Научная статья на тему 'Повышение адекватности моделей субъектов экономики как фактор улучшения качества прогнозов'

Повышение адекватности моделей субъектов экономики как фактор улучшения качества прогнозов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕДОСТАТОЧНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ / ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ЭКОНОМИКЕ / ECONOMIC ENTITIES / ECONOMIC THEORY / PREDICTIVE CAPACITY / LACK OF THE ECONOMIC THEORY MODEL'S CONGRUENCE / APPLICATION OF SOCIAL PSYCHOLOGICAL MODELS IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спивак В. А.

Недостаточная адекватность моделей субъектов экономики, применяемых в экономической науке, тем реальным субъектам, поведение которых лежит в основе экономической деятельности, снижает глубину понимания происходящих в экономике явлений и их прогнозируемость. Выявление истинных субъектов экономики, которыми являются индивиды, стихийные и организованные группы, общности разных уровней и видов, а также исследование факторов их поведения, должно способствовать снижению степени неадекватности моделей экономики и повышению ее прогностического потенциала. В социальных и психологических научных дисциплинах имеется большой массив разнообразных методов и моделей поведения субъектов экономики, демонстрирующих связь факторов поведения с экономической деятельностью, ее целями и результатами. Их включение в орбиту интересов теоретиков и практиков экономики способствовало бы расширению рамок и дальнейшему росту авторитета экономической теории как социальной и гуманитарной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lack of congruence of economic entities’ models, used in Economics, to their prototypes whose behaviour comprise the basis of economic activities, reduces the depth of understanding phenomena to be happening in the economy, and their predictability. Identification of true economic entities, which include individuals, spontaneous and organized groups, communities of different levels and types, with factors of their behavior to be studied, should help to reduce the low congruence of the models and increase their predictive capacity. In social and psychological scientific disciplines there is a large array of various methods and models of economic entities’ behavior that demonstrate the relationship between factors of economic entities’ behavior and economic activities, objectives and results. Their inclusion in the sphere of theorists and practitioners’ attention would contribute to expanding the scope and further growing the authority of Economics as a social and humanitarian science.

Текст научной работы на тему «Повышение адекватности моделей субъектов экономики как фактор улучшения качества прогнозов»

12. WTO, Trade Statistics. - Rezhim dostupa: wto.org (data obrashhenija: 15.06.2016).

УДК 330.342.01

Спивак В. А.

Повышение адекватности моделей субъектов экономики как фактор улучшения качества прогнозов

Недостаточная адекватность моделей субъектов экономики, применяемых в экономической науке, тем реальным субъектам, поведение которых лежит в основе экономической деятельности, снижает глубину понимания происходящих в экономике явлений и их прогнозируемость. Выявление истинных субъектов экономики, которыми являются индивиды, стихийные и организованные группы, общности разных уровней и видов, а также исследование факторов их поведения, должно способствовать снижению степени неадекватности моделей экономики и повышению ее прогностического потенциала. В социальных и психологических научных дисциплинах имеется большой массив разнообразных методов и моделей поведения субъектов экономики, демонстрирующих связь факторов поведения с экономической деятельностью, ее целями и результатами. Их включение в орбиту интересов теоретиков и практиков экономики способствовало бы расширению рамок и дальнейшему росту авторитета экономической теории как социальной и гуманитарной науки.

Ключевые слова: субъекты экономики, экономическая теория, прогностический потенциал, недостаточная адекватность моделей экономической теории, применение социально-психологических моделей в экономике.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.03.15 Теории экономических систем.

Spivak V. A.

Adjusting the congruence of economic entities' models as a factor of improving the quality of forecasts

The lack of congruence of economic entities' models, used in Economics, to their prototypes whose behaviour comprise the basis of economic activities, reduces the depth of understanding phenomena to be happening in the economy, and their predictability. Identification of true economic entities, which include individuals, spontaneous and organized groups, communities of different levels and types, with factors of their behavior to be studied, should help to reduce the low congruence of the models and increase their predictive capacity. In social and psychological scientific disciplines there is a large array of various methods and models of economic entities' behavior that demonstrate the relationship between factors of economic entities' behavior and economic activities, objectives and results. Their inclusion in the sphere of theorists and practitioners' attention would contribute to expanding the scope and further growing the authority of Economics as a social and humanitarian science.

© Спивак В. А., 2016 © Spivak V. A., 2016

Key words: economic entities, economic theory, predictive capacity, lack of the economic theory model's congruence, application of social psychological models in Economics.

JEL classifications: B 49

В современной экономике трудно представить себе ситуацию, когда для анализа происходящего в экономической среде и понимания сущности и причин проблем крупный бизнесмен, предприниматель, менеджер взял бы учебник по экономической теории и получил бы из него полезные рекомендации, методики. По определению, любая наука, в том числе и экономическая теория, - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические [2, с. 787].

Обращаем внимание на цели любой науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. И если очевидна слабость экономической науки в достижении заявленных целей, следует задаться вопросом, почему это происходит и что нужно изменять.

Проблема современной экономической теории, на наш взгляд, -недостаточная адекватность реальному миру применяемых в ее рамках моделей субъектов рынка, в которых принижена значимость поведения субъектов экономики, системной природы и уникальности индивидов, групп, сообществ или эти истинные субъекты экономики подменяются некими экономическими категориями. На наш взгляд, необходимо уделять больше внимания установлению тех субъектов, которые стоят за экономическими явлениями и процессами, и тем факторам, которые определяют их поведение. А поскольку наше мышление оперирует образами, моделями, следует устанавливать в каждом отдельном случае и на уровне методологии, кто является субъектами, какие именно модели субъектов используются и насколько модели адекватны тем реальным субъектам, которые принимают экономические решения и решают экономические проблемы разных уровней.

