УДК 930(47) «1941/1945»
Н. Д. Козлов
Повседневная жизнь народа в годы Великой Отечественной войны.
Некоторые аспекты современной российской историографии
В статье анализируются основные направления и тенденции в развитии современной российской историографии повседневной жизни народа в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются вопросы теории и методологии, понятийный аппарат, особенности подходов исследователей к данной теме, их вклад, оценки и выводы.
Article analyzes the main directions and tendencies in the development of modern Russian historiography of the everyday life of people during the Great Patriotic War. Author examines the issues of theory and methodology, the conceptual apparatus, approaches of researchers to the topic, their contribution, assessment and conclusions.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, историография, социальная политика, повседневность, повседневная жизнь, массовое сознание, общие, социальные, ситуационные факторы, поведение.
Key words: the Great Patriotic War, historiography, social policy, the everyday, everyday life, mass consciousness, general, social, situational factors, behavior.
Изучение повседневной жизни народа в экстремальных условиях военного времен в результате общественно-политических перемен в стране, переосмысления теорий социального развития и идеологических приоритетов, происходящих в обществознании начиная с 90-х гг. ХХ в., стало одной из наиболее активно изучаемых проблем в современной российской историографии. Появление новых концептуальных подходов и направлений, изменение содержания и источниковой базы, ее расширение в результате рассекречивания и публикации архивных документов по истории Великой Отечественной войны создали новые возможности для исследования истории повседневности, «человеческого измерения» войны.
В России понятие повседневности в исторических исследованиях появилось с середины 1980-х гг. Вклад в разработку теории предмета, структуры и содержания понятия «повседневность» и методов ее изучения внесли многие ученые страны [59, с. 13; 55, с. 79-98, 270-276, 281-282; 31, с. 5-25; 37, с. 18; 85, с. 75-78; 72,
© Козлов Н. Д., 2012
с. 26], среди которых глубиной, четкостью понятийного аппарата и широтой охвата проблем выделяются труды известного историка Н.Л. Пушкаревой [83, с. 4-5; 82, с. 49-63; 78; 80; 81, с. 1-5; 79; 77]. Тем не менее, понятие «повседневность», «повседневная жизнь» трактуется очень широко, порой включает в себя все, что происходит в жизни людей. В настоящее время, «несмотря на активные дискуссии о повседневной истории, исследователи не пришли к общему мнению, что понимать под термином. Однако, - пишет Н.Л. Пушкарева, - ... современные ученые России продолжают использовать "повседневность" как понятие с устойчивым и всем понятным содержанием» [77, с. 11].
Вслед за одним из основоположников исследования повседневной жизни, немецким историком А. Людке, в задачу исследования «повседневности» российские ученые включают «сферу человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах» [76, с. 1]. Сюда входят условия жизни, труда и отдыха, быта, условия проживания, питание, способы лечения и социальной адаптации, другие факторы, влияющие на сознание, нормы поведения и эмоциональные реакции на события людей разных социальных слоев и регионов страны.
Несмотря на то что советская историография не употребляла понятия «история повседневности» и задач ее изучения специально не ставила, отдельные аспекты проблемы нашли освещение в трудах историков этого периода. Общие изменения уровня жизни населения, его материально-бытовое положение находили отражение в работах об экономике и обобщающих коллективных трудах по истории Великой Отечественной войны. Вопросы продовольственного снабжения, материально-бытового положения освещались в работах по истории рабочего класса и крестьянства военной поры. Характеризуя трудовой подвиг рабочих и крестьян, их общественнополитическую активность, исследователи анализировали также влияние войны на их положение, численность, состав, воспроизводство, организацию снабжения населения, его материально-бытовое положение [5; 36; 67; 68; 94].
В наибольшей степени многие аспекты повседневной жизни населения нашли отражение в работах, касающихся социальной политики периода Великой Отечественной войны. Большой вклад в изучение различных аспектов социальной политики советского государства внесли такие ученые, как: Г.А. Дихтяр, М.К. Кузьмин, Н.И. Кондакова, В.Е. Комаров, А.В. Любимов, А.Н. Малафеев,
А.М. Синицын, С.А. Черник, У.Г. Чернявский, И.П. Труфанов и др. [2, с. 40-52; 25; 33; 47; 48, с. 213-222; 53; 54, с. 98-102; 61; 64; 98, с. 20-29; 97; 106; 109; 108, с. 9-15; 110; 10, с. 32-44; 75]. Наряду с
вопросами материально-бытового обеспечения и снабжения населения в их трудах показана деятельность социальных и медицинских учреждений, значительное внимание уделено предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, организации и деятельности детских и образовательных учреждений и др.
Опыт исследования социальной политики обобщен историографами, которые показали, что к 90-м гг. ХХ в. советские историки выявили и ввели в научный оборот, проанализировали значительное количество источников, использовали богатый фактический материал и раскрыли важнейшие направления социальной политики, создали обобщающие и специальные исследования [26, с. 373-378; 35, с. 104-110].
