УДК 008.001 КОЗИНА О. В.
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 17 В.
Козина О.В. - ТГУ им. Г.Р. Державина
Ключевые слова:
хозяйственный уклад, отставание России в экономическом плане, социализация России,
повседневная культура
Аннотация:
В статье рассматриваются основные черты и их причины повседневной культуры России указанного периода.
Образование единого централизованного государства ускорило социально-экономическое развитие страны. Возникали новые города, развивались ремесло и торговля. Шла специализация отдельных районов. Так, Поморье поставляло рыбу и икру, Устюжна — металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель - зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания местных рынков. Начался и процесс формирования единого общероссийского рынка, но он растянулся на длительное время и в основных чертах сложился лишь к концу XVII в. Окончательное его завершение относится ко второй половине XVIII в., когда при Елизавете Петровне были отменены еще сохранявшиеся внутренние таможенные пошлины.
Таким образом, в отличие от Запада, где образование централизованных государств (во Франции, Англии) шло параллельно складыванию единого общенационального рынка и как бы увенчивало его формирование, на Руси образование единого централизованного государства произошло раньше, чем сложился единый общероссийский рынок. И это ускорение объяснялось потребностью в военном и политическом объединении русских земель для освобождения от иноземного порабощения и достижения своей независимости.
Другой особенностью образования русского централизованного государства по сравнению с западноевропейскими государствами было то, что оно с самого начала возникало как многонациональное государство.
Отставание Руси в своем развитии— прежде всего экономическом, объяснялось несколькими неблагоприятными для нее историческими условиями. Во-первых, в результате губительного монголо-татарского нашествия были уничтожены накопленные веками материальные ценности, сожжено большинство русских городов и погибла или была уведена в плен и продана на невольничьих рынках большая часть населения страны. Более столетия понадобилось только для того, чтобы восстановилась численность населения, существовавшая до нашествия хана Батыя. Русь более чем на два с половиной столетия утратила национальную независимость и попала под власть иноземных завоевателей. Во-вторых, отставание объяснялось тем, что Московское государство было отрезано от мировых торговых путей и прежде всего морских. Соседние державы, особенно на западе (Ливонский орден, Великое княжество Литовское) практически осуществляли экономическую блокаду Московского государства, не допуская его участия в экономическом и культурном сотрудничестве с европейскими державами. Отсутствие экономического и культурного обмена, замкнутость в рамках своего узкого внутреннего рынка таили опасность нарастания отставания от европейских государств, что чревато было возможностью превращения в полуколонию и утраты своей национальной независимости.
Краткая характеристика природо-хозяйственного уклада.
Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.
Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу.
Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социальнопсихологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.
До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.
Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д.
В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян - 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.
Образ домашней жизни. Вставая ото сна, русский тот час же искал глазами образа, чтобы перекреститься и взглянуть на них; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ. В дороге, когда человек ночевал в поле, просыпаясь крестился, глядя на восток. После оставления постели, надевалось бельё и начиналось умывание; зажиточные люди мылись мылом и розовой водой. После омовений и умывания одевались и приступали к молитве.
Если день был праздничный, тогда шли к заутрене, и благочестие требовало, чтобы встать ещё ранее и прийти в церковь со звоном, до начала служения. Если же день был простой, хозяин совершал полное богослужение по книге, если был грамотен.
В комнате, предназначенной для молитвы - крестовой - ели такой не было, то в том месте, где стояло больше образов, собиралась вся семья и прислуга, зажигались лампады и свечи, курили ладаном.
Окончив молитвословие, свечи гасили, задёргивали пелены на образах и все расходились к домашним занятиям. Там, где муж допускал жену до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день. В таких домах на хозяйке лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и будить других, позже всех ложиться. При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству. Но уделом не всех жён была такая деятельная жизнь; большей частью жёны знатных и богатых людей вовсе не вмешивались в хозяйство; всем заведовал дворецкий и ключник из холопов. Такого рода хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за своё шитьё и вышивание со своими прислужницами; даже кушанье к обеду заказывал сам хозяин ключнику.
В утреннее время считалось нужным обойти службы. Хозяин навещал конюшню, ходил по стойлам, потом заходил в хлева. После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы.
В десять часов по нашему счёту (в шестом часу дня) служили обедни. В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, приезжие в городах и посадах наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Цари и знатные люди обедали отдельно от прочих членов семьи. Особы женского пола во время званых обедов никогда не обедали там, где сидел хозяин с гостями. Стол накрывался скатертью, но не
всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями хлеб.
Прежде всего пили водку и закусывали хлебом, затем подавали в скоромные дни холодные кушанья, состоявшие из варёного мяса с разными приправами, потом ели горячие, потом жареные, а далее разные взвары, за ними молочные кушанья, лакомые печенья и, наконец, овощные сласти. В постные дни тем же порядком подавали холодную рыбу или капусту, потом жидкие кушанья, далее жареную рыбу, взвары и, наконец, овощи.