Напомним, что субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - это носитель предметно-практической де-

ятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект [2, с. 1159].

Если рассмотреть учебники и тематику изучаемой в современных вузах экономической теории, можно прийти к выводу, что экономическая теория - это почти что точная наука, где математические формулы и модели соседствуют с их графическими изображениями, и стоит только изменить аргумент, как изменится и функция, а следовательно, и результат. Реальная же проблема экономики в том, что она является не столько точной наукой, не столько детерминированной и описываемой с помощью эконометрики и математики сферой деятельности, сколько социальной и даже гуманитарной наукой, а количество факторов, влияющих на результаты экономической деятельности, настолько велико, что их невозможно учесть ни в одной математической модели. Мы покажем социально-психологический характер экономики на основе рассмотрения определений экономики, экономической теории и экономической деятельности. Хотя в определениях имеет место ограниченность и субъективность, тем не менее каждое из них отражает точку зрения автора на объект, предмет, метод или еще что-то специфическое, позволяющее выделить определяемое явление в среде других. П. Самуэльсон пишет о сложности формулировки качественного определения: «Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах, охватываемых этим предметом, - дело весьма нелегкое» [14, с. 6]. И все же определение - это отправной пункт в долгом пути по познанию объекта, субъекта, предмета, явления, а каждое слово в нем может служить указателем направления исследования. Поскольку речь идет о проблеме недостаточной адекватности эконометрических моделей субъектов экономики реальности, основным методом для нас являлся анализ определений, в которых прямо или косвенно представлены субъекты экономики. Мы докажем, что, хотя в определениях субъектами экономики и экономической теории называются люди, в моделях экономической теории они либо игнорируются, либо подменяются абстрактными категориями, и это снижает прогностический потенциал экономической науки. Широкое использование в процессе анализа экономических явлений и прогнозирования моделей социально-психологического характера способно улучшить понимание происходящего в сфере экономической деятельности, приблизиться к установлению истинных субъектов экономики и факторов их поведения.

Субъекты экономической деятельности: традиционный подход.

Давайте посмотрим, как определяется экономика и экономическая теория, объясняющая экономические явления, как в определениях отражены субъекты экономики.

Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг)1.

Названные в определении ресурсы часто определяются как факторы производства. Напомним, что фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [2, с. 1263]. Ни один из применяемых как факторы производства элементов, по существу, не является фактором, движущей силой, субъектом, кроме людей и групп, предоставляющих свой живой труд, будь то труд исполнительский или управленческий, рутинный или творческий, физический или умственный, индивидуальный или коллективный. Все остальные «факторы» человек выбирает сам в процессе труда в целях достижения собственных целей, чтобы с их помощью получить желаемое. Поскольку экономическая деятельность обычно сложна, многоаспектна, включает труд множества индивидов и групп с разными интересами и целями, мы получаем потенциальное поле конфликта интересов, и результат конфликта плохо поддается прогнозированию, не всегда тот, который ожидает тот или иной участник экономической деятельности.

Поэтому, на наш взгляд, в приведенном определении экономической деятельности отсутствует существенная оговорка, что указанные ресурсы объединяются не сами по себе, а по воле и в интересах некого или неких субъектов, преследующих не столько цели производства, сколько личные цели и использующие производство и его результаты в качестве средства достижения этих целей. Человек во всей сложности этого явления стоит в основе любой, в том числе экономической, деятельности.

В экономической науке часто говорят о наличии объективных, т. е. действующих независимо от человека и его сознания, экономи-

1 Методические рекомендации по внедрению Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в статистическую информационную систему. Законодательство России. Текст документа по состоянию на июль 2011 г. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/lq-akty/l0k.htm (дата обращения: 21.01.2014).

ческих законах типа закона стоимости, закона спроса и предложения, закона ценообразования, закона экономии времени, закона капиталистического накопления и общественного воспроизводства, и именно этим и другим экономическим законам подчиняется функционирование рынков, движение капиталов и т. д. Но в один прекрасный момент, к примеру, известный биржевой спекулянт Дж. Сорос может заявить о желании обрушить фондовый рынок целой страны и с его способностями биржевого спекулянта почти добиться этого. Бывшие директора советских фабрик и заводов, от которых в условиях наступившего капитализма ожидали эффективных решений и мер по развитию производства в интересах общества, дружно решают стать эффективными по отношению к себе и своим близким и распродать основные фонды и материальные запасы, присваивая доходы и своим поведением полностью опровергая либеральную мантру «Частник эффективнее государства» (но это если не подразумевать под эффективностью эффективность для самого себя).

Видный специалист в области экономики А.И. Салов об ограниченности законов экономики, например, пишет так: «Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который, как и все другие экономические законы, не носит абсолютного характера и проявляется лишь в массовом порядке» [15, с. 34].

Не пересказывая курс экономической теории того или иного автора, ограничимся определениями основных понятий экономики, чтобы посмотреть, что же в них называется ее объектом, субъектом, предметом.

Экономика (от греч. oikonomikë, буквально - искусство ведения домашнего хозяйства): 1) Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства. 3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и т. д.) [2, с. 1393].

