Научная статья на тему 'ПОВЕСТЬ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА» ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ'

ПОВЕСТЬ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА» ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

625
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татьяна Есенина / наука / повесть / «Женя –чудо хх века» / Ташкент / русскоязычная литература Узбекистана. / Tatiana Yesenina / science / novella / "Zhenya is a miracle of the twentieth century" / Tashkent / Russian-language literature of Uzbekistan.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ким Эмма, Александра Валерьевна Екабсонс

Данная статья посвящена изучению повести Татьяны сениной «Женя – чудо ХХ века», опубликованной в 1962 году в журнале «Новый мир». Цель данной статьи: рассказать широкой читательской аудитории о малоизвестном произведении дочери известного русского поэта Сергея Есенина, раскрыть актуальность данной повести в современной литературе XXI века . Также основной целью данной исследовательской статьи является – определить место данного произведения в ряду русскоязычной литературы Узбекистана в 60-е годы прошлого столетия. В статье использован описательный метод исследования, сравнительный метод и метод контекстного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the study of the novel by Tatiana Yesenina "Zhenya the miracle of the twentieth century", published in 1962 in the magazine "New World". The purpose of this article is to tell a wide readership about the little-known work of the daughter of the famous Russian poet Sergei Yesenin, to reveal the relevance of this story in the modern literature of the XXI century. Also, the main purpose of this research article is to determine the place of this work among the Russian-language literature of Uzbekistan in the 60s of the last century. The purpose of this article is to analyze the characters, plot, theme, idea and problems of the story. The article uses a descriptive research method, a comparative method and a method of contextual analysis.

Текст научной работы на тему «ПОВЕСТЬ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА» ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

ПОВЕСТЬ «ЖЕНЯ - ЧУДО ХХ ВЕКА» ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ

Ким Эмма

Магистрантка Чирчикского государственного педагогического института

Александра Валерьевна Екабсонс

Научный руководитель, Доцент кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению повести Татьяны сениной «Женя -чудо ХХ века», опубликованной в 1962 году в журнале «Новый мир». Цель данной статьи: рассказать широкой читательской аудитории о малоизвестном произведении дочери известного русского поэта Сергея Есенина, раскрыть актуальность данной повести в современной литературе XXI века . Также основной целью данной исследовательской статьи является - определить место данного произведения в ряду русскоязычной литературы Узбекистана в 60-е годы прошлого столетия. В статье использован описательный метод исследования, сравнительный метод и метод контекстного анализа.

Ключевые слова: Татьяна Есенина, наука, повесть, «Женя -чудо хх века», Ташкент, русскоязычная литература Узбекистана.

THE POETICS OF THE HUMOROUS STORY "ZHENYA IS A MIRACLE OF THE TWENTIETH CENTURY" BY TATIANA YESENINA

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the novel by Tatiana Yesenina "Zhenya -the miracle of the twentieth century", published in 1962 in the magazine "New World". The purpose of this article is to tell a wide readership about the little-known work of the daughter of the famous Russian poet Sergei Yesenin, to reveal the relevance of this story in the modern literature of the XXI century. Also, the main purpose of this research article is to determine the place of this work among the Russian-language literature of Uzbekistan in the 60s of the last century. The purpose of this article is to analyze the characters, plot, theme, idea and problems of the story.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

The article uses a descriptive research method, a comparative method and a method of contextual analysis.

Keywords: Tatiana Yesenina, science, novella, "Zhenya is a miracle of the twentieth century", Tashkent, Russian-language literature of Uzbekistan.

