Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА'

ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элибаева Лола Сулеймановна

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. В этой статье речь идет о повышении активности слабоуспевающих учеников начального класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE ACTIVITY OF LOW-PERFORMING PRIMARY SCHOOL PUPILS

Failure that occurs at the initial stage of education creates difficulties for the normal development of the child, since, without mastering the basic mental operations, students cannot cope with the increasing volume of knowledge and at subsequent stages "drop out" from the learning process. life of our society, the constant increase in requirements for the level of general education has exacerbated the problem of school failure. The number of students who, for various reasons, are not able to master the curriculum within the allotted time and in the required volume, is constantly increasing. This article is about increasing the activity of low-performing students. primary school students.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОГО КЛАССА Элибаева Л.С. Email: Elibaeva6105@scientifictext.ru

Элибаева Лола Сулеймановна - старший преподаватель, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний и на последующих этапах "выпадают" из процесса обучения. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. В этой статье речь идет о повышении активности слабоуспевающих учеников начального класса. Ключевые слова: неуспеваемость, мышление, эффективность, инновационные образовательные технологии, методы обучения, самостоятельная работа.

INCREASING THE ACTIVITY OF LOW-PERFORMING PRIMARY

SCHOOL PUPILS Elibaeva L.S.

Elibаyeva Lola Suleymanovna - Senior Lecturer, FACULTY OF EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: failure that occurs at the initial stage of education creates difficulties for the normal development of the child, since, without mastering the basic mental operations, students cannot cope with the increasing volume of knowledge and at subsequent stages "drop out" from the learning process. life of our society, the constant increase in requirements for the level of general education has exacerbated the problem of school failure. The number of students who, for various reasons, are not able to master the curriculum within the allotted time and in the required volume, is constantly increasing. This article is about increasing the activity of low-performing students. primary school students.

Keywords: academic failure, thinking, efficiency, innovative educational technologies, teaching methods, independent work.

УДК 37.013

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Основные причины неуспеваемости:

1. особенности организма школьника;

2. особенности личности школьника;

3. бытовые условия;

4. гигиенические условия в школе;

5. особенности воспитания в семье;

6. особенности обучения и воспитания в школе;

7. причины недостатков бытовых условий;

8. причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

9. условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

10. условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.

Каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трех групп:

1. Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.

2. Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.

3. Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:

• Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).

• Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.

• Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».

• Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.

• Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.

• Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.

• Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.

• Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.

• Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.

• На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.

• При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.

• Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Из приведённого выше материала можно сделать следующие выводы:

- чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

- нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

- нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

- нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию.

Но важно помнить, что только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.

Список литературы /References

1. Elibayeva L.S., Farmonova I.B. THE ROLE OF MORALS IN THE UPBRINGING OF CHILDREN IN THE FAMILY//11th International Conference «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD». Sheffield, UK. 6-8 p.

2. Исмоилова М.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века, 2018. № 3-2 (38). C. 84-88.

3. Исмоилова М.Н. Моделирование задач в начальной школе // Ученый XXI века, 2017. № 6 (20). C. 35-37.

4. Ismoilova M.N., Barrayeva S.Sh., Samiyeva G.A. THE USE OF INTEGRATED TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS // International Conference BRIDGE TO SCIENCE: RESEARCH WORKS - 2020. San Francisco, California, USA. 95-97 p.

5. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53). C. 23-26.

6. Эргашева Г.Б., Рахматова Г.Б. Некоторые вопросы обеспечения взаимосвязи методов и средств обучения в учебном процессе // Проблемы педагогики, 2020. № 1 (46). С. 26-28.

7. Исмоилова М.Н. Использование современных информационных технологий в освоении профессиональных навыков // Ученый XXI века, 2016. № 4-3(17). C. 15-17.

8. Исмоилова М.Н. Моделирование задач в начальных классах // Ученый XXI века, 2017. № 6(20). C. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.