Бизнес-экономикс рассматривает поведение фирм, рынков и отраслей, однако в более широком смысле он подразумевает «описание и прогнозирование взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне» [8, с. 28].

Рассуждая в своем знаменитом труде «Экономика» о том, что такое экономическая наука, нобелевский лауреат П. Самуэльсон приводит несколько определений.

«1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд,

товары производственного назначения - например: машины и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использованию этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве» [14, с. 6].

Далее П. Самуэльсон пишет следующее: «Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень. Тем не менее для ознакомления с предметом можно было бы дать следующую его краткую характеристику.

Экономическая теория есть наука о том, какие из ограниченных производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества» [14, с. 6].

Напомним, что, по мнению этого гуру либеральной модели экономики, определение должно содержать характеристику предмета и быть достаточным, чтобы отделить предмет исследования от других дисциплин, поскольку каждая научная дисциплина должна отличаться от других чем-то принципиальным, иметь что-то особенное, будь то объект, предмет или метод. Но даже в рамках одной научной дисциплины вы столкнетесь с множеством определений. Это указывает как на наличие множества мнений относительно существенных характеристик дисциплины, так и на то, что каждый автор определения опирается на собственную модель объекта, предмета, явления, вносит в определение свое представление о сущности предмета, отражает в определении свое субъективное видение.

Недостатки традиционных взглядов на субъекты экономики

А теперь хрестоматийный пример наличия неких внеэкономических причинно-следственных связей в экономике, способных привести ее к солидным потрясениям.

«Вечером 6 января 1981 года Джозеф Гранвилл, известный советник по капиталовложениям во Флориде, отправил своим клиентам телеграмму: "Цены на акции резко упадут; продавайте завтра". Очень скоро все узнали о совете Гранвилла, и 7 января стало самым черным днем во всей истории Нью-Йоркской фондовой биржи.

По общему мнению, акции потеряли в цене где-то 40 миллиардов долларов.

Почти полвека назад Джон Мейнард Кейнс сравнил психологию рынка ценных бумаг с популярными конкурсами красоты, которые проводили в то время лондонские газеты. Чтобы выиграть, нужно было выбрать шесть лиц из ста, которые, в свою очередь, наиболее часто выбирались другими участниками конкурса. Таким образом, как писал Кейнс, "каждый участник должен выбрать не те лица, которые кажутся наиболее привлекательными ему самому, а те, которые, как он полагает, будут пленять воображение других участников". Так же и инвесторы пытаются выбрать не те акции, в которых заинтересованы они сами, а акции, к которым благоволят другие инвесторы. Название игры - прогноз поведения других. Как объяснил один менеджер фонда с Уолл-стрит: "Вы можете соглашаться или не соглашаться с мнением Гранвилла, это уже не имеет значения. Если вы думаете, что его совет заставит других людей продавать, то вы захотите продать до того, как цены упадут еще ниже. Если вы полагаете, что другие будут покупать, вы купите сейчас, чтобы опередить остальных"» [9, с. 147].

Никаких экономических прогнозов, предсказавших этот кризис, не было сделано, более того, никакая экономическая теория не объяснила произошедшего. Кто или что этот кризис инициировало -Гранвилл, «сарафанное радио», т. е. слухи, недостаток информации, установки и ожидания брокеров, что-то другое или все вместе -каждый может принять и даже обосновать любую версию.

Опять же, по определению, субъекты рыночной экономики -домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство - это экономическая единица, которая состоит из одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающих решения, являющихся собственниками и стремящихся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Как домохозяйства выступают все потребители, трудящиеся, владельцы крупных и мелких капиталов, средств производства и земли. Фирма - это экономическая единица, которая использует ресурсы для производства товаров услуг в целях получения прибыли, владеет или управляет одним или несколькими предприятиями. Под государством понимают все правительственные учреждения, которые обладают юридической и политической властью для достижения общественных целей1.

Еще одно определение: субъект экономический, или хозяйствующий - это лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. Экономический субъект (economic agent) - дей-

1 http://economic_theory.academic.ru/617/8 (дата обращения: 04.01.2016).

34

ствующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения, самостоятельно разрабатывать хозяйственные планы и действовать согласно им, получать заказы или задания на производство или распределение тех или иных продуктов или услуг, либо выступать в качестве их покупателя1.

Маржиналисты считают, что субъектом в экономике выступает потребитель. Субъектами рынка в ряде моделей вообще признаются такие абстракции, как спрос и предложение, при этом считается, что и то, и другое поддается управлению, влиянию, но вопрос об истинных субъектах рынка выводится из состава моделей и теорий.

К настоящему времени накопилось множество случаев, когда экономические прогнозы не исполнялись, а происходящие в экономике события не укладывались в ложе какой-либо теории и не были объяснимы этими теориями. Может быть, мало теорий? Может быть, они слишком абстрактны, идеалистичны, оторваны от реальности? Может быть, не вполне адекватны представления о движущих факторах в экономике, о субъектах экономической деятельности?

Какие субъекты рынка привели к краху Нью-Йоркскую биржу, что они собой представляют, почему они так поступили? Обратим внимание на названные факторы краха биржи: игра, прогноз поведения других, психология самореализации, слухи, ожидания людей, средства массовой информации. Это экономические или социально-психологические понятия? Почему, включая их в определения экономики, ученые в области экономической теории так мало уделяют им внимание в своих исследованиях (хотя есть области экономической науки, где объектом исследования являются поведение людей, управление людьми, факторы влияния на людей)?