ВВЕДЕНИЕ

Татьяна Сергеевна Есенина - дочь известного русского поэта Сергея Есенина во время Второй Мировой войны была эвакуирована с мужем и сыном в Узбекистан, который стал ее второй Родиной. Здесь она вместе с семьёй прожила полвека, работала журналистом в газете «Правда Востока», в издательстве «Фан», воспитывала детей, впоследствии и внуков, здесь 5 мая 1992 года была и похоронена, на Боткинском кладбище города Ташкента. Дочь Есенина, милая Таня, Поражающая сходством с отцом, Целовать кто, счастливый, станет Дорогое России лицо? Впечатленья язвят, тревожат, Нанизаться на душу спешат. У неё и челка Сережи, И, наверно, его душа... [1]

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Так описал филолог В.М. Богдан-Березовский в 1929 году дочку Сергея Есенина, отметив её поразительное сходство с отцом. И действительно, по воспоминаниям научного сотрудника «Музея Сергея Есенина» в Ташкенте Б.А.Голендера, знавшего писательницу и журналистку лично и довольно близко, внешне Татьяна была очень похожа на своего знаменитого отца. Работая в периодических изданиях, Татьяна Есенина, по свидетельству её коллег Валерия Бирюкова и Георгия Димова, с которыми она тесно дружила, зарекомендовала себя как очень честный и справедливый журналист, выступавший против любого проявления лжи и несправедливости. Она печатала фельетоны, которые отличались злободневностью, остротой и быстрой реакцией на все ситуации. Татьяна Есенина написала замечательные, но мало кому известные повести: юмористическое произведение «Женя - чудо ХХ века», повесть «Летающий совхоз» и «Лампу лунного света», а также

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

мемуары о своём знаменитом отце Сергее Есенине и матери известной актрисе Зинаиде Райх. По воспоминаниям филолога Сергея Зинина, Татьяна Есенина не любила слушать и рассказывать анекдоты, но была в восторге от смешных житейских историй. Известный факт, что Татьяна в течение 20 лет проработала шеф-редактором биологического отделения в издательстве «Фан» («Наука»). По роду своей деятельности она ежедневно знакомилась с монографиями, докладами по биологии и зоологии узбекских учёных. То, что многие научные работы наших соотечественников заняли достойное место в бывшем всесоюзном, а на сегодняшний день и российском каталоге, несомненно, «заслуга Татьяны-ханум Есениной» [1; с.214].

О своей юмористической повести Татьяна вспоминала: «Воспользовалась свободой: дети выросли, а внуков ещё не было, вот и написала» [2; с.35]. Есенина очень трепетно душевно и с глубокой любовью относилась к своей повести. Это произведение в кругу своих друзей она называла ласково: «Мой Женя...». Так в письме к Л.Устиновой, чтобы узнать о мнении литераторов в Москве, на «Мосфильме», автор писала: «Лидочка, дорогая! Что же сказали твои инженеры о моём «Жене»? Мне до смерти интересно» [2; с.35]. Впервые повесть вышла в свет в 1962 году в журнале «Новый мир» под руководством известного поэта А.Твардовского. Позже её опубликовали в Чехословакии, по ней была задумана экранизация художественного фильма на студии «Мосфильм» в Москве. Автор даже написала сценарий. Однако из-за проблем со здоровьем, Есенина не могла поехать в Москву, вследствие чего художественный фильм не был отснят.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Повесть состоит из двух частей, которые разбиты на главы. Гротеск является основным приемом построения повести. В 60-е годы произведение, опубликованное на страницах журнала «Новый мир», несомненно, заслуживало внимания литературных критиков и вызывало живейший интерес со стороны читательской аудитории. «Женю - чудо ХХ века» читал сам Константин Симонов и восторженно отзывался о ней: «.в повести много здорового юмора», а ещё Симонов отметил самобытное дарование Есениной, подчёркивал, что писательница унаследовала талант от своего известного гения-отца. Рецензент Л.Ершов, прочитав дебютное произведение Т.Есениной сказал: «.в повести показана вполне реальная атмосфера духовно -

