Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОЛЁД / ГОЛОЛЕДИЦА / ДАТЧИКИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ / МОСТЫ / ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Должиков В.Н., Удотова О.А.

Статья посвящена вопросу повышения безопасности движения по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах в зимний период. Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, в любое время года и суток - основная задача дорожных эксплуатационных организаций. Наиболее опасными для участников дорожного движения являются различные виды зимней скользкости на проезжей части искусственных сооружений. Круглогодичное содержание мостовых сооружений - обеспечение безопасности движения автомобилей по ним. Предупреждение и борьба с образованием скользкости на мостовых сооружений, до сих пор является актуальным. Вследствие резкого охлаждения пролетных строений мостов, температура проезжей части на мостах понижается, примерно в три раза быстрее, чем на дороге. В момент образования скользкости на проезжей части, значительно увеличивается вероятность аварий вследствие неоднородности по транспортно-эксплуатационным качествам покрытия на дороге и на мостах. В соответствии с ОДМД «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», зимняя скользкость подразделяется на стекловидный лед, снежный накат и рыхлый снег. Стекловидный лёд, в свою очередь, подразделяется на гололедицу, гололёд и «черный лёд». Цель работы - повышение безопасности автомобильного движения по мостам, эстакадам и путепроводам в зимний период. Анализ, проведенный с помощью Интернет-ресурсов, позволил выявить резерв и сформулировать ряд рекомендаций. Информация о гололедице на мосту должна выноситься на электронный экран, установленный за 150 м от искусственного сооружения с подключением к датчикам обледенения. Это убирает опасный фактор неожиданности для водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Должиков В.Н., Удотова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TRAFFIC SAFETY ON ARTIFICIAL STRUCTURES ON HIGHWAYS IN WINTER

The work is devoted to the issue of improving traffic safety on artificial structures on highways in winter. Ensuring safe and uninterrupted movement of vehicles at any time of the year and day is the main task of road maintenance organizations. The most dangerous for road users are various types of winter slipperiness on the roadway of artificial structures. Year-round maintenance of bridge structures - ensuring the safety of traffic on them. Prevention and combating the formation of slipperiness on bridge structures is still relevant. Due to the abrupt cooling of the bridge spans, the temperature of the roadway on the bridges decreases, about three times faster than on the road. At the time of the formation of slipperiness on the roadway, the probability of accidents increases significantly due to the heterogeneity in the transport and operational qualities of the pavement on the road and on bridges. In accordance with the ODMD "Guidelines for Combating winter Slipperiness on Highways", winter slipperiness is divided into glassy ice, snow rolling and loose snow. Vitreous ice, in turn, is divided into ice, ice and "black ice". The purpose of the work is to improve the safety of automobile traffic on bridges, overpasses and overpasses in winter. The analysis carried out with the help of Internet resources made it possible to identify the reserve and formulate a number of recommendations. Information about ice on the bridge should be displayed on an electronic screen installed 150 m from the artificial structure with connection to icing sensors. This removes the dangerous surprise factor for drivers.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ИСКУССТВЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД»

Повышение безопасности движения по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах в зимний период

Должиков Владимир Николаевич

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Строительство и сервис» Сочинского государственного университета, doljikov_v@mail.ru

Удотова Ольга Анатольевна

канд. техн. наук, доцент, зав. кафедры «Строительство и сервис» Сочинского государственного университета.

Статья посвящена вопросу повышения безопасности движения по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах в зимний период. Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, в любое время года и суток - основная задача дорожных эксплуатационных организаций. Наиболее опасными для участников дорожного движения являются различные виды зимней скользкости на проезжей части искусственных сооружений. Круглогодичное содержание мостовых сооружений - обеспечение безопасности движения автомобилей по ним. Предупреждение и борьба с образованием скользкости на мостовых сооружений, до сих пор является актуальным. Вследствие резкого охлаждения пролетных строений мостов, температура проезжей части на мостах понижается, примерно в три раза быстрее, чем на дороге. В момент образования скользкости на проезжей части, значительно увеличивается вероятность аварий вследствие неоднородности по транспортно-эксплуатационным качествам покрытия на дороге и на мостах. В соответствии с ОДМД «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», зимняя скользкость подразделяется на стекловидный лед, снежный накат и рыхлый снег. Стекловидный лёд, в свою очередь, подразделяется на гололедицу, гололёд и «черный лёд». Цель работы - повышение безопасности автомобильного движения по мостам, эстакадам и путепроводам в зимний период. Анализ, проведенный с помощью Интернет-ресурсов, позволил выявить резерв и сформулировать ряд рекомендаций. Информация о гололедице на мосту должна выноситься на электронный экран, установленный за 150 м от искусственного сооружения с подключением к датчикам обледенения. Это убирает опасный фактор неожиданности для водителей. Ключевые слова: гололёд, гололедица, датчики обледенения, мосты, проезжая часть, безопасность движения.

