Научная статья на тему 'ПОВЕСТЬ И. МИТРОПОЛЬСКОГО "СИНОПСКИЙ ЮНГА" В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1910-Х ГОДОВ'

ПОВЕСТЬ И. МИТРОПОЛЬСКОГО "СИНОПСКИЙ ЮНГА" В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1910-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН МИТРОПОЛЬСКИЙ / ДЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ПОВЕСТЬ / ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ / IVAN MITROPOLSKY / CHILDREN MILITARY STORY / DEFENSE OF SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меджитова Эльмаз Смаиловна

В статье освещаются этапы творческого становления ныне забытого писателя Ивана Ивановича Митропольского. Повесть И. Митропольского об обороне Севастополя эпохи Крымской войны «Синопский юнга» рассматривается в контексте детской военной литературы конца XIX - начала XX веков. Намечены «точки сближения» повести И. Митропольского «Синопский юнга» и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STORY “SINOPSKY SEA CADET” BY I. MITROPOLSKY IN THE CONTEXT OF CHILDREN LITERATURE OF 1910-IES

The article studies the stages of creative development of the now-forgotten writer Ivan Ivanovich Mitropolsky. The story about the defense of Sevastopol during the Crimean war “Sinopsky Sea Cadet” by I. Mitropolsky is considered in the context of children military literature of the end of XIX - beginning of XX centuries. The “points of convergence” of “Sinopsky Sea Cadet” by I. Mitropolsky and “Sevastopol Sketches” by L. Tolstoy are given.

Текст научной работы на тему «ПОВЕСТЬ И. МИТРОПОЛЬСКОГО "СИНОПСКИЙ ЮНГА" В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1910-Х ГОДОВ»

УДК 821.161.1

Меджитова Эльмаз Смаиловна*

Магистрант направления «Филология», специальности «Актуальные проблемы современной русистики», Крымского инженерно-педагогического университета

имени Февзи Якубова;

Российская Федерация, Симферополь, e-mail: elmaz.medzhitova@mail.ru

ПОВЕСТЬ И. МИТРОПОЛЬСКОГО «СИНОПСКИЙ ЮНГА» В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1910-Х ГОДОВ

В статье освещаются этапы творческого становления ныне забытого писателя Ивана Ивановича Митропольского. Повесть И. Митропольского об обороне Севастополя эпохи Крымской войны «Синопский юнга» рассматривается в контексте детской военной литературы конца XIX - начала XX веков. Намечены «точки сближения» повести И. Митропольского «(Синопский юнга» и «(Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого.

Ключевые слова: Иван Митропольский, детская военная повесть, оборона Севастополя.

Elmaz S. Medzhitova

MA student,

Specialty "Actual problems of Modern Rusistics", Fevzi Yakubov Crimean Engineering Pedagogical University;

Russian Federation, Simferopol

THE STORY "SINOPSKY SEA CADET" BY I. MITROPOLSKY IN THE CONTEXT Of CHILDREN LITERATURE OF 1910-ies

The article studies the stages of creative development of the now-forgotten writer Ivan Ivanovich Mitropolsky. The story about the defense of Sevastopol during the Crimean war "Sinopsky Sea Cadet" by I. Mitropolsky is considered in the context of children military literature of the end of XIX - beginning of XX centuries. The "points of convergence" of "Sinopsky Sea Cadet" by I. Mitropolsky and "Sevastopol Sketches" by L. Tolstoy are given.

Key words: Ivan Mitropolsky, children military story, defense of Sevastopol.

Для цитирования:

Меджитова, Э. С. Повесть И. Митропольского «Синопский юнга» в контексте детской литературы 1910-х годов // Гуманитарная парадигма. 2020. № 3 (14). С. 193-198.

Книги русских писателей, воспитывающие в юных читателях гражданско-патриотические чувства, традиционно составляли один из значимых кластеров отечественной детской литературы. Как правило, подобные произведения строились на историческом материале. Литературоведы отмечают, что, начиная с 1900-х и вплоть до 1940-х годов, ключевыми сюжетами в исторических повествованиях для детей были Отечественная война 1812 года и оборона Севастополя времён Крымской кампании [1].

«Детский» вариант национальной истории мог обретать форму публицистических заметок, как, например, книга Клавдии Лукашевич «Оборона Севастополя и его славные защитники» (1904), во второй редакции получившая название «Славная Севастопольская оборона» (1911); включать элементы художественности, как у А. Г. Генкеля в книге «Колина экскурсия: поездка по Волге, Крыму и Кавказу» (1915) — своеобразном путеводителе по исторически памятным местам вынесенного в заглавие маршрута — или представлять собой собственно художественные тексты.

Героями таких написанных на историческом материале художественных произведений нередко становились дети. Такой выбор персонажей для детской литературы понятен и оправдан (ребёнку интереснее читать о приключениях своего сверстника), но в повествованиях об обороне Севастополя 1854-1855 годов герой-ребёнок имел концептуальное значение. Как известно, дети участвовали в основном в сооружении укреплений, но бывало, что даже принимали участие в боевых действиях. И одной лишь своей сопричастностью происходившему поднимали подвиг севастопольцев на небывалую высоту.