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

нравственного неблагополучия, морального растления...»[3; с.36]. Однако была и жёсткая категоричная критика детища Татьяны Есениной. Её обвиняли в простоте сюжета, в том, что её герои поверхностны и не вызывают никакого интереса. К примеру, критик Юрий Идашкин написал следующий отзыв о персонажах повести «.Как убоги все эти персонажи, лишённые малейших примет индивидуальностей!» [4; с.70]. Конечно, подобный отзыв говорит лишь о субъективном взгляде критика, о его поверхностном понимании произведения «Женя - чудо ХХ века», в котором с виртуозным мастерством раскрыты вечные темы: добра и зла, справедливости и подлости, а также пророческое видение автора на многие лета вперед о создании живого человека в искусственных лабораториях. Более того Б.А.Голендер, филолог и друг Татьяны Есениной, утверждает: «Критика на поветь была обусловлена предвзятым и несправедливым отношением к поэту Сергею Есенину в 1960-е годы. Это отношение проецировалось и на Татьяну, и на её повесть «Женя -чудо ХХ века», достоинство которой так старательно пытались преуменьшить критики. Как вспоминала Т.Есенина, в Москве, куда она отправила свою повесть для экранизации, на «Мосфильме», рецензенты попросили её объяснить «социальную направленность», которая обязательно должна была содержать воспитательную функцию для советского человека. Но повесть Есениной была написана «для души», по её собственному признанию. Так о чём же сатирическая повесть «Женя -чудо хх века»? Свершилось ли чудо, о котором пыталась рассказать миру дочь известного русского поэта Сергея Есенина? 1962 год.Время, когда наука только начинает набирать свои обороты. Американские космонавты высадились на Луне в 1969 году, 1978 год-это год появления первого эмбриона в условиях эко-оплодотворения, 1984 год-год клонирования млекопитающего, то насколько пророческой оказалась небольшая по своему объему повесть о создании человека в искусственной лаборатории. «Я заметил, что кто-то помахал мне рукой. .Машет мне далёкий Евгений Александрович. Почему я раньше не замечал его? Потому что раньше он сидел .в миллионах световых лет от нас. Потом он перепрыгнул на Венеру. Скоро он переберется на Луну, а оттуда до нас рукой подать. Я сам подам ему руку, чтобы легче было спускаться. Я верю, что так и будет, я очень верю в науку» [5; с.67]. Такими знаменательными пророческими словами заканчивается юмористическая повесть «Женя - чудо ХХ века». Сюжет произведения затрагивает одну из интереснейших и животрепещущих на

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

сегодняшний день тем: создание искусственного человека, его право и место в обществе обычных людей. Каким должен быть искусственно созданный сверхчеловек? Как его воспримут окружающие люди? Способен ли он любить и ненавидеть? Какие нравственные качества должны быть заложены или «зачипированы» в «химическом» искусственно созданном человеке? Есть ли у такого человека будущее? Именно такими вопросами задаётся герой повести ветеринар Сергей Васильевич, вынашивающий фантастическую идею создания из биологических клеток настоящей модели живого человека. «Это должен быть красивый, здоровый, нормальный человек.Надо творить, а не снимать копию», - так говорит Сергей Васильевич журналисту [5; с.67].

Главный герой произведения - это газетчик, можно утверждать , что это прототип самой писательницы Татьяны Есениной, которая, как известно, полжизни проработала в газете и специализировалась в основном на фельетонах и обладала превосходным чувством юмора. Главный герой-журналист, как и сама Есенина, очень проницателен, с юмором реагирует на трудные жизненные ситуации, высмеивает глупость и ханжество окружающих его людей, которые оказываются беззащитны перед сильнейшим оружием -смехом. Герой находится в центре всех событий, помогает нуждающимся, как делала сама автор в настоящей жизни, не лезет в карман за словом. Он разоблачает плагиатора Грушняка, высмеивает Поймакина-начальника милиции, вступает в споры со своим начальством и пытается уберечь ценный экземпляр «искусственного» человека Женю от катаклизмов настоящей несправедливой действительности. Женя Смирнов -высокий блондин с голубыми глазами, с виду обычный молодой человек. В финале повести становится понятно, что Женя - вовсе не «химический» человек, а настоящий, сын секретаря председателя райкома и племянник ветеринара. Критик Л.Ершов в статье «В ожидании чуда» указал на то, что у положительного Жени Смирнова слишком много противоречий. Однако в этом и есть особенность этого персонажа, который меняется, ищет смыслы, влюбляется, становится на защиту слабых, сомневается в выборе и в своих действиях, снова становится на путь поиска смысла жизни. Женя очень молод, поэтому противоречив, но в этом его и особенность. Главное черта героя - это его неравнодушие к людям, Женя не может пройти мимо тех, кому нужна помощь. В повести немного действующих лиц, но каждый персонаж, вопреки утверждению Юрия Идашкина, очень колоритен. Здесь мы встречаем загадочного Петра