Характерная особенность этого периода - многие работы носили историко-партийный характер, а принципиальную оценку событий военного времени историки давали в рамках официальной концепции войны. Усилия исследователей были направлены на освещение деятельности партии, комсомольских и профсоюзных организаций, общественности и трудовых коллективов по реализации конкретных направлений социальной политики, патриотических начинаний социальной значимости. Внимание акцентировалось на преодолении трудностей и достигнутых позитивных результатах. Недостатки, противоречия, издержки и негативные последствия, их восприятие и влияние на мотивацию поступков и поведение людей раскрывались в виде исключения или замалчивались.
В работах 90-х гг. прошлого века [3; 23; 32; 34; 45; 46; 49; 50; 71; 74] исследование реализации основных направлений социальной политики было продолжено. На этом этапе расширяется и частично изменяется формулировка изучаемых тем и направлений социальной политики, усиливается ее направленность на человека, наблюдается тенденция к деидеологизации, отход от историко-партийной тематики. Одновременно обогащается источниковая база, постепенно начинают применяться разнообразные методы исследования. «В то же время немало исследователей следует устоявшимся подходам в освещении, вводя в оборот новые данные» [52], - отмечают историографы проблемы. В большей степени стали раскрываться недостатки социальной политики, негативные стороны повседневной жизни людей военной поры.
Расширение гласности и ослабление партийного контроля позволили заняться исследованием малоизученных и совсем не раскрытых проблем, критически переосмыслить традиционные взгляды. В то же время до середины 90-х гг. в погоне за сенсационностью авторы отдельных публикаций научную историю войны, как справедливо заметил М.В. Шиловский, заполняли «не научными
исследованиями, а псевдо публицистическими опусами» [111, с. 371].
Постепенно страсти и погоня за сенсационностью, политизированные подходы стали преодолеваться. «Достойно выйдя из политических сенсационных дебатов конца 80 - начала 90-х гг., она (историография - Н.К.) снова отдала предпочтение его величеству "факту", его объективности и конкретности, - отмечает Г.В. Серебрянская. - Работа продолжается» [95, с. 10].
Историки начинают применять новые концептуальные и методологические подходы к изучению исторических процессов и явлений. На рубеже столетий появляются исследования междисциплинарного характера, выполненные на стыке с социальной и исторической психологий, исторической антропологий, этнологией и другими науками. Это способствует преодолению схематизма и однообразия, изучению всех сторон повседневной жизни, включая те, которые ранее не изучались или лишь попутно затрагивались. Повседневная жизнь, жизненные проблемы простых людей в чрезвычайных условиях военного времени раскрываются во взаимосвязи с массовым сознанием, их душевными переживаниями, тревогами и надеждами, мотивами поведения и формами социального реагирования.
Прежде всего следует выделить работы, которые не являются исследованиями по истории повседневности, однако содержат обширный материал о повседневных жизненных проблемах людей, социальной политике государства в период Великой Отечественной войны, раскрывают различные аспекты жизни и деятельности народа.
В ряду этих работ заметно выделяется монография известного исследователя В.Т. Анискова, который, раскрывая вопросы аграрной истории военного времени, большое внимание уделил повседневной жизни колхозников [4]. В фундаментальном труде историка, впервые в отечественной историографии военной деревни нетрадиционно раскрыты повседневная жизнь и быт крестьян, общественно-политическая жизнь на селе, социальное единение города и деревни, самодеятельная помощь колхозников фронту. Маститый ученый одним из первых отошел от традиционных подходов и оценок, роли и места деревни в военной экономике и осветил широкий круг вопросов жизни, труда и борьбы крестьян, социальнопсихологические и исторические аспекты их духовной стойкости, общественное и личное в повседневной жизни, физическую и духовную жизнь крестьянства в целом. Он одним из первых поставил вопрос о значении российской ментальности, бытовой религиозности в годы войны, истоках жертвенности крестьян, которая являлась одной из определяющих черт их повседневной жизни, дуализме их сознания и поведения. «Даже в самые тяжелые годы войны он с достоинством чтил, - отмечает исследователь, - первомайские
96
праздники, годовщины Октябрьской революции и больше прежнего отдавал дань уважения, казалось, подзабытым было религиозным дням и символам» [4, с. 470]. Массовый патриотизм российского народа повседневно беззаветно проявлялся «в его самых массовых провинциальных носителях», а его питательными истоками, по мнению исследователя, было «не противопоставление советскому былому российскому..., а их нераздельно единое, межнационально гордое и уже привычно интернациональное помогло тогда сначала выстоять, переломить смертельный ход событий, затем добиться Великой Победы» [4, с. 24-25].
Г.В. Серебрянская исследовала промышленность и кадры Волго-Вятского региона предвоенного и военного периодов истории страны [96]. Однако значительная часть содержания работы (с. 248-370) касалась проблем повседневности - от характеристики эвакуационных процессов, анализа изменения, численности и состава персонала промышленности, источников и форм его пополнения и условий подготовки, до раскрытия трудового героизма и творческой инициативы работников промышленности, продовольственного обеспечения, решения материально-бытовых и жилищных проблем. На обширной источниковой базе, значительную часть которой составляют ранее засекреченные архивные фонды, охарактеризовано состояние здравоохранения на предприятиях, организация лечения и отдыха, забота о защитниках Родины и их семьях, эвакуированном населении и детях сиротах. Автор не только показала суровость и тяжесть повседневной жизни, но и раскрыла духовный мир, общественную и культурную жизнь работников индустрии в дни войны.