С увеличением интенсивности и скоростей движения увеличивается и число аварий, вызванных скользкостью дорожного покрытия. В России около 30% всех ДТП происходит на заснеженных, обледенелых или мокрых дорогах. Поэтому круглогодичное содержания мостовых сооружений - это обеспечение безопасности движения автомобилей по ним. Опасным, для дорожного движения, являются различные виды зимней скользкости на проезжей части.

Скользкость дороги характеризуется коэффициентом сцепления. Безопасный коэффициент сцепления колеса с асфальтобетонным покрытием находится в пределах 0,7-0,8. В нормах зимней эксплуатации мостовых сооружений минимальным, по безопасности движения, принят коэффициент сцепления 0,4 [1].

Значительное снижение коэффициента сцепления ниже 0,4 приводит к непредсказуемым последствиям.

Важной характеристикой дорожного движения является тормозной путь. При скорости 60 км/ч тормозной путь составит:

- на сухом асфальтобетонном покрытии - 35 м;

- на мокром асфальте - 60 м;

- на обледенелой проезжей части - 150 м.

В Журнале «Я - водитель», 2012 г. №3 отмечается, что при высокой скорости проявляются и аэродинамические подъемные силы, уменьшающие прижимающую силу автомобиля к дороге. Поэтому предупреждение образования скользкости на мостовых сооружений, до сих пор является актуальным.

В соответствии с ГОСТ Р 59434-2021 наличие зимней скользкости на покрытии проезжей части искусственных сооружений не допускается для всех категорий дорог [2].

Вследствие охлаждения пролетных строений мостов, температура проезжей части на мостах понижается, примерно в три раза быстрее, чем на дороге. В результате этого, скользкость на искусственных сооружений в сравнении с дорогой наступает значительно раньше. Кроме того, более раннему появлению обледенения проезжей части мостов на Федеральных дорогах Черноморского побережья способствует повышенная влажность воздуха от испарений моря или рек [3].

В момент образования скользкости на проезжей части, значительно увеличивается вероятность аварий вследствие неоднородности по транспортно-эксплуатационным качествам покрытия на дороге и на искусственных сооружениях. Опасность аварий в этот момент увеличивается еще и в связи с отсутствием психологической подготовленности водителя, так как до въезда на мост автомобиль движется по сухому покрытию. Резкое снижение коэффициента сцепления увеличивает не только длину тормозного пути, но и вызывает неожиданные заносы или вращения автомобиля [3].

В соответствии с ОДМД «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», зимняя скользкость подразделяется на стекловидный лед, снежный накат и рыхлый снег [4].

Стекловидный лёд подразделяется на гололедицу, гололёд и «черный лёд» [5].

Отличие названий состоит в том, что гололёд возникает при выпадении переохлажденного дождя, а гололедица пред-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

fO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

ставляет собой корку льда на покрытии автомобильной дороги, образовавшуюся в результате замерзания дождевой или талой воды. Чаше всего гололедицу и гололёд объединяют в одно понятие - гололёд.

«Черный лёд» - конденсация и замерзание влаги из воздуха. Самое опасное оружие невидимого «чёрного льда» - эффект неожиданности для водителей.

Автомобиль на большой скорости с сухой проезжей части дороги въезжает на проезжую часть мостового сооружения, покрытую тонким слоем невидимого льда. Справиться с автомобилем при таком явлением способен не каждый даже опытный водитель. Дело в том, что большинство водителей, даже при установке зимней резины и помня о зимней опасности вождения, какое-то время продолжают ездить на летних рефлексах вождения.

