Научная статья на тему 'Повседневная борьба за всеобуч: внештатные корреспонденты газеты «Пермская земская неделя» о народной школе (1907-1909)'

Повседневная борьба за всеобуч: внештатные корреспонденты газеты «Пермская земская неделя» о народной школе (1907-1909) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / COMPULSORY EDUCATION (VSEOBUCH) / PUBLIC SCHOOL / PUBLIC OPINION / PERIODICAL PRESS / PERM PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голикова С.В.

Реализация всеобщего обучения на практике была в России инициативой общественности. В 1890-е гг. стало складываться широкое общественное движение за претворение этой идеи в жизнь. Борьба за всеобщее образование длилась до конца дореволюционного периода и для многих людей того времени участие в ней превратилось в повседневное дело. В статье показывается, что побуждало обывателя (чаще всего крестьянина) взяться за перо, каким образом он мог прийти к мысли о вступлении в ряды борцов за всеобуч, поскольку написание и отправление материала, посвященного школьному строительству (или касающегося этих вопросов), может расцениваться как проявление активной гражданской позиции в данной проблеме. Газета «Пермская земская неделя», была основана в 1907 г., она стремилась в полной мере освещать введение всеобщего обучения в Пермской губернии и охотно предоставляла свои страницы для корреспонденций из разных мест губернии о трудностях и достижениях в развитии народной школы и об отношении народа к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голикова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of universal education in practice was a public initiative in Russia. In the 1890s, a broad social movement for the implementation of this idea began to form. The struggle for universal education lasted until the end of pre-revolutionary period and for many people of that time, participation in it turned into an everyday affair. The article shows what motivated the man in the street (most often a peasant) to become a freelance correspondent, how he could come to the idea of joining ranks of fighters for compulsory education (vseobuch), since writing and sending material on school development (or dealing with these issues) can be regarded as a manifestation of active citizenship. The newspaper "Perm Zemstvo’s Week" was founded in 1907. The newspaper aimed to the full covering of introduction of universal education in Perm province. The newspaper willingly provided its pages for correspondence from various places in the province about difficulties and achievements in development of public schools and about attitude of people to education.

Текст научной работы на тему «Повседневная борьба за всеобуч: внештатные корреспонденты газеты «Пермская земская неделя» о народной школе (1907-1909)»

УДК 94(470.5)"1907/1909" ГРНТИ 03.23.31

С.В. Голикова

Повседневная борьба за всеобуч: внештатные корреспонденты газеты «Пермская земская неделя»

о народной школе (1907-1909)

Реализация всеобщего обучения на практике была в России инициативой общественности. В 1890-е гг. стало складываться широкое общественное движение за претворение этой идеи в жизнь. Борьба за всеобщее образование длилась до конца дореволюционного периода и для многих людей того времени участие в ней превратилось в повседневное дело. В статье показывается, что побуждало обывателя (чаще всего крестьянина) взяться за перо, каким образом он мог прийти к мысли о вступлении в ряды борцов за всеобуч, поскольку написание и отправление материала, посвященного школьному строительству (или касающегося этих вопросов), может расцениваться как проявление активной гражданской позиции в данной проблеме. Газета «Пермская земская неделя», была основана в 1907 г., она стремилась в полной мере освещать введение всеобщего обучения в Пермской губернии и охотно предоставляла свои страницы для корреспонденций из разных мест губернии о трудностях и достижениях в развитии народной школы и об отношении народа к образованию.

Ключевые слова: всеобщее обучение, народная школа, общественное мнение, периодическая печать, Пермская губерния.

S.V. Golikova

Everyday struggle for compulsory education: the freelance correspondents about public school in newspaper "Perm Zemstvo's Week" (1907-1909)"

The realization of universal education in practice was a public initiative in Russia. In the 1890s, a broad social movement for the implementation of this idea began to form. The struggle for universal education lasted until the end of pre-revolutionary period and for many people of that time, participation in it turned into an everyday affair. The article shows what motivated the man in the street (most often a peasant) to become a freelance correspondent, how he could come to the idea of joining ranks of fighters for compulsory education (vseobuch), since writing and sending material on school development (or dealing with these issues) can be regarded as a manifestation of active citizenship. The newspaper "Perm Zemstvo's Week" was founded in 1907. The newspaper aimed to the full covering of introduction of universal education in Perm province. The newspaper willingly provided its pages for correspondence from various places in the province about difficulties and achievements in development of public schools and about attitude of people to education.

