Научная статья на тему 'Повседневность советского детства как фактор формирования личности (на примере г. Усть-илимск)'

Повседневность советского детства как фактор формирования личности (на примере г. Усть-илимск) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ / СЕМЬЯ / УЛИЦА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SOVIET CHILDHOOD / EVERYDAY PRACTICES / EVERYDAY LIFE / FAMILY / STREET / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волосова Евгения Борисовна

Анализируются воспоминания жителей Усть-Илимска о своем детстве, проходившем в период позднего социализма. Особое внимание уделяется повседневной жизни, которая конструировалась семьей, улицей, государством, атмосферой молодого строящегося города. Раскрываются механизмы формирования личности ребенка, приобретения им общечеловеческих ценностей. Делается вывод о невозможности рассматривать детство как источник формирования негативных качеств советского человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The everyday life of the Soviet childhood as a factor of personality formation (on the basis of an example of Ust-Ilimsk)

The author analyses the Ust-Ilimsk citizens’ memories about their childhood that took place in the period of late socialism. A special attention is paid to the everyday life which was formed by the family, street, state, and by the atmosphere of a young developing city. The research reveals the mechanisms of the child’s personality formation and the process of acquiring universal values. The author arrives to the conclusion that it is impossible to consider childhood as a source of forming of the negative qualities of the Soviet person.

Текст научной работы на тему «Повседневность советского детства как фактор формирования личности (на примере г. Усть-илимск)»

УДК 316.014

Е. Б. Волосова

повседневность советского детства как фактор

формирования личности (на примере г. усть-илимск)

Анализируются воспоминания жителей Усть-Илимска о своем детстве, проходившем в период позднего социализма. Особое внимание уделяется повседневной жизни, которая конструировалась семьей, улицей, государством, атмосферой молодого строящегося города. Раскрываются механизмы формирования личности ребенка, приобретения им общечеловеческих ценностей. Делается вывод о невозможности рассматривать детство как источник формирования негативных качеств советского человека.

Ключевые слова: советское детство, повседневные практики, повседневная жизнь, семья, улица, общечеловеческие ценности.

The everyday life of the Soviet childhood as a factor of personality formation (on the basis of an example of Ust-Ilimsk). EVGENIYA B. VOLOSOVA (The Branch of East Siberian State Academy of Education in Ust-Ilimsk, Ust-Ilimsk).

The author analyses the Ust-Ilimsk citizens’ memories about their childhood that took place in the period of late socialism. A special attention is paid to the everyday life which was formed by the family, street, state, and by the atmosphere of a young developing city. The research reveals the mechanisms of the child’s personality formation and the process of acquiring universal values. The author arrives to the conclusion that it is impossible to consider childhood as a source of forming of the negative qualities of the Soviet person.

Key words: Soviet childhood, everyday practices, everyday life, family, street, universal values.

В 1989 г. Левада-центром был начат проект «Человек советский» (продолжался в 1994, 1999 и 2005 гг.), что позволило выделить идеально-типическую конструкцию «советского простого человека». Это «массовидный» человек, противопоставленный всему своеобразному, доступный для контроля сверху, примитивный по запросам, созданный раз и навсегда и далее неизменяемый, легко управляемый и т.д. [1]. Специалисты отмечают, что данный тип сформировался в закрытом, тоталитарном государстве под влиянием различных репрессивных структур и институтов социализации (школы, армии, СМИ).

Вполне оправдан вопрос о механизмах воздействия, а также возрастных рамках, в которых осуществлялось воспитание личности в духе советского образца. Поиск ответа на него определил и цель данной статьи: изучение советского детства как фактора становления личности ребенка. Непосредственным фокусом выступает повседневная жизнь, играющая важную роль в данном процессе. Предстоит ответить на ряд вопросов: какие факторы оказывали наибольшее воздействие на повседневные практики советских детей? какие черты характера и поведения складывались под их влиянием?

являются ли данные признаки выражением конструкции «советского простого человека»? какие элементы, усвоенные в те годы, вошли в мировоззрение современного человека, а какие претерпели трансформацию?

