СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СУДОВОЖДЕНИЯ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ
УДК 621.11
Д.К. Глазюк, А.Р. Сельсков, А.Н. Соболенко
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б
ПОВРЕЖДЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ 6ЧН 18/22-225
В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рассмотрены случаи аварийных происшествий с вспомогательным судовым дизелем 6ЧН 18/22-225 производства ОАО «Дальдизель», имевшие место в эксплуатации на судне типа СРТМ-К на Дальневосточном бассейне. Проанализированы причины аварийных происшествий и мероприятия по устранению их последствий. Основные причины аварийных происшествий -некачественное изготовление запасных частей.
Ключевые слова: аварии, дизели.
Б.К. Glazuk, A.R. Selskov, А-N. Sobolenko DAMAGES OF AUXILIARY MARINE ENGINE 6ЧН18/22-225 IN OPERATION
Accidents in operation with auxiliary marine engine 6ЧН 18/22-225, produced by «Daldiesel» Corporation are considered. Factors provoked damages was investigated. Action to remove damages was investigated. The main reason - the application of substandard spear parts.
Key words: damages, diesels.
Безопасная эксплуатация судовых дизелей в наибольшей степени определяется отказами деталей, образующих камеру сгорания. Из-за отказов поршней, цилиндровых крышек, цилиндровых втулок происходит до 25 % вынужденных остановок судов в море.
Отказы деталей, образующих камеру сгорания судовых дизелей, в эксплуатации наиболее опасны своими последствиями. Причем наибольший поток отказов приходится, как правило, на одну деталь.
В период эксплуатации СРТМ-К «Мальцево» осенью 2010 г. произошли две аварии вспомогательного среднеоборотного дизеля 6ЧН 18/22-225. В период промыслового рейса 19 октября 2010 г. на вахте третьего механика сработала аварийно-предупредительная сигнализация и остановился ВДГ № 1. Путём осмотра было установлено, что в шестом цилиндре произошла неполадка. После демонтажа цилиндровой крышки шестого цилиндра определили, что произошёл обрыв выпускных клапанов и обнаружено повреждение днища поршня (рис. 1, 2). Затем были вскрыты лючки картера, рассоединена нижняя головка шатуна и повреждённый поршень вместе с шатуном был демонтирован при помощи тали (рис. 3). Из картера были извлечены фрагменты от повреждённого поршня.
Затем полностью удалили из картера смазочное масло и произвели осмотр шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности втулки цилиндра № 6; видимые повреждения отсутствовали.
Рис. 1. Повреждение поршня цилиндра № 6 дизеля 6ЧН 18/22-225 Fig. 1. Damage of piston
of cylinder № 6 of 6ЧН18/22-225 diesel
Рис. 2. Повреждение днища крышки цилиндра № 6 дизеля 6ЧН 18/22-225 Fig. 2. Damage of cylinder cover bottom of cylinder № 6 of 6ЧН18/22-225 diesel
Рис. 3. Демонтаж поршня
дизеля 6ЧН 18/22-225 Fig.3. Dissemble of piston of 6ЧН18/22-225 diesel
Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов
Заменили крышку с клапанами и повреждённый поршень вместе с кольцами на запасные. Установили на место. Полностью сменили смазочное масло и масляные фильтры. Произвели пробный пуск. Сбоя работы при пробном запуске не обнаружили.
21 октября 2010 г. на вахте четвёртого механика произошла аналогичная авария: сработала аварийно-предупредительная сигнализация и остановился ВДГ № 1. Путём осмотра было установлено, что неполадка произошла в пятом цилиндре.
После демонтажа цилиндровой крышки пятого цилиндра определили, что произошёл обрыв тарелки выпускного клапана и обнаружено повреждение днища поршня (рис. 4) и крышки цилиндра (рис. 5). Затем были произведены все необходимые мероприятия по восстановлению работоспособности дизеля, как и в предыдущем случае.
Рис. 4. Повреждение поршня цилиндра № 5 дизеля 6ЧН 18/22-225 Fig. 4. Damage of piston of cylinder № 5 of 6ЧН18/22-225 diesel
Рис. 5. Повреждение днища крышки цилиндра № 5 дизеля 6ЧН 18/22-225 Fig. 5. Damage of cylinder cover bottom of cylinder № 5 of 6ЧН18/22-225 diesel
В рассмотренных случаях повреждения деталей привели к остановке ВДГ и выводу его из эксплуатации. Была произведена выемка поршней с помощью талей, а это довольно трудоёмкая операция. Перед выемкой поршня необходимо произвести подготовительные работы - снять крышку цилиндра, отсоединить крышку нижней головки шатуна.
Основной причиной обрыва тарелки клапана, как правило, является некачественное изготовление. В приведённых примерах на дизель были установлены дешёвые контрафактные клапаны, изготовленные не на ОАО «Дальдизель».
Начальные дефекты клапанов в виде возникших трещин могли бы быть выявлены при текущем ремонте, который для данных дизелей проводится через 12000 ч [1]. Однако невероятно, чтобы за весь рейс (восемь месяцев) дизель-генераторы наработали бы такой ресурс даже при непрерывной работе.
Таким образом, приведённые примеры наглядно свидетельствуют, что существуют причины аварий судовых вспомогательных дизелей, объективно не зависящие от квалификации и добросовестности выполнения своих обязанностей судовым экипажем.
В этой связи весьма важно, чтобы судовой экипаж был подготовлен к правильным действиям при возникновении аварийной ситуации в машинном отделении. Насколько нам известно, в существующих тренажёрах машинного отделения [2, 3] вопросам имитирования неисправностей ВДГ совсем не уделено внимания.
Поэтому стоит задача создания автоматизирующих обучающих систем (АОС) [4], которые бы аккумулировали максимально возможное число аварийных случаев по типам дизелей, имевших место в эксплуатации, обучали правильным действиям при возникновении их, а также давали рекомендации по их предупреждению. Нам представляется, что это должны быть недорогие в силу своей массовости компьютерные программы на СD, которыми судовладельцы могли бы обеспечивать все экипажи.
Список литературы
1. Руководство по эксплуатации. Дизель-редукторные агрегаты бЧСП2А18/22-150-1, 6ЧСПН2А18/22-225-1, бЧСП2А18/22-315-1, 8ЧСПН2А18/22-315-2, 8ЧСПН2А18/22-475 [Текст]. - М.; Sudo. Внешторгиздат. ППО «Печать», 2001. - 133 с.
2. Functional Description Dieselsim DPS100-M-21 [Текст]. -Horten: Norcontrol Simulation A/S, 1990. - 140 p.
3. Beams R. A machinery space Simulator based on micro-processor [Текст] / R. Beams, Y. Francis, A. Stallwood. -London: Haven Automation Limited, Institute of Marine Engineers, 1985. - 12 p.
4. Sobolenko A.N. The Development of Computer Simulation Program for Education on Efficient Operation of Ship's Propulsion Plants [Текст] / A.N. Sobolenko. - Рussan: Republic of Korea, Pukyong National University, 1997. - 71 p.
Сведения об авторах: Глазюк Дмитрий Константинович, аспирант, e-mail: [email protected];
Сельсков Алишер Рапикджанович, курсант;
Соболенко Анатолий Николаевич, доктор технических наук, профессор, e-mail: [email protected].
8б