И еще раз обратим внимание на понятия, включаемые в определения экономики и экономической науки: общественные отношения, поведение, «люди и общество ...избирают». Мы не вырываем термины из контекста, мы приводим обоснование социальной сущности экономики, правомерности ее отнесения к социальным и гуманитарным наукам, прямое присутствие в самой плоти экономики человека и активную роль в экономике отдельных людей и общностей, естественно, со всеми присущими людям и группам свойствами и качествами, достоинствами и недостатками. Использование терминов «люди, общество» без пояснения, что за люди имеются в виду и какие характеристики имеет общность, между кем и кем в обществе возникают отношения, подтверждает мысль, что в эконо-

1 http://economic_mathematics.academic.ru/5122/82 (дата обращения: 04.01.2016).

мической теории подразумеваются некие обобщенные, усредненные и унифицированные модели.

Приведем определение деятельности. Любая, в том числе экономическая, деятельность - это «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В структуре как материальной, так и духовной деятельности обнаруживаются следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели - образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется» [12, с. 176]. Возможно, абстрагирование от основных элементов экономической деятельности в экономической теории дает основания полагать, что такие абстракции в экономической теории допущены не случайно, и с их помощью пытаются либо завуалировать недостаточное знание о предмете, либо манипулировать сознанием читателей и слушателей, ссылаясь на действие объективных законов рынка. В социальной психологии известен так называемый «эффект Барнума». Т. Барнум, основатель знаменитого американского цирка, утверждал, что каждую минуту на свет рождается простофиля. Так образно определяется склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом [4, с. 126]. Эти «соусы» прекрасно работают и для объяснения событий во внешней среде на уровне не только индивида, но и общественного сознания, и ими пользуются, в частности, манипуляторы сознанием всех профилей, уровней во всех странах, во все века.

Что касается собственно абстрагирования, то оно является неотъемлемой операцией нашего мышления наряду с анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией. Не применяя абстрагирование, так же, как и обобщение, вряд ли удастся разработать достаточно простую для понимания модель исследуемого предмета, объекта, явления, субъекта, но, излишне абстрагировавшись от таких особенностей людей и общностей, как уникальность, адаптивность, направленность, мотивированность, динамичность, системность и т. п., можно ли поручиться за качество прогноза? Исключение людей со всем многообразием их особенностей и факторов поведения (или примитивизация представлений о них и их поведения) из моделей экономической науки можно уподобить попытке объяснить поведение автомобиля на дороге без учета личности водителя, его профессионализма и психического состояния, а также постоянно меняющейся дорожной ситуации. Объяснить

можно, но объяснение не будет выглядеть убедительно, поскольку в объяснительной модели не присутствует ключевой фактор поведения автомобиля - его водитель.

Проблема, которую невозможно решить однозначно, - приемлемая степень абстрагирования и предметы абстрагирования. Заранее определить, какой параметр в данной ситуации можно принять за пренебрежительно малую величину, не влияющую на поведение объекта, а какой является значимым, практически невозможно, поведение живых систем не поддается прогнозированию с высокой степенью вероятности, да вдобавок одни и те же люди в разных ситуациях ведут себя по-разному. Кстати, столь же мало детерминированы и предсказуемы сами ситуации, и уж совсем плохо прогнозируется поведение самого субъекта прогнозирования в новой для него ситуации.

По существу, в экономической деятельности мы имеем дело с тремя группами взаимодействующих субъектов - собственно субъекты влияния, объекты влияния (при этом объекты влияния, по существу, такие же субъекты, как и собственно субъекты влиянии) и ситуации, которые включают объективные условия и поведенческие акты сторонних субъектов-объектов (достаточно вспомнить для примера те объекты исследования, которые рассматриваются при проведении PESTEL-анализа внешней среды). При этом каждый фактор требует научного подхода, восприятия его как системного явления, взаимодействует с другими и использует собственные уникальные модели-образы самого себя и других факторов.

Исходя из понимания состава и сущности субъектов экономики, естественной должна восприниматься тесная связь экономики с психологией, социологией, социальной психологией, менеджментом, политологией и другими гуманитарными научными дисциплинами, глубоко и компетентно исследующими поведение многообразных индивидов и общностей в различных обстоятельствах. (Не следует игнорировать и естественные науки, исследующие окружающую субъекты экономики среду и предлагающие знания о ресурсах и рисках для экономической деятельности.) Из этих же определений возникает и насущная необходимость при исследовании экономических явлений, осуществлении экономической деятельности принимать во внимание наличие «человеческого фактора». Более того, повторим: человек в экономике играет ключевую, решающую роль, из всех факторов производства он единственный активный, придающий активность всем другим факторам.

Понимание того, что экономическая теория без учета человеческого фактора не в состоянии стать основой для надежных прогнозов развития современной экономики, проникает в сознание ученых. К примеру, Нобелевская премия по экономике 2010 г. досталась

трем ученым: Питеру Даймонду (Peter Diamond) и Дэйлу Мортенсену (Dale Mortensen), представляющим США, и Кристоферу Писсари-десу (Christopher Pissarides) из Лондонской школы экономики. Премия была вручена за исследования рынков с моделями поиска-"трение" в макроэкономике. В подробном объяснении говорится, что исследования всех трех лауреатов помогают ответить на следующие вопросы: почему много людей остаются безработными при том, что на рынке существует много вакансий и как управление экономикой может повлиять на безработицу?1 Как объясняет концепцию поиска-трения профессор Я.М. Миркин, «фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений. Поручительства, гарантии, торговые марки, затраты по сортировке и классификации, хронометраж рабочего времени, наем агентов, третейские разбирательства, посредничество и, конечно, целая система юридического процесса - все это отражает всепроникающий характер "трения" в экономической системе»2. Все перечисленные источники трения можно назвать проявлением человеческого фактора. Эти транзакционные издержки зависят от числа транзакций (масштаба и интенсивности взаимодействия) и их форм и могут достигать 60 % ВНП.

