Научная статья на тему 'Повседневный стресс и копинг в семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка'

Повседневный стресс и копинг в семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Н. Ф.

Для семей незрячих детей характерны внесемейный стресс, преобладание эмоционально-фокусированного копинга над проблемо-разрешающим, менее тесные эмоциональные связи, интернальность поведения родителей и их экстернальное «подкрепление» поведения подростка, влияющее на его копинг-компетентность и личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Events and Coping in Families of Children with Abnormal Sensory Development

The families of blind adolescents are characterized by such traits as the experience of extrafamily stress; prevalence of emotion-focused coping over problem-solving coping; a weaker level of emotional ties; the parents' behaviour internality and their external reinforcement of the adolescent's behavior, which affects his/her coping competence and personality.

Текст научной работы на тему «Повседневный стресс и копинг в семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка»

Н. Ф. Михайлова

ПОВСЕДНЕВНЫЙ СТРЕСС И КОПИНГ В СЕМЬЯХ С АНОМАЛЬНЫМ СЕНСОРНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА

Рождение и воспитание ребенка-инвалида серьезно нарушает семейный гомеостаз, изменяя психическую, социальную адаптацию членов семьи и семейное функционирование в целом \ Семье приходится вырабатывать новые паттерны поведения, приспосабливаясь к ситуации. Прежде чем помочь семье, необходимо представить, что переживают родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, оценить способы адаптации к стрессу, а затем реорганизовать структуру семьи в ходе психотерапии таким образом, чтобы она могла эффективно справляться с задачами своего развития.

Семья, воспитывающая слепого ребенка, представляет собой уникальную модель для изучения семейного стресса и копинга. Как семье удается сохранять свою структуру и функционировать в условиях повседневного стресса, в том числе связанного с воспитанием и обучением такого ребенка? Какие для этого используются внутренние и средовые копинг-ресурсы, позволяющие ей успешно справляться с проблемами? Как незрячий ребенок адаптируется в условиях повседневного стресса и кто ему помогает в этом?

В нашем исследовании основное внимание уделялось повседневным стрессовым событиям, которые могут касаться как очень серьезных проблем, так и бытовых конфликтов. Патогенная роль повседневных стрессоров (нехватка денег, проблемы на работе, трудности с детьми) состоит в том, что они способны нарушать семейное функционирование, порождать напряжение и семейный стресс, которые имеют свойство кумулироваться в семье и приводить к психотравматизации личности. Поэтому «единицами анализа» стали повседневные неприятности и трудности, создающие, тем не менее, постоянную атмосферу, в которой функционирует семья, тогда как семейные кризисы могут проявляться относительно редко.

Для анализа предложена концепция, согласно которой семейный стресс может варьироваться от индивидуального (без совпадения с другими членами семьи) до семейного (одновременно переживаемого несколькими членами семьи). Понятие «семейный копинг стресса» используется тогда, когда копинговые реакции более чем одного члена семьи (в некоторых случаях — всех) являются ответами на нарушение душевного равновесия одного или нескольких членов семьи 2.

В исследовании участвовали 103 семьи, имеющие детей подросткового возраста до 17 лет, в общей сложности 265 человек. Из них 15 полных и 19 неполных семей (83 чел.) имели незрячих детей, обучающихся в специализированных школах-интернатах Санкт-Петербурга и проживающих дома. Контрольную группу (182 человека) составили 44 полных и 25 неполных семей с нормальным сенсорным развитием подростка.

В качестве методов исследования использовались анкета самонаблюдения за стрессом М. Перре, шкала семейной сплоченности и семейной адаптации Олсона — FACES-Ш, шкала психического здоровья Беккера — SDSG.

© Н. Ф. Михайлова, 2008

Согласно методу систематического наблюдения каждому члену семьи необходимо было в течение 28 дней ежедневно вечером регистрировать стрессогенные события в специальной анкете наблюдения за стрессом, остальные методы предъявлялись однократно. Репрезентативная выборка по каждой семье составила в среднем 82 стрессовых эпизода. Объем полученной и проанализированной информации огромен (только анкета самонаблюдения за один день у одного члена семьи дает 150 единиц информации). Такая процедура выявляет повседневные стрессовые факторы, эмоции и их динамику, каузальную атрибуцию при стрессовых событиях, оценку контролируемости стрессора, копинг, эффект копинга в отношении эмоций и решения проблемы, каузальную атрибуцию результата. Получаемые таким образом данные позволяют проводить внутриличностный и ориентированный на семью анализ. Затем может быть определена степень совпадения в один временной интервал наблюдаемых стрессоров (диадный или триадный семейный стресс), атрибуций, эмоций и копинг-ответов.

