Научная статья на тему 'ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ НА МЕДАЛЬОНАХ И ПОДВЕСКАХ ПЛОТНИКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА'

ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ НА МЕДАЛЬОНАХ И ПОДВЕСКАХ ПЛОТНИКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелирные изделия / Пермское Предуралье / эпоха средневековья / родановская археологическая культура / Мировое Дерево / jewelry / Perm Cis-Urals / the Middle Ages / Rodanovo archaeological culture / World Tree

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брюхова Н. Г.

Плотниковский могильник находится в Кудымкарском районе Пермского края и датируется XIII-XV вв. Это период существования на территории Верхнего Прикамья родановской культуры. Несмотря на то, что большинство погребений были разграблены, вещевой материал, обнаруженный в ходе раскопок, дает представление о материальной культуре средневекового населения «родановской эпохи». Среди украшений, найденных в погребениях Плотниковского могильника обнаружен один медальон, три монетовидных подвески и одна каплевидная подвеска с повторяющимся сюжетом. Данный узор представляет собой симметричный рисунок, имеющий главную ось, которую иногда венчает круг или его подобие и расходящиеся внизу в обе стороны ветви с различной степенью изогнутости. Автор статьи интерпретирует данное изображение, как символ Мирового Дерева. Возможно, этот сюжет представляет собой универсальный образ, отражающий модель мира в духовных представлениях населения, оставившего Плотниковский некрополь. Также в статье приводится объяснение, почему нежелательно интерпретировать данный орнаментальный мотив, как «процветший крест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPEATING ORNAMENTAL MOTIVE ON MEDALLIONS AND PENDANTS OF THE PLOTNIKOVSKY BURIAL GROUND

The Plotnikovsky burial ground is located in the Kudymkarsky district of the Perm region and dates back to the XIII-XV centuries. This is the period of existence of the Rodanov culture on the territory of the Upper Kama region. Despite the fact that most of the burials were looted, the material found during the excavations gives an idea of the material culture of the medieval population of the "Rodanovo era". Among the decorations found in the burials of the Plotnikovsky burial ground, one medallion, three coin-shaped pendants and one teardrop-shaped pendant with a repeating theme were discovered. This pattern is a symmetrical picture with a main axis, which is sometimes crowned by a circle or its semblance and branches diverging in both directions at the bottom with varying degrees of curvature. The author of the article interprets this image as a symbol of the World Tree. Perhaps this plot is a universal image reflecting the model of the world in the spiritual ideas of the population who left the Plotnikovsky necropolis. The article also explains why it is undesirable to interpret this ornamental motif as a “flourishing cross”.

Текст научной работы на тему «ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ НА МЕДАЛЬОНАХ И ПОДВЕСКАХ ПЛОТНИКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА»

УДК 902/904

DOI: 10.24412/2658-7637-2020-17-100-103

Н.Г. Брюхова

ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ НА МЕДАЛЬОНАХ И ПОДВЕСКАХ ПЛОТНИКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА*

Пермский федеральный научный центр УрО РАН, Пермь, РФ

Плотниковский могильник находится в Кудымкарском районе Пермского края и датируется XIII-XV вв. Это период существования на территории Верхнего Прикамья родановской культуры. Несмотря на то, что большинство погребений были разграблены, вещевой материал, обнаруженный в ходе раскопок, дает представление о материальной культуре средневекового населения «родановской эпохи».

Среди украшений, найденных в погребениях Плотниковского могильника обнаружен один медальон, три монетовидных подвески и одна каплевидная подвеска с повторяющимся сюжетом. Данный узор представляет собой симметричный рисунок, имеющий главную ось, которую иногда венчает круг или его подобие и расходящиеся внизу в обе стороны ветви с различной степенью изогнутости. Автор статьи интерпретирует данное изображение, как символ Мирового Дерева. Возможно, этот сюжет представляет собой универсальный образ, отражающий модель мира в духовных представлениях населения, оставившего Плотниковский некрополь.

Также в статье приводится объяснение, почему нежелательно интерпретировать данный орнаментальный мотив, как «процветший крест».