Между тем в одном из разделов экономической науки, а именно, в менеджменте, в той его части, которая изучает менеджмент, маркетинг, поведение потребителей, проблемы рекламы, PR, давно принято учитывать поведение и субъектный характер людей.

Важная роль поведения человека в экономике подкреплена достижениями психологов-бихевиористов. Такое популярное в США направление психологии, как бихевиоризм (Джон Б. Уотсон, 18781958), заменяет предмет психологии (душевные явления) на поведение, поскольку первые непознаваемы, и, исследуя поведение, можно без знания этих явлений обойтись. Поведение же наблюдаемо, может быть проанализировано, можно установить связи между стимулами и поведением. Принципиально поведение животных и людей одинаково: оно происходит по схеме «стимул - реакция», причем реакция определяется только стимулом, а понятия осознания, переживания, страдания и т. п. субъективны, являются продуктами самонаблюдения и не могут рассматриваться как научные. Правда, человек сложнее, чем животное, но учение И. Павлова о рефлексах можно перенести и на человека. Правильно подобранными стимулами можно получить любую систему поведения у чело-

1 URL: http://dok.opredelim.com/docs/index-8111.html (дата обращения:

20.12.2015).

2 URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/net03.pdf (дата обращения:

02.01.2016).

века. Нужно давать стимулы и подкреплять правильное поведение, и произойдет закрепление поведения.

Как раз на основе достижений бихевиористов развивается рекламное дело, теория и практика обучения, стимулирования, поэтапного закрепления навыков, многие школы воспитания.

Однако эксперименты показали, что между стимулами и реакцией стоит еще что-то, поскольку реакция на одинаковые стимулы оказывалась разной у разных индивидов. Даже крысы в опытах Э. Толмена при бегании по лабиринту демонстрировали формирование чего-то, что он назвал «когнитивной картой»: крысы, не получающие подкрепления в поисках правильного пути, находили его быстрее, чем получавшие подкрепление. Это «что-то» у человека -цель, ожидание, когнитивная карта мира, знак и т. п. Необихевиори-сты назвали это «промежуточные переменные» и включили их в схему «стимул - промежуточные переменные (индивидуальные особенности, черный ящик личности) - реакция». Итак, поведение живых субъектов, объектов и факторы, его обусловливающие, в ряде направлений экономики принимаются за исключительно важные, значимые для понимания и учитываемые в построении моделей. Но при этом поведение не рассматривается как объективное явление, а воспринимается как управляемое явление.

Так, с начала XX в. маркетинг основывается на лозунгах «Найдите потребность и удовлетворите ее» или «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится». В современном мире, когда многие товары содержат принципиальную новизну, спрос следует формировать, можно эффективно влиять на клиента, и об этом говорит А. Морита, основатель компании «Сони»: «Наша стратегия состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь. Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это. Поэтому вместо того, чтобы производить многочисленные исследования рынка, мы концентрировали свои творческие способности на создании того или иного продукта и его применении, старались создать для него рынок, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт. Порой идея создания нового продукта приходила мне в голову сама собой» [11, с. 130].

Маркетологи и другие специалисты-рыночники не сомневаются, что, например, спрос, потребности на самом деле являются очень неплохо управляемыми явлениями, и здесь большое значение имеет личность субъекта рынка, его авторитет, убедительность и средства, используемые им для управления спросом. Так, россияне обязаны появлением на своем столе таких продуктов, как картофель и томаты, усилиям монарших особ - Петра I и Екатерины II (на

заключительном этапе - при научном обеспечении со стороны русского агронома А.Т. Болотова).

Моделирование как научный метод и свойство мышления

На наш взгляд, модели социальных явлений, из которых полностью исключены или представлены слишком обобщенно, примитивно субъекты социальных явлений, социальные группы и индивиды, их интересы, личности и группы, выступающие от их имени, не имеют основания считаться системными, а следовательно, научными.

Значимость моделирования и адекватности моделей реальности можно определить и с точки зрения человеческого мышления, и с точки зрения методологии научного познания.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования: как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели) [2, с. 744].

Модель (в широком понимании) - упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования. В естественных науках моделью называют описание объекта средствами некоторой научной теории [12, с. 390].

Мышление (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества [12, с. 405].

Из этого определения следует, что мышление - это процесс творческого преобразования отражения объектов в субъективные образы (т. е. модели) в сознании человека, придание им смыслов, значений для познания, последующего целеполагания и применения. Иными словами, наше мышление направлено на формирование образов окружающего нас мира и нашей внутренней среды, и эти образы, или модели, являются объектами оперирования в нашем мышлении, используются во взаимодействии с миром и для решения возникающих проблем или задач. Сами модели имеют субъективный характер, а степень адекватности моделей реально-

сти определяет глубину познания и адекватность понимания мира и самого себя (в психологии исследуется образ самого себя, или «Я-концепция»). Как в любом виде деятельности, качество конечного продукта зависит от качества исходного продукта, так и в мышлении его качество и получаемые результаты зависят от качества применяемых моделей, их адекватности реальным системам.