Key words: compulsory education (vseobuch), public school, public opinion, periodical press, Perm province.

© Голикова С. В., 2017 © Golikova S.V., 2017

Главной заслугой всеобщего обучения (особенно в начальной школе) стало окончательное превращение процесса получения образования в повседневную (даже рутинную) практику. Однако России выпал длинный путь к всеобучу и сама борьба за то, чтобы грамотностью овладел каждый ребенок, на долгие годы вошла в круг повседневных забот многих людей: учителей, родителей, общественности. Их ежедневные усилия сами по себе могут рассматриваться в качестве объекта изучения истории повседневности.

Достаточно длительный период всеобщее обучение принадлежало в нашей стране к разряду умозрительных идей и только инициативы общественности в 1890-е гг. помогли признать ее годной для реализации на практике. Движущей силой этого начинания стали такие общественные организации, как комитеты грамотности и особенно местное самоуправление (городское и уездное в земских губерниях), проделавшие огромную работу по проектированию школьных сетей. Параллельно набирало силы и распространялось по городам и весям Российской империи широкое общественное движение за начальный всеобуч. И.В. Зубков совершенно прав, когда заявляет, что «в начале XX в. требования введения всеобщего обучения раздавались буквально отовсюду» [1, с. 62]. В революционные потрясения 1905-1907 гг. партии правого и левого спектра включили это требование в свои программные документы, и движение приобрело характер общественно-политического.

Однако деятельность партий и крупных общественных организаций, например, таких как «Лига образования», намного проще изучать по их заявлениям и практическим шагам, повседневная же работа активистов гражданского общества ускользает от исследователя. Но вряд ли возможно реконструировать в полной мере введение всеобуча без учета кропотливого труда многочисленных «винтиков» этого процесса. В таком случае на помощь могут прийти материалы периодической печати, в частности корреспонденции «с мест». Написание текста, посвященного школьному строительству (или касающегося этих вопросов), и направление его в газету для рядового обывателя надо признать поступком. Это действие не только превращало его во внештатного корреспондента, но и автоматически включало в состав общественности, в ряды борцов за всеобуч. Содержание заметки или письма, кроме рассказа о каком-то явлении или событии, связанном со школой и образованием, косвенным образом (или явно) показывало, что побудило человека (чаще всего крестьянина) взяться за перо, каким образом он мог прийти к мысли о том, что в школьном вопросе нужно занять твердую позицию и отстаивать свои убеждения (хотя бы через газету).

Многочисленные корреспонденции подобного рода встречаются в газете «Пермская земская неделя». Этот орган земской периодики

был основан в 1907 г. и пришел на смену «Сборнику Пермского земства» - изданию хорошо знакомому всем, кто занимается историей пореформенного Урала. Изменение формата должно было более оперативно, чем это мог делать выходивший несколько раз в год «Сборник...», доносить до читателя инициативы земства и получить с ним более прочную обратную связь. Для последней цели в газете появилась специальная рубрика «Корреспонденции». Вначале здесь публиковались тексты, привезенные из командировок самими газетчиками. Но довольно быстро редакции удалось обзавестись собственной корреспондентской сетью, охватившей все уезды губернии. В 1907-1908 гг. больше всего заметок присылалось из сельской местности. Затем стали чаще фигурировать многонаселенные заводы и крупные города. За несколькими исключениями, рубрика появлялась почти в каждом номере и состояла из 2-7 материалов, которые, как правило, представляли собой небольшие заметки, размером в несколько абзацев, реже - в газетный столбец (или чуть больше). Скорее всего, они подвергались редактуре (к примеру, укорачивались), но она была незначительной: текст по композиции мог напоминать «наивную литературу» и стилистические погрешности (например, «невольно болишь душой», «молодежь начинает подхватываться за книги» и т. п.) в нем воспроизводились без изменений. «Глас народа» земцы стремились сохранить.