Стрессоры повседневной жизни

Наиболее важными повседневными событиями за день в семьях незрячих подростков были следующие стрессоры:

• Отцы выделяли перегрузку на работе (9,8 %), ссоры с женой (9,1 %), невыполненную работу (7,4 %), ссоры с коллегами (6,3 %), собственную болезнь (6,3 %), нехватку денег (5,6 %), ссоры с ребенком (5,3 %), ссоры детей между собой (3,9 %), мысли о собственном будущем (3,9 %), ограниченность своей деятельности (3,9 %), школьные проблемы у одного из детей (3,5 %) и т. д.;

• Матери отмечали собственную болезнь (8,3 %), перегрузку на работе (7,7 %), ссоры с мужем (6,7 %), ссоры с ребенком (6,7 %), невыполненную работу (5,1 %), школьные проблемы у одного из детей (4,5 %), сегодняшнее или будущее положение одного из членов семьи (4,5 %), нехватку денег (4,5 %), ссоры детей между собой (3,8 %), болезнь одного из детей (3,8 %), ссоры с начальником (3,5 %) и т. д.;

• У незрячих подростков это были ссоры с родителями (9,9 %), неудачи в школе (9,6 %), перегрузка домашними заданиями (8,7 %), ссоры с другом (5,8 %), ссоры с учителем (5,4 %), ссоры с кем-то из одноклассников (4,5 %), мысли о своем будущем (3,5 %), ссоры с братьями и сестрами (2,9 %), ссоры родителей между собой (2,9 %), ссоры с посторонними (2,9 %), собственная болезнь (2,9 %), критика (2,9 %), невыполненная работа (2,9 %), ощущение себя отвергнутым или игнорируемым (2,9 %).

В результате статистической обработки 5046 самоотчетов о пережитых за день стрессовых эпизодах были обнаружены следующие различия между основной и контрольной группами:

1. Отцы в семьях незрячих подростков, в отличие от отцов нормально видящих детей, чаще отмечали ссоры детей между собой (р = 0,004), ссоры с сотрудниками (р < 0,001), собственную болезнь (р = 0,077*3), переживания по поводу своего внешнего вида (р = 0,014) и своих производственных способностей (р < 0,001), и реже — ссоры с посторонними (р = 0,024), критику (р = 0,043) и отрицательную оценку в свой адрес (р = 0,008), переживания по поводу своей забывчивости (р = 0,066*).

2. Матери в семьях незрячих детей чаще, чем матери контрольной группы, отмечали ссоры детей между собой (р = 0,025), ссоры с начальником (р = 0,01), ссоры с сотрудниками (р < 0,001), слишком большое количество домашних заданий у одного из детей (р = 0,001), собственную болезнь (р = 0,003), переживания из-за своих производственных способностей (р = 0,001) и ограниченности деятельности (р = 0,008), а также школьных

способностей одного из детей (р = 0,067*), и реже — критику (р = 0,081*) и отрицательную оценку в свой адрес (р < 0,001), переживания по поводу собственного будущего (р = 0,022) и нехватки денег (р = 0,002).

3. Незрячие подростки, в отличие от своих здоровых сверстников, чаще отмечали ссоры с одноклассниками (р = 0,019), неудачи в школе (р = 0,011), ссоры с учителями (р = 0,059*), и реже — недостаток денег (р = 0,001), ссоры с отцом (р = 0,073*) и братом (р = 0,063*), переживания по поводу собственного будущего (р = 0,011), своих школьных способностей (р = 0,014) и внешнего вида (р = 0,019), ощущение себя отвергнутым или игнорируемым (р = 0,022).

