Научная статья на тему '"повесть о Петре и Февронии Муромских" в слове и в иконе: синтез искусств'

"повесть о Петре и Февронии Муромских" в слове и в иконе: синтез искусств Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"повесть о Петре и Февронии Муромских" в слове и в иконе: синтез искусств»

А. Г. Клюс

"ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ" В СЛОВЕ И В ИКОНЕ: СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Повесть о муромских святых Петре и Февронии, живших на рубеже ХП-ХШ столетий, является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Их житие послужило основой для произведений многих иконописцев. Житийный образ — это икона, в которой центральное изображение святого окружают небольшие клейма со сценами из его жизни.

Время возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» является спорным вопросом для многих исследователей. Одни относят ее к XV веку, другие - к началу XVI. «Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что повесть была составлена уже в это время» [Лихачев 1975: 253]. Свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала Р. П. Дмитриева, под пером Ермолая Еразма для «Великих Четьих-Миней». Однако этот текст не был включен в свод, так как по целому ряду признаков отличался от классической житийной традиции.

«Повесть о Петре и Февронии» вошла в отечественную литературу не как житие, а как светская бытовая повесть, проявляющая внимание к частной жизни, переживаниям героев, к бытовым деталям, которые сочетаются с чертами новеллистической сказки. Наиболее яркой чертой является тесное переплетение в ней фольклорных и агиографических мотивов. Фольклорная стихия привнесла в текст бытовую конкретность, не свойственную современным ей литературным памятникам. Необходимо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний. А нетрадиционный характер житийной «Повести и Петре и Февронии Муромских» делал ее неподходящей для агиографических канонов XVI в.

До нашего времени сохранилось около 350 списков повести. Многие из них украшались миниатюрами, а вскоре появились и житийные иконы Муромских святых Петра и Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии. Икона - уникальный пример подробной иконографии, где представлены не столько сами святые, сколько ими преображенный град. Это произведение стало своеобразной эмблемой древнего города Мурома. В середине изображен «град Муром» и ключевые сцены жития. Петр и Феврония изображены на небольшой иконе, вокруг - 40 клейм, подробно иллюстрирующих «Повесть о Петре и Февронии».

Интерес иконописцев к занимательному сюжету обусловил любовь к подробностям, второстепенным деталям, мелочам. Эта тенденция приводит к тому, что из лаконичного строго структурированного текста икона превращается в многословный рассказ с сюжетными перегрузками. Она становится уже не столько моленным образом, сколько повествованием в картинках. Таким образом, икона теряет свою центрированность, а в конечном счете - духовную концентрацию. Но бытовые подробности, детали интерьера и одежды на иконах дополняют текст повести, придавая ей качества реализма.

В иконе «Петр и Феврония в житии» практически не видны лики. Известно, что классическая византийская икона трактовала иконный образ как небесный портрет святого. Таким образом, что лик перестает быть смысловым центром иконы.

Примечания:

1. Лихачев Д. С. Великое наследие. - М.: Современник, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.