Пермское земство активно занималось народным образованием, поэтому корреспонденции, так или иначе связанные с вопросами обучения и школьной жизнью, встречались во многих подборках. В их появлении прослеживается определенная динамика. В течение 1907 г. число таких публикаций нарастало, в 1908 г. их количество было самым большим, в 1909 г. оно пошло на спад и во второй половине этого года о жизни школы корреспонденты как будто забыли, проблематика перестала быть для них топовой.

Эта публикаторская активность отражает положение с всеобучем в России в целом и в Пермской губернии в частности. Трехлетие 1907-1909 гг. стало для него ключевым. 20 февраля 1907 г. Министерство народного просвещения направило в Государственную думу собственный законопроект о начальном всеобуче. Этот демарш можно расценивать как перехват государственной властью инициативы у общественности в школьном строительстве, а можно и как первый крупный результат воздействия на правительство и центральную власть общественно-политического движения за всеобуч. Не дожидаясь принятия закона, учебное ведомство начало его реализацию, и Пермская губерния попала в число административно-территориальных образований, которым казна стала оказывать финансовую помощь в первую очередь. Это сделалось известным осе-

нью 1907 г., а на протяжении 1908-1909 г. уездные земства и многие города губернии заключили с Министерством договоры и стали получать государственные пособия.

Казенные и земские финансовые вливания в организацию начального всеобуча с каждым годом увеличивались, вскоре счет им пошел на миллионы. По министерской смете 1910 г., губернии предназначалось 1 074 148 р., в 1913 г. - уже 1 710 930 р. Земства (уездные и губернское) в 1910 г. затратили на начальное образование 1 364 тыс. р., а в 1913 г. более полутора миллиона [2, с. 113, 116; 3, с. 128, 131]. В эту статистику не входили расходы на строительство школьных зданий, которых стали вводить в строй до сотни в год. С 1910 г. земский губернский школьно-строительный фонд стал выдавать ежегодно на постройку новых школ 150 тыс. р. Из школьно-строительного фонда при Министерстве народного просвещения Пермской губернии в 1910 г. полагалось до 400 тыс. р. пособий и до 240 тыс. р. ссуд, в 1913 г. - до 470 тыс. р. пособий и до 170 тыс. р. ссуд [3, с. 129]. Школьная сеть губернии в 1913 г. возросла до 2 863 учебных заведений, в них работало 4 822 народных учителя [3, с. 128, 130]. Подобные грандиозные преобразования, получившие название «подготовительных работ по введению всеобщего обучения в Российской империи», далеко продвинули реализацию планов начального всеобуча и были прерваны только Первой мировой войной.

С учетом данной перспективы становится понятным, что в конце 1907 г., весь 1908 г. и в начале 1909 г. грядущие реформы в образовании были у всех на слуху, широко обсуждались в обществе, и земские издания стремились дать на своих страницах возможность высказаться по этому поводу как можно большему числу людей. Корреспонденты делились с читателями достижениями школьного дела в своих родных местах. «Наша деревня Сипова Зырянской волости Камышловского уезда быстро идет в просвещении не только отроков, но и взрослых», - писал Н.Л. Белоусов. Автор с удовлетворением отмечал, что она «процветает благодаря земской школе». И приводил весьма значимый в народном быту аргумент: «Школьники, которые учились одну зиму не только читают славно и пишут хорошо, и даже солдатские письма разбирают» [4, стб. 36-37]. Аналогичным образом обстояло дело в селе Костинском Ирбитского уезда, которое «за последние 6-7 лет значительно двинулось на пути к просвещению». Количество учащихся в министерском училище, которое открылось в 1898 г., ежегодно увеличивалось. Спустя десятилетие оно превысило уже 200 чел. «Многие из ранее учившихся продолжали образование и служат уже сами учителями», - с законной гордостью сообщали сельчане [5, стб. 33].

Об успешном пути к всеобщему обучению свидетельствовало желание детей охотно посещать учебные заведения. «Наш с шеститысячным населением завод имеет три училища: двухклассное и одноклассное-смешанное и женское и все они всегда полны учащимися», - писал в 1908 г. корреспондент из Сылвинского завода Красноуфимского уезда [6, стб. 35]. К началу «подготовительных работ.» эта характерная для горнозаводских районов черта стала распространяться и в сельской местности. Корреспондент из села Белоярского Екатеринбургского уезда, в частности, отмечал: «Между тем среди населения находятся уже такие крестьяне, которые перестали уже довольствоваться тем, что дает их детям однокласс-ная школа. Сознавая пользу образования и для крестьянина, они не ограничиваются школьным образованием детей и по окончанию земской школы, помещают их в двухклассные и городские училища» [7, стб. 28].

Как всем деревенским «миром» обустраивали учебное заведение, рассказывается в материале, присланном из деревни Сосновый мыс Верх-Язьвинской волости Соликамского уезда: «К училищу большинство общественников относятся очень сочувственно. Очень многие приняли на себя работы натурою по постройке училища. Для оборудования школы общество сделало до 18 парт и большой шкаф для учительской библиотеки». Глава местного самоуправления с пониманием отнесся к общему делу: «Много содействовал постройке школьного здания и сельский староста Я.И. Кочетков». Однако душой местного школьного проекта оказался крестьянин У. И. Новиков. Будучи в преклонном возрасте, он тем не менее «целые дни проводил у школы, приходя за 2,5 версты», наблюдал за работами, «подбодрял бесплатно помогающих при постройке» жителей. В заключение автор с удовлетворением отмечал: «Общество наше не жалело денег и своих сил по постройке училища. Дай бог успеха нашим общественникам в хорошо начатом им деле» [8, стб. 44]. Каких результатов могла достигать собственная инициатива крестьянской общины еще до активизации работ по всеобучу, показано в заметке В. Мартынова 1907 г., посвященной одной из волостей Верхотурского уезда: «В заключение нужно отметить, что Красногорская волость является одной из передовых в уезде в деле постановки народного образования; так как в ней местными средствами организована своя домашняя школьная сеть и вполне достигнута идея общедоступного обучения, которого так давно и горячо жаждет земство. Волость имеет кроме 2-классного училища еще 6 земских школ. За постановку школьного дела и крупные жертвы на него волость заслужила лестную аттестацию со стороны земского собрания и инспекции Верхотурского уезда» [9, стб. 22].

Успехи школьного строительства вызывали у корреспондентов «Пермской земской недели» гордость и положительные эмоции. В. П-нин из села Подслудное Соликамского уезда в 1907 г. предлагал «порадоваться за такое доброе начинание и пожелать, чтобы земство открыло школу с осени» [10, стб. 23]. Два года спустя, с началом «подготовительных работ...», предметом торжества и ликования стало уже открытие в селах двухклассных земских училищ. 30 января 1909 г. сход в селе Ключевском Шадринского уезда единогласно постановил: «Ввиду того, что одноклассное народное училище не дает тех знаний, какие требуются народной жизнью, просить об открытии» двухклассной школы. Написавший об этом «отрадном явлении деревенской жизни» селянин считал, что «наша деревня начинает нащупывать правильный путь из мрака к свету» [11, стб. 20]. Жителю села Бердышево Оханского уезда также было «приятно отметить» открытие подобного учебного заведения: «Дай бог здоровья лицам, подвинувшим к большему свету наш темный уголок!» [12, стб. 34].

Однако чаще всего взяться за перо людей заставляли негативные явления местной жизни. Например, их могло возмутить поведение односельчан при проведении схода, на котором решалась судьба школы. 22 марта 1909 г. на волостном сходе в Верхне-Сергинском заводе «мужички подзадориваемые "каштанами", или, как их здесь называют "горлопанами", не хотели давать ни место под училище, ни денег». Присутствующие «даже кричали, что ... школы нужно закрыть, а не только возводить и тратить деньги на новые». Только когда группа «сознательных» крестьян «категорически высказалась за постройку», остальные «отступились и, ворча себе под нос, продолжали выражать неудовольствие» [13, стб. 37]. На сходе 15 ноября 1909 г. в Шайтанском заводе Красноуфимского уезда сознательного подхода не проявили. Народ «шумел, волновался, кричал», считал, что 140 р. на годовое содержание двух училищ слишком большая сумма, требовал от блюстителя училищ отчета о расходах, а получив его, решил, что школы лучше «прикрыть». Очевидец схода, поведавший о нем читателям газеты, признавался: «Тяжело было видеть, как темная масса топтала зерно просвещения», а на учителей смотрела как на «дармоедов» [14, стб. 31, № 51].