Приведенные различия указывают на своеобразие повседневных условий и причин переживаний в полных семьях незрячих детей, что определяется их преимущественным пребыванием в школе-интернате и уменьшением доли стрессоров, связанных с семейным функционированием. Школа фактически выполняет для них функцию замещения семьи. Происходит частичное делегирование родительских функций школе. В отличие от контрольной группы родители незрячих детей чаще переживали стресс вне супружеской подсистемы — ссоры с начальниками, коллегами, переживания по поводу работы и своей болезни. Аналогично, их дети реже ссорились с родителями и чаще с учителями и одноклассниками, что свидетельствует об особой роли школы в жизни ребенка-инвалида. В то же время родителям незрячих подростков приходилось чаще разрешать конфликты между детьми и переживать по поводу их школьных способностей, что указывает на более высокий статус «особого ребенка» и, как следствие, конкуренцию между сиблингами. Можно предположить, что и системы предъявляемых родителями требований к ним различны.

Каузальные атрибуции

Зрительный дефект подростка ставит его в центр родительского внимания и формирует в нем экстернальность каузальных атрибуций. Так, отцы детей-инвалидов, по сравнению с отцами из контрольной группы, виновниками стрессовых ситуаций чаще считали себя (р < 0,001) и случайные факторы (р = 0,009) и реже приписывали вину другим факторам, не относящимся к семье (р = 0,002), что свидетельствует в пользу их большей интернальности. Матери в семьях незрячих, в отличие от контрольной группы, чаще считали виновником стрессовых эпизодов случайность (р = 0,023) и реже приписывали вину судьбе (р = 0,023) и другим факторам, не относящимся к семье (р < 0,001). Сами же незрячие подростки чаще, по сравнению со своими нормально видящими сверстниками, возлагали вину за стресс на других членов семьи (р = 0,023) и реже на внесемейные факторы (р = 0,004). В отличие от своих здоровых сверстников, они также чаще считали, что на решение проблемы могли бы влиять сами (р = 0,044), другие члены семьи (р = 0,095*) и реже — другие факторы (р = 0,029). При этом ответственность за решение проблемы они все-таки чаще приписывали братьям (р = 0,09*) и реже — себе (р = 0,078*). Таким образом, они были склонны искать «козла отпущения» в семье, фактически отрицая свою ответственность за стресс.

Контролируемость стрессогенных событий интернального вида — «я сам могу влиять на стрессор» — чаще отмечалась отцами незрячих подростков, чем отцами в контрольной группе (р < 0,001). Как матери, так и отцы детей-инвалидов, в отличие от родителей контрольной группы, реже считали, что стрессовая ситуация могла контролироваться их ребенком (р = 0,04) или кем-то, не относящимся к семье (р = 0,005), что также косвенно указывает на их интернальную позицию и гиперпротекцию в воспитании больного ребенка.

Отцы подростков с нормальным сенсорным развитием были более экстернальны в интерпретации того, от кого зависело решение проблемы или кто, в конце концов, ее решил. Так, отцы слепых детей чаще приписывали ответственность за решение проблемы себе (р = 0,016), своей жене (р = 0,043), судьбе (р = 0,011) и реже — другим лицам, не относящимся к семье (р = 0,042), Богу (р = 0,037) и другим обстоятельствам (р < 0,001).

Матери незрячих подростков, в отличие от матерей из контрольной группы, чаще считали, что решение проблемы зависело от их мужей (р = 0,014) и реже — от посторонних лиц (р = 0,078*) или других факторов (р = 0,022).

Из вышесказанного следует, что незрячие подростки из-за своего сенсорного дефекта формируются родителями более экстернальными, чем их нормально видящие сверстники, у которых родители развивают интернальное принятие ответственности на всех уровнях когнитивной оценки стрессовой ситуации: каузальной атрибуции причины стрессора, возможности его контроля и решения проблемы. При данных родительских установках трудно ожидать от незрячего ребенка адекватных его возрасту социальных и коммуникативных навыков в будущем.

Стрессовые эмоции и состояния являются неотъемлемым компонентом стрессовых эпизодов. С одной стороны, эмоциональные реакции запускаются и формируются путем восприятия и оценки ситуации (например, ее контролируемости), а с другой — они могут рассматриваться и как следствие или результат усилий регуляции4. Таким образом, характер стрессовых эмоций влияет на выбор субъектом копинг-стратегий.