Наиболее вероятные места образования скользкости: на покрытии мостов, эстакад и путепроводов; в горной местности; на трассах вблизи водоемов и на морских побережьях.

В соответствии с [7] на мостовых сооружениях используется система обеспечения противогололёдного состояния (СОПС).

СОПС - обеспечивает обработку дорожных покрытий противогололедными реагентами.

СОПС, как правило, в первую очередь оснащаются большие искусственные сооружения где интенсивность движения составляет более 14000 авт./сутки [7]. Без внедрения СОПС, на искусственных сооружениях гололедные образования способствуют росту количества ДТП, возникновению заторов, ухудшению безопасности дорожного движения и снижению пропускной способности сооружения. При этом жидкие противогололедные реагенты, не должны отрицательно влиять на экологию.

Безопасность движения по мостовым сооружениям в сложных метеорологических условиях для автомобилей во многом зависит от надежной информации о наличии обледенения.

С наступлением зимнего периода следует осуществлять постоянное информирование водителей об условиях движения и опасностях, которые подстерегают водителей в зимних условиях. Водители, прежде всего, должны знать, что гололёд на мостах, путепроводах, эстакадах и развязках появляется значительно раньше, чем на проезжей части подходящей дороги.

Информация о гололеде должна выдаваться с помощью сигнализаторов обледенения, передающих сигнал на установленные на дорогах перед мостом электронные информационные знаки.

На сегодняшний день в России и за рубежом большое распространение получила противогололедная система Böschung Mecatronic. Эта установка позволяет заранее распределять через форсунки противогололедный материал [8].

Используя АПС, получаем достаточно доступную схему за-раннего распределения противогололедного материал.

Однако учитывая, что любая система может давать сбои в виде засорения форсунок, отключения электроэнергии, выхода из строя датчиков обледенения и т.п., водители должны быть информированы о возможном гололеде на впереди находящемся мосту, путепроводу или эстакаде. Информация должна выноситься на электронный экран, установленный за 150 м от искусственного сооружения с подключением к датчикам обледенения. Таким образом, убирается опасный фактор неожиданности для водителей [9].

При отсутствии таких электронных указателей водитель, въезжая на искусственные сооружения в зимнее время года, должен помнить о возможной угрозе скользкости. Если не

представляется возможным убедиться в отсутствии невидимого «черного льда» или гололёда — двигаться необходимо с соблюдением всех мер предосторожности.

Выводы

Результаты проведённых исследований, с точки зрения повышения безопасности движения по искусственным сооружениям на дорогах в зимний период, можно обобщить следующими выводами:

1. Перед началом зимнего периода информировать население с помощью радио, информационных буклетов и т.п. о том, что гололёд на мостах, путепроводах, эстакадах и развязках появляется в 2,5 - 3 раза раньше, чем на проезжей части подходящих участков дороги.

2. При наличии на сооружении автоматической противогололедной системы и для исключения опасного фактора неожиданности для водителя, сигнал от датчиков обледенения должен одновременно поступать на блок обработки данных системы и на выносное электронное табло с надписью «Внимание! На мосту гололёд».

3. Если не представляется возможным убедиться в отсутствии «черного льда» — двигаться необходимо с соблюдением всех мер предосторожности.

4. Не нужно снижать давление в шинах для улучшения сцепления. На скользкой дороге это не помогает.

Литература

1. Безопасность дорожного движения : [Учеб. для проф. учеб. заведений] / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. - М. Высш. шк. : Изд. центр "Академия" 1997. - 319 с.

2. ГОСТ Р 59434-2021 Дороги автомобильные общего пользования Требования к уровню зимнего содержания.

3. Должиков В.Н., Матысек И.Н., Докашенко Н.И. Безопасность движения на мостах в зимний период / Донецкий полит. ин-т. - М., 1984. - 5 с. - Деп. в ВИНИТИ № 826Ук-85.

4. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах: ОДМД: утв. Распоряжен. Минтранса России от 16.06.2003 № ОС-548-р. - 43с.

5. Нюдь А.С., Киряков Е.И. Существующие проблемы выявления и ликвидации зимней скользкости на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях // Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей. - Вестник ТГАСУ №2, 2013. - с. 354-361.

6. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г.В. Бялоб-жеский, А.К. Дюнин, Л.Н. Плакса, Л.Б. Рудаков, Б.В. Уткин ; под ред. А.К. Дюнина -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983. - 197 с.

7. Методические рекомендации по оснащению искусственных сооружений на автомобильных дорогах системами обеспечения противогололёдной обстановки: ОДМ 218.6.2.0012020: утв. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.12.2020 № 3795-р. - 28 с.

8. Гуляев К. М., Григорьев И. С. Автоматическая противогололедная система фирмы Boschung Mecatronic: Междунар. научн. журнал «Молодой учёный». - № 20 (258). - Май 2019. -с. 46-51.

9. Должиков В.Н., Удотова О.А., Чамян А.Э. Безопасность движения по мостовым сооружениям в зимний период/ Международная научно-практическая конференция, 19 мая 2023 года, - Сочи-СГУ- Доклад с презентацией.

Improving traffic safety on artificial structures on highways in winter Doljikov V. N., Udotova O. A.

Sochi State University

JEL classification: L61, L74, R53

The work is devoted to the issue of improving traffic safety on artificial structures on highways in winter. Ensuring safe and uninterrupted movement of vehicles at any time of the year and day is the main task of road maintenance organizations. The most dangerous for road users are various types of winter slipperiness on the roadway of artificial structures. Year-round maintenance of bridge structures -ensuring the safety of traffic on them. Prevention and combating the formation of slipperiness on bridge structures is still relevant. Due to the abrupt cooling of the bridge spans, the temperature of the roadway on the bridges decreases, about three times faster than on the road. At the time of the formation of slipperiness on the roadway, the probability of accidents increases significantly due to the heterogeneity in the transport and operational qualities of the pavement on the road and on bridges. In accordance with the ODMD "Guidelines for Combating winter Slipperiness on Highways"", winter slipperiness is divided into glassy ice, snow rolling and loose snow. Vitreous ice, in turn, is divided into ice, ice and ""black ice"". The purpose of the work is to improve the safety of automobile traffic on bridges, overpasses and overpasses in winter. The analysis carried out with the help of Internet resources made it possible to identify the reserve and formulate a number of recommendations. Information about ice on the bridge should be displayed on an electronic screen installed 150 m from the artificial structure with connection to icing sensors. This removes the dangerous surprise factor for drivers.

Keywords: ice, ice, ice sensors, bridges, roadway, traffic safety.

References

1. Road safety: [Textbook. for prof. textbook institutions] / AI Kuperman, Yu. V.

Mironov. - M. Higher. school : Ed. Center "Academy" 1997. - 319 p.

2. GOST R 59434-2021 Roads for public use Requirements for the level of winter

maintenance.

3. Dolzhikov V.N., Matysek I.N., Dokashenko N.I. Traffic safety on bridges in winter /

Donetsk polit. in-t. - M., 1984. - 5 p. - Dep. in VINITI No. 826UK-85.

4. Guidelines for combating winter slipperiness on roads: ODMD: approved. Disposed.

Ministry of Transport of Russia dated June 16, 2003 No. OS-548-r. - 43s.

5. Nyud' A.S., Kiryakov E.I. Existing problems of identifying and eliminating winter

slipperiness on roads and bridge structures // Design and construction of roads, subways, airfields, bridges and transport tunnels. - Bulletin of TGASU No. 2, 2013. - p. 354-361.

6. Winter maintenance of roads / G.V. Byalobzhesky, A.K. Dyunin, L.N. Cry-baby, L.L.

Rudakov, B.V. Utkin; ed. A.K. Dyunin - 2nd ed., revised. and additional - M.: Transport, 1983. - 197 p.

7. Guidelines for equipping artificial structures on highways with anti-icing systems:

ODM 218.6.2.001-2020: approved. Order of the Federal Road Agency dated December 14, 2020 No. 3795-r. - 28 s.

8. Gulyaev K. M., Grigoriev I. S. Automatic de-icing system from Boschung

Mecatronic: Mezhdunar. scientific magazine "Young scientist". - No. 20 (258). -May 2019. - p. 46-51.

9. Dolzhikov V.N., Udotova O.A., Chamyan A.E. Traffic safety on bridge structures in

winter / International Scientific and Practical Conference, May 19, 2023, - Sochi-SSU- Report with a presentation.

X X

o

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.