC «Vologdatochmash»]. Available at: www.tochmash35 (accessed 05.08.2022).

10. Datchik dliny strely DDS-01, DDS-02, DDS-03, DDS-04 (LGFI.401.161.002-01; -02, -03) dlya pribora bezopasnosti ONK-140 [Boom Length Sensor DDS-01, DDS-02, DDS-03, DDS-04 (LGFI.401.161.002-01; -02, -03) for ONK-140 safety device]. Available at: https://kran-master74.ru/spares/sistemy_kontrolya_i_upravleniya_stroitelno_dorozhnoy_tekhnikoy/ogranichiteli_ nagruzki_krana_onk_140_onk_160_onk_160s/bloki_i_datchiki/datchiki_dliny_strely/datchik_dliny_s trely_dds_01_dds_02_dds_03_dds_04_lgfi_401_161_002_01_02_03_dlya_pribora_bezopasnosti (accessed 12.12.2022).

11. Kuprijanov A.K. Patent SU1171412 А1, 07.08.1985.

12. Marichev D.M., Il'chenko E.N., Makarov Ju.P. Patent SU 624872 А1, 25.09.1978.

13. Enkodery s trosovym barabanom HighLine BTF19-J1QM6064 [Encoders with cable drum HighLine BTF19-J1QM6064]. Available at: https://www.sick.com/ru/ru/encoders/wire-draw-encoders/highline/c/g287466 (accessed 28.10.2022).

14. Trosikovye datchiki linejnyhperemeshchenij [Cable sensors of linear movements]. Available at: https://shamrin.ru/trosikovye-datchiki-lineynyh-peremescheniy (accessed 25.11.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Тихонов Юрий Борисович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 44-39-01.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Тихонов, Ю. Б. Повышение безопасности работы козловых кранов на железнодорожных станциях и сортировочных горках / Ю. Б. Тихонов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2023. -№ 2 (54). - С. 89 - 97.

Tikhonov Yuri Borisovich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Automation and telemechanics», OSTU.

Phone: +7 (3812) 44-39-01.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Tikhonov Yu.B. Improving the safety of gantry cranes at railway stations and marshalling yards, 2023, no. 2 (54), pp. 89-97 (In Russian).

УДК 656.073.7+004.94

Р. Г. Король, А. С. Акельев

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск, Российская Федерация

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПЕРЕХОДОВ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «ПРИМОРЬЕ-1» В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ГРУЗОПОТОКА

Аннотация. Переориентация грузопотоков на «восточное» направление транспортировки и увеличение загруженности объектов транспортного комплекса Дальнего Востока акцентировали внимание на необходимости ускоренного развития транспортной и терминально-логистической инфраструктуры. Динамика объемов внешней торговли России и Китая прогнозируется на двукратном увеличении, что потребует усиления пропускной способности отдельных элементов дальневосточных транспортных коридоров. Резервы пропускной способности транспортно-логистических объектов ограничены, поэтому актуальным вопросом является инфраструктурное развитие при прогнозном увеличении грузопотока на отдельных участках транспортных коридоров. Целью исследования является оценка пропускной способности пограничных пунктов пропуска международного транспортного коридора «Приморье-1» с учетом развития железнодорожной инфраструктуры и совершенствования технологических процессов. Объект исследования -железнодорожный и автомобильный пункты пропуска «Пограничный». Предмет исследования -инфраструктура и технология работы пунктов пропуска на направлении «Пограничный (РФ) - Суйфэньхэ (КНР)». В работе использованы математические и теоретические методы исследования, включая визуализацию и моделирование. В статье визуально представлены объекты транспортно-логистической инфраструктуры пограничного перехода «Пограничный», а также разработана функционально-технологическая схема работы программы имитационного моделирования работы совмещенного (железнодорожно-автомобильного) пограничного пункта пропуска. В 2026 г. планируется построить в Приморском крае транспортно-логистический центр «Контейнерный терминал Гродеково» с плановой мощностью 230 тыс. контейнеров. В условиях увеличения объемов грузопотока было произведено моделирование функционирования железнодорожного пункта пропуска «Пограничный» при развитии железнодорожной инфраструктуры станции Гродеково и моделирование функционирования автомобильного пункта пропуска «Пограничный» при переходе на круглосуточный режим работы. Результаты моделирования показали, что суточная пропускная способность железнодорожного и автомобильного пунктов пропуска увеличилась до 650 вагонов и 300 автомобилей соответственно, но при дальнейшем увеличении объемов грузопотока на направлении «Россия -Китай - Россия» потребуется комплексный подход к развитию трансграничной инфраструктуры.

Ключевые слова: имитационное моделирование, пограничные станции, международные транспортные коридоры, пограничные пункты пропуска, трансграничные переходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.