Кочнев Ю.Г. ©
Бакалавриат, кафедра «Автосервис» Санкт-Петербургский Государственный экономический университет
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И УДОБСТВА НА МЕЖДУГОРОДНИХ
АВТОБУСНЫХ МАРШРУТАХ
Аннотация
Данная статья посвящена современному состоянию развития автомобильного транспорта характеризующемуся возрастающей ролью автобусного подвижного состава, который в ближайшей перспективе будет иметь преобладающее значение для безопасной перевозки пассажиров.
Ключевые слова: автомобильные перевозки, транспортная система, автотранспортное предприятие, безопасная перевозка, пассажир, качество, услуга.
Keywords: road transportation, transport system, trucking company, safe transportation, passenger, quality, service.
Введение
В соответствии с принятыми программными документами и проводимыми исследованиями одной из определяющих систем, обеспечивающих автомобильные перевозки на территории Ленинградской области, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей и безопасности перевозки пассажиров [1,9; 2,73].
Основной задачей действующих международных автобусных маршрутов является выявление наименее прибыльных направлений и поиск причин данного явления для дальнейшего усовершенствования наименее рентабельного маршрута с целью увеличения его рентабельности и спроса со стороны пассажиров [3,37; 4,73].
В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с понятием транспортной системы, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей и безопасности перевозки пассажиров. Раскрываются условия улучшения транспортного обслуживания населения.
К услугам многочисленных пассажиров сегодня есть достаточно большой выбор всевозможных маршрутов, как в пределах области, так и международных. Тем не менее, междугородные перевозки весьма востребованная услуга [5,93; 6,79].
Основная часть
Исходя из прогнозируемых тенденций демографического, социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга величина спроса населения на перевозки пассажирским транспортом всех видов на перспективу 2020 года оценивается в 3,29 млрд. передвижений в год Междугородние автобусы являются составной частью общей транспортной системы страны, и осуществляют перевозки пассажиров наряду с другими видами пассажирского транспорта во всех видах сообщений [3,137; ].
Автобусный транспорт имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами массового пассажирского транспорта, что обеспечивает высокие темпы его развития. К этим преимуществам следует отнести высокую маневренность, т.е. способность доставлять пассажиров непосредственно к местам работы или жилым районам, большую скорость
© Кочнев Ю.Г., 2016 г.
движения на дорогах с усовершенствованным покрытием [7,34; 8,143], осуществления движения на маршрутах внутригородского и пригородного сообщения части автобусов -экспрессами. Одним из главных преимуществ автобусов является быстрота ввода их в действие. При наличии нормальных дорожных условий для движения, автобусный маршрут, может быть открыт без проведения дополнительных работ и привлечения строительных организаций [9,110].
Следует отметить, что срок службы автобусов, их пригодность к дальнейшей эксплуатации и уровень затрат на поддержание в технически исправном состоянии - это пробег. В среднем нормативный срок службы автобуса составляет порядка 500 тыс. км. После этого пробега резко увеличиваются эксплуатационные затраты, как правило автобус подлежит списанию.
На городских, пригородных и междугородных перевозках с каждым годом увеличивается количество перевозчиков частной формы собственности, которые не располагают необходимым имуществом, подготовленными специалистами для выполнения квалификационных требований и требований по допуску владельцев транспортных средств к осуществлению перевозок пассажиров. К сожалению, частному перевозчику правовая неразбериха и отсутствие контроля позволяет нарушать акты и законы прямого действия, и в первую очередь, ФЗ РФ № 196 «О безопасности дорожного движения», в основу которого заложен приоритет жизни и здоровья пассажиров, а не экономическая выгода перевозчиков. В погоне за выгодой, частные перевозчики нарушают существующее расписание движения, скоростной режим на трассах и маршрутах, зачастую производят выполнение маршрутов без паспортов, «заходят» на чужие маршруты, грубо нарушают правила и технику безопасности движения.
Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования подвижного состава, являются важным условием улучшения транспортного обслуживания населения.
На сегодняшний день к числу мер, влияющих на результаты использования автобусов, относятся:
Постоянный сбор информации о величине и характере пассажиропотоков по
отдельным участкам и маршрутам_
Обоснованный выбор типа и вместимости автобусов, рациональное распределение
их по маршрутам_
Увеличение скорости движения автобусов по маршрутам, путем создания скоростных и экспрессных линий, внедрение нормирования скоростей, повышения квалификации водителей по вождению автобусов, оптимальное размещение и
оборудование остановочных пунктов и т.д._
Составление рациональных маршрутных расписаний, учитывающих изменение пассажиропотока по часам суток, дням недели, сезонам года, создающих нормальные
условия труда водителям и кондукторам_
Рассредоточение времени начала работы предприятий, учреждений и организаций
города_
Улучшение организации сбора выручки, за счет совершенствования системы контроля, расширения предварительной, вне салона автобуса, реализации проездных
билетов и др._
_Совершенствование маршрутной системы_
_Развитие улично-дорожной сети и ее благоустройство_
Увеличение выпуска автобусов в часы «пик», использование автобусов большой и
особо большой вместимости_
_Совершенствование методов организации движения_
_Развитие централизованного управления движением на маршрутах_
Выводы
Таким образом для достижения перечисленных требований автобусы, работающие на междугородных линиях должны обладать: - Высокой скоростью движения; - Место только для проезда сидя, с удобными регулируемыми сидениями; - Багажными отделениями под полом; - Гардеробом в задней части салона; - Противосолнечными стеклами и шторами на окнах; - Эффективными системами вентиляции и отопления.
Поэтапное внедрение предлагаемых мероприятий позволит выполнить требования руководящих документов, принятых в РФ и повысить уровень безопасности и удобства дорожного движения, а также исключить сотни мелких отдельных сбоев и тысячи их комбинаций в совокупности становящихся причинами аварий и катастроф.
Литература
1. Постановление правительства Санкт- Петербурга от 30 июня 2014 года №552. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы (с изменениями на 3 февраля 2016 года).
2. Лазарев Ю.Г. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры // Технико - технологические проблемы сервиса. СПб.: 2013. № 4(26). С. 71-74.
3. Гудков В.А. и др. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. М.: Транспорт, 1997 г. 254 с.
4. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.
5. Лазарев Ю.Г. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры // Технико -технологические проблемы сервиса. СПб.: 2013. № 2(24). С. 92-93.
6. Морозов А.Г. Логистика придорожного сервиса/ А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев //Технико -технологические проблемы сервиса. - СПб.: 2015.- № 4(34) - с. 77-82.
7. Лазарев Ю. Г., Собко Г. И. Реконструкция автомобильных дорог: учебное пособие. СПб. СПбГАСУ. 2013. 93 с.
8. Лазарев Ю.Г., Обоснование деформационных характеристик укрепленных материалов дорожной одежды на участках построечных дорог. / Ю.Г. Лазарев, П.А. Петухов, Е.Н. Зарецкая// Вестник гражданских инженеров. 2015. № 4 (51). С. 140-146.
9. Лазарев Ю.Г., Громов В.А., Анализ условий создания предприятий и организаций производственной базы дорожного строительства. Вестник гражданских инженеров. 2014. № 1 (30). С. 109-111.