Нижегородский историк В.А. Сомов, изучающий общественное сознание и мотивационные факторы поведения рабочих и колхозников Волго-Вятского региона в годы Великой Отечественной войны, рассматривает их в связи с повседневной жизнью, освещению которой также уделяет внимание в своих работах [103; 101; 102, с. 913979; 104 с. 210-218; 100, с. 60-66]. В центре внимания историка морально-психологические аспекты повседневной жизни, восприятие и влияние на поведение законодательства и политического контроля, информационно-идеологические аспекты формирования мотивации трудовой деятельности, влияние на нее фактора внешней угрозы, слухов, писем с фронта, образа И.В. Сталина и др.
Исследованиям Г.В. Серебрянской по направленности и содержанию близки труды, раскрывающие региональные аспекты проблемы. В монографии В.А. Исупова [38] и кандидатской диссертации Р.Е. Романова [84] в тесной взаимосвязи с экономическим развитием региона изучены социально-демографические про-
цессы в городах Западной Сибири, изменения в численности и составе рабочей молодежи. В двух главах диссертации Р.Е. Романова рассматриваются проблемы социализации молодежи в процессе производства, ее производственного обучения и трудовой деятельности, этики труда и дисциплины молодых рабочих, их материально-бытового положения, политического и культурного воспитания.
Появились первые специальные исследования повседневной жизни народа, рассматривающие различные аспекты проблемы: территориальные, производственно-профессиональные, административно-правовые, половозрастные и др. [7; 8; 29, с. 488-522; 30, с. 488-540; 65, с. 29-32].
В их числе следует отметить исследования уральской школы историков, которые изучают различные аспекты повседневной жизни и массового сознания как населения индустриальных центров в целом, так и разных социальных групп: работников промышленных предприятий, иждивенцев, эвакуированных, семей военнослужащих [20; 58; 60; 63; 66; 70; 73; 105]. Большое внимание в связи с особой ролью региона в годы испытаний исследователи уделяют трудмо-билизованным и спецпереселенцам, спецконтингенту НКВД и военнопленным. В трудах историков прослеживается динамика их численности и состава, раскрываются материально-бытовое положение, правовой статус и устройство быта, режим и условия повседневной жизнедеятельности, роль в народном хозяйстве.
М.В. Гонцова подчеркнула отсутствие в настоящее время единой концептуальной основы в понимании повседневности российскими историками и предприняла попытку классификации тенденций в изучении ее истории. Она пришла к выводу, что наряду с обстоятельствами военного времени в наибольшей мере на повседневность населения влияли механизмы военной экономики и социальная политика государства. В то же время «принадлежность к определенной категории населения была одним из основных факторов, оказывавших влияние на формирование поведенческих реакций, восприятие условий военной повседневности, -подчеркивает исследовательница. - Тем не менее, вырабатывались и общие стратегии выживания, .вне зависимости от социального статуса» [20, с. 19, 28-29].
Необходимо отметить и новые труды о повседневных условиях жизнедеятельности женщин и детей в военное время. Российские историки после небольшой паузы 90-х гг. стали уделять этому направлению исследований больше внимания. В отличие от предшествующего этапа отечественной историографии здесь преобладает региональная тематика [1; 6; 19; 21; 27; 39; 51; 62; 86; 99].
Глубиной и широтой охвата, сюжетными линиями и концептуальными подходами, оригинальными авторскими обобщениями и
98
размышлениями среди них выделяются исследования Е.Ю. Волковой, за небольшим исключением выполненные на общероссийском материале [18, с. 42-45; 11; 12; 13, с. 77-80; 14; 15; 17]. В результате анализа неопубликованных и опубликованных источников исследовательница представила широкую палитру повседневной жизни женщин России в период испытаний, раскрыла различные аспекты повседневной жизни и деятельности: трудовой процесс, его истоки и мотивы, реализацию управленческого потенциала, помощь фронту и мобилизацию духовных ресурсов на борьбу с захватчиками. Не обошла Е.Ю. Волкова вниманием и условия труда и жизни женщин в военный период. Особое внимание уделено роли женщин в сохранении семьи и высокой нравственности подрастающего поколения. Внимание акцентировано, как подчеркивает сама автор, не просто на «фактологическом освещении», а на выявлении «глубинных причин их героических усилий, их беззаветного героизма, беспристрастный анализ цепи явлений, определявших повседневность, их трудовой героизм и патриотизм» в условиях «хронического недосыпания, недоедания, усталости физической и психологической» [14, с. 7, 345].
В ряде работ Е.Ю. Волковой заметно выделяется монография о детях военной поры [16]. На основе опроса и уникальных воспоминаний более ста ветеранов, которые в детском возрасте пережили Великую Отечественную войну и были собраны автором в течение 30 лет, всесторонне показана повседневная жизнь детей в советском тылу и на оккупированной территории, в блокадном Ленинграде и фашистских концлагерях. Дети быстро взрослели, делили наравне со взрослыми испытания того сурового времени. Автор раскрыла разнообразные формы их помощи взрослым в целях выживания и приближения Победы. Воспоминания позволили очень правдоподобно и трогательно охарактеризовать все важнейшие проблемы военной повседневной жизни детей. В центре внимания историка вопросы питания («самой вкусной едой был, конечно, хлеб») и одежды («очень хотелось принарядиться»), труда («в нас видели дополнительную рабочую силу») и досуга («несмотря на усталость, очень хотелось порезвиться», «бросаем в костер патроны и ждем, когда «бабахнет»), учебы («в школу ходили с удовольствием») и духовного мира («слова песен надо было знать назубок»), здоровья («болели на удивление мало») и гигиены («мылись в щелоке - настое древесной золы»), воспитания («дети воспитывались сами», «бабушка надавала подзатыльников», «выжили за счет мамы»), мысли и мечты детей и подростков («мечтала наесться и обуть ноги», «очень хотелось жить, не замерзнуть, не умереть с голоду»).