Нами были обнаружены достоверные различия в эмоциональных переживаниях членов семей экспериментальной группы по сравнению с семьями детей с сохранным зрением:

Незрячие подростки в стрессовой ситуации, в отличие от своих сверстников, чаще были испуганными (р < 0,001), печальными (р < 0,001), взволнованными (р = 0,001), нервными (р < 0,001), фрустрированными (р = 0,096*), что свидетельствует о высоком уровне тревоги и невротизации слепых и слабовидящих. Невозможность адекватного зрительного контроля над ситуацией компенсаторно усиливала психическое напряжение;

Отцы (р = 0,003) и матери (р < 0,001) незрячих подростков реже ощущали себя фрустрированными в стрессовых эпизодах по сравнению с родителями контрольной группы. А матери, в отличие от матерей здоровых детей, реже проявляли гнев (р = 0,078*), волнение (р = 0,009) и бессилие что-либо изменить (р = 0,074*), но чаще принимали неизбежность ситуации (р = 0,061*).

Преобладание тревоги во время стрессового эпизода у слепых подростков негативно влияло на выбор копинг-поведения, которое характеризовалось меньшей адекватностью по сравнению с контрольной группой.

Копинг

Все члены семьей с незрячим ребе-нком (отцы, матери и подростки) реже, по сравнению с контрольной группой, применяли адекватную копинг-стратегию «я пробовал решить проблему» (р = 0,007;р < 0,001;р = 0,001 соответственно).

Незрячие подростки, в отличие от сверстников с нормальным сенсорным развитием, чаще использовали такие неадекватные копинг-стратегии, как «пробовал об этом не думать» (р < 0,001), «пробовал ‘‘уйти в себя’’ от ситуации» (р < 0,001), «ничего не сделал» (р < 0,001), и реже — стратегии переоценки и обвинения: «уменьшил значимость события» (р = 0,097*) и «в мыслях упрекал других» (р = 0,005). Они также реже отмечали семейный копинг — вмешательство в решение проблемы других членов семьи (р = 0,015), которое они восприняли бы как поддержку (р = 0,053*).

Это означает, что слепые подростки чаще используют интрапсихические (внутренние), пассивные копинг-стратегии, направленные на подавление и вытеснение стрессовых эмоций и дистанцирование от стрессора, а не на активную борьбу с ним. Таким образом, у незрячих подростков эмоционально-фокусированные копинг-стратегии преобладают над проблеморазрешающими, что свидетельствует об их худшей копинг-компетентности по сравнению со здоровыми сверстниками.

Отцы незрячих детей реже проявляли такие неадекватные стратегии, как «открыто и в мыслях упрекал других» (p = 0,087*; p = 0,04), и чаще — интрапсихический копинг: «пробовал об этом не думать» (p = 0,014) и «думал над решением» (p = 0,097*).

Матери незрячих детей также реже использовали неадекватные обвиняющие стратегии: «открыто упрекала других» (при^ й 0,001), «упрекала себя» (p = 0,007), «покорилась этому» (p = 0,088*) и реже отмечали семейный копинг — вмешательство других членов семьи (p й 0,001).

В целом, копинг-стиль семей с аномальным развитием ребенка отличался более редким использованием адекватных стратегий, направленных на решение проблемы и поиск социальной поддержки: «пробовал решать проблему» (p й 0,001), «попросил другое лицо помочь мне» (p = 0,022), а также более редким вмешательством других членов семьи (p й 0,001), которое можно было бы «почувствовать как поддержку» (p й 0,001). Таким образом, каждый в этих семьях пытался справляться со своими проблемами самостоятельно, не ожидая поддержки от других членов семьи. Это свидетельствует о том, что в семьях контрольной группы семейная сплоченность выше, чем в семьях слабовидящих, где предъявляются другие требования к ребенку, формируются более жесткие границы между семейными подсистемами и индивидами, не позволяющие ощущать эмоциональную поддержку. Скорее всего, это обусловлено тем, что ребенок вынужден большую часть дня проводить в интернате, а не дома, удовлетворяя свои потребности вне семьи. И если ему необходима помощь, то он обращается к друзьям, а не к семье, в этой связи его эмоциональные привязанности с членами семьи постепенно ослабевают. Родители, в свою очередь, тоже в меньшей степени «живут жизнью ребенка», не столь часто эмоционально и физически вовлекаются в решение его школьных и личных проблем, поскольку он приходит домой только вечером и с уже выполненными уроками.

