ОБРАЗОВАНИЕ
Петракова Л.Г.
ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ГЕРОЙ ЧЕХОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Чехов, литературный герой, литературное произведение, литературный персонаж.
Аннотация: в статье автором проведен сравнительный анализ персонажей чеховских произведений, рассмотрены основные характеристики литературных героев.
Keywords: Chekhov, a literary hero, literary work, the literary character.
Abstract: Article author of a comparative analysis of the characters of Chekhov's works, the basic characteristics of literary heroes.
Уже в ранних рассказах при всем комизме положении и образов Чехов указывает подробности психологического состояния своих героев. Не случайно в его рассказах и повестях так много несобственной прямой речи. Чехов предлагает читателю взглянуть на мир глазами персонажей своих произведений, услышать их голоса (отсюда общие их реплики и монологи). Но чеховская проза диалогична не столько, потому что герои ведут нескончаемые разговоры друг с другом, сколько потому, что чеховские персонажи постоянно вступают в диалог с окружающей их жизнью.
Первый опубликованный рассказ Чехова - «Письмо к ученому соседу» (1880). Один из поздних рассказов - «Печенег» (1897). И в первом, и во втором изображен скучающий степной помещик. Но, если в «Письме к ученому соседу», Чехов веселится, издеваясь над амбициозностью и невежеством Василия Семи Булатова, отставного урядника Войска Донского, предлагающего замечательную формулу жизни: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», то образ сходного персонажа в рассказе «Печенег» более сложен, чем образ его предшественника. Жмухин спокойно, беспощадно, методично убивающий своих близких, непросто убежден в своей правоте, он превращает эту правоту в систему жизненных отношений. Недаром писатель сравнивает его с печенегом, диким невежественным предшественником «культурных» народностей.
Чехов помещает своих героев в ограниченное жизненное пространство, потому что таково пространство жизни большинства.
Трагедия чеховских персонажей заключается в том, что им не нужен весь земной шар. Им достаточно иметь кусок земли, очерченный привычными традициями и обеспеченный знакомыми ориентирами -знаками. За этими знаками для них нет жизни не потому, что их в «ту» жизнь не пускают, а потому, что они не стремятся там оказаться, хотя, быть может, и подозревают о ее существовании.
Л.Е. Кройчик считает, что Чехов на протяжении всей творческой деятельности возвращается к одним и тем же человеческим типам и исследует их в меняющихся обстоятельствах. Для литературоведа разные герои связаны с разными мирами их существования, системами нравственного отсчета, тональностью чеховского смеха - т.к. эволюция героя раскрываются и в комических произведениях Чехова. Персонажи раннего творчества, как правило, знают, как поступить, они активны. Автор сообщает, какие должности они занимают, потому что социальная принадлежность персонажей в чеховских произведениях характеризует героя. В мире комических произведений Чехова торжествует всеобщий автоматизм жизни, автоматизм поступков, ситуаций, реплик и дел. В связи с этим возникают неизбежные повторы, движение по кругу, когда то, что было вчера и сегодня, повторится завтра. Может показаться, что внутри этого круга жизнь героя интенсивна, но на самом деле у нее нет перспективы.
В рассказе «Случаи mania grandiose (Вниманию газеты «Врач»)» (1883) Чехов показывает персонажей, живущих в плену жестких, выстроенных ими же самими рамок, которых объединяет маниакальное стремление ограничить чью-либо свободу. Однако далеко не все окружающие относятся к высмеянным автором персонажам как к умалишенным, и нотки горечи можно уловить в этом, каталось бы, юмористическом произведении: люди ради ничтожных целей готовы идти на поводу у чьих-то безумных капризов, сидя взаперти под надзором отставного урядника или следуя бессмысленному, вредному для здоровья образу жизни.
Список чеховских персонажей, соответствующих определению «Случаи mania grandiose», весьма внушителен. Это и учитель с говорящей фамилией Пустяков из рассказа «Орден» (1883), неодинокий в своем желании казаться лучше, чем он есть на самом деле, и поэтому приходящий в гости с чужим орденом, и Митя Кулдаров из рассказа «Радость» (1883), попавший под лошадь и испытывающий восторг от упоминания о происшествии в газетах, ведь о нем теперь знает вся Россия, и старик Щеглов из рассказа «Трифон» (1884), мечтающий наказать объездчика Грифона и умоляющий того принять деньги и прибавку к жалованью в обмен на осуществление желания один «разик»
выпороть его.
Чехов питается осмыслить причины, по которым происходит шаблонизация жизни. Очумелов из рассказа «Хамелеон» (1884) отнюдь не беспринципен, наоборот, его «хамелеонство» обусловлено неколебимой убежденностью в праве сильного. Иван Дмитрич Червяков из рассказа «Смерть чиновника» (1883) уверен, что отношение «маленьких людей» к «персонам» основывается на подобострастии и почтительности. Потому для него столь страшная ситуация, когда в театре он, чихнув, обрызгал лысину генерала, потому он с такой настойчивостью (пять раз) пытается принести генералу свои извинения. В.Б. Катаев отметил, что здесь предмет насмешки -«маленький человек», к которому с тройным сочувствием относилась русская литература, «смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства... Чехову важно показать, что Червяков пресмыкается, ведет себя униженно в ситуации, когда его никто не принуждает, напротив, его пытаются удержать от такого поведения» [2, с. 5].
