УДК 656.073
Надирян С.Л., Пармухин Н.П., Папазьян М.В.
Кубанский государственный технологический университет Е-та1!:зоШ08008@уапЬех.ги
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
В статье рассмотрены основные пути и методы повышение безопасности дорожного движения в городе Горячий ключ. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения не может быть решена без поддержки самых широких слоев населения, учета мнения общественности в процессе реализации управленческих решений, целевых программ и проектов. В этой работе важным этапом является систематическое измерение динамики общественного мнения, как состояния массового сознания водителей и пешеходов в процессе их взаимодействия с субъектами обеспечения безопасности дорожного движения и целенаправленное формирование средствами пропаганды позитивного правосознания.
Ключевые слова: транспорт, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, риск, травматизм, дорога, дети.
Травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) стоит на первом месте среди причин получения увечий и возникновения смертельных случаев. Основная причина всех несчастных случаев на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения (ПДД), как водителями транспортных средств, так и пешеходов.
Социологические исследования показывают, что одна треть опрошенных водителей ориентированы на строгое соблюдение ПДД и считают недопустимым слишком мягкие наказания за грубые нарушения. Вместе с тем, у 43 % еще недостаточно сформировались элементы правового поведения на дороге. Они готовы предпринять различные меры для того, чтобы избежать наказания за нарушение ПДД. Четвертая часть водителей считает возможным управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Пропагандистско-разъяснительная работа должна проводиться постоянно, начиная с детского (дошкольного) возраста и направлена, прежде всего, на привитие потенциальной опасности, связанной с возможными негативными последствиями событий в дорожном движении, формирование отрицательного отношения в обществе к нарушителям норм, правил и стандартов в сфере безопасности дорожного движения (БДД) и нести в себе целевую установку воспитательного воздействия на формирование нравственно-правовых убеждений и потребностей в правосознании, необходимости выполнять правила дорожного движения и иных правовых норм. Необходимо во взаимодействии со
средствами массовой информации (СМИ) различного уровня проводить специальные обучающие передачи с тематикой обеспечения безопасности дорожного движения и взаимоотношения с участниками дорожного движения реализуя идеи социального партнерства, оказания помощи, защиты прав и интересов [1], [2]. Опрос участников дорожного движения и анализ показывает на наметившиеся в этой части определенные положительные изменения. Большинство респондентов считают, что в деятельности ГИБДД в результате проводимых реформ произошли позитивные изменения, более половины указали на то, что в условиях реформирования службы сотрудники ГИБДД стали защитниками их прав и интересов.
За 12 месяцев 2013 года на территории Го-рячеключевского района зарегистрировано 14 ДТП с участием детей в возрасте до 18 лет, при которых 17 детей получили ранения, погиб 1 ребенок.
Общая протяженность дорог - 892 км, из них федерального значения - 50 км, краевого значения - 153 км, местного - 679 км.
Дорожная инфраструктура Горячеключев-ского района включает в себя 136 пешеходных переходов, 3 железнодорожных переезда. На улично-дорожной сети установлено 6793 дорожных знака, 5 светофорных объектов.
За прошедший период 2013 года на территории района проводились следующие мероприятия по линии ГИБДД: «Безопасный железнодорожный переезд», «Безопасная улица», «Бахус», «Автобус», «Тонировка», «Пристегнись», «Внимание дети», «Ребенок главный пассажир»,
Технические науки
Транспорт
«Детские перевозки», «Декада дорожной безопасности детей», «Виден, значит жив», «Курорт», «Неделя БДД», «Шлем всему голова», «Мотоциклист», «Грузовик», «Автомобиль».
По каждому факту ДТП с несовершеннолетними проводятся служебные проверки, через СМИ освещаются причины данных ДТП. В школах, участниками которых являются дети, проводятся дополнительные занятия по БДД.
В средствах массовой информации города за истекший период 2013 года организовано освещение вопросов профилактики ДТП на территории Горячеключевского района.
Так, на страницах городской газеты «Горячий Ключ» за 12 месяцев 2013 года опубликовано 30 информационных материалов из них 6 обращения начальника ОГИБДД к участникам дорожного движения по соблюдению ПДД пешеходами и водителями для предотвращения ДТП с участием пешеходов.
Для профилактики ДТП с участием детей организовано проведение 121 беседы с учащимися СОШ города и 151 беседы с воспитанниками дошкольных учреждений.
Проведено 49 обследований школ по созданию дорожных условий, обеспечивающих безопасность детей, по итогам проверки выдано 12 предписаний и привлечено к административной ответственности-8 должностных лиц.
С водителями и должностными лицами автохозяйств города проведено 35 лекции по соблюдению ПДД. С водителями транспортных средств проведена 51 беседа по соблюдению ПДД при проезде пешеходных переходов, 40 лекции проведено с пешеходами по соблюдению ПДД.
В соответствии с указанием УГИБДД ГУ по Краснодарскому краю в каждой школе и дошкольном учреждении заведены Паспорта дорожной безопасности всего 16 школ и 17 детских садов. Копии паспортов находятся в ОГИБДД.
С началом учебного года в каждой школе проведены беседы с учащимися, направленные на профилактику БДД и снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Совместно с представителем Управления образования проведено 16 обследований школ и 17 детских садов [3].