Эффективность копинг-поведения оценивалась с точки зрения решения проблемы и характера эмоций — показателя восстановления психического гомеостаза. Все члены семьи (отцы, матери и незрячие подростки), в отличие от контрольной группы, чаще отмечали, что проблема в итоге решалась полностью (p й 0,001;p = 0,067*;p й 0,001 соответственно), несмотря на то, что реже использовали копинг, ориентированный на проблему. Возможно, разрешения стрессовой ситуации они достигали другими, менее конструктивными способами. В контрольной группе чаще отмечали частичное или незначительное решение проблемы. В то же время в семьях слабовидящих чаще встречались стрессовые ситуации, которые осложнялись или не решались вообще (p й 0,001;p = 0,002;p й 0,001 соответственно).

Отцы детей-инвалидов, по сравнению с контрольной группой, вечером (на момент заполнения анкеты) чаще чувствовали печаль (p = 0,003), гнев (p = 0,024), растерянность (p = 0,001), а матери — обиду (p = 0,005), волнение (p = 0,008) и реже — фрустрацию (p = 0,007).

Незрячие подростки, в отличие от своих сверстников, чаще испытывали испуг (p = 0,002), печаль (p = 0,062*), волнение (p = 0,011), фрустрацию (p = 0,015), растерянность (p = 0,004), подчинение неизбежному (p = 0,010). Это свидетельствует о том, что

использованные ими усилия копинга были недостаточно эффективными, чтобы справиться со стрессовыми состояниями и восстановить психический гомеостаз. Поскольку и в момент стрессового эпизода они чаще испытывали те же самые стрессовые эмоции, можно предположить, что зрительный дефект способствует повышению психического напряжения в виде пролонгированного эффекта всего спектра стрессовых состояний.

Копинг-ресурсы

Результаты корреляционного анализа в целом по выборке семей незрячих подростков свидетельствовали о следующем:

• чем сильнее члены семьи испытывали такие стрессовые эмоции, как испуг, бессилие что-либо изменить, смирение с ситуацией, обиду, тем ниже была эффективность копинга (реже решалась проблема), и чем больше они испытывали раздражение, тем чаще проблема решалась;

• чем сильнее они испытывали печаль, волнение, растерянность, фрустрацию, тем чаще это приводило к тому, что проблема осложнялась или не решалась;

• чем чаще они использовали интрапсихический и неадекватный копинг («пробовал об этом не думать», «ничего не сделал»), тем чаще проблема осложнялась и не решалась вообще, и наоборот, использование стратегий поиска социальной поддержки («попросил другое лицо помочь мне») реже приводило к осложнению проблемы;

• чем выше был уровень психического здоровья, тем чаще использовался адекватный копинг («пробовал решить проблему», «думал над решением»), стратегии самообвинения («упрекал себя») и тем реже — неадекватный копинг («ничего не сделал»);

• члены семьи, высоко оценивающие уровень семейной сплоченности, реже чувствовали обиду во время стрессовой ситуации и чаще применяли адекватный копинг («думал над решением проблемы», «пытался решать проблему») и стратегии самообвинения («упрекал себя»);

• чем больше у члена семьи была неудовлетворенность семейной сплоченностью, тем чаще во время стрессового эпизода он испытывал обиду;

• члены семьи, высоко оценивающие семейную адаптацию и гибкость, реже чувствовали обиду и использовали неадекватный копинг («в мыслях упрекал других») и чаще думали над решением проблемы;

• чем больше у членов семьи была неудовлетворенность семейной адаптацией, тем больше они чувствовали обиду и применяли избегающую стратегию («пробовал об этом не думать»), а вмешательство других членов семьи лишь осложняло ситуацию.

Из вышесказанного следует, что в семьях с аномальным развитием ребенка степень эффективности копинга зависит не только от выбора копинг-стратегии, но и от характера стрессовых эмоций, которые испытываются в момент стресса. Последние детерминированы как характеристиками самой стрессовой ситуации (контролируемостью), так и личностью субъекта. Чем хуже у членов семей были показатели психического здоровья, тем реже ими использовались адекватные, ориентированные на проблему копинг-стратегии и тем чаще — неадекватные, избегающие или пассивные способы совладания. Это позволяет рассматривать показатели психического здоровья в качестве внутреннего или личностного копинг-ресурса.

Показатели удовлетворенности семейным функционированием — семейной сплоченностью и семейной адаптацией (способностью семьи поддерживать стабильность и в то же время адаптироваться к изменениям, меняя лидерство, ролевые отношения и правила) также были связаны с адекватным копингом («думал над решением», «пробовал решить проблему») и стрессовыми эмоциями. Респонденты, неудовлетворенные семейным функционированием, чаще испытывали во время стрессового эпизода обиду и применяли подавляющие копинг-стратегии («пробовал об этом не думать»), а вмешательство других членов семьи в этом случае не было эффективным средством помощи в решении проблемы. Это позволяет рассматривать семейную сплоченность и семейную адаптацию в качестве средовых или семейных копинг-ресурсов.

Данные закономерности также обнаружены у отцов, матерей и незрячих подростков в экспериментальной группе. Так, чем больше подростки во время стрессовой ситуации испытывали испуг, тем реже думали над решением, и в результате реже решалась проблема. Проявление тревоги, растерянности, фрустрации, использование пассивных («ничего не сделал») и избегающих («пробовал об этом не думать») стратегий не приводило к решению проблемы, а наоборот — только ее осложняло. Подростки, имеющие худшие показатели психического здоровья, чаще использовали пассивный копинг («ничего не сделал») и реже упрекали себя. Подростки, низко оценивающие свой интеллект, чаще принимали стрессовую ситуацию как неизбежную. Незрячие подростки, высоко оценивающие семейную сплоченность, чаще использовали адекватный копинг и пробовали решать проблему. Чем больше они были неудовлетворены семейной сплоченностью (расхождение между реальной и идеальной оценками своей семьи), тем больше они испытывали растерянность, фрустрацию, угнетенность, волнение, бессилие что-либо изменить, готовность принять ситуацию как неизбежную и чаще применяли интрапсихический копинг («пробовал расслабиться»). Подростки, неудовлетворенные адаптацией своей семьи, чаще во время стрессовых эпизодов переживали бессилие и подчинение ситуации.

Матери, обладающие худшими показателями психического здоровья, чаще испытывали фрустрацию во время стрессового эпизода. Чем выше у них был уровень экстраверсии, тем меньше они ощущали тревогу и больше обиду. Матери, высоко оценивающие сплоченность своих семей, чаще использовали адекватный и интрапсихический («думала над решением») копинг. Матери, неудовлетворенные семейной сплоченностью, чаще чувствовали обиду и использовали интрапсихический копинг, в частности — «молила Бога и Святых помочь мне». Матери, высоко оценивавшие адаптацию своей семьи, реже испытывали гнев, обиду, открыто упрекали других и чаще думали над решением проблемы.

Чем больше отцы чувствовали себя обиженными во время стрессовой ситуации, тем реже она разрешалась. Отцы, обладающие худшим психическим здоровьем, в целом, реже использовали адекватный копинг и реже пробовали решить проблему. Отцы, высоко оценивающие семейную сплоченность, чаще использовали адекватный копинг («думал над решением», «попросил другое лицо помочь») и стратегии самообвинения («упрекал себя»), а также чаще чувствовали себя угнетенными. Отцы, высоко оценивающие семейную адаптацию, реже отмечали растерянность, тревогу, вмешательство других членов семьи в стрессовую ситуацию, а также использование интрапсихического («пробовал об этом не думать») и неадекватного («в мыслях упрекал других») копинга и чаще думали над решением проблемы. Это свидетельствует о высокой гибкости ролевой структуры их семьи, вынужденной справляться с новыми вызовами среды. У отцов, неудовлетворенных семейной адаптацией, вмешательство других членов семьи в решение проблемы, с их точки зрения, лишь осложняло

ее. Они в стрессовом эпизоде были в большей степени нервными, склонными к гневу и протесту, чаще использовали неадекватный копинг («открыто упрекал других» и «пробовал ‘‘уйти в себя’’ от ситуации»).

Данное исследование выявило специфику семей с незрячим ребенком по сравнению с обычными семьями: преобладание внесемейных стрессоров, более выраженная интерналь-ность атрибуций у отцов (что вполне естественно, иначе семья с больным ребенком развалилась бы), противоречивость каузальных атрибуций у незрячего подростка (негативно влияющая на его социальную адаптацию и взаимоотношения с близкими), преобладание эмоционально-фокусирующего копинга над проблемо-ориентированным у всех членов семьи, а также менее тесные эмоциональные связи в семье.

Ценность данного исследования заключается в том, что оно проводилось в естественных условиях с одновременным участием всех партнеров по интеракции. Это позволило выявить наиболее распространенные психотравмирующие стрессоры повседневной жизни каждой семьи, особенно семейный стресс и семейный копинг, направленный на этот стрессор (эмоции и поведение всех членов семьи в этот момент), а также оценить эффективность этих копинг-усилий в борьбе со стрессором. Анализируя самоотчеты за день, индивидуальные способы реагирования в стрессе, мы можем ответить на вопрос, как семья борется со стрессором, как эти процессы протекают. Например, ребенок пришел с двойкой из школы, и этот индивидуальный стрессор уже становится семейным, поскольку всеми переживается и отмечается в анкете как самый значимый за день. Эмоциональная оценка стрессора может быть разной: мать реагирует раздражением, ребенок — обидой, а отец — растерян. Когнитивная оценка стрессовой ситуации — каузальные атрибуции (представления о том, кто виноват и кто должен решать эту проблему?) у них также могут не совпадать или совпадать частично. При этом их поведение взаимосвязано: если мать демонстрирует экстрапунитивный копинг — «открыто обвиняет других», ребенок может реагировать пассивно — «ничего не сделал», а отец дистанцироваться — «пробует об этом не думать». И на протяжении месяца наблюдений этот «узор поведения» семьи в стрессе может повторяться, и тогда нетрудно определить, кому в ней отводится роль лидера и «козла отпущения», кто — «молчаливый соучастник» и кто из детей больше «триангулирован» в отношения между родителями. Такое исследование дает хороший материал для семейной психотерапии.

Сравнения полных и неполных семей демонстрируют различия в психической адаптации как у матерей, так и у их незрячих детей:

Матери в неполных семьях чаще отмечали ссоры с ребенком (р < 0,001), отрицательную оценку в свой адрес (р = 0,02), но реже — ссоры с мужем (р = 0,046) и сотрудниками (р = 0,027), переживания из-за школьных способностей ребенка (р = 0,048), своих производственных способностей (р = 0,052*), чувство отвержения кем-то (р = 0,011). Они также чаще в стрессовой ситуации испытывали гнев (р = 0,031), волнение (р < 0,001), нервозность (р < 0,001), фрустрацию (р = 0,001), протест (р = 0,081*) и реже — печаль (р = 0,031);

Подростки в неполных семьях чаще выделяли ссоры с родителем (р = 0,005), как с матерью (р = 0,077*), так и с отцом (р = 0,092*), стычки с учителем (р = 0,003) и другом (р < 0,001), запреты родителей (р = 0,096*). Они также сильнее переживали испуг (р = 0,019), гнев (р = 0,007), бессилие что-либо изменить (р = 0,001), протест (р = 0,012) и реже — печаль (р = 0,041). Характер их стрессоров и эмоций указывает на конфликтность межличностных отношений, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны матери и связанную с этим высокую амбивалентность чувств;

Матери в неполных семьях причиной стресса чаще считали ребенка (р = 0,035) и другие факторы, не относящиеся к семье (р = 0,008), и реже — случайность (р = 0,020). Тем не менее, они чаще себя считали способными влиять на стрессовую ситуацию (р = 0,074*), а ответственными за ее решение — посторонних (р = 0,045) и реже — судьбу (р = 0,063*);

Матери в полных семьях чаще ответственность за возникновение стрессовой ситуации (р = 0,035), ее контролируемость (р = 0,001) и решение проблемы (р = 0,004) приписывали мужу;

Подростки в неполных семьях ответственность за возникновение (р = 0,09*), контролирование (р = 0,052*) и разрешение стрессовой ситуации (р = 0,064*) чаще были склонны возлагать на посторонних. Тем не менее, заслугу в решении проблемы они чаще приписывали себе (р = 0,014) и реже — другим (р = 0,022), в то время как их сверстники из полных семей чаще отца считали способным разрешить проблему (р = 0,061*).