«В процессе работы модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте. Если результаты такого исследования (моделирования) подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев. Проверка адекватности модели необходима, так как по неверным результатам моделирования могут быть приняты неверные решения. Проверка может производиться путем сравнения показателей, полученных на модели, с реальными, а также путем экспертного анализа. Желательно проведение такого анализа независимым экспертом. Если по результатам проверки адекватности выявляются недопустимые расхождения между системой и ее моделью, в модель вносят необходимые изменения»1.

Мы уже говорили о возможности нахождения массы доказательств, примеров ограниченности прогностического потенциала макроэкономических моделей, и это формирует стремление проанализировать их адекватность и установить причины недостаточного соответствия прогнозов реальности.

Невысокий прогностический потенциал моделей экономической теории можно трактовать как результат несоответствия моделей реальности, как результат постановки слишком узких целей, когда множество существенных факторов исключается из модели, и исследуется только взаимодействие каких-либо двух из них, чего в реальности не бывает (факторы представляются множеством). Могут быть и другие причины, но что-то с моделями в экономической теории не так, они не в состоянии обеспечить надежные прогнозы развития и тенденции в экономике как на макро, так и на мезоуровне. Отсутствие прогнозов такого уровня затрудняет прогнозирование и на микроуровне.

Приведем краткое описание модели «человека экономического», принимаемой в теориях экономики, и модели человека «социального». Профессор В.В. Радаев описывает эти две модели следующим образом: «Его /homo sociologicus/ рассматривают как полного антипода homo economicus. Если последний, скажем, - это

1 http://zxshader.narod.ru/index/0-72 (дата обращения: 20.12.2015).

41

человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то homo sociologicus оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек. Посмотрим вариант подобного сопоставления двух моделей. Homo economicus представлен экономистами К. Бруннером и У. Меклингом: это "человек изобретательный, оценивающий, максимизирующий полезность" (Resourceful, Evaluating, Maximizing Man, или модель REMM). А "социологический человек" описывается моделью, предложенной С. Линденбергом: это "человек социализированный, исполняющий роли, поведение которого санкционировано обществом" (Socialized, Role-Playing, Sanctioned Man, или модель SRSM)» [13, с. 55-56].

В обеих моделях присутствует широкое обобщение, абстрагирование от важнейших фактов, определяющих поведение индивидов и групп, таких как потребности живого существа и многих других факторов. Если мы для описания, моделирования применяем понятие «поведение», то такой подход требует углубления в науку психологию.

По мнению психологов, «Поведение (англ. behavior, behaviour) -извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Поведение осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения [12, с. 507].

Заметим, что фактором поведения личности, даже исполняющей важную социальную роль, является также и внутреннее состояние организма, и специфика личности: например, может произойти нестыковка требований, имеющих личностное, социальное или

должностное происхождение, и в условиях этого когнитивного диссонанса, ролевого внутриличностного конфликта очень трудно прогнозировать поведение субъекта.

Приведем несколько моделей, помогающих понять факторы поведения субъектов рынка, но разработанных в рамках неэкономических дисциплин. Применение такого рода моделей способно обогатить экономику знаниями о причинах и факторах поведения субъектов экономики, расширить поле знаний экономистов и повысить прогностический потенциал экономической науки.

Известный отечественный ученый, социальный психолог П.Н. Шихирев совместно со своим американским коллегой разработал портреты акул и дельфинов бизнеса, в основе которых лежат две характеристики - энергичность и социальная ориентация. Акула бизнеса обладает высокой энергетикой, но крайне эгоистичен, дельфин бизнеса так же энергичен, но вместе с тем альтруистичен. Описание дельфина бизнеса приводить не будем, поскольку этот тип поведения на рынке встречается редко и не отличается выживаемостью в сообществе бизнесменов, где преобладают акулы.

Итак. «Акула»: тип первый в историческом времени и наиболее распространенный в современном деловом пространстве.

Вот каково мировоззрение этого типа, если выразить его от первого лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к людям. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они - средство, объекты, которые надо использовать для достижения цели. Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они -мои конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело -быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Полезно владеть техникой управления ими. Конкурентов, по возможности, следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т. п.), - люди второго сорта.

Отношение к обществу. Общество - это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я имею право нарушать, когда нет риска попасться.

Отношение к себе. Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.

Отношение к миру и природе. Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное - проповедь для неудачников.

Природа - это кладовая, из которой следует брать сколько можно, иначе возьмут другие. После нас - хоть потоп.

Отношение к духовным ценностям. Возможно, Бог и существует, но Его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса - разные вещи. Надо, тем не менее, иметь репутацию верующего, это выгодно. Столь же по необходимости следует жертвовать на благотворительные цели.

Отношение к делу. Мое дело - это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.

Отношение к риску. Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью.

Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для себя. Для того чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить надо как можно дольше.

Средства достижения цели (ответ на вопрос: как реализовать главную цель?). Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.

Кто мои друзья и кто - враги. Потенциально все люди - конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединяться против общих, наиболее опасных для обеих сторон в данный момент конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды [1, с. 94-97]».