После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным уважением обычай. Не спать или по крайней мере не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.
Вставши от послеобеденного сна, люди опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера по нашему счёту предавались уже забавам и беседам. Вечер в домашнем быту был временем развлечения; зимой собирались друг к другу родные и приятели в домах. А летом в палатках, которые нарочно раскидывались перед домами. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление, после которого было непозволительно есть или пить; все скоро ложились спать.
Особое место в русском быту отводилось бане. В неё ходили очень часто. Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня. Для простонародья и и для приезжих существовали общественные мыльни.
В 17 веке в России одевались в широкие и длинные платья, рукава которых ниспадали до пядей, но их с большим искусством подбирали в многочисленные складки; носили полукафтаны длинной по икры в большими висячими воротниками, кои сзади были шире и выше, нежели спереди; их покрывали бархатом и парчой. Исподнее платье было узкое. Головы покрывали высокими колпаками с одним отверстием впереди и другим сзади: богатые носили кармазинные и бархатные, унизанные жемчугом; купцы имели суконные, а бедные люди - войлочные, кои пестрели разноцветными кусочками сукна. На зиму колпаки подбивали мехом. Рубашки, составляя предмет щегольства, вышивались шёлком; воротник, нарукавники и грудь блистали золотой вышивкой и жемчугом. Носили остроконечные полусапоги с весьма высокими каблуками; подборы подбивали гвоздями. Большая часть дворянства уже тогда носила башмаки и шёлковые чулки или вязаные шерстяные; поселяне и рабочие обворачивали ноги войлоком или толстым сукном.
Платье простолюдинов было такого же покроя, что и у знатных, только сшито не из бархата, атласа и парчи. Горожане носили суконное платье: тёмно-красное, тёмно-зелёное и фиолетовокрасное, а бедные - одежду из толстого сукна, изготовляемого ими самими. На зиму подбивали платье, смотря по состоянию и влажности погоды, мехами: соболиными, лисьими, заячьими и проч.; простолюдины носили овечьи полушубки.
Женский наряд отличался от мужского шириной и длинными рукавами, цвета белого или красного. Рукава женских рубашек были довольно узкие, но от трёх-четырёх аршин длины, поэтому их собирали в складки, которые покрывали сгибы пальцев. Поверх рубашки надевали летник: одежда эта не была длинная и не доходила до пят. К летникам пристёгивалось шейное ожерелье.
Верхняя женская одежда была опашень, длинная одежда с частыми пуговицами от верху до низу; у богатых они были золотые или серебряные вызолоченные, у бедных - оловянные. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цветов; рукава были до пят, но пониже плеча делались разрезы или проймы, сквозь которые свободно входила рука, а остальная часть рукава висела. Вокруг шеи пристёгивался широкий меховой, обычно бобровый воротник .
В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои платья богатую мантию -приволоку. Она делалась из шёлковой материи, края были богато украшены шитьём, жемчугом и драгоценными камнями.
Женских головных уборов было великое множество, посведневные, праздничные и для особых случаев.
Бедные селянки ходили в длинных рубахах; на рубахи надевали летники, похожие так же на рубаху, чаще белые, но бывали и крашеные, а голову повязывали платком. Сверху всего, вместо накидного платья, надевали одежду из грубого сукна - серник.
Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали лучшим средством от моли и сырости.
Главное место в доме отводилось образам. Образа были иконописные произведения русских художников: по всеобщему убеждению, благодать не прибывает над тем образом, который писан человеком не православной веры. Образа ставились в киоты. Одни образа представляли картины из священной истории, другие изображали святых во весь рост и назывались стоячими, а иные только по грудь и назывались оплечными образами.
Трудно определить, иконы каких святых встречались чаще. Это зависело от вкуса и обстоятельств жизни хозяина дома; но, кажется, в каждом доме можно было встретить несколько образов Божией Матери в различных наименования. Затем очень часто можно было встретить образ св. Николая Чудотворца.
Образа ставились в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом, называемым застенок. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи.
Вообще в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных рогожами и войлоком. В сенях у дверей лежала непременно рогожа для вытирания ног. Для сидения служили лавки приделанные к стенам наглухо. Если стены были обиты, то лавки тоже обивались таким же материалом и сверху покрывались отрезами ткани - полавочниками. Кроме лавок для сиденья делали ещё скамьи и столбцы. Скамьи были шире лавок, на них не только садились, но и ложились отдыхать после обеда.