Основные причины ДТП:
- несоответствие скорости конкретным условиям - 43 ДТП (30,1 % от общего числа; +4
ДТП в сравнении с АППГ), 58 человек получили ранения (29,7%; - 4 в сравнении с АППГ), 6 человек погибло (17,1%; - 5 в сравнении с АППГ);
- выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения - 28 ДТП (19,6% от общего числа; +18 ДТП в сравнении с АППГ), 45 человек получили ранения (24,6%; +22 в сравнении с АППГ), 12 человек погибло (34,3%; +1 в сравнении с АППГ);
- несоблюдение очередности проезда -17 ДТП (11,9% от общего числа;+1 в сравнении с АППГ), 22 человека получили ранения (11,3%; -2 в сравнении с АППГ), 1 человек погиб (2,9%; +1 в сравнении с АППГ);
- не имеет право на управление ТС -14 ДТП (9,8% от общего числа; +6 ДТП в сравнении с АППГ), 37 человек получили ранения (19,0%; +20 в сравнении с АППГ), погибло 4 человека (11,4%; +4 в сравнении с АППГ).
Кроме того рост ДТП наблюдается по следующим причинам:
- неправильный выбор дистанции -
12 ДТП (8,4% от общего числа; +6 ДТП в сравнении с АППГ), 16 человек получили ранения (8,2%; +6 в сравнении с АППГ), погибло 4 человека (11,4%; +3 в сравнении с АППГ);
- управление ТС в состоянии опьянения -9 ДТП (6,3% от общего числа; +6 ДТП в сравнении с АППГ), 12 человек получили ранения (6,2%; +4 в сравнении с АППГ), погибло 3 человека (8,6%; +3 в сравнении с АППГ);
- другие нарушения ПДД водителями -
13 ДТП (9,1% от общего числа; +9 ДТП в сравнении с АППГ), 14 человек получили ранения (7,2%; +12 в сравнении с АППГ), погибло 3 человека (8,6%; +1 в сравнении с АППГ);
- переход проезжей части в неустановленном месте - 9 ДТП (6,3% от общего числа; +1 в сравнении с АППГ), 5 человек получили ранения (2,6%; +2 в сравнении с АППГ), погибло 4 человека (11,4%; -1 в сравнении с АППГ).
Основные виды ДТП:
- столкновение с движущимся т/с - 78 ДТП (54,5% от общего числа ДТП);
- съезд с дороги - 27 ДТП (18,9% от общего числа ДТП);
- наезд на пешехода - 25 ДТП (17,5% от общего числа ДТП);
- опрокидывание - 4 ДТП (2,8% от общего числа ДТП);
Надирян С.Л. и др.
Повышение безопасности дорожного движения в городе горячий ключ
- наезд на стоящее т/с - 4 ДТП (2,8% от общего числа ДТП);
- наезд на препятствие - 3 ДТП (2,1% от общего числа ДТП).
Для снижения и предотвращения ДТП, с учетом проведенного анализа, необходимо:
1. Усилить работу по нарушениям ПДД являющимися основными причинами совершения ДТП: несоблюдение скоростного режима, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, нарушение ПДД пешеходами и водителями мототехники.
2. В связи с ростом дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов уделить особое внимание нарушениям ПДД: ст. 12. 29. ч 1, ст. 12. 18. КоАП РФ.
3. Особое внимание уделять выявлению грубых нарушений ПДД: ст. 12. 8, ст. 12.9 ч. 4, ст. 12.15 ч. 4, ст. 12.26, ст. 12.27 ч. 2, ст. 19.3 ч. 1 КоАП РФ.
4. Активизировать работу по привлечению к административной ответственности наруши-
телей, не оплачивающих административные штрафы в сроки, предусмотренные КоАП РФ (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ).
5. Повысить качество составления административных материалов. Проводить дополнительные занятия с личным составом по оформлению административных материалов за нарушения Правил дорожного движения и по фактам дорожно-транспортных происшествий в разрезе новых изменений в КоАП РФ и ПДД РФ.
6. Взаимодействовать со средствами массовой информации для информирования жителей г. Горячий Ключ о целях проведения оперативно-профилактических мероприятий, с разъяснениями о необходимости соблюдения участниками дорожного движения требований правил дорожного движения с учетом зимнего периода, особенно пешеходами в темное время суток, водителям при проезде пешеходных переходов.
1.09.2014
Список литературы:
1. Изюмский, А.А. Основные направления профилактики детского травматизма на дорогах / А.А. Изюмсий, С.Л. Надирян, И.С. Сенин // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - Т. 2. - № 2с (71). -С. 282-285.
2. Надирян, С.Л. Профилактика детского травматизма в Краснодарском крае / С.Л. Надирян, С.В. Ненастин // Сборник материалов IX международной заочной научно-технической конференции «Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения». 31 октября 2013 г., город Пенза. -С. 144-148.
3. Надирян, С.Л. Основные направления профилактики детского травматизма в дошкольных учреждениях / С.Л. Надирян, Е.С. Скляр // Наука. Техника. Технология (политехнический вестник). - 2013. - №1-2. - С. 160-162.
Сведения об авторах:
Надирян София Левоновна, ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета, е-та11:8о11008008@уа^ех.ш
Пармухин Николай Петрович, старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета
Папазьян Марина Вагимовна, студентка Кубанского государственного технологического университета
350072, г. Краснодар, Московская 2,корпус В