Написать в газету жителя Оханского уезда Л. также заставили порядки в местном самоуправлении. Он с недоумением описывал контраст в заботе о содержании здания волостного правления и местного училища: «Сепычевская волость имеет громадное каменное двухэтажное здание, в котором помещается волостное правление. На ремонт этого здания нынче летом издержано 6 тыс. руб., причем стены и потолки были вновь оштукатурены и покрашены

масляной краской, а в некоторых комнатах стены даже размалеваны. Тут же вблизи находится двухэтажный старенький домик - земская школа, тоже здание, принадлежащее волости. В волостном правлении комнаты высокие, светлые, окна большие, везде блеск, в школе же низко, темно, окна в рамках зеленые, с осени и до самой весны покрыты доверху слоем льда, так что солнечные лучи в школу не проникают» [15, стб. 25].

В отличие от «малограмотной» толпы на сходе, корреспондентов земской газеты отличало уважительное отношение к учительскому труду и к самим учителям. Залогом успеха в школьном деле, благополучия и поступательного развития уральской деревни, по их мнению, были хорошо подготовленные преподавательские кадры. «Я уверен, - заявлял корреспондент из села Подслудное Соликамского уезда, - что многое начиналось и начинается в деревнях подобных хороших дел, которые вскоре же и гибли, благодаря единственно малокультурности народной. Невольно болишь душой, видя положение, в котором находятся крестьяне и думаешь, что в деревню надо бы побольше людей энергичных - особенно учителей, которые могли бы заложить крепкий фундамент для великого здания народного просвещения». «Помогите темному люду - это дело святое», - обращался автор к подвижникам народного образования [16, стб. 28].

И люди «со святым призванием учительствовать» находились. В деревне Сиповой Зырянской волости Камышловского уезда хорошо зарекомендовала себя учительница Арина Николаевна Фарлен-кова. Местные жители в 1908 г. писали, что «нынешний учебный год» дал им «много хорошего», благодаря ее «неустанным трудам», и выражали «большую симпатию к ней и благодарность». Крестьянин же Н.Л. Белоусов высказывал следующие пожелания: «Дай же, бог, нашей учительнице доброго здоровья, чтобы вперед она приносила больше пользы нашей школе и деревне». С досадой он признавал: «Да, жаль времени, десятки, сотни лет, прожитого нами в темноте». И видел значение учительского труда в том, что теперь его односельчане «увидали некоторый свет» [4, стб. 26, 28].

Истинным «просветителем народа», по отзыву корреспондента из села Козмодемьянского Соликамского уезда, был и местный учитель И.С. Лапин. В 1909 г. он был уже в преклонном возрасте и немало успел сделать «на благо населения»: «. положил много забот о благоустройстве школы и стараниями его была осуществлена заветная мысль крестьян об открытии в селе народной библиотеки», «по его же инициативе была открыта и чайная общества попечения о народной трезвости». Согласно автору заметки, «народ любил своего учителя» потому, что тот «понимал всякую нужду крестьян и

добрым своим советом много облегчал трудный жизненный путь козмодемьянских мужичков» [17, стб. 32].

Корреспонденты были сторонниками земских училищ, а не цер-ковно-приходских. Из села Белоярского Екатеринбургского уезда сообщали, что «население не очень благосклонно относится к этим школам, и только нужда и дальность расстояния от земских школ заставляют обывателей помещать своих детей в эти школы» [7, стб. 28]. В Архангело-Пашийском заводе Пермского уезда полагали, что «приходская школа дает очень мало знаний» [18, стб. 28]. Крестьяне села Верх-Тисинского Красноуфимского уезда были недовольны состоянием библиотеки при церковно-приходской школе, в которой, по их словам, «почти нет самых необходимых, самых полезных книг для народа». Книги духовно-нравственного содержания у местного населения не пользовались «большим спросом». Корреспондент описывал разговор с читателем: «На предложение взять для чтения одну из таких книг слышим в ответ: "не надо, не интересно, вот какую-нибудь про землю, либо про Думу или что . газету бы какую.."» [19, стб. 28]. В сложившейся ситуации жители нередко приходили к выводу, что пора менять тип учебного заведения. В. П-нин из Соликамского уезда о своих односельчанах писал: «Нельзя не упомянуть, что наконец ныне наши крестьяне решили ходатайствовать об открытии земской школы в с. Подслудном, отведя для этого пока общественное помещение, занимаемое церковной школой, которое обязуются расширить собственным счетом» [10, стб. 23].