В современной историографии существует несколько подходов в изучении детства как особой субкультуры. Они нашли свое отражение в работах Ф. Ариеса, Л. Демоза, Ф. Дольто, И. Кона, М. Мид. В России с 1996 г. ведется работа по созданию архива воспоминаний, публикуются работы о советском детстве; в Российском государственном гуманитарном университете создан семинар «Культура детства», который объединяет вокруг себя людей, интересующихся этой тематикой [4]. В рамках ми-кроисторического анализа появилась возможность исследовать семейные отношения, игры, отдых, переживания ребенка, обращаясь к его личному опыту. Широко используются устные воспоминания и методики их интерпретации. Интересные школы сложились в Иркутской области, где происходит изучение повседневных практик детей разных периодов советской эпохи [2, 3, 5]. Исследования проводятся в основном на сельском материале, тогда как молодые сибирские города изучены недостаточно.

ВОЛОСОВА Евгения Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественных наук (Усть-Илим-ский филиал Восточно-Сибирской государственной академии образования, Усть-Илимск). E-mail: [email protected]

© Волосова Е.Б., 2013

Эта исследовательская лакуна определила объект нашего анализа - дети из молодых семей строителей Усть-Илимска, города комсомольских строек, периода позднего социализма (с 1960 годов до середины 1980-х гг.). Предметом изучения выступают факторы, оказавшие решающее влияние на формирование детских повседневных практик, а через них на становление личности ребенка, усвоения им жизненных ценностей и моделей поведения.

Мы основываемся на двух взаимодополняющих источниках: публикациях в СМИ («Усть-Илимская правда», 1970-1985 гг.) и воспоминаниях жителей Усть-Илимска, чье детство прошло в родном городе в 1960-е - I половине 1980-х годов. Метод интервью требует, чтобы в памяти человека остались воспоминания о фактах своего детства, о своих переживаниях; чтобы он смог рассказать о них, отделить вымысел от реальности. Исходя из этого мы искали респондентов, которым в исследуемый период было 7-12 лет (младший школьный возраст). Выборка состоит из 9 чел.: троих мужчин и шести женщин от 35 до 50 лет. Респонденты были разделены на группы в зависимости от того, на какие годы пришлось их раннее школьное детство. Дети 1960-х годов были привезены в Усть-Илимск родителями, приехавшими по комсомольским путевкам на строительство молодого города или по распределению после окончания института. Поколение 70-х и 80-х родилось уже в городе. Все респонденты отмечают, что родители имели рабочие специальности, трудились крановщиками, кладовщиками, рабочими на городских предприятиях - ГЭС, бетонном заводе, СМУ и т.д. Исключение составляют лишь родители Елены, гуманитарии по специальности (литератор и историк), закончившие Иркутский педагогический институт. В Усть-Илимске ее мама пошла работать в школу, папа через некоторое время стал секретарем ГК КПСС по идеологии.

На отношениях в семьях социальный и профессиональный статус родителей не сказывался. В воспоминаниях подчеркивается, что главным было их отношение к своей работе - трудились с самоотдачей, энтузиазмом, любовью и профессионализмом. Это служило хорошим примером для детей.

В процессе сбора информации было обнаружено, что в ответах представителей разных поколений отсутствуют принципиальные различия; нет различий и по социальному статусу родителей. Поэтому в дальнейшем исследовании данные признаки не учитывались.

Выборка на первый взгляд кажется малочисленной. Однако нужно иметь в виду, что выводы, полученные в парадигме качественного исследования, не претендуют на роль универсальных. Их цель -реконструировать частный, субъективный срез ре-

альности. В нашем случае это ситуация молодого сибирского города (получил свой статус в 1973 г.) с характерным для него оптимизмом и романтикой, особенно в 1960-1970-е годы. В воспоминаниях респонденты подчеркивали, что «так жили многие». Это дает нам право считать, что образ детства, воссозданный на основе девяти воспоминаний, отражает картину, во многом типичную для Усть-Илимска.

На комсомольскую стройку прибывали молодые люди из окрестных деревень, союзных республик, стран зарубежья. Справлялись свадьбы, рождались дети. В своих воспоминаниях о тех временах респонденты выделяют четыре фактора, оказавших влияние на формирование их обыденной жизни, -семья, улица, государство, город.

Семья. Отношения между детьми и родителями складывались теплые, уважительные. Это определялось особенностями воспитательной политики. Ее основными чертами были ненавязчивое внимание, забота, совместное времяпровождение, отсутствие физических наказаний. Родители с утра до вечера находились на работе, казалось, что дети предоставлены сами себе. На деле это было не так.

Нашим воспитанием по-настоящему занимались, но это не значит, что садились рядом и читали морали или нотации. Даже если родители в данный момент были не рядом, мы ощущали их заботу. Это было какое-то подспудное воспитание. Несмотря на огромную занятость обоих родителей, нам уделяли много внимания. Папа водил на каток, в выходные часто ходили на семейный обед в лес, обязательно водили на все концерты и приезжих, и местных артистов. Нас брали на перекрытие Ангары (1)*.

Нас никогда не наказывали. Родители объясняли, что можно, чего нельзя, и мы понимали их с полуслова. У нас было все, что можно было иметь в то время. Первый фотоаппарат - в 12 лет, первый магнитофон - чуть старше. С другой стороны, мама и папа сумели воспитать нас ответственными (9).

Ребенок в семье имел свои обязанности, соответствующие возрасту и возможностям: присмотреть за младшими братьями и сестрами, отвести их в садик, помыть посуду, вынести мусор, сходить в магазин, выгулять собаку. В деревянном доме добавлялась забота о печи:

Главной была печь. С отоплением связаны детские воспоминания о заготовке дров. Пилить привезенные доски, колоть чурки в поленья и складывать их в поленницы - это были наши обязанности (5).

* Приведены фрагменты стенограмм бесед с жителями Усть-Илимска. В круглых скобках указан номер позиции в списке респондентов.

Респонденты положительно отзываются о необходимости выполнять домашнюю работу, рассматривают ее как вклад в семейное дело, воспитание трудолюбия и ответственности (7, 8).

Важное место в жизни занимали домашние животные, забота о которых входила в круг детских обязанностей:

Помню, что на улице не встретишь бездомную собаку или кошку, в то время никто не выбрасывал животных, было жалко, да и как-то не по-человечески. Как-то раз принесли мы с сестрой домой голубя, у него было подбито крыло, мы за ним ухаживали, кормили его (6).

В условиях дефицита заботой родителей была детская одежда. Каждая семья находила свой выход из создавшейся ситуации: бабушки и мамы шили, учили девочек шить для кукол, потом и на себя; одежду привозили из других городов.

Летом, только приезжали в Ангарск (город в Иркутской области, имевший особую категорию снабжения. - Е.В.), дед брал нас и вел в «Детский мир». Покупал обувь, а старую сразу выкидывал в урну около магазина. Видимо, так поступали родители многих детей. Урна всегда была полна старой детской обуви. Опять же из Ангарска мы привозили к началу учебного года новую школьную форму: платья, галстуки пионерские, фартуки. Белые фартуки чаще шили сами, черные покупали (9).

Я была и есть рукодельница. Всегда что-то шила и вязала. С 7-го класса начала себе шить уже сама одежду, и у меня неплохо получалось. Девчонки всегда мне говорили, что я отлично одеваюсь (4).

Детская одежда тех времен не выделялась изысканностью. Одевались просто, строго, в темные тона:

...летом - сарафаны, платья. В магазинах красивых вещей было не купить, любимые - сшитые мамой, бабушкой. Зимой была шубка из натуральной овчины. Шапка кроличья. Весной и осенью -куртки болоньевые, утепленные. В школе - форма. Единственное, за что обидно, что наша детская одежда была раскрашена не в такие яркие краски, как нынче (1).

Пищевые пристрастия советских детей определялись полупустыми полками продовольственных магазинов, талонной системой распределения продуктов. Ситуация в Усть-Илимске, судя по воспоминаниям респондентов, была лучше, чем в других регионах Иркутской области. Питались сытно, натуральными продуктами. Дети были неприхотливы в еде, однако у каждого имелись любимые лакомства, приготовленные дома.

Кушать обычно готовила мама. А мы с сестрой со школы прибежим, пожарим себе яичницу, и нам

хватает до вечера, пока мама не придет с работы. Запомнилось, что с продуктами дома проблем особых не было, все было в достатке. Были и молоко, и колбаса. Мама любила стряпать, пекла булочки и хлеб. Помню, мама настряпает булочек, а летом дверь домой не закрывалась, дети прибегали и брали себе булочек, конфет столько, сколько смогут унести. А вот мороженое в то время было дефицит (6).

Всегда были конфеты - мама очень любила сладкое и покупала хорошие. Фрукты тоже были всегда, по сезону. Тогда круглый год не было такого многообразия, как сегодня. Но осенью покупалось много арбузов и винограда, зимой ящиками мандарины, апельсины, яблоки. Но больше всего хотелось того, чего не было. Например, долго мечтой оставалась жевательная резинка (1).

Респондентам запомнились семейные традиции - праздники (детские дни рождения, Новый год), походы на природу. Совместный отдых способствовал укреплению семьи, формированию детских увлечений, развитию любознательности и кругозора:

Каждое лето мы ездили к бабушке в деревню, на Сахалин. Мне очень нравилось ездить туда, там огромные большие леса, красивая природа. Постоянно привозила домой много ракушек, морских ежей, крабов. Когда с материка плыли на катере, нас сопровождали дельфины. Там в 9 часов уже темнело, уже видно звездное небо, мне это очень понравилось, и после этого я стала увлекаться астрономией. Мне даже купили телескоп. Вообще я очень люблю читать, это пошло с детства. Мама и папа всегда читали, и поэтому я тоже очень люблю читать. Из Москвы мы всегда везли много книг. Телевизор смотрела редко, там всего было две программы (9).

Кроме семейных отношений большую роль играли соседские связи. Они возникали естественно и много значили в повседневной жизни:

...с соседями отношения были очень хорошие. Было такое, что могли пойти и попросить у них что угодно, и соль, и хлеб, они никогда не откажут. Ведь круглосуточных магазинов не было, а когда что-то понадобится, то сразу идешь к соседям. Знакомства и дружеские связи возникали по разным поводам: родители работали вместе, дети играли вместе на улице или учились в одном классе. Общность увлечений также становилась основой связей. Например, сближала рыбалка, совместная охота (5).

Улица. Респонденты отмечают, что, в противоположность современным детям, они не сидели по домам, у них было уличное детство. Воспоминания о нем оказались самыми яркими:

.ведь в то время не было ни компьютеров, ни телевизоров, все время проводили на улице, нас было не загнать домой. Смена времен года позволяла разнообразить детские забавы. Летом играли в очень азартные игры, такие как зарница, чехарда, лапта, казаки-разбойники, краски и во многие другие, строили шалаши. Даже рядом с домом грибы собирали. Зимой сами заливали горки, играли в снежки, просто барахтались в сугробах, катались и на лыжах, привязанных ремешками к валенкам. На стройках брали картон и на них вместо санок катались с этих самых горок. Также сами заливали каток возле дома. Транспортным средством был велосипед. Все лето мы на них гоняли и на речку, и в лес за ягодами (9).

Обычно день проходил на улице. Между домами, в одном из которых я жила, шла стройка. Почти все ребятишки играли там, в том числе и я. На стройку приезжали афро-американцы работать, а нам было очень интересно посмотреть на их кудри, подергать за косички; мы поили их квасом и кормили булочками, даже как-то пытались разговаривать с ними в основном жестами, чтобы они нас понимали и мы их (6).

В различные игры играли дети самых разных возрастов, так же с нами играли и парни лет двадцати, вот помню, играешь в бамбингтон (бадминтон. - Е.В.) с девчонками, а мимо проходят парни и просят сыграть, так мы давали без проблем, было доверие к людям (3).

У нас во дворе был свой театр. Делали различные постановки. Из лоскутков ткани сшили занавес. Для выступлений учили различные стишки, пели песенки, костюмы тоже шили сами. Также в подъездах домов устраивали выставки, все, что дома сошьешь или свяжешь, несешь на выставку. Водили ребятишек по выставочному залу, так мы его называли, показывали им указкой на вещь и рассказывали (4).

Улица сплачивала, формировала особые «дворовые» отношения, основанные на дружбе и взаимопомощи.

Можно сказать, что всё наше общение проходило на улице, отношения были очень дружеские, гуляли по десять, двадцать человек. Родители за нас сильно и не боялись, ведь в то время не было воровства, грабежей. Помню, даже когда входную дверь закрываешь на ключ и кладешь его под половик, никто его не брал (5).

Когда у меня еще не было велосипеда, я брала у своих дворовых друзей и таким образом училась кататься, а после мне его купили. Выходила с ним на улицу, у меня просили прокатиться, и я давала, не жалела. Серьезных ссор между друзьями и под-

ругами не было, были небольшие недомолвки, если кто кого с горки столкнул или не дал на велосипеде прокатиться (9).

Разновозрастное общение раздвигало для младших границы известного мира, позволяло проникать в еще не изведанные места. Дети от трех лет могли выйти за пределы своей улицы, пойти в кино, в лес или на речку, как правило, вместе со старшими братьями или сестрами (5).

Отличные были отношения. Во дворе дружили со многими очень тесно. У нас был большой шестиподъездный дом. Наш, шестой, и соседний, пятый дружили против всех остальных. Это были две команды. В любой игре уже не надо было делиться: по номерам подъездов и все. С некоторыми общаемся до сих пор. Не было причин для принципиальных разногласий. Поссорились и тут же помирились (6).

Государство. В политику советского государства входил принцип активной заботы о подрастающем поколении, поэтому дети не были предоставлены сами себе. Приоритетными направлениями участия местной власти в обеспечении внеучебной жизни усть-илимских детей являлись поддержка детского спорта на любительском уровне, организация праздников, дворовых клубов, летних лагерей и т.д.

Спортивными играми занимались зимой и летом. В основном это были игра в хоккей с мячом, баскетбол, футбол, проводились лыжные и конькобежные соревнования, традиционные кроссы.

Советские праздники (День Конституции СССР, 50-летие образования СССР, День Юного антифашиста, «Мы Родину славим трудом», День памяти героев, и др.) воспринимались не как идеологическая пропаганда, а как место встреч и радостного общения.

Самыми яркими и запоминающимися были Первое и Девятое мая, которые проходили в центре старого города на улице Кирова. На праздниках собирался весь город с шарами, с плакатами. Там встречали всех знакомых, которых давно не видели. На зимние праздники, например на Новый год, на елку мы ходили к родителям в их организации, сами шили костюмы. Там дарили нам подарки, в которых было очень много вкусных московских конфет (5).

Приметой советского времени является тот факт, что каждодневная жизнь ребят была тесно связана с дворовыми клубами. Например, в клубе «Алый парус» работали разнообразные кружки (радиотехнический, вязальный, спортивный, музыкальный). По инициативе ребят для охраны природы был организован «Зеленый патруль». Вместе с

воспитателями они ездили на экскурсии, ходили в кино. У членов клуба были правила и обязанности, одной из основных являлась помощь больным, престарелым и малышам [6].

Летние каникулы юные усть-илимцы проводили разнообразно: поездки на море, к бабушке в гости, в пионерский лагерь. Часть детей оставалась в городе.

Кроме пионерского лагеря «Лосенок» (сегодня заброшенного) в городе открывались летние площадки при школах.

Каждое лето родители отправляли меня в лагерь «Лосенок». Самое главное, что всем всегда хватало путевок. В лагере мы проводили месяц, где каждое утро была физзарядка, но также там проводили и дискотеки, на которые я ходила с удовольствием. Каждый раз в конце сезона в лагере мы жгли костры и сидели всю ночь. Также вместе с лагерем мы выезжали в различные походы, вожатые водили нас в кино, в котором каждый день показывали по два, три фильма. После месяца, проведенного в лагере, мы обязательно ездили в деревню к бабушке, а вот мои знакомые ездили на Черное море или в Сочи. В общем, кто куда (5).

Город. Респонденты признаются, что ситуация в СССР мало определяла их жизнь. Однако гордость за то, что живешь в стране, победившей в Великой Отечественной войне, существовала. На мироощущение ребенка большое влияние оказывали события, происходящие в родном городе.

Мне было восемь или семь лет, когда состоялось первое перекрытие Ангары. На берегу собралось множество (как тогда казалось) народу. Детским умом понимала, что происходит что-то важное. Становясь старше, осознавали, что не в каждом городе есть такие грандиозные стройки, о которых знает вся страна, куда едут иностранцы, летом - студенты. Мы гордились своим городом (9).

Было какое-то необъяснимо откуда взявшееся чувство патриотизма. Где бы ни увидели и ни услышали слово «Усть-Илим», сразу расправляли плечи - это же про наш город (2).

С детства ощущали, что живем в каком-то особенном месте, жили одной дружной многонациональной семьей. Долго не задумывалась о национальностях людей. В одном дворе жили украинцы, белорусы, буряты, прибалты (9).

Осознанная значимость строек пришла уже, когда стали старше. А в детстве жили радостью и тревогами родителей. Помню, как весь город переживал за строителей, которые попали под обвал в траншее, за последствия пожара на эстакаде. Навряд ли дети понимали весь трагизм ситуации,

просто передавалось общее настроение. Когда уезжали учиться, родители и учителя наставляли, что надо возвращаться в город после института. Здесь есть и работа, и перспективы. Очень жалко, что сегодня ситуация кардинально изменилась (1).

Итак, повседневный мир детства находился под пристальным вниманием государства, конструировался взрослыми людьми (семьей, родственниками, соседями) и социальной средой (двором, улицей, атмосферой молодого города). Семья прививала ребенку трудолюбие и ответственность за порученное дело, самостоятельность, способствовала развитию любознательности, увлечений и кругозора. Она служила моделью человеческих взаимоотношений, основанных на любви и заботе. Родители старались сами жить так же, как воспитывали своих детей.

Сегодня кардинально изменился словарь детской повседневности, в нем отсутствуют многие понятия, например «двор», «улица». Эти слова тогда не внушали страха. Родители много работали, но дети не были беспризорными. Спасала улица, где в безопасности проходила большая часть их жизни. Уличное детство помогало укреплять правила отношений между сверстниками, развивать самостоятельность и творческие способности. Ценными становились те качества, которые зарабатывались самостоятельно и не имели отношения к материальным благам:

Мы не соревновались в том, у кого лучше форма, у кого круче телефон, компьютер и т.д. и т.п. Мы ценили такие качества характера и души друг друга, как взаимовыручка, веселый нрав, честность, справедливость. Презирали лицемеров, подлиз. Даже если кто-то учился плохо, но был просто хорошим человеком, с ним дружили, не упрекая за двойки. И, наоборот, если отличник был классным человеком, товарищем, к нему и относились соответствующим образом, как к «своему парню» (9).

Понятие «коллективизм» имело позитивное значение: это двери, ключи от которых лежали под ковриком, праздники всем подъездом, булочки для детей всего дома.

Отголоски трудностей тех времен (дефицит, карточки) слышатся в рассказах наших респондентов, однако они не чувствовали на себе их влияние. Слово «патриотизм» было наполнено реальным смыслом: гордость за город великих строек, понимание его особенности, переживание за живущих в нем людей, уважение к труду родителей. Дети мечтали, что они будут здесь жить и работать.

Все респонденты назвали свое детство счастливым, а составляющими счастья определили любящих родителей, верных друзей, сплоченность,

безопасность, отсутствие жестокости, достаток. В памяти респондентов не осталось воспоминаний о политическом воспитании, в том числе в школьной практике. Наоборот, впечатления о школьной жизни положительны:

...с нами возились учителя. Мы проводили в школе так много времени, что родители даже ревновали к ней. Помню, когда была постарше, мама сказала: «Дам тебе раскладушку и живи в школе». Было много интересных кружков и в школе, и в доме пионеров. Классные руководители нас возили на экскурсии в другие города, с нами занимались сверх программы (9).

Можно предположить, что отрицательные качества, называемые «совковостью», появлялись под влиянием других механизмов и в другое время. На мировоззрение ребенка 7-12 лет в большой степени влияли не политические, идеологические или экономических реалии, а семейное и дворовое общение, романтика молодого города. В этой атмосфере не было почвы для появления характеристик «советского простого человека», выделенных Ю. Левадой, - управляемости, контролируемости, примитивности, неизменяемости [7]. Массовидность и деиндивидуализм были представлены здоровым коллективизмом, сплоченностью, взаимопомощью.

Респонденты не чувствуют себя сегодня советскими людьми, однако некоторые качества, усвоенные в детстве, стали частью их мировоззрения:

Да, нас воспитывали и прививали чувство патриотизма, уважения к старшим, заботу о младших. А что в этом плохого? Если наша совковость в этом, то пусть она остается (9).

Часть качеств трансформировалась под влиянием современных реалий:

.думаю, в нашем детстве нам привили много хорошего. А то, что выветрилось что-то, так, может, виновато время бестолковое, которое мы пережили. На наше поколение выпало много катаклизмов экономических и политических. И у многих, как защитная реакция, появилось хамство, пофи-гизм (9).

Ушли в прошлое общительность: иногда надо держать дистанцию, потому что выживает сильнейший и доверять можно не каждому (6), беззаботность: понимаешь, что на тебе ответственность и что теперь не за тебя отвечают, а ты отвечаешь за судьбу близких людей (9). Сильно изменилось отношение к деньгам: мне с детства внушали четко, что хорошо и что плохо. Например, говорили, что плохо всё мерить деньгами. А сейчас куда ни кинь, везде деньги. И уже никто не внушает детям, что это плохо. Даже платят за оценки в школе. Другие взгляды и ценности (9).

Итак, анализ воспоминаний жителей Усть-Илим-ска о детстве в 1960-1980-х гг. показывает следующее. Повседневная жизнь оказывала огромное воздействие на формирование ребенка младшего школьного возраста. Она являлась источником формирования общечеловеческих ценностей, проводниками которых выступали родители, соседи, учителя. Дети не чувствовали противоречий между тем, как их воспитывали, и окружающей жизнью. Мировоззрение современного человека, чье детство проходило в советские годы, представлено эклектичным набором разнородных характеристик - усвоенных в детстве, приобретенных в эпоху брежневского застоя, под влиянием перестроечных событий.

Мы понимаем, что воспоминания респондентов субъективны, малочисленны и не могут претендовать на универсальность. Однако локальный срез не искажает, а дополняет разнообразную ткань социальной действительности.

Список респондентов с указанием даты беседы

1. Беловодова Тамара, 2 апреля 2011 г.

2. Булдаков Владимир, 15 апреля 2011 г.

3. Балахнина Нина, 8 февраля 2011 г.

4. Демидова Ольга, 20 ноября 2010 г.

5. Карбаинова Ольга, 4 ноября 2010 г.

6. Краснова Надежда, 15 марта 2011 г.

7. Москвин Николай, 10 апреля 2011 г.

8. Савельев Константин, 10 марта 2011 г.

9. Труфанова Елена, 2 апреля 2011 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гудков Л.Д. Перерождения «советского человека» (об одном исследовательском проекте Левада-центра). URL: http://www.root.elima.ru/articles (дата обращения: 29.02.2012).

2. Занданова Л.В. Повседневная жизнь населения Байкальской Сибири в XX веке: к постановке проблемы // Изв. Иркут. гос. ун-та. Серия Политология. Религиоведение. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. Т. 1. С. 227-232.

3. Иванов ГЛ. Гулаговское детство // Гуманитарные исследования Сибири в контексте российских перемен: материалы всерос. науч.-практ. конф. Братск: Изд-во Брат. гос. ун-та, 2006. С. 79-80.

4. История детства как предмет исследования: наследие Ф. Ариеса в Европе и России: материалы междунар. науч. конф. 1-2 окт. 2009 г. URL: http://www.childcult.rsuh.ru// article.html (дата обращения: 09.03.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кальянова Т. Детство в Мегете // Байкальская Сибирь. Предисловие 21-го века. Альманах - исследование / ред. М.Я. Рожанский. Иркутск, 2007. С. 11-18 .

6. Каменев Л. Записывайтесь в кружок // Усть-Илимская правда. 1985. 14 июня. С. 2.

7. Левада Юрий. «Человек советский» // Полит.Ру. Публичные лекции: Версия для распечатки. URL: http://www.poHt. ru/lectures/2004\04\15\levada_print.html .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.