Как вы полагаете, информация, включенная в структуру этого довольно нелицеприятного портрета субъекта бизнеса, могла бы быть полезной в ситуации подготовки к деловым переговорам даже на глобальном уровне, позволила бы предугадать истинные интересы и мотивы поведения, подготовиться к соответствующему развитию событий?

Какие из известных вам моделей экономической науки были бы уместны для понимания поведения и ожиданий такого партнера по бизнесу?

Если поставить вопросы, какие типы бизнесменов, в интересах которых осуществляется глобализация, определяют современную экономику и политику, то, скорее всего, придется констатировать, что именно «акулы». Следовательно, абсолютно безосновательны ожидания и надежды на их высокие человеческие чувства и проявления в экономике и политике таких качеств, как честность, благородство, благодарность, доверие, откровенность, социальная ответственность, равное сотрудничество, учет интересов других и т. п.

Принятие во внимание такой модели иностранных «партнеров» могло бы сменить прекраснодушное к ним отношение и необоснованные идеалистические ожидания нашей «элиты» на более реалистическое и адекватное поведение и принятие решений.

Второй пример описывает поведение индивидов, собравшихся в группу. Таких групп - субъектов рынка - множество, и каждая преследует через своих представителей собственные интересы, используя все доступные, хотя и зачастую не вполне нравственные, методы. Кстати, содержание морали не является одинаковым для всех групп, и у каждой группы обычно свое представление о том, что нравственно, что допустимо, что такое правда, справедливость и т. п. В типологии видов морали абсолютно естественным рассматривается так называемый «индивидуалистический подход» к этике, который предполагает, что морально-приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться [6, с. 183].

Бросается в глаза, что транснациональные корпорации обладают монолитной властью, и ХХ век был свидетелем повсеместно трансформации, когда, как выразился историк бизнеса Альфред Чандлер, «видимая рука» менеджмента заменила «невидимую руку», которая, как считал Адам Смит, двигала экономикой конкурентных рынков. Эта власть не только экономического характера. Она также и политическая, и культурная. Отметим, к примеру, глобальный маркетинговый альянс, заключенный между McDonald's и Disney. Объединившись, эти две компании создали силу глобального масштаба, которая будет чрезвычайно способствовать общению молодежи по всему миру [10, с. 351].

Исторической целью таких корпораций было добиться глобального господства с помощью привлечения сырья со всего мира по как можно более низким ценам, чтобы производить и продавать товары и услуги на самых прибыльных рынках [10, с. 351-352].

Приведем одну из многочисленных типологий групп интересов, оказывающих влияние и преследующих свои интересы во взаимодействии с хозяйствующими субъектами:

«Нормативные группы: правительство, регулирующие органы, отраслевые ассоциации, профессиональные объединения, акционеры, совет директоров.

Функциональные группы: сотрудники, профсоюзы, поставщики, дистрибьюторы, сервисные организации.

Диффузные группы: журналисты, местная общественность, группы особых интересов.

Группы потребителей: различные сегменты, распределенные по потребностям» [5, с. 35].

В мире постоянно присутствует дефицит тех или иных жизненно важных ресурсов, и в этих условиях для понимания поведения внутри группы вполне применима ролевая модель, которую ее автор отечественный психиатр, психолог, психотерапевт А.Б. Добрович разработал для групп, названным им «примитивные».

Для таких групп, как и для групп приматов, характерна жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является и низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие высокой морали и, наоборот, присутствие эгоизма, жадности и лживости. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

• особь альфа - лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;

• особь бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа, часто является хранителем групповых норм и правил;

• особи гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;

• особи гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

• особи гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута» или «пряника». Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» -ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;

• особь гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая тем самым видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

•особь омега - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в своем противостоянии омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль [7, с. 133-137].

Довольно ярко такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей - детей, преступников. Анализ взаимодействия в руководстве СССР при Сталине показывает также пример подобного ролевого распределения. На наш взгляд,

46

наиболее неприятен тот факт, что современный миропорядок строится также по этой схеме: есть и «страна-альфа», и «страна-бета», и страны - команда альфы. Все остальные роли тоже наличествуют и довольно легко идентифицируются. Во времена расцвета СССР у него была своя общность и основания считаться так же альфой в своей команде, как и у США. Роль России сейчас скорее маргинальная: она хотела бы встать в число признанных, но иногда ведет себя как гамма-4, а в глазах нынешней «команды альфы» не заслуживает места выше «гамма-2», сырьевого источника.

Если ранее достаточно было порассуждать о происходящем в экономике в терминах спроса и предложения, законов рынка, вола-тильности, курса валют и тому подобных абстракций, мало что говорящих большинству людей, чтобы получить их спокойную реакцию на задуманные манипуляции, то сейчас сложно скрыть роль истинных субъектов, интересы которых и стоят в основе экономических изменений. Определение истинных субъектов экономики и движущих ими факторов позволит лучше и точнее понять, что происходит, почему, в чьих интересах и, возможно, повысить степень прогнози-руемости событий.

Третий пример из области менеджмента и национальной культуры. Повторим, что в странах Европы и в США популярен ролевой подход, суть которого в восприятии человеческого бытия как череды спектаклей, в каждом из которых человек играет отведенную ему в данном спектакле роль. Известный исследователь культурных ценностей народов мира Ф. Тромпенаарс на основании работы, проведенной в конце 90-х гг. прошлого века и включавшей исследования мнений 30 тысяч менеджеров из 55 стран, установил, в частности, что одно из измерений культурных ценностей, названное им «спе-цифичность/диффузность», позволяет различать культуры, в которых отдельные жизненные роли выделяются таким образом, чтобы обеспечить личную неприкосновенность и автономию, и культуры, в которых эти роли интегрируются и сливаются воедино. В странах, где имеет место специфичность (обособленность), ценится разделение жизненных ролей (Голландия, Швеция, Дания, Великобритания). В странах, где имеет место диффузность (взаимопроникновение), ценится интеграция, взаимопроникновение жизненных ролей (Китай, Нигерия, Сингапур, Корея).