В корреспонденциях газеты нашлось место и «портретам» активистов школьного образования. Заметка из деревни Нижнее Пле-со Чусовской волости Пермского уезда рассказывала о крестьянине Т.И. Смородине: «долголетняя жизнь показала ему, что знание -самая могучая сила в тяжелом крестьянском труде и лучшая его отрада» [20, стб. 32]. В деревне Давыдовой в округе села Маминского Екатеринбургского уезда «простой рядовой крестьянин С.» стал председателем комитета по постройке школы. Односельчанин охарактеризовал его так: «.умный и любящий книгу, для которого широкое просвещение народа было заветной мечтой» [21, стб. 27]. Авторы заметок понимали, что подобные люди пока на селе встречаются редко и спешили познакомить с ними читательскую аудиторию. «Первым поборником школы» в деревне Сосновый мыс Верх-Язьвинской волости Соликамского уезда «явился старый неграмотный крестьянин Устин Иванович Новиков, который пользуется большой популярностью среди населения, занимал в разное время должности сельского старосты и председателя волостного суда». Деревенский поэт посвятил ему следующие строки: «Он построил с

народом часовню, а под старость о школе болит // жизнь прожив без науки и книги малым детям учиться велит» [8, стб. 44].

Наличие сообщений местных корреспондентов газеты «Пермская земская неделя» указывает, что вокруг нее формировался актив из людей неравнодушных к развитию народного образования. Они были лишь видимой частью армии сторонников всеобуча в Пермской губернии, благодаря которой начинания земства и Министерства просвещения не пропали даром.

Список литературы

1. Зубков В. И. Министерство народного просвещения и подготовка введения всеобщего обучения в России // Российская история. - 2013. - № 2. - С. 6286.

2. Обзор Пермской губернии за 1910 год. - Пермь: Типо-литография губернского правления. 1911. II, 130, 54 с.

3. Обзор Пермской губернии за 1913 год. Пермь: Типо-литография губернского правления. 1914. [2], 141, 54 с.

4. Крестьянин Ник. Лук. Белоусов. Что сделала наша учительница (Письмо крестьянина) // Пермская земская неделя. - 1908. - № 26. - Стб. 36-38.

5. М-в Л. Село Костинское Ирбитского уезда // Пермская земская неделя. -1908. - № 37. - Стб. 33.

6. Д. Завод Сылва Красноуфимского уезда // Пермская земская неделя. -

1908. - № 2. - Стб. 35.

7. Село Белоярское Екатеринбургского уезда // Пермская земская неделя. -

1909. - № 7. - Стб. 28.

8. Деревня Сосновый мыс Верх-Язьвинской волости Соликамского уезда // Пермская земская неделя. - 1909. - № 43. - Стб. 43-44.

9. Мартынов В. Красногорская волость Верхотурского уезда // Пермская земская неделя. - 1907. - № 16. - Стб. 20-22.

10. П-нин В. Село Подслудное Соликамского уезда // Пермская земская неделя. - 1907. - № 7. - Стб. 22-23.

11. Крестьянин Н. Село Ключевское Шадринского уезда // Пермская земская неделя. - 1909. - № 13. - Стб. 20.

12. Село Бердышево Оханского уезда // Пермская земская неделя. - 1909. -№ 41. - Стб. 33-34.

13. Верхне-Сергинский завод // Пермская земская неделя. - 1909. - № 20. -Стб. 36-37.

14. Шайтанский завод Красноуфимского уезда // Пермская земская неделя. -1909. - № 51. - Стб. 31.

15. Л. Из Оханского уезда // Пермская земская неделя. - 1907. - № 41. -Стб. 25.

16. Село Подслудное Соликамского уезда // Пермская земская неделя. -1907. - № 24. - Стб. 28.

17. Село Козмодемьянское Соликамского уезда // Пермская земская неделя. - 1909. - № 49. - Стб. 31-32.