Сравнение каузальных атрибуций матерей показывает, что в полной семье за стресс чаще «отвечает» муж или случайность, а в неполной — ребенок или другие. Несмотря на выраженное стремление последних к контролю, интернального принятия ответственности за стресс нет ни у тех, ни у других. Аналогичны каузальные атрибуции и у их детей: не берут ответственность на себя, поскольку интернальность всегда повышает тревогу, которая у слепых и без того высокая.

Ролевая структура семьи детерминировала не только специфику стрессоров, атрибуций и эмоций, но и выбор копинг-поведения и его эффективность:

• Матери в неполных семьях чаще «думали над решением» (р < 0,001), «пытались решать проблему» (р = 0,036), «открыто упрекали других» (р = 0,064*), «покорились этому» (р = 0,018) и реже — «пробовали ‘‘уйти в себя’’ от ситуации» (р = 0,044). Они также сильнее потом переживали фрустрацию (р = 0,006) и бессилие что-либо изменить (р = 0,052*).

• Подростки в неполных семьях чаще «в мыслях (р = 0,002) и открыто упрекали других (р = 0,031)», «упрекали себя» (р = 0,061*), «уменьшали значимость события» (р = 0,011), «пробовали решать проблему» (р < 0,001), «просили помочь других» (р = 0,012), отмечали вмешательство других членов семьи (р = 0,002), которое осложнило проблему (р = 0,079*), и реже — «пробовали об этом не думать» (р = 0,004). Эффект копинга состоял в том, что их эмоции мало изменились: они также испытывали протест (р = 0,085*) и реже — испуг (р = 0,007) и печаль (р = 0,071*), что свидетельствует о персистировании стресса. Это означает, что в неполной семье подростки, несмотря на выбор проблеморазрешающих стратегий, обладали более низкой копинг-компетентностью и толерантностью стресса, чем их незрячие сверстники в полной семье.

Следовательно, не только сенсорный дефект, но и структура семьи влияет на психическую адаптацию ребенка. Эмоциональная привязанность ребенка к родителю в неполной семье подвергается серьезным испытаниям, т. к. вся власть сконцентрирована в одних руках: нет триангулярной функции отца и они «отданы друг другу» со всей амбивалентностью своих отношений. В полной семье многие конфликты между ребенком и родителем остаются «латентными» и не так страшны, потому что дети имеют возможность свободной разрядки в семейном треугольнике и не возникает страха потери «тыла». Такие внутрипсихические конфликты у ребенка в неполной семье могут выражаться и во внешних конфликтах — напряженных отношениях с окружающими, поскольку семья «не сглаживает» его душевные нагрузки, а сенсорный дефект делает его еще более беспомощным и зависимым.

Кроме того, помещая ребенка в специализированный интернат, с одной стороны, мы даем ему возможность максимально компенсировать свой зрительный дефект, но с другой стороны — вырывая его из семейного контекста, мы меняем всю систему эмоциональных и ролевых отношений в его семье, в которой он все больше ощущает себя «гостем». И тогда незрячий ребенок может оказаться «своим среди чужих» в школе и «чужим среди своих» — дома. Таким образом, следует больше стимулировать родителей функционировать в их родительской роли, поддерживая как можно теснее эмоциональные связи ребенка с семьей. В противном случае достижения коррекционного обучения могут быть обесценены характером внутрисемейных процессов, которые играют ключевую роль в формировании адекватных способов психической адаптации и личности ребенка с аномальным развитием.

1 Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2003.

2 PerrezM. Stress and Coping with Stress in the Family. Freiburg, 1994. P. 18.

3 Знак «*» означаетp на уровне тенденции.

4 Folkman S., Lazarus R. S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. P. 466-475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.