В результате проведенного анализа автор справедливо приходит к выводу о том, что «в поведении самих детей выразилось величие народа» [16, с. 6, 155]. В целом исследования Е.Ю. Волковой внесли существенный вклад в изучение повседневной жизни женщин в годы войны, дали обобщающий портрет Женщины, Матери, Патриотки, Труженицы военной поры.
Внимание исследователей стала привлекать повседневная жизнь гражданского населения не только блокадного Ленинграда и осажденной Москвы [9; 22; 24; 28; 57; 112], но и других прифронтовых районов и на территории крупнейших сражений.
В монографии волгоградского историка Т.А. Павловой [69] впервые представлена развернутая картина условий жизни, настроений и поведения населения на разных этапах Сталинградского сражения: накануне битвы, в условиях военного и осадного положения, в период немецко-фашистской оккупации, во время советской блокады города. Дана характеристика повседневной жизни и деятельности рабочих Сталинграда, которые защищали свой город с оружием в руках, в условиях бомбежек и артобстрелов выпускали оборонную продукцию и производили ремонт боевой техники, охраняли свои предприятия и поддерживали порядок в городе. Уделено также внимание повседневным проблемам сельского населения, нетрудоспособных и не занятых в обороне города стариков, больных, раненых, беременных женщин, женщин с малолетними детьми, детей-сирот. На основе рассекреченных архивных документов показано, что на оккупированной территории Сталинграда и области получил определенное распространение коллаборационизм, однако «осознанно и добровольно захватчиков поддерживала крайне незначительная часть населения» [69, с. 547]. Автор отмечает, что несмотря на жесткое регулирование поведения населения трудовым и уголовным законодательством, наличие государственного принуждения и факты недовольства плохим снабжением и тяжелые условия жизни, «УНКВД не выявило фактов массового протеста жителей Сталинграда и области». Историк показывает, что большая часть населения региона сознательно мирилась с недостатком продуктов питания и промышленных товаров, дополнительным бесплатным трудом, необходимостью подписываться на государственные займы и другими, далеко не привлекательными, но необходимыми повседневными явлениями жизни в осажденном городе. «Мирилась, потому что понимала, - сделан вывод, - что над страной нависла смертельная угроза, и эту угрозу необходимо ликвидировать любой ценой» [69, с. 548].
Заслуживает внимания изучение повседневной жизни населения на оккупированной территории. В трудах предшествующего периода отдельные аспекты проблемы являлись составной частью
100
работ, исследующих движение сопротивления советских людей захватчикам, оккупационный режим и его последствия, несгибаемое идейное противоборство на временно захваченных врагом территориях.
В\^ и и и I
новейшей российской историографии эта сложная и противоречивая тема остается пока малоисследованной. Отдельные аспекты повседневной жизни жителей оккупированной Калуги в период войны и оккупации нашли отражение в книге, написанной по дневниковым записям калужского врача М.В. Устрялова [107] о защите и освобождении города, боях и бомбежках, отношениях между обывателями и оккупантами.
Повседневная жизнь советских граждан, депортированных в Германию, стала предметом исследования в монографии
В.И. Ковалева [44]. Автор показал такие стороны повседневной жизни остарбайтеров, как голод и нужда, непосильный труд и унижение, физические и нравственные страдания, раздумья и ощущения, ежедневное существование на краю гибели и выживания, сделал анализ их положения в советском, российском и немецком обществе.
Обращает на себя внимание одна их первых попыток проанализировать повседневную жизнь людей, боровшихся с оккупационным режимом в составе вооруженных партизанских формирований [56]. Автором были выявлены особенности формирования партизанских отрядов в Брянской области, влияние борьбы с захватчиками на условия повседневной жизни партизан, ее региональные и ментальные особенности, бытовые условия и эволюция повседневной жизни. В работе подчеркнуто, что проблема повседневной жизни партизан в отечественной науке не получила достаточного освещения, а создание новаторских трудов о повседневной жизни участников сопротивления требует изучения и осмысления многих факторов и региональных особенностей. «На партизанском движении каждого региона, - справедливо утверждает автор, - сказывались обстоятельства, связанные со своеобразием его исторического развития, социально-этническим составом, с уровнем экономики, с природными условиями, с положением в годы войны, с количеством, оказавшегося в оккупации населения и регулярных войск, с близостью или удаленностью от советского тыла и другими факторами» [56].
Особую роль в разработке теоретико-методологических проблем военной повседневности сыграли историко-психологические труды Е.С. Сенявской [87, с. 197-211; 88, с. 131-138; 89; 90, с. 210222, 228-229; 91; 92; 93]. На основе редких архивных документов и материалов устной истории, историко-социологических и историкопсихологических обследований, осуществленных на основе разра-
101
ботанных исследовательницей авторских методик, в них дан всесторонний анализ самоощущения человека на войне, факторы, влиявшие на его поведение в экстремальных условиях, особенности фронтового быта, бытовая религиозность и другие аспекты фронтовой повседневности.
