УДК 07.00.09
ХУДЯКОВА Екатерина Владимировна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт гуманитарных наук и искусств, кафедра новой и новейшей истории, Екатеринбург, Россия [email protected]
ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ РУБЕЖА \IX-XX ВВ. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
В статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты изучения повседневного костюма. Внимание акцентировано на историографическом аспекте изучения повседневного костюма рубежа XIX-XX вв. как исторического источника. Выявлены основные подходы и тенденции в изучении как за рубежом, так и в отечественной науке.
Ключевые слова: повседневный костюм, историография повседневного костюма, модный костюм, европейский костюм, костюм первой четверти XX века.
KHUDYAKOVA Ekaterina Vladimirovna, Chair of Modern and Contemporary History, Institute of Humanities and (Fine) Arts, Ural Region Federal University named after B.N. Eltsin, First Russian President, Ekaterinburg city, Russia [email protected]
CASUAL SUIT ON THE TURN OF THE XIX-TO-XX CENTURIES AS A HISTORY SOURCE: HISTORICAL STUDY ESSAY.
The paper considered some problem-raising aspects of exploring a casual suit. Attention has been focused on the historical aspect of studying a casual suit of the turn of the XIX to XX centuries considering this artifact as a source for details on the period past. Major approaches and trends in studying garments have been determined, both for studies from abroad and in Russian research.
Keywords: casual suit, historical description of casual suit, fashionable suit, European costume, a suit of the first quarter of the XX century.
Статья подготовлена в рамках реализации гранта Правительства РФ по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования и научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации. (Лаборатория эдиционной археографии, Уральский федеральный университет). Договор № 14.А12.31.0004 от 26.06.2013 г.
The paper was worked up while making use of the Grant by the Government of Russian Federation on involvement of leading researchers to Russian educational institutions of graduate vocational training as well as to research institutions under the State-funded Academies of Science and State-funded Research Centers of Russian Federation. (Laboratory of Expedition Archeography, Ural Region Federal University). Contract № 14.А12.31.0004 of June 26th, 2013.
Костюм - это неисчерпаемый источник для реконструкции прошлого в различных отраслях гуманитарного знания. Специалисты различных областей с помощью данного объекта, могут расширить, углубить свои знания относительно различных предметов исследования. Так, например, для искусствоведов важна эстетика костюма, модный костюм, отражающий смену тенденций; для специалистов в области культурологии костюм предстает как некая составная и неотделимая часть модели культуры; этнографы изучают народный костюм, который служит маркером той или иной группе, выделяя ее.
Говоря об исторической науке, можно выделить несколько основных направлений исследований, где костюм главенствует как исторический источник. Во-первых, костюм служит неким социальным лакмусом определенных групп или классов, показывающих не только структуру общества, но и тенденции развитии, свойственные этому обществу. Во-вторых, костюм является превосходным источником для работ в направлении истории повседневности, где он трактуется в социокультурном плане.
Работы, связанные с европейским костюмом XX века стали появляться в нашей стране только с начала 90-х гг. Для понимания причин того, что тема практически не исследовалась в советское время, нужно обратиться к 20-м гг. XX в. Советской России.
С победой великой октябрьской революции 1917 г. в небытие ушли и старая Россия, и созданная ею культура. На смену пришла новая идеология, новая мода. Теперь даже костюм должен был служить делу построения светлого будущего. Молодые художники должны были создать костюм, с одной стороны, максимально функциональный и удобный советскому человеку, с другой - отражающий стремление всей страны в то самое светлое будущее. Так было выбрано новое стилистическое решение, в полной мере воплотившее в себе господствовавший в то время конструктивизм [8].
Но на деле все шло далеко не так, как задумали вожди революции. Надежда Ломанова (сотрудник мастерской современного костюма, своего рода Шанель и Скиапарелли в СССР в 1920-е гг.) создавала уникальные костюмы в духе конструктивизма и в то же время слыла лучшей портнихой Москвы, к которой обращалась вся столичная элита. Причем для них создава-
лись костюмы, отражавшие развитие европейского платья данного периода, без новаторства в духе советского конструктивизма.
Но это не отражало модной тенденции простых советских граждан. Французский историк Жорж Лефевр, посетивший Россию в 1920-х гг., писал в своем дневнике: «...вокруг меня кипит толпа людей, с усталым видом, в похожих поношенных и однотипных одеждах. Тут и женщины, и мужчины. Молодежь и старики. Все классы стерлись. Во всяком случае в смысле их одежд» [7].
Только в последней четверти ХХ века была проделана большая работа по изучению костюма 1920-х гг. В частности, создан целый ряд трудов, рассматривающих влияние политической обстановки, культурно-нравственной атмосферы, кинематографа и многих других факторов на развитие европейского костюма в послевоенные годы.
Самой ранней была работа «Женская мода ХХ века» автора А. Дзеконьска-Козловской [2]. Автор провел тщательный анализ формообразования костюма в XX в., причем не обойден вниманием и интересующий нас период 1920-х гг. Подробно автор остановился на отслеживании изменений формы костюма, использовании материалов, орнаментации, а также аксессуарах (шляпы, бижутерия, драгоценности, перчатки, чулки). Зачастую, исследуя костюм, авторы стороной обходят такую щекотливую тему, как нижнее белье, но не в данном случае, что особенно ценно при недостаточности источниковой базы.
Небольшим недостатком работы можно назвать то, что автор, уделяя первостепенное внимание тенденциям, возникающим в столице мировой моды - Париже, распространял эти тенденции на другие европейские центры. Огромным достоинством работы, не упомянутом ранее, служит значительное количество иллюстраций, которые показывают то соотношение костюма с общим художественным стилем, преобладающим в изучаемые периоды.
В это же время появляется работа Ефремовой Л. [4], которая работала с французской периодикой, посвященной моде. Работа имеет особую ценность для исследования, так как содержит значительные выдержки из журналов интересующего нас периода.
Более полные труды появляются в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Это обобщающие работы по истории костюма таких авторов, как Каминская Н.М. и Мерцалова М.Н. И хотя они не делали акцент на 20-х гг. XX в., они отметили общие тенденции в моде данного периода [6].
Только в начале 2000-х в отечественной историографии появляются работы, отражающие влияние социокультурных и экономических изменений на повседневный костюм. В книге «История домов моды» Д.Ю. Ермиловой [3] изложена история моды конца XIX - начала XX в. Наибольший интерес автора вызвали коллекции прет-а-порте, так как именно они послужили прототипом для готовой одежды, которая поступала в универмаги в изучаемый период. Если говорить о персоналиях, автора интересовали выдающиеся кутюрье 1920-х гг. - К. Шанель и М. Вионне, которые внесли бесценный вклад в формирование повседневного европейского женского костюма. Автор подчеркивает любопытную тенденцию среди клиенток М. Вионне: именно ее струящиеся силуэты вкупе с отказом от корсетов вынудили женщин тщательнее следить за своей фигурой. Автор подчеркивает непреложную связь между идеями модельеров и изменившимся образом жизни, с развитием массового промышленного производства (производства текстиля в первую очередь). Не обошла стороной Д.Ю. Ермилова и связь моды и авангардного искусства 1990-х гг., она подробно анализирует заимствование геометрических орнаментов в производстве текстиля.
Также стоит отметить и работы, вписывающиеся в такое активно развивающиеся направление, как повседневная история. Это изучения таких авторов, как Баткин Л.М. и Короткова М.В [1,7]. Но, к сожалению, они также рассматривают историю костюма в целом, не делая акцента на интересующем нас периоде.
Историографическое исследование модного костюма показало слабую изученность женских мод в 20-х гг. XX в. и практически полное отсутствие работ по мужскому костюму этого периода.
Таким образом, в отечественной историографии данная тема не получила достаточного освещения. Нет монографий и других крупных исследований, посвященных изучению данной проблемы.
В западной историографии данная тема исследована лучше, однако и здесь наблюдается фрагментарность, отсутствие внимания к интересующему нас периоду. В достаточной степени изучена история костюма модерн, но верхней планкой исследования становится именно Первая мировая война. Мы не будем говорить о работах по истории европейского (в частности французского костюма) в целом, так как это огромный массив, не имеющий прямого отношения к данному исследованию. Остановимся на работах, где акцент изучения сделан на интересующем нас периоде.
Начнем с работ, посвященных моделированию костюма. Особенности французского
моделирования прослеживаются в исследовании Маргарет Браун-Ронсдорф в ее книге «История европейского костюма 1789-1929» (Нью-Йорк, 1964 г.). В работе Беверли Биркса «От кутюр 1870-1970» (Токио, 1993 г.) основные принципы, характерные для целого направления «высокого шитья», даны автором с предельной точностью, представлено эволюционирование понятия «от кутюр».
Как мы знаем, кинодивы и актрисы первые, кто в своих образах и нарядах отражают модные тенденции. Изучению этих образов, копируемых многими женщинами 20-х гг., и посвящена работа Шарлотты Зелинг «20 век - мир модельеров» [5].
Завершая обзор, нельзя не сказать о фундаментальной работе Ноэль Паломо-Ловински, вышедшей в 2010 году. В книге «Мода и Модельеры» автор проводит блестящее исследование всех тенденций, начиная от отца «Модных домов» Поля Пуаре и заканчивая дизайнерами (например Едзи Ямомото), находящимися на острие развития современной моды.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в историографии отсутствует комплексное изучение французского костюма 1920-х гг., включающее в себя исследование костюма как отражения эпохи. Поэтому в нашей работе акцент сделан на изучении всего комплекса факторов, определяющих развитие костюма как общественно-исторического явления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах самосознания. - М.: Российск. гос. гум. ун-т, 2000. - 1005 с.; Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
2. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. - М.; Легкая индустрия, 1977.
3. Ермилова Д.Ю. История домов моды. - М.; Академия, 2003.
4. Ефремова Л. Французская печать о моде. - М.: Искусство, 1971.
5. Зелинг Ш. Мода: век модельеров 1900-1999. Кц1п: Konermann., 2000. - 655 с., ил.
6. Каминская Н.М. История костюма. - М., 1986; Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. В 4-х т. Т I. -М.: Изд. АО Академия моды, 1993.
7. Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. — М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
8. Модный приговор советской власти. Синичкин Р.// Вокруг света. № 5, 2012. - С. 146.
9. Русский костюм 1750-1917 / Под ред. В. Рыдина - М.: Изд-во Всерос. театр. общества, 2009. - С. 267.
REFERENCES
1. Batkin L.M. Evropeyskiy chelovek naedine s soboy. Ocherki o kulturno-istoricheskikh osnovaniyakh i predelakh sa-
mosoznaniya. - M.: Rossiysk. gos. gum. un-t, 2000. - 1005 s.; Korotkova M.V. Kultura povsednevnosti: istoriya kost-yuma. - M.: VLADOS, 2002. - 304 s.
2. Dzekonska-Kozlovska A. ZHenskaya moda KHKH veka. - M.; Legkaya industriya, 1977.
3. Ermilova D.YU. Istoriya domov mody. - M.; Akademiya, 2003.
4. Efremova L. Frantsuzskaya pechat o mode. - M.: Iskusstvo, 1971.
5. Zeling SH. Moda: vek modelerov 1900-1999. Ktsln: Konermann., 2000. - 655 s., il.
6. Kaminskaya N.M. Istoriya kostyuma. - M., 1986; Mertsalova M.N. Kostyum raznykh vremen i narodov. V 4-kh t. T I. -
M.: Izd. AO Akademiya mody, 1993.
7. Korotkova M.V. Kultura povsednevnosti: istoriya kostyuma. - M.: VLADOS, 2002. - 304 s.
8. Modnyy prigovor sovetskoy vlasti. Sinichkin R.// Vokrug sveta. № 5, 2012. - S. 146.
9. Russkiy kostyum 1750-1917 / Pod red. V. Rydina - M.: Izd-vo Vseros. teatr. obshchestva, 2009. - S. 267.