Ключевые слова: ювелирные изделия, Пермское Предуралье, эпоха средневековья, родановская археологическая культура, Мировое Дерево

N.G. Bryukhova

REPEATING ORNAMENTAL MOTIVE ON MEDALLIONS AND PENDANTS OF THE PLOTNIKOVSKY BURIAL GROUND

Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia

The Plotnikovsky burial ground is located in the Kudymkarsky district of the Perm region and dates back to the XIII-XV centuries. This is the period of existence of the Rodanov culture on the territory of the Upper Kama region. Despite the fact that most of the burials were looted, the material found during the excavations gives an idea of the material culture of the medieval population of the "Rodanovo era".

Among the decorations found in the burials of the Plotnikovsky burial ground, one medallion, three coin-shaped pendants and one teardrop-shaped pendant with a repeating theme were discovered. This pattern is a symmetrical picture with a main axis, which is sometimes crowned by a circle or its semblance and branches diverging in both directions at the bottom with varying degrees of curvature. The author of the article interprets this image as a symbol of the World Tree. Perhaps this plot is a universal image reflecting the model of the world in the spiritual ideas of the population who left the Plotnikovsky necropolis.

The article also explains why it is undesirable to interpret this ornamental motif as a "flourishing cross ".

Keywords: jewelry, Perm Cis-Urals, the Middle Ages, Rodanovo archaeological culture, World Tree

Работа выполнена в рамках государственного задания, номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2, и при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.

Введение

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение мотиву в изобразительном искусстве: «то существенное в содержании или в художественной идее произведений живописи, скульптуры или архитектуры, что определяет характер впечатления, ими производимого. Мотив может не быть определимым с точностью, но, во всяком случае, выражает собой отношение художника к избранному им сюжету» [ЭСБЕ, 1897, T.XX, с. 42].

Исследуя вещевой материал древних памятников, мы расшифровываем дошедшие до нас символы и знаки. Человек оставил нам предметы, сделанные своими руками и через них можно попытаться увидеть не только бытовые особенности его жизни, но и разглядеть её духовную составляющую.

Если орнаментальный сюжет повторяется от предмета к предмету, то стоит предположить, что ему придавалось определённое значение.

Плотниковский могильник расположен на левом берегу р. Серва, левого притока р. Иньва, в 7 км к СВ от г. Кудымкар, в Кудымкарском районе Пермского края. Стационарные раскопки на памятнике проводились в 1989, 2007, 2009 гг. под руководством Н.Б. Крыласовой, в 2010-2020 гг. под руководством Н.Г. Брюховой. Могильник датируется XIII-XV вв. и относится кродановской археологической культуре [Крыласова, Брюхова, 2017].

Вещевая коллекция Плотниковского могильника дает представление о материальной культуре средневекового населения «родановской эпохи». Среди материалов некрополя на одном медальоне, трёх монетовидных подвесках и одной каплевидной привеске обнаружен повторяющийся сюжет. Целью данной статьи было дать характеристику этому сюжету.

Описание ист очников

В погребении №15 найден фрагмент монетовидной подвески диаметром 2,3 см. По контуру нанесена кайма из продолговатых выпуклин. В центре -симметричный узор в виде вертикального «столба», от которого снизу расходятся в стороны декоративные завитки, вершину узора венчает кружок с вписанным в него ещё одним кружком. Изделие снабжено литой петлей, имитирующей бусину (рис. 1/1).

Другая монетовидная подвеска диаметром 1,8 см обнаружена в погребении №62. По контуру медальона - кайма, образованная концентрическими окружностями, разделенная на 4 части «лучами», сгруппированными по три. В центре - сильно геометризированное изображение в виде зеркально-симметричного узора с центральной осью и двумя завитками. Изделие снабжено литой петлей, имитирующей бусину (рис. 1/2).

Монетовидная подвеска из погребения № 116 диаметром 1,8 см имеет по контуру кайму из продолговатых выпуклин. В центре - вариант узора, аналогичный сюжету на медальоне из погребения № 15, но с более витиеватыми завитками. Изделие снабжено литой петлей, имитирующей бусину (рис. 1/4).

Схожий орнамент имеет и фрагмент медальона из погребения №129. По контуру медальона диаметром 3,4 см - кайма, образованная концентрическими окружностями из продолговатых выпуклин, разделенная на 4 части «лучами», сгруппированными по три. В центральной части медальона - один из вариантов узора в виде вертикального «столба», от которого снизу расходятся в стороны декоративные завитки, а сверху находится кружок в кружке. Изделие снабжено литой петлей, имитирующей бусину (рис. 1/5).