Столы делались деревянные, большей частью дубовые, длинные и узкие. Большие столы обыкновенно покрывали подскатертниками, во время трапезы на них укладывали скатерть. Стенных зеркал вовсе не было. Церковь не одобряла их употребление. Благочестивые люди избегали их, как одного из заморских грехов. Только маленькие зеркала были допустимы и составляли часть женского туалета. Так же избегалось украшение стен картинами, кроме икон. Постель состояла из трёх частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Постель покрывалась простынью из полотна или шёлковой материи, а сверху накрывалось одеялом, входившим под подушки. Постели убирались понарядней в праздники и на свадьбы, и попроще в обычные дни.
Для хранения домашних вещей использовали скрытни, сундуки, погребцы. Посуду ставили в поставцах - это были столбы, уставленные со всех сторон полками; книзу их делали шире, кверху - уже, на нижние полки ставили крупную посуду, на верхние - более мелкую.
Украшали дома в основном зажиточные люди. Раскладывались разные драгоценные безделушки: серебряные яблоки, позолоченные фигурки, подсвечники инкрустированные камнями, часы с затейливыми узорами и проч.
Для умывания использовали рукомойники и лохони.
Столовая посуда для пищи и питья носила общее название судков. У богачей посуда была из серебра, золота, украшенная камнями. Простолюдины довольствовались глиняной посудой.
Русская кухня того времени была вполне национальна, то есть основывалась на обычае. А не на искусстве. Лучшая повариха была та, которая присмотрелась, как готовится у людей. Изменения в кушаньях вводились незаметно. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя столы русские и отличались большим количеством блюд; большая часть этих блюд было похоже одно на другое., с небольшими различиями. Богатые господа составляли себе роспись кушаний на целый год; счёт шел по церковным праздникам, по мясоедам и постам; для каждого дня, сообразно со значением его в церковном календаре, назначался заранее стол; впрочем, это не стесняло возможности выбора кушанья и по охоте, потому что в росписи писалось множество блюд, из которых можно было выбирать. Обычай свято сохранять посты, соблюдаемый как бедными поселянами, так и царями, и боярами, разделял русский стол на два отдела: скоромный и постный, а по припасам, из которых готовили кушанья. Они могут быть разделены на пять отделов: мучнистые, молочные, мясные, рыбные и растительные.
Хлеб ели преимущественно ржаной; он бы принадлежностью не только бедных людей, но и богатого стола. Иногда к ржаной муке примешивали ячную, но это не было постоянным правилом, потому что ячменя выращивалось мало. Пшеничная мука употреблялась на просфоры, а в домашнем быту на калачи, которые для вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни.
В 17 веке в большом употреблении у народа было толокно, приготовленное из овсяной муки с водой; в сухом виде оно отпускалось служилым людям для продовольствия наряду с ржаной мукой.
Из кушаний, приготовляемых из теста, первое место занимали пироги. По способу приготовления они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. В скоромные дни они начинялись бараньим, говяжьим и заячьим мясом, несколькими мясами разом. На Масленицу пекли пряженые пироги с творогом и яйцами на молоке. В постные дни пекли пироги с рыбной начинкой.
Готовилось множество блюд из теста, это и различные караваи, и сырники, и курник, и оладьи, и конечно блины.
Каша готовилась из круп овсяных или гречневых, пшенная каша бывала редко. Из молочных кушаний в употреблении была варёная лапша, варенец, молочная каша разных видов, сыр и т.д. Мясные блюда были либо вареные, либо жареные. Варёные подавались в щах, ухе, рассоле и под взварами; щи забеливали сметаной во время варения, а не на столе. К щам подавалась гречневая каша. Ухой назывался суп или похлёбка, к не всегда добавлялось множество пряностей. Взваром назывался всякого рода соус. Жареные мясные кушанья были верчёные, шестные, печёные, сковородные.
В постные дни, пища состояла из растительных веществ; ели кислую капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель, оладьи с мёдом, караваи с грибами и разные овощные взвары.
Вообще ко всяким кушаньям наши предки любили примешивать пряные приправы, а особенно, лук, чеснок и шафран. Перец, горчица и уксус ставились всегда на стол, как необходимость обеда. Лакомства обычно состояли из свежих фруктов и ягод приготовленных в патоке, с мёдом и сахаром.
Напитки, употребляемые в то время, были квас, морс, пиво, мёд, водка и виноградные вина.
Во второй половине 17 века в России появился чай. Знатные лица употребляли его как лекарство и приписывали ему целительную силу.
Литература
Беловинский Л. В. «История русской материальной культуры», М. - 2008 г.
Костомаров Н. И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1-ХУИ столетии », серия «Популярная историческая библиотека», Смоленск - 2003 г.
Овсянников Ю. М. «Картины русского быта», М. - 2000 г.
Терещенко А. В. «История культуры русского народа». М. - 2007 г.