В интересующем нас плане заслуживает внимания авторская трактовка «фронтового быта или уклада повседневной жизни». Основными его составляющими в боевой обстановке являются «боевое снабжение и техническое обеспечение войск, жилье, бытовое снабжение (продуктами питания и обмундирование), санитарногигиенические условия и медицинское обслуживание, денежное довольствие, а также связь с тылом». Автор подчеркивает, что война и солдатская служба не только опасный, но и тяжелый изнурительный труд на грани человеческих возможностей, оказывающий воздействие на физические силы и психику человека. К ним также относятся «служебные обязанности (несение караульной службы, обслуживание боевой техники, забота о личном оружии, выполнение других работ, свойственных родам войск и военных профессий и т. д.), а также часы отдыха и досуга, в том числе и организованного, то есть все то, что составляет распорядок дня» [91, с. 74-75].
Выявлены также общие, социальные и ситуационные факторы, определявшие повседневность участников боевых действий. «К первым относятся тип и масштаб войны (мировая или локальная), ее длительность, мобильный или позиционный, наступательный или оборонительный характер. Немалое значение имеет также и театр военных действий с точки зрения климатических условий и времени года. При этом на первое место по значению для нормальных бытовых условий и боеспособности войск могут выступать либо обеспеченность соответствующим климату обмундированием (в суровых зимних условиях), либо снабжение водой и соблюдение санитарногигиенических норм (в жарком климате и горно-пустынной местности), и т. п., - подчеркивает автор. - К социальным факторам относятся принадлежность к роду войск и военной специальности (в том числе к "элитным" или "обычным" частям), а также к рядовому или командному составу. В ряду ситуационных факторов - ход военных действий (наступление, оборона, отступление); расположение на основном или второстепенном участках фронта; расстояние от переднего края (передовые позиции, ближние и дальние тылы и т. п.» [91, с. 76].
Исследования Е.С. Сенявской внесли существенный вклад в научное исследование военной повседневности, ее сущности, роли и значения. Их значение определяется не только постановкой и решением конкретных задач и вопросов, но и разработкой исследовательского инструментария - нетрадиционных оригинальных методик
исследования и концептуальных подходов, наличием четко продуманного понятийного аппарата, глубокими и оригинальными выводами и обобщениями.
Одной из первых комплексных работ о повседневной жизни населения на оккупированной территории России стал труд новгородского историка Б.Н. Ковалева [40], которая продолжила его предшествующие исследования по проблемам нацистского оккупационного режима и коллаборационизма в России в 1941-1944 гг. [41; 42; 43, с. 15-21].
В новом фундаментальном труде на основе богатого и уникального материала и документов, выявленных в фондах 24 различных архивохранилищ страны, проанализирована повседневная жизнь людей на всей оккупированной территории РСФСР в границах того времени. В книге показаны истоки мужества и героизма населения, оказавшегося в тылу врага, рассказано о тех, кто внес вклад в достижение Победы в рядах советского антифашистского сопротивления, а также дан анализ причин и форм коллаборационизма, мотивов гражданского выбора тех, «кто уничтожал своих сограждан в отрядах карателей или содействовал оккупационному режиму».
Освещено также сотрудничество соотечественников с оккупантами в военной и экономической, административной и идеологической, духовной и интеллектуальной, половой и других сферах. Характеризуя жестокую и циничную политику нацистов в различных сферах жизни на оккупированной территории, в частности в области национальных отношений, автор пишет: «Нацисты стремились посеять раздор между представителями различных наций. Это делалось, с одной стороны, для ослабления сопротивления захватчикам, а с другой стороны, с целью физического уничтожения части местного населения. Все это, по замыслу фашистов, должно было способствовать освобождению жизненного пространства "Великой Германии" от нежелательного элемента» [40, с. 259].
Центральное место в книге уделено миллионам людей, которые никого не предавали, а повседневно выживали в экстремальных условиях оккупационного режима. Автор считает, что «повседневную жизнь в условиях оккупации было бы точнее назвать "выживание". Он раскрывает широкую панораму реальной повседневности, мотивы поступков и поведения мужчин и женщин, стариков и детей в атмосфере изощренной нацистской пропаганды и изоляции от всей страны, в трагической обстановке голода и нищеты, ужаса и смерти, страха, жестокости и полного бесправия, унижения, физического и духовно-нравственного насилия. Постоянные страдания вызывали повседневные трудноразрешимые вопросы: как сохранить и чем накормить, обуть, одеть и обогреть детей, как выжить самим и многие
другие вопросы повседневной жизни, порожденные войной и «немецким новым порядком».
В заключение Б.Н. Ковалев приходит к обоснованному выводу, с которым невозможно не согласиться. «Победа над Гитлеровской Германией была одержана не только на фронте и не только в советском тылу, - пишет он. - Ее одержали и те, кто долгие месяцы оккупации не потерял себя, не пошел на сотрудничество с врагом, не побоялся угроз и смерти, не поддался на все посулы и обещания, столь щедро раздававшиеся нацистскими пропагандистами» [40, с. 589].