101

Рис. 1. Прорисовка медальонов и подвесок Плотниковского могильника.

1 - Монетовидная подвеска из погр. №15; 2 - Монетовидная подвеска из погр. №62;

3 - Каплевидная подвеска из погр. №54; 4 - Монетовидная подвеска из погр. №116;

5 - Медальон из погр. №129

К группе медальонов по своему назначению и характеру крепления тяготеет выпуклая подвеска каплевидной формы размерами 2,2 х 1,7 см из погребения № 54, снабженная литой петлей, имитирующей бусину. У подвески прослеживается бордюр из ряда прямоугольных выпуклин. А в центре расположен орнамент, как на описанной серии медальонов и монетовидных подвесок (рис. 1/3) [Крыласова, Брюхова, 2017, с. 123-124].

Обобщенно узор представляет собой симметричный рисунок, имеющий главную ось, которую иногда венчает круг или его подобие и расходящиеся внизу в обе стороны ветви с различной степенью изогнутости.

Обсуждение мат ериалов

Некоторые исследователи, подходя упрощенно, называют данный орнамент вариантом «процветшего креста» и даже находят ему аналогии на медальонах барм. Но на данных серебряных медальонах с черневым орнаментом из Старой Рязани, Чернигова, Владимира, Великих Болгар, опубликованных Т.И. Макаровой, на самом деле изображены кресты со всеми сопутствующими крестам лучами [Макарова, 1986, рис.53: 287, 297- 298; 54: 289-291, 303-305].

Сюжет, который мы видим на изделиях с Плотниковского могильника, не похож на крест и не имеет горизонтальных лучей. С крестом его роднит симметричность узора и вертикальная ось, от которой внизу расходятся ветки.

Такое же родство с крестом обнаруживает образ Мирового Дерева: «По своей сути крест не что иное, как специфическая модификация Мирового Дерева, его графический - геометризированный - вариант» [Смирнова, 2006, с. 19]. Такую связь видит и В.Н. Топоров, чьи труды во многом посвящены пониманию знаковых систем и текстов: «Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между Мировым Деревом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризированное описание того и другого» [Топоров, 1994, с. 12].

Чем же является Мировое Дерево и можно ли его разглядеть на наших медальонах? В своей семиотической интерпретации В.Н. Топоров пишет: «Мировое дерево» (или «космическое») и его локальные варианты - «дерево жизни», «небесное дерево», «дерево предела», «шаманское дерево» и т. п. -являет собой образ некоей универсальной концепции, которая в течение длительного времени определяла модель мира человеческих коллективов».

Он же указывает, что вертикальное положение Мирового дерева и его эквивалентов является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства [Топоров, 2010, с. 210, 216].

Также для изображения мирового дерева характерно тройное деление -вершина, ствол и расходящиеся корни. Всё это наблюдается на наших рисунках. Заключение

Если Процветший Крест и Мировое Дерево связаны между собой и отражают представление древних людей о мировом устройстве, то зачем придираться к описанию орнамента и противиться определению его как «процветший крест»? Дело в том, что в современном сознании слово «крест» прочно ассоциируется с христианством и христианскими символами. В то же время, на Плотниковском могильнике не найдено ни одного предмета, связанного с христианским культом. И вводить в научный оборот вещь с обозначением её орнамента как «процветший крест», там, где креста нет, значит провоцировать будущих исследователей на постановку ложных выводов о духовной культуре населения, оставившего Плотниковский могильник.

Библиографический список

1. Крыласова Н.Б., Брюхова Н.Г. Плотниковский могильник / научн. ред. А.М.Белавин. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - Археология Пермского края: Свод археологических источников. Вып. IV. - 222 с.

2. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси / Отв.редактор Б.А. Рыбаков. -М.: Наука,1986.-156 с.

3. Смирнова И.М. Тайная история креста: все о древнем мистическом символе человечества. - М.: Эксмо, 2006 (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). - 313 с.

4. Топоров. В.Н. Мифы народов мира. - М., 1994. Т. 2.-671 с.

5. Топоров. В.Н.Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - 448 с.

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. XX (39). - СПб. Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1897. - 502 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.