18. Из Пашийского завода Пермского уезда // Пермская земская неделя. -1907. - № 17. - Стб. 28-29.

19. Из села Верх-Тисинского Красноуфимского уезда // Пермская земская неделя. - 1907. - № 17. - Стб. 28.

20. Ю. Деревня Нижнее Плесо Чусовской волости Пермского уезда // Пермская земская неделя. - 1909. - № 4. - Стб. 31-32.

21. Село Маминское Екатеринбургского уезда // Пермская земская неделя. -1909. - № 46. - Стб. 26-27.

References

1. Zubkov V.I. Ministerstvo narodnogo prosvesheniya i podgotovka vvedeniya vseobshego obucheniya v Rossii [Ministry of Education and preparation for the introduction of compulsory education in Russia]. Russian history. 2013. № 2. P. 62-86.

2. Obzor Permskoj gubernii za 1910 god [Review of the Perm province for the year 1910]. Perm: Tipo-lithography provincial government. 1911. II, 130, 54 p.

3. Obzor Permskoj gubernii za 1913 god [Review of the Perm province for the year 1913]. Perm: Tipo-lithography provincial government. 1914. [2], 141, 54 p.

4. Krest'yanin Nik. Luk. Belousov [Peasant Nik. Luk. Belousov]. Chto sdelala nasha uchitel'nica. (Pis'mo krest'yanina) [What did our teacher do? (Letter from a peasant)] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1908. № 26. Stb. 36-38.

5. M-v L. Selo Kostinskoe Irbitskogo uezda [Village of Kostinskoe of the Irbitsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1908. № 37. Stb. 33.

6. D. Zavod Sylva Krasnoufimskogo uezda [Work Sylva of the Krasnoufimsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1908. № 2. Stb. 35.

7. Selo Beloyarskoe Ekaterinburgskogo uezda [Village of Beloyarskoye of the Ekaterinburg district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 7. Stb. 28.

8. Derevnya Sosnovyi mys Verh-Yaz'vinskoi volosti Solikamskogo uezda [Village of Sosnovyi mys of the Verkh-Yazvinsky volost of the Solikamsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 43. Stb. 43-44.

9. Martynov V. Krasnogorskaya volost' Verhoturskogo uezda [Krasnogorskaya volost' of the Verhotur'e district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1907. № 16. Stb. 20-22.

10. P-nin V. Selo Podsludnoe Solikamskogo uezda [Village of Podsludnoe of the Solikamsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1907. № 7. Stb. 22-23.

11. Krest'yanin N. [Peasant N] Selo Klyuchevskoe Shadrinskogo uezda [Village of Klyuchevskoe of the Shadrinsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1909. № 13. Stb. 20.

12. Selo Berdyshevo Ohanskogo uezda [Village of Berdyshevo of the Ohansk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 41. Stb. 33-34.

13. Verhne-Serginskii zavod [Work of Verhne-Serginsky] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 20. Stb. 36-37.

14. Shaitanskii zavod Krasnoufimskogo uezda [Work of Shaitansky of the Krasnoufimsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1909. № 51. Stb. 31.

15. L. Iz Ohanskogo uezda [From Okhansk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1907. № 41. Stb. 25.

16. Selo Podsludnoe Solikamskogo uezda [Village of Podsludnoe of the Solikamsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1907. № 24. Stb. 28.

17. Selo Kozmodem'yanskoe Solikamskogo uezda [Village of Kozmodem'yansk of the Solikamsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1909. № 49. Stb. 31-32.

18. Iz Pashiiskogo zavoda Permskogo uezda [From Pashysky Work of the Perm district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1907. № 17. Stb. 28-29.

19. Iz sela Verh-Tisinskogo Krasnoufimskogo uezda [From the village of Verkh-Tisinskoe of the Krasnoufimsk district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvos week]. 1907. №17. Stb. 28.

20. Yu. Derevnya Nizhnee Pleso Chusovskoi volosti Permskogo uezda [Village of Nizhnee Pleso Thusovskaya volost of the Perm district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 4. Stb. 31-32.

21. Selo Maminskoe Ekaterinburgskogo uezda [Village of Maminskoe of the Ekaterinburg district] // Permskaya zemskaya nedelya [Perm zemstvo s week]. 1909. № 46. Stb. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.