Анализ литературы по исследованию повседневной жизни людей в экстремальных условиях военного времени показывает, что проблематика все чаще и больше привлекает внимание исследователей. Расширяется источниковая база проблемы и круг авторов, интересующихся разными аспектами повседневной жизни и факторами, определявшими ее, взаимосвязи с массовым сознанием. Продолжаются интересные и неоднозначные поиски в области методологии и методики новых подходов и теоретических моделей изучения проблем повседневности, постепенно меняется проблематика работ.
В то же время, несмотря на то что литература о повседневной жизни в годы войны многочисленна и многоаспектна, решение проблемы далеко от завершения и требует продолжения исследований. Историографический анализ свидетельствует о методологическом плюрализме как в современной историографии направления в целом, так и в концептуальных основах отдельных исследований. В большинстве трудов наблюдается тенденция совмещения исследовательских перспектив в одной работе, что позволяет раскрыть повседневную жизнь людей и выявить мотивы повседневного поведения, направленность и особенности массового сознания на разных этапах войны и в разных экстремальных ситуациях. В то же время появляются труды, выполненные на основе устоявшихся в предшествующий период традиционных подходов. В отдельных работах проблемы повседневной жизни ограничиваются бытовой сферой, подменяются бытописанием. Также в дальнейшей разработке и уточнении нуждается и понятийный аппарат проблематики.
Преобладающей тенденцией является регионализация исследований повседневной жизни, которая в значительной мере предопределена объективными условиями и субъективными обстоятельствами. Такой подход позволяет глубже, всестороннее раскрыть содержание, выявить территориальные и социальные особенности, специфику повседневности. Активно работают в этом направлении историки Урала, Поволжья, Москвы. Санкт-Петербурга и др. В то же время отсутствуют работы по ряду регионов, имевших
существенные этнические, ментальные и конфессиональные особенности, отличавшиеся социальными и ситуационными факторами. Историки изучают повседневную жизнь различных социальных групп населения, однако степень их охвата и глубина освещения неравномерны, а отдельные до сих пор не стали предметом внимания исследователей. Практически нет и фундаментальных комплексных исследований, содержащих сравнительный материал и анализ повседневной жизни, влияние на нее общих, социальных и ситуационных факторов, населения страны в целом.
Научное исследование проблемы должно быть продолжено.
Список литературы
1. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Таганрог, 2007.
2. Айрапетов В.Г., Панфилов С.П. Материально-бытовое положение трудящихся черной металлургии Урала (июнь 1941-1945) // Из истории соц. строительства на Урале. Вып. 4. - Свердловск, 1976.
3. Анисков В.Т. Война и судьбы российского крестьянства. - Вологда-Ярославль, 1998.
4. Анисков В.Т. Крестьянство против фашизма 1941-1945. История и психология подвига. - М., 2003.
5. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. - М., 1963;
6. Базаранкцаева Е.В. Охрана детства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: на материалах Бурят-Монгольской АССР: дис. ... канд. ист. наук. - Удан-Удэ, 2005.
7. Башкирцев Д.Ю. Повседневная жизнь и деятельность советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (По материалам железных дорог Центра и Юга России): дис. канд. ист. наук. - Курск, 2004.
8. Белковец Л.П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1955 гг.: ист.-правовое исслед. - М., 2008.
9. Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области: Воспоминания защитников и жителей города и оккупированных территорий / сост. А.В. Виноградов, А. Плейжер. - СПб., 2005.
10. Большаков А.В. Жилищно-бытовые условия рабочих и служащих в го-
ды Великой Отечественной войны (1941-1945) // Материально-бытовое положение трудящихся Урала в условиях социализма (1937-1975). -
Свердловск,1981.
11. Волкова Е.Ю. Без них мы не победили бы. - Кострома, 2000.
12. Волкова Е.Ю. В тылу ковался меч Победы: Женщины России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Кострома, 2005.
13. Волкова Е.Ю. Где стою, там и фронт: Труд и быт в военное время / Губернский дом: ист.-краеведческий, науч.-популярный журн. - 2005. - № 3-4. -С. 77-80.
14. Волкова Е.Ю. Женщины тыловых регионов России в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. д-ра ист. наук. - СПб., 2008.
15. Волкова Е.Ю. Живые стены нашей крепости: героический труд и общественно-политическая активность женщин Верхнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны. - Ярославль; Кострома, 2002.
16. Волкова Е.Ю. Маленькие участники большой войны. Дети в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. - Кострома, 2010.
17. Волкова Е.Ю. Победа одна на всех: роль женщин России в создании прочного тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Ярославль, Кострома, 2006.
18. Волкова Е.Ю. Условия труда женщины в годы Великой Отечественной войны // Вестн. Костромск. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2004. - № 6.
19. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941-1943 годах: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2011.
20. Гонцова М.В. Повседневная жизнь населения индустриального центра в годы Великой Отечественной войны (на материалах г. Нижний Тагил): авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2011.
21. Гордина И.В. Женщины Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2005.
22. Горинов М.М. Москва. Война. Победа. 1941-1945. - М., 2008.
23. Денисевич М.Н. Индивидуальные хозяйства на Урале (1930-1985 гг.). -Екатеринбург, 1991.
24. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда 1941-1944. - СПб., 1998.
25. Дихтяр Г.А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма. - М.,1965
26. Есип И.М Вопросы социальной защиты материнства и детства в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в советской и современной украинской историографии // Великая Отечественная война в пространстве исторической памяти российского общества: материалы междунар. науч. конф. (2829 апр. 2010 г., Ростов н/Д - Таганрог). - Ростов н/Д., 2010.
27. Женщина и война. О роли женщин в обороне Ленинграда 1941-1944: сб. ст. - СПб., 2006.
28. Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде: сб. ст. - СПб., 2001.
29. Жиромская В.Б., Араловец Н.А. Влияние войны на население в советском тылу // Народ и война: Очерки истории Великой Отечественной войны. 1941-1945. - М., 2010.
30. Жиромская В.Б., Араловец Н.А. Будни городского населения военного времени // Народ и война: Очерки истории Великой Отечественной войны. 1941-1945. - М., 2010.
31. Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-х - 1930-х гг. - М., 2000.
32. Загвоздкин Г.Г. Цена победы: социальная политика военных лет (1941-1945). - Киров, 1990.
33. Зенкова Л.В. Деятельность Коммунистической партии по охране и воспитанию детей в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных организаций Нижнего Поволжья): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1985.
34. Зинич М.С. Будни военного лихолетья. 1941-1945. - М., 1994. Вып. 1-2.
35. Зинич М.С. Изучение социальной политики Коммунистической партии, Советского государства периода Великой Отечественной войны // Вопр. истории. - 1987. - № 7.
36. Зинич М.С. Трудовой подвиг рабочего класса 1941-1945 гг. По материалам промышленности и машиностроения. - М., 1982.
37. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. - М., 1999.
38. Исупов В.А. Главный ресурс Победы. Людской потенциал Западной Сибири в годы Второй мировой войны (1939-1945). - Новосибирск, 2008.
39. Карамышева Н.Н. Охрана детства в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Восточной Сибири): дис. ... канд. ист. наук. - М., 1993.
40. Ковалев Б.Н. Повседневна жизнь населения России в период нацистской оккупации. - М., 2011.
41. Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы. - Великий Новгород, 2009.
42. Ковалев Б.Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941 - 1944 гг.). - Великий Новгород, 2001.
43. Ковалев Б.Н. Формы коллаборационизма несовершеннолетних в годы Великой Отечественной войны // История гос-ва и права. - М., 2010. № 5.
44. Ковалев В.И. Повседневная жизнь советских граждан, угнанных в фашистскую Германию: взгляд через десятилетия. - М., 2011.
45. Кожурин В.С. Неизвестная война: Деятельность Советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. - М., 1990.
46. Кожурин В.С. Социальная политика советского государства по отношению к рабочему классу в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1991.
47. Комаров В.Е., Чернявский У.Г. Доходы и потребление населения СССР. - М., 1973.
48. Кондакова Н.И. Восстановление системы народного образования в освобожденных районах РСФСР // Сов. культура в годы Великой Отечественной войны. - М., 1976.
49. Корнилов Г.Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Свердловск,1990.
50. Корнилов Г.Е. Уральское село и война. Проблемы демографического развития. - Екатеринбург, 1993.
51. Котов С.Д. Детские дома блокадного Ленинграда. - СПб., 2005.
52. Кринко Е.Ф., Есин И.М., Юрчук И.В. Социальная политика СССР в годы Великой Отечественной войны: советская, российская и украинская историография //http:www. nbuv. gov .ua/portal/Soc_Gum/Nsid/2011_20/c02.
53. Кузьмин М.К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны (очерки). - М., 1979.
54. Куманев В.А. Советская школа в годы великих испытаний // Народное образование. - 1965. - № 5.
55. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. - СПб., 1999.
56. Литвинова О.Н. Культура повседневной жизни партизан Брянского края в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 2008.
57. Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. - СПб.; М., 2002.
58. Лончинская Л.Я. Массовое сознание населения уральских областей в годы Великой Отечественной войны: Исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук. - Челябинск, 2005.
59. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.,1994.
60. Любецкий А.Е. Партийная государственная политика по отношению к семьям военнослужащих на Урале в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Челябинск, 2005.
61. Любимов А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. - М.,1968.
62. Магаева С.В. Ленинградская блокада: психосоматические аспекты. -М., 2001.
63. Маламуд Г.Я. Заключенные, трудмобилизованные НКВД и спецпосе-ленцы на Урале в 1940-х-начале 50-гг.: автореф. дис. .канд. ист. наук. - Ека-теринбург,1998.
64. Малафеев А.Н. История ценообразования в СССР (1917-1963). - Л., 1964.
65. Мезит Л.Э. Условия жизни населения Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Вестн. МГОУ. История и полит. науки. - 2010. -№ 2.
66. Мельникова Ю.В. Жизнеобеспечение городского населения Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2007.
67. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. - М., 1971.
68. Морехина Г.Г. Рабочий класс - фронту. - М., 1962.
69. Павлова Т.В. Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве. - Волгоград, 2005.
70. Пажит Ю.Ю. Заключенные, трудмобилизованные НКВД СССР в Свердловской области в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2005.
71. Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. - Челябинск, 1995.
72. Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отеч. история. - 2000. - № 3.