Для культур со специфичными ценностями характерно отделение производственных отношений от отношений семейных, в то время как в диффузных культурах работа и дом взаимосвязаны. Дайте ответ на следующий вопрос: ваша начальница приглашает вас к себе домой с тем, чтобы вы помогли ей докрасить стены. Вы этого не хотите, поскольку ненавидите красить. Ответите ли вы ей отказом? Отказом ответило бы свыше 90 % датчан и шве-

дов, а вот для китайцев и нигерийцев этот показатель составил бы всего 32 и 46 % соответственно (для США процент отказа равен 82 %) [3, с. 96-97].

По мнению ряда экспертов, выявленному автором, в России имеет место скорее культура с диффузными, чем со специфическими, ценностями. У нас принято рассматривать наличие контактов с влиятельным лицом во внерабочей среде дополнительным бонусом в установлении трудовых отношений и основанием на особую роль в организации. Это относится к ситуациям, когда влиятельный человек является вашим соседом, приятелем, родственником, другом детства, однокашником, партнером по времяпровождению, развлечениям или у вас имеются связи по линии друзей и родных. Такого рода связи играют свою роль и в западных, и в восточных странах, правда, в западных странах воспитывается стремление к специфичности, а в восточных естественно воспринимается диффуз-ность. Если же на основании совместного участия в банкете или ранее оказанной бизнесмену услуги вы посчитаете, что, испытывая благодарность к вам или имея с вами общие приятные воспоминания, он пойдет вам навстречу в деловой ситуации, вы ошибаетесь: на его взгляд, это совершенно иной спектакль, и исполняемые в нем роли никак не соотносятся с ролями в другом спектакле.

В этой связи широко употребляемое выражение «Ничего личного, только бизнес» можно трактовать так: 1) в современном бизнесе главенствуют акулы, которым все человеческое и личностное чуждо, которые руководствуются только соображениями собственной выгоды и готовы ради этого на все; 2) провозглашение личности и ее интересов в качестве основной ценности либерализма - не более чем демагогия и инструмент манипуляции, поскольку реально интересы бизнеса ставятся выше интересов личности; 3) никакие личностные отношения не принимаются в расчет, если речь идет о бизнесе. В бизнесе нет места диффузии ценностей, и если россияне надеются на проявление человеческих чувств со стороны акул бизнеса западного мира (да и отечественных акул тоже), будь то бизнесмены или политики, оснований для таких надежд нет.

Заключение. Моделирование является неотъемлемым и естественным этапом мышления, методом познания, Качество моделей определяет глубину, точность познания, степень соответствия представлений о моделируемом объекте, явлении его сущности.

Субъекты экономики являются неотъемлемыми элементами всех видов экономической деятельности, участвующими в них явно или латентно, но всегда принимающими, опосредующими и реализующими решения. Субъектом не может быть никто другой, кроме людей (индивидов, групп, сообществ, организаций и выразителей их интересов, которыми также являются люди), поскольку носитель

предметно-практической деятельности и познания - это индивид или социальная группа, источник активности, направленной на объект. Экономические категории как абстракции не являются реальными субъектами экономики, за ними, и в процессе их определения, и в процессе применения, и в обосновании «объективных» законов, стоят авторы теорий и истинные субъекты, имеющие свои интересы, преследующие свои цели, явные и скрытые.

Прогнозы в экономике, не учитывающие интересы, потребности, мотивы, направленность заинтересованных групп и влиятельных индивидов, должны рассматриваться как непригодные.

Модели социальных явлений, в том числе экономической деятельности людей, из которых полностью исключены или представлены слишком обобщенно, примитивно собственно выразители и субъекты социальных явлений, социальные группы и индивиды, выражающие их интересы, выступающие от их имени, не имеют основания считаться системными, а следовательно, научными.

Модели субъектов экономики должны быть результатом глубоких научных не только экономических, но и социально-психологических исследований. Одним из ключевых направлений в экономике (теории и практике) должно быть повышение адекватности моделей собственно системам - субъектам и объект-субъектам экономической деятельности.

В деятельности людей практически невозможно четкое разделение людей на объекты и субъекты, поскольку живые системы всегда обладают субъектностью, уникальностью, сознанием и активно воспринимают любое воздействие на них, реагируя иногда весьма активно, проявляя свойства субъекта.

Повышение адекватности моделей субъектов экономики за счет исследования и учета их социально-психологической природы и факторов поведения позволит повысить прогностический потенциал экономической теории и лучше понять источники и движущие силы экономических процессов.

Список литературы

1. Андерсен Р., Шихирев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско-американского делового партнерства. - М.: Дело ЛТД, 1994.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Больш. Рос. энцикл.: СПб.: Норинт, 2001.

3. Вэттен Д.А., Камерон К.С. Развитие навыков менеджмента. - СПб.: Нева, 2004.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - Т. 1. - М.: Мир, 1992.

5. Даулинг Грэм. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. - М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2003.

6. Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2006.

7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.

8. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.