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

Кирилловича, не брезгающего взятками, использовавшего свое служебное положение в коррумпированных целях, о котором Есенина с иронией пишет, «что фамилии и должности его никто не знал». Здесь мы видим и мелкого хулигана Веньку Бубнового Валета, который связан с таинственным Петром Кирилловичем, начальника стройтреста Гурьева, прикрывающегося громкими лозунгами о коммунизме и строящего себе и своим родственникам респектабельные дома за счёт государственного бюджета. Здесь и бездарный наглый Грушняк, который «сообразил что изобретение можно отнять, украсть, можно примазаться в соавторы» [5; с.67]. Он занимает особое место в повести, т.к. против него направлена львиная доля сарказма автора. Описывая Грушняка, Есенина подчёркивает наглость и напористость людей, пытающихся всеми правдами и неправдами за счёт чужого таланта и труда, купаться в лучах незаслуженной славы. Повесть, несмотря на свой небольшой объём, очень многопланова. Например, автор размышляет и приходит к выводу, что современные люди идут по пути к обществу без читателей. «А вдруг все будут плясать и писать? Нельзя, чтоб все писали. Надо, чтоб кто-то и читал» [5; с.67]. Есенина с долей грустного юмора говорит о потере интереса к чтению. Тематика повести разнопланова: борьба добра и зла, присутствует любовный треугольник - два центральных положительных персонажа влюбляются в одну и ту же девушку - медсестру Машу, раскрывается тема дружбы, тема наушничества, которое было так распространено в 60-е годы прошлого столетия в период Советского правления. Есенина описывает нам негативные явления 60-х годов со здоровым юмором, отчего повесть читается на одном дыхании. В повести также присутствует социально-бытовой конфликт, который возникает на почве столкновения двух центральных персонажей: Жени Смирнова и газетчика с обществом. Это и злобные соседи, принципиально отравляющие жизнь друг другу, это и столкновения рассказчика с бюрократизмом в редакции, с подкупными органами милиции, с начальством, не желающим брать на себя ответственность за смелые печатные публикации. Автор ставит перед читателем проблемный вопрос: что ждёт человечество в будущем? Каким должен быть человек будущего? Какие нравственные ориентиры у человека ХХ столетия, который потом перешагнет в XXI век? Таким образом, Есенина касается идейно-нравственного типа проблематики и заставляет нас оглянуться вокруг и посмотреть на себя со стороны. Знаменательны слова автора, заканчивающие повесть: «Я верю в науку». С

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-915-921

наукой автор была напрямую связана в течение долгих лет, в неё она верила, ей отдала часть своей жизни. Однако суть и актуальность произведения не в этом. Голос Татьяны Есениной, дочери своего известного отца Сергея Есенина, воспевавшего берёзовую Русь, уверенно говорит нам из ХХ столетия, что настоящее чудо - это не научные открытия, не сверхъестественный фантастический сверхчеловек. Финал повести Татьяны Есениной отчётливо раскрывает тайну. Настоящее чудо - это мы с вами, обычные люди, живущие по простым Человеческим законам.

REFERENCES

1. Сергей Зинин. Татьяна Есенина-дочь Сергея Есенина. -Ташкент, 2008. -С. 214.

2. Вулис А. //Правда Востока: Воспоминания о Т.Есениной // . Ташкент, 2008.-№ 8 - С . 34-35.

3. Л.Ершов «В ожидании чуда».-Наш современник.-1962

4. Ю.Идашкин «Несостоявшееся чудо» . - Октябрь.- 1962. С.70.

5. Т.Есенина «Женя -чудо хх века» Новый мир.-Ташкент.-1962

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.