73. Потемкина М.Н. Эвакуационно-реэвакуационные процессы и эвакона-селение на Урале в 1941-1948: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Челябинск, 2004.
74. Похилюк А.В. Деятельность государственных и военных органов по защите и обеспечению жизнедеятельности населения прифронтовых и освобожденных районов северо-запада СССР в период Великой Отечественной войны: дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 1999;
75. Приходько Е.В. Всенародная забота о раненых советских воинах и семьях защитников Родины в годы Великой Отечественной войны (на материалах Северного Кавказа): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 1981.
76. Пушкарева Л.Н. Предмет и методы изучения истории повседневности. URL: http://www/tambovdem/ш/thesises.php?id=gender1/pushkareva/
77. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований. URL: //http://www. РегереМму. info/history/historija _ povsed-nevnosti _ как napravleniyeJstoric...
78. Пушкарева Н.Л. История повседневности и частной жизни глазами историка // Соц. история. Ежегодник. - М., 2003.
79. Пушкарева Н.Л. История повседневности: теория и методы // Соц. история. Ежегодник. - М., 2007.
80. Пушкарева Н.Л. История частной жизни и история повседневности: содержание и соотношение понятий // Соц. история. Ежегодник. - М., 2005;
81. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения истории повседневности. URL: http://www/tambovdem/ru/thesises.php?id=gender1/pushkareva/
82. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь и повседневность глазами историка // Шмидт С.О.(ред.) Города европейской России конца XV - первой половины XIX
в. Ч. 1. - Тверь, 2002;
83. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь и проблема повседневности // Демо-скоп weekly. - 2002. - № 57/58.
84. Романов Р.Е. Рабочая молодежь оборонных предприятий в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945: дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 2009.
85. Российская повседневность 1921-1941. Новые подходы. - СПб., 1995.
86. Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. -СПб., 2002.
87. Сенявская Е.С. Военная повседневность как предмет исторического исследования: теоретико-методологические проблемы // 65 лет Великой Победы: в 6 т. - М., 2010. Т.3. Победа. (в соавт. с А.С. Сенявским).
88. Сенявская Е.С. Повседневность российской армии в войнах XX века: понятие, структура и психология фронтового быта // Человек в рос. повседневности: сб. ст. - М., 2001.
89. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. - М., 2006.
90. Сенявская Е.С. Психология боя и фронтового быта // Мировые войны XX века: в 4 кн. Кн. 3. Вторая мировая война. Исторический очерк. - М., 2002.
91. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. - М., 1999.
92. Сенявская Е.С. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. - М., 1995.
93. Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. - М., 1997.
94. Сенявский С.Л., Тельпуховский В.Б. Рабочий класс СССР (19381965). - М., 1971.
95. Серебрянская Г.В. Волго-Вятский арсенал: промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. - Н. Новгород, 1997.
96. Серебрянская Г.В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х - первой половине 40-х годов XX века: мо-ногр. - Н. Новгород, 2003.
97. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. - М., 1975.
98. Синицын А.М. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопр. истории. - 1969. - № 6.
99. Скрябина Е.О. Проблемы материнства и детства в период блокады Ленинграда (1941-1944 года. (Историко-медицинский аспект): дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2008.
100. Сомов В.А. «Вера в жизнеспособность социалистического строя получила ушиб.»: местная власть и социально-бытовые проблемы населения в годы Великой Отечественной войны (по матер. Горьк. обл.) // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. История России. - 2008. - № 1.
101. Сомов В.А. Внеэкономические факторы мотивации трудового поведения рабочих и колхозников Волго-Вятского региона Российской Федерации в
годы Великой Отечественной войны (1941-1945): дис. ... д-ра ист. наук. -Н. Новгород, 2009.
102. Сомов В.А. Письма фронтовиков о жизни военного времени // Общество и власть: Российская провинция. Июнь 1941-1953 г. - М., 2005. - Т. 3.
103. Сомов В.А. Потому что была война.: Внеэкономические факторы трудовой мотивации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): мо-ногр. - Н. Новгород, 2008.
104. Сомов В.А. Состояние мест заключения в Горьковской области в 1941-45 гг. // Российский город и регион: социальные и гуманитарные аспекты развития: материалы науч.-практ. конф. посв. 75-летию г. Дзержинска и 30-летию каф. общ. наук Дзержинск. политех. ин-та, 20 мая 2005 г. - Н. Новгород, 2005.
105. Суржикова Н.В. Иностранные военнопленные Второй мировой войны на Среднем Урале 1942-1956 гг. - Екатеринбург, 2006.
106. Труфанов И.П. Проблемы быта городского населения СССР. -Л.,1973.
107. Устрялов М.В. Повседневная жизнь калужан в годы Великой Отечественной войны. - Калуга, 2010.
108. Черник С.А. Борьба за жизнь и здоровье детей в годы Великой Отечественной войны // Сов. педагогика. - 1979. - № 5.
109. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. - М., 1975.
110. Чернявский У.Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в Великую Отечественную войну. - М., 1964.
111. Шиловский М.В. Воздействие Великой Отечественной войны 19411945 гг. на развитие СССР // 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне: материалы науч. конф. - Новосибирск, 1995.
112. Шимкевич В.Н. Судьба московского ополченца. Фронт, оружие, плен. 1941-1945. - М., 2009.