Чехов воспринимает раболепие и чинопочитание, ставшее неотъемлемой частью жизни тех, кто должен был бы ими тяготиться, как общее таенную болезнь. Не от собственной униженности страдает Червяков, а от возможности подозрения в нежелании унижаться. Каждая новая попытка извиниться перед генералом как бы подпитывает систему чинопочитания и добровольного самоунижения. Червякову подобен Тонкий, у которого известие о высоком чине Толстого кардинально меняет восприятие гимназического товарища. Автоматизм чинопочитания срабатывает мгновенно, и иначе, как тайного советника, он и вся его семья Толстого не воспринимают.
Столь же механистична уверенность в своей полной безнаказанности тех персонажей, которые имеют деньги или занимают высокое положение в обществе. Если в рассказе «Шведская спичка» (1884) отставной гвардии корнет Марк Иванович Кляузов «просто» оказался в бане, принадлежавшей становому, заботами молодой жены последнего, и вся ситуация его поисков и следствия по делу о пропавшем в высшей степени курьезна, то в рассказе «Маска» (1884) миллионер, фабрикант, потомственный почетный гражданин Пятигоров, надевший маску, бесчинствуя, выявляет сущность тех, кто ханжески исповедует благопристойность. Название «Маска» становится знаком социальной неустойчивости, исчезновения твердых основ бытия. Как только Пятигоров снял маску, другие маски -лицемерного почтения - незамедлительно проступили на лицах
«интеллигентов», очень похожих на «хамелеона» Очумелова.
Лицемерием, за которым исчезает подлинное лицо, отмечены многие персонажи чеховских рассказов. В рассказе «Унтер Пришибеев» (1885) кляузник и усмиритель Пришибеев безоговорочно уверен в своей правоте и считает, что имеет исключительное право управлять людьми, что он - единственный, благодаря кому сохраняется равновесие жизни.
Если сравнить Очумелова и Пришибеева, то на первый взгляд может показаться, что по своему психологическому типу они антиподы: первый выглядит чрезмерно гибким, ежеминутно меняющимся, второй - твердым, защищающим свои убеждения. Однако за внешним различием кроется их глубинное родство. Полицейский надзиратель и отставной унтер, как и экзекутор Червяков, - человеческие типажи, представляющие одну историческую эпоху, иллюстрирующие вариативность шаблонного мышления и стереотипного поведения. И Червяков, и Очумелов, и Пришибеев руководствуются одним и тем же набором понятий и ориентиров, определяющим все их поступки.
Стремление унтера Пришибеева запретить людям собираться, петь песни, по вечерам сидеть с огнем отразится спустя тринадцать лет в рассказе «Человек в футляре» (1898), где не обладающий никакой реальной властью Беликов регламентирует жизнь окружающих циркулярными запретами. Если для учителя древнегреческого языка «футляром» становятся теплое пальто, калоши, темные очки, вата в ушах, поднятые воротник и верх экипажа, а дома - халат, колпак закрытые ставни, полог над кроватью и постоянные циркуляры и газетные статьи, обязательно запрещающие что-либо, то для Мавры пожизненное добровольное пребывание в пределах своего родного села, постоянное сидение за печью и появление во дворе только по ночам тоже своеобразный «футляр». Однако «футлярных» людей в этом рассказе гораздо больше, окружающие Беликова учителя и рассказчик, осуждающий его, казалось бы, тяготящиеся его присутствием, ненавидящие его запреты, сами того не подозревая, столь же подвластны футлярному мышлению.
Герои-«двойники» отражают «всеобщую повторяемость», «круговращение» жизни. Персонажи ранних произведений активны и хорошо знают, что им делать, т.к. привыкли руководствоваться определенной схемой поведения. Их безоговорочное подчинение ложной системе ценностей создает комический эффект. Чехов открывает губительность шаблонов, опасность «футляра», побуждая читателя к поиску смысла жизни и своего пути.
Человеческое общение, одна из главных ценностей социальной
жизни и личности, и эпоху, к которой принадлежал Чехов, становится проблемным. Чеховские персонажи утратили крепость семейного очага, испытывают безотчетные страхи, лишены способности радоваться жизни, часто не способны объективно оценивать мир. Чеховская художественная «повседневность» интегрирует в диалектическом единстве все стороны быта, неотделимого от бытия.
Список литературы
1. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. - 278 с.
2. Катаев В.Б. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 112 с.
Петруганов Н.Н.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: спорт, спортивное воспитание, физическое воспитание, физическая культура.
Аннотация: статья актуализирует вопросы формирования и развития физического воспитания студентов, раскрыты сущность и значение физического воспитания.
Keywords: sports, sports training, physical education, physical education.
Abstract: Article updated by questions of the formation and development of physical education students, revealed the essence and importance of physical education.
Целью спортивно-ориентированного физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, развивающих и оздоровительных задач:
• понимание социальной роли физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.
• значение научно биологических и практических основ физической культуры, физической тренировки и здорового образа жизни.
• Формирование мотивационно ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных