Научная статья на тему 'Повседневная жизнь сельского населения в свете междисциплинарных исследований'

Повседневная жизнь сельского населения в свете междисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1151
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КРЕСТЬЯНСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / КУЛЬТУРА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / DAILY ROUTINE / WAY OF LIFE / PEASANTRY / UNEMPLOYMENT / SOCIAL WELLBEING / CULTURE / INTERETHNIC RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильин Иван Егорович

Проанализирована повседневность различных категорий сельского населения Чувашской Республики в условиях социально-экономических и политических изменений на рубеже ХХ-ХХI вв. Изучены основные показатели образа жизни, материального благосостояния, социального самочувствия современного крестьянства, рассмотрена этнокультурная и межнациональная ситуация в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY ROUTINE OF RURAL POPULATION IN THE INTERDISCIPLINARY RESEARCH

The author analyses daily routine of different categories of rural population in the Chuvash Republic during the social, economic and political changes at the turn of XX-XXI centuries. The main characteristics of the way of life, wealthiness, social wellbeing of contemporary peasantry are studied as well as ethno-cultural and interethnic situation in the region.

Текст научной работы на тему «Повседневная жизнь сельского населения в свете междисциплинарных исследований»

14. Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX - начала XX века: Московский и Петербургский университеты / А.Н. Шаханов. М.: Наука, 2003. 419 с.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tivanovan@mail.ru).

IVANOVA TATYANA NIKOLAEVNA - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 94 (470.344) «20/21»

И.Е. ИЛЬИН

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

В СВЕТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ключевые слова: повседневность, образ жизни, крестьянство, безработица, социальное самочувствие, культура, межэтнические отношения.

Проанализирована повседневность различных категорий сельского населения Чувашской Республики в условиях социально-экономических и политических изменений на рубеже XX-XXI вв. Изучены основные показатели образа жизни, материального благосостояния, социального самочувствия современного крестьянства, рассмотрена этнокультурная и межнациональная ситуация в регионе.

I.E. ILYIN

DAILY ROUTINE OF RURAL POPULATION IN THE INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Keywords: daily routine, way of life, peasantry, unemployment, social wellbeing, culture, interethnic relationship.

The author analyses daily routine of different categories of rural population In the Chuvash Republic during the social, economic and political changes at the turn of XX-XXI centuries. The main characteristics of the way of life, wealthiness, social wellbeing of contemporary peasantry are studied as well as ethno-cultural and Interethnic situation In the region.

Современная российская деревня не только производит сельскохозяйственную продукцию, но и является источником сохранения национальной культуры, поддержания здоровья человека, обеспечивает будущее страны. Сельская проблематика актуальна и потому, что ухудшается демографическая ситуация, сельское население стареет и его численность уменьшается быстрыми темпами.

В этих условиях особую актуальность приобретает изучение повседневной деятельности селян. Повседневность жизни регулируется определенными нормами, стандартами, и если они нарушаются в ту или другую сторону (снижение, повышение), причем устойчиво изо дня в день, подобная ситуация становится предметом озабоченности социума, властей, общественных организаций. Повседневность включает несколько элементов, которые характеризуют ее стиль: активная трудовая деятельность, воздействующая на внешний мир; признание целесообразности изменения этого мира; включенность в циклическое время трудовых ритмов; участие в повседневности всей полнотой личности и др. Анализируя переживания и смыслы индивидов и их групп по каждому из выделенных элементов, мы приближаемся к пониманию реальной культуры людей, социальному самочувствию их, степени идентификации со стратегией преобразований, инициируемых властью, государством.

Автор в данной статье ставит цель - исследовать повседневную жизнь сельского населения с использованием междисциплинарного (полипарадигмального) подхода. С учетом цели, специфики объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи: изучить логику и механизмы освоения-отталкивания инноваций в сельском социуме на основе эволюции сознания, менталитета, властных отношений, изменения ценностей и реальных условий жизни; проанализировать механизмы социальной адаптации сельского населения к новым условиям их жизнедеятельности, выявить резервы их активизации.

При анализе категории «повседневность» необходимо выделить предмет исследования. По мнению М.К. Горшкова, повседневность - это привычные, повто-

ряющиеся формы жизнедеятельности человека, при которых происходит реализация его насущных потребностей. В научной интерпретации она понимается как процесс жизнедеятельности индивидов, который развертывается в общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. При этом для более четкого водораздела с тем, что лежит за ее границами, повседневность противопоставляется как будни - празднику; как общедоступные формы деятельности - высоким специализированным ее формам; как жизненная рутина - мгновениям острого психологического напряжения; как действительность - идеалу. В условиях многолетней привычной повседневности, стабильного социально-экономического развития общества большую часть населения мало чем можно отвлечь от привычной жизненной рутины. Но что же происходит с людьми и обществом, когда рушатся сложившиеся типологические каноны повседневной реальности? Как все то, что было ранее предметом «оповседневнивания», начинает сочетаться и взаимодействовать с качественно новыми, стремительно привносимыми реалиями жизни? Скажем, с такими, которые связаны с глобальным финансово-экономическим кризисом. Как различные слои населения начинают (начинают ли?) адаптироваться к кризисному порядку повседневности? И меняется ли мотивация их поведения в различных сферах жизнедеятельности, да и вообще - воздействует ли «кризисный тип» повседневности на смену жизненных стратегий людей? [2].

В свою очередь, академик Ю.А. Поляков считает, что история повседневности - сумма миллиардов судеб людей, живших в далеком и близком минувшем, имевших как общие глобальные черты, так и специфические, региональные, национальные, наконец, индивидуальные. Задача - обрисовать их образ жизни в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями. Новые формы динамичны, они напористо вторгаются в сегодняшний век. Поэтому история призвана фиксировать происходившую и на поверхности, и, главным образом, в глубинах народных масс борьбу и сочетание старого в новом и нового в старом [3].

В российской историографии понятие «повседневность» как предмет исторических изысканий используется с начала 1990-х годов, но активное внедрение в обществознание проблемного поля «истории повседневности» происходит в 2000-е годы. Обстоятельному анализу предмета и методов изучения «истории повседневности» посвящены работы Н.Л. Пушкаревой. «История повседневности» - новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности - комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события [4].

Важным теоретико-методологическим вкладом социологического анализа повседневности, образа жизни является статья A.A. Возьмителя, Г.И. Осад-чей, в которой осуществлена реконцептуализация социологического подхода к изучению образа жизни, отражающая динамику социальных процессов, происходящих в стране. Авторы дают понимание сущности образа жизни, ими сформулированы методологические особенности сравнительного изучения повседневной жизни населения России.

Системный кризис, в состоянии которого уже длительное время находятся наше общество и государство, привел к появлению новой социальной реальности, применительно к которой должны отрабатываться новые научные подходы анализа важнейших явлений и процессов. К последним относится и образ жизни -система устойчивых, типичных форм социального бытия, как бы растворившаяся в тумане неопределенности основных социальных целей, ценностей и норм.

Именно «исчезновение» советского образа жизни инициировало поиск механизмов, опосредующих взаимодействие общества и личности, а также моделей, описывающих эти опосредствования с учетом активной роли личности в формировании и изменении образа жизни. И здесь для разработки новой концепции образа жизни в силу ее интегративной сущности, целесообразно использовать полипарадигмальный подход [1].

Анализ историко-социологической литературы позволяет выделить основные подходы к изучению повседневности, образа жизни сельского населения. Исследование образа жизни может удовлетворить растущие потребности теоретического осмысления тенденций и механизма развития общества, его социально-экономического прогнозирования при условии обеспечения комплексности на основе междисциплинарной кооперации.

Под образом жизни сельского населения понимается совокупность повседневной жизнедеятельности, сложившаяся в конкретных жизненных условиях, определяемая объективными и субъективными факторами, имеющая свои качественные и количественные, пространственные и временные измерения. Решающее значение в формировании того или иного образа жизни крестьянина имеет его повседневная трудовая деятельность на предприятии, в организации и в личном подсобном хозяйстве.

Земледельческий труд и жизнь в деревне порождают особую разновидность образа жизни людей - сельский образ жизни. Материальной основой сельского образа жизни служит, как правило, труд на земле, отдельное усадебное хозяйство сельской семьи, чаще всего мелкодисперсное сельское расселение. Его органическими чертами потому во все времена были не только зависимость от природных условий, но и известная самодостаточность, высокая устойчивость ко всяким потрясениям в обществе. Последним важным постулатом может служить утверждение об общинном характере образа жизни российских крестьян, обусловленном исторической спецификой евразийской страны и спецификой советского периода ее истории.

Образ жизни сельских тружеников характеризуется прежде всего их удовлетворенностью своим трудом. Это эмоциональное состояние тесно связано с характером человеческих потребностей (в первую очередь материальных), их глубиной, возможностью реализации этих потребностей на практике, в жизни. Чем больше возможностей для удовлетворения потребностей, тем вероятнее наступит чувство удовлетворения. Но чем разнообразнее потребности, чем глубже они развиты, тем сложнее вызвать чувство удовлетворения.

Материалы наших исследований показывают, что молодые работники аграрного сектора менее всех удовлетворены своим трудом. Главная причина здесь в том, что молодой человек с высоким уровнем образования, с хорошей профессией не может найти на селе должного им применения и вынужден искать работу в городе. А это, в свою очередь, ухудшает социально-профес-сиональную структуру работников агропромышленного комплекса.

Психологическая неподготовленность сегодняшних селян к сугубо крестьянским формам работы состоит в следующем: неразвитость экономических интересов, смирение с достигнутым уровнем жизни и уровнем доходов, экономическая успокоенность, профессиональная некомпетентность. Имеющийся уровень знаний был в определенной степени достаточен для исполнительской работы, которой занималось большинство сельскохозяйственных работников, а формы жизнедеятельности, основанные на частной собственности, требуют творчества, инициативы, соответствующих знаний и навыков по технологическим, правовым и экономическим вопросам.

Мировоззренческие ориентиры сельского населения являются достаточно устойчивыми, и повлиять на них можно, лишь создав реальные условия для быстрого и ощутимого улучшения жизненного уровня и социального само-

чувствия, что требует, в свою очередь, большого времени и серьезного внимания властных структур всех уровней.

В 1997 г., отвечая на вопрос «Когда большинство населения Чувашии будет жить лучше, чем сейчас?», 0,9% опрошенных сказали через год-два, 5,6% - через 3-5 лет, 20,1% - не раньше, чем через 10 лет. В то же время 25,9% респондентов ответили, что никогда этого не будет, а 47,5% - затруднились сказать. В 2009 г. 13,5% опрошенных ответили, что не раньше, чем через 10 лет, а 21,9% - это не произойдет никогда.

В ходе социологических исследований 2002 и 2009 гг. сельские труженики Чувашской Республики оценили различные стороны своей работы, где соответственно 74,1% и 63,5 % респондентов не устраивала оплата труда, доход, 73,1% и 45,5% -не устраивала обеспеченность техникой, материалами, 53,0% и 29,5% - не удовлетворены использованием передового опыта, новых технологий. Следующая картина вырисовывается в данной сфере деятельности селян: женщины, по сравнению с мужчинами, а также работники мало- и неквалифицированного ручного труда, среди которых преобладают представители старшего поколения, выше оценивают различные стороны своей работы. Малоквалифицированные работники считают, что современные условия работы и жизни являются сравнительно удовлетворительными, вероятно, они наглядно представляют свои возможности на рынке труда. К тому же в них весьма развита такая нравственная черта, как осознание целей своей деятельности, социальной значимости своего труда.

Тяжелое материальное положение селян проявляется в большей доле критических оценок материального поощрения работников, получения социальных льгот и т.д. Однако снижаются притязания респондентов по таким показателям, как санитарно-гигиенические условия труда, его организация, информированность о делах коллектива. В то же время на селе традиционно лучше отношения с непосредственным руководством, работа реже не соответствует полученной специальности.

Для успешного функционирования аграрного сектора необходимо знать особенности духовного развития современного села, динамику и тенденции, определяющие развитие духовного мира различных категорий сельского населения. Выходцы из села постоянно пополняют состав жителей городов, привнося в них свои ценностные ориентации и установки, вследствие чего в социальную, идейную и нравственную жизнь общества вносятся определенные особенности.

Исследуя духовную жизнь сельского населения, нельзя не коснуться такой ее составляющей, как место этноценностей и потребностей в культуре различных социальных общностей. Этнический ренессанс как следствие социальной модернизации затронул их по-разному. При общей неудовлетворенности результатами реформ люди наиболее негативно оценивают качество не экономической, а социальной и духовной жизни.

Материалы социологических исследований показывают, что наиболее сильными компонентами в сближении людей являются общая земля, территория (в 2009 г. 26,6% опрошенных), национальный (родной) язык (25,7%), национальные обычаи, привычки, обряды (14,6%), умение трудиться, хозяйствовать, общая хозяйственная деятельность (20,9%), религия (7,1%) и т.д.

Духовная жизнь сельских жителей требует пристального внимания ученых и своевременного решения злободневных вопросов. При рассмотрении названной проблемы необходимо исходить не только из тезиса потребляемости сельскими жителями духовных ценностей, но и из того фактора, что они, в свою очередь, сами создают духовные ценности для всех категорий населения.

Известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

В 2009 г. в Чувашии 46,5% опрошенных селян считали себя верующими, 40,8% - колебались, не смогли определиться, а 11,5% - оказались неверующими. Верующих женщин больше, чем мужчин (70,4% против 54,9%). К верующим себя отнесли 55,0% чувашей, 67,0% русских, 84,8% татар и 86,5% мордвы.

Сегодня необходимы дальнейшая разработка идейно-теоретического содержания и принципов воздействия на духовную жизнь сельского населения средствами культурно-просветительных, образовательных учреждений, совершенствование самих средств, форм и методов воспитательной работы. Дальнейшего изучения требуют и вопросы организации культурно-воспитательной работы: планирования, контроля, подготовки кадров, развития общественных начал, обобщения опыта и т.д. В 2009 г. 44,6% респондентов были удовлетворены культурной жизнью в селе, 32,4% - медицинским обслуживанием, 41,5% - условиями образования детей.

Проведенный анализ показывает изменения в повседневной жизни сельского населения Чувашской Республики в конце XX - начале XXI вв. Сегодня наглядно видим два полярных образа жизни, которые присущи двум социальным группам сельского социума - бедным и богатым. Снижение уровня жизни большинства селян в условиях реформирования различных сфер общества сказалось на образе жизни значительной части населения современной деревни, в первую очередь в духовно-нравственной сфере.

Литература

1. Возьмитель А. А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / АА. Возьмитель, Г.И. Осадчая Н Социол. исслед. 2009. № 8.

2. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение I М.К Горшков П Социол. исслед. 2009. № 12.

3. Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) / Ю.А.Поляков И Отечественная история. 2000. №З.С. 125.

4. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» / Н.Л. Пушкарева И Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 3.

ИЛЬИН ИВАН ЕГОРОВИЧ - кандидат философских наук, докторант кафедры отечественной и региональной истории, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (oper@chuvsu.ru).

ILYIN IVAN EGOROVICH - candidate of philosophical sciences, associate professor, subdeparment of native and regional history, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 94(470.345):329

C.B. КИСТАНОВ

ЭВОЛЮЦИЯ ТАКТИКИ ЭСЕРОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВИИ В 1902-1903 ГОДАХ

Ключевые слова: эсеры, прокламации, брошюры, агитация, полиция.

Рассмотрена деятельность первых эсеровских организаций, возникших на территории современной Мордовии. Отмечено изменение со временем методов их воздействия на население и представителей властей от безадресного распространения революционной литературы до применения активных методов борьбы со своими противниками.

S.V. KISTANOV

THE EVOLUTION OF SOCIALIST-REVOLUTIONARY ORGANIZATIONS TACTICS ON THE TERRITORY OF PRESENT-DAY MORDOVIA IN 1902-1903

Keywords: members of Socialist Revolutionary Party, leaflets, brochures, agitation, police.

The article is devoted to the activities of the first socialist-revolutionary organizations which appeared on the territory of present-day Mordovia. It is pointed out that In the course of time the methods of their influence on the population and government representatives had been changing from the addressless circulation of revolutionary literature to applying the active methods of fighting against their adversaries.

В исследовании деятельности первых политических организаций на территории современной Мордовии до настоящего времени еще остается ряд «белых пятен». Одним из них, несомненно, является вопрос о трансформации тактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.