Так, в повести Константина Михайловича Станюкевича «Севастопольский мальчик» (1903) рассказывается история двенадцатилетнего матросского сына Маркушки Ткаченко, сражавшегося на батарее наравне со взрослыми. Дети — главные герои и повести Ивана Ивановича Митропольского «Синопский юнга. Повесть из эпохи обороны Севастополя» (1917).

Имя И. И. Митропольского широкому читателю сегодня уже неизвестно. Автор первой граммофонной записи голоса Л. Н. Толстого1, И. И. Митропольский упоминается биографами классика, как правило,

1 В 1910 году тексты записей голосов известных писателей, общественных деятелей и артистов (Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, Н. Н. Златовратского, И. А. Бунина, В. В. Вересаева, Н. Д. Телешова, Б. К. Зайцева, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой и др.) были опубликованы в качестве приложения к граммофонным записям. И. И. Митропольский выступил редактором этого приложения [2].

в контексте последних трагичных лет его жизни. Видится необходимым возродить интерес к адресованной детям и юношеству «военной» повести автора, не только лично знакомого с Л. Н. Толстым, но и испытавшего его немалое влияние.

Военная тема в творчестве И. И. Митропольского неслучайна. Литературная деятельность и военное поприще были двумя главнейшими, часто взаимопроникающими сферами деятельности Митропольского на протяжении долгого времени. Иван Иванович получил образование сначала в Первом кадетском корпусе, затем — в Третьем Александровском военном училище. По окончании учёбы было решено отправить его на службу в гренадерский полк в Астрахани, позднее — в пехотный полк в Кутаис. Но интерес к писательству не был праздным в семье Митропольских. Отец — врач, надворный советник секретаря Московского окружного военно-медицинского управления И. А. Митропольский также был литератором. Родной (младший) брат — Арсений Иванович, поэт и прозаик, известен в литературных кругах под псевдонимом Арсений Несмелов.

В разгар русско-японской войны в 1904 году в Москве начал выходить еженедельный иллюстрированный журнал «Война с Японией» под редакцией И. И. Митропольского. В это же время, будучи участником военного противостояния России и Японии, писатель осваивает малые эпические жанры: пишутся рассказы на военную тематику «Вода» (1903), «После сражения» (1904), «Из прошлого и настоящего» (1905), ключевой темой которых является нравственный подвиг солдат [7, с. 423-425]. По окончании русско-японской войны писатель возвращается в Москву в Перновский полк, а в 1907 году принимает решение выйти в отставку по болезни.

Значительная часть произведений И. И. Митропольского была адресована детям. В самом начале творческого пути им были изданы сборники рассказов для детей: «Из жизни» (1899) — о бедности и болезнях крестьян [4]; «На плотах. Рассказ из жизни Полесья» (1903) — о тяжёлой жизни плотогонов [5]; «Из волжских рассказов» (1904) — о приключениях двух мальчиков на пароходе, плывущем на Волге [3]. В 1900-1910-е годы Митропольский выпускал периодические издания «Детское чтение», «Семья», «Игрушечка», «Детский круг» [8, с. 252].

В 1917 году И. И. Митропольский публикует произведение «Синопский юнга. Повесть из эпохи обороны Севастополя» — своего рода литературный итог, текст, написанный в дореволюционной культурной традиции, невозможный уже в эпоху большевистских катаклизмов (к слову, точная дата ухода из жизни писателя неизвестна; можно предположить, что, сражаясь за веру, царя, Отечество, новую власть он не принял).

Повесть состоит из 17 глав с красноречивыми названиями «Бомбардировка», «Под землёй», «Перемирие», «В плену» и т. д. В начале повествования мы знакомимся с семьёй Золотовых (Агафья, Павел, их дочь Ольга и сын Василий). Особый интерес представляет глава «Радость и горе», в которой отец семейства Павел рассказывает о пережитом в Синопском сражении. Здесь же звучит история «синопского юнги» — мальчишки из греков, после боя прибившегося к русскому боцману. Пробывший долгое время в Одессе сирота изумил офицеров, и они решили взять его к себе на корабль и назвать Ваней. Ваня, как и в других детских «военных» повестях, становится центральным героем повествования. Отчаянный, озлобленный на турок, он живёт лишь местью к врагам. Ночная вылазка в стан врага, закончившаяся пленом, не поколебала решимости мальчика. Дивясь его необузданной силе, французы даже прозвали его «Соваж», то есть «Дикий». Это прозвище Ваня сполна оправдывает, сначала сбегая из плена, а потом отчаянно сражаясь на Малаховом кургане. Но если друг Вани Вася с самого начала инстинктивно чувствует, что война «...нехорошо... Убивать будут» [6, с. 40], то Ваня лишь в финале осознаёт истинность слов, против которых он поначалу ополчился.

Занимательный сюжет повести даёт писателю возможность рассказать юному читателю о выдающихся личностях отечественной истории — адмиралах Владимире Алексеевиче Корнилове и Павле Степановиче Нахимове. Герой Севастопольской обороны, Корнилов объезжал батареи, давал наставления командирам, ободрял матросов и солдат. Примечателен случай, когда, увидев работу «женской» батареи, он «снял свою фуражку и поклонился всем этим Домнам, Агафьям, Марьям, бросившим свои очаги для общего дела» [6, с. 31]. Корнилов умирает во время масштабной бомбардировки Малахова кургана. Митропольский воспроизводит знаковый факт: на месте смертельного ранения Корнилова юнги, рискуя жизнью, выложили крест из вражеских бомб и ядер, вкопав их до половины в землю.

Во время обороны адмирал Нахимов после затопления флота защищал южную часть города, солдаты и матросы называли его отцом-благодетелем и питали к нему огромное уважение. Солдат Павел Золотов, упоминая Нахимова в своих рассказах, отмечает: «Уж на что Павел Степанович наш храбрый, а спроси-ка его, что лучше, — война или мир, — что он тебе скажет.» (сам Золотов в душе, очевидно, уверен: Нахимов выбрал бы мир, не стал губить жизни солдат) [6, с. 10]. Смерть адмирала для военных и оставшихся в городе мирных жителей стала началом конца Севастополя. Митропольский писал: «Севастополь был похож теперь на смертельно

раненого бойца, который накладывает пластыри на свои раны и хочет этим сократить свою жизнь» [6, ^ 106].

Повесть И. И. Митропольского проникнута истинным, непоказным патриотизмом. Наиболее яркое подтверждение этой мысли обнаруживаем в женских образах повести. В начале произведения мы встречаемся с Агафьей Николаевной, с волнением и страхом ожидающей возвращения своего супруга с войны. Беззащитная, хрупкая женщина проявила все свои лучшие качества, когда наравне с остальными добровольно вызвалась помогать возводить батарею на 4-ом бастионе. Старуха Майстренко, сын которой потерял на войне зрение, является ещё одним символом бесстрашия и героизма. Под артиллерийским огнём она несла солдатам воду, добрым словом подбадривала их, утешала. На некоторое время она исчезает из повествования, но в решающие дни обороны солдаты толкуют между собой «про удивительную женщину, которая под огнём неприятеля пекла на угольях оладьи и угощала ими солдат» [6, ^ 59]. Дочь убитого матроса, круглая сирота Дарья Александровна продаёт свою квартиру за сущие копейки и покупает на эти деньги старую лошадь, чтобы пойти на фронт и перевязывать раненых. Среди отправляющихся на Инкерманское сражение войск выделяется девушка со старой клячей, заключающая колонну. Отважными, самоотверженными, закрывающими собой от пуль раненых — именно такими автор изобразил женщин в своей повести.

В финале повести русские войска оставляют сожжённый Севастополь. Но, несмотря на трагизм ситуации, голос повествователя звучит жизнеутверждающе: «...если человеческая злоба создала войну, то она всё же не вечна и что настанет, быть может, такое время, когда на земле гораздо легче будет помириться и протянуть друг другу руки, чем взяться за оружие» [6, ^ 112]. В этой ремарке повествователя нельзя не заметить очевидного отсыла к концепции войны и истории «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого.

«Синопский юнга. Повесть из эпохи обороны Севастополя» И. И. Митропольского продолжает традиции русской детской «военной» книги, помещая в центр повествования ребёнка, рассказывая о героических страницах отечественной истории — великих полководцах-адмиралах Корнилове и Нахимове, подвигах сестёр милосердия. Но автор привносит в повесть и своё, индивидуально-авторское понимание войны, во многом обусловленное влиянием Л. Н. Толстого, и роли в ней детей — неизбежных свидетелей события, «противного. человеческой природе». Эти и другие аспекты творческой биографии И. И. Митропольского представляют интерес как для восполнения страниц истории отечественной детской литературы, так

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 3 (14), 2020 г.

и картины всего литературного процесса первой четверти ХХ века, что, безусловно, требует дальнейших изысканий.

Литература

1. Балина, М. Детская историческая проза: к вопросу о жанровой специфике // Детские чтения. Екатеринбург : Кабинетный учёный. 2018. № 1 (13). С. 114-141.

2. Живые слова : Писатели, обществ. деятели и артисты, записавшие свои голоса или музыкальные исполнения в пользу О-ва деятелей период. печати на пластинках АО Граммофон : [Прил. Альбом артистов]. Вып. 1 / Под ред. И. И. Митропольского. М. : Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1910. 157 с.

3. Митропольский, И. И. Из волжских рассказов. М. : М. В. Клюкин, 1904. 52 с.

4. Митропольский, И. И. Из жизни : Рассказы для детей / С рис. П. Литвиненко и др. М. : М. В. Клюкин, 1899. 76 с.

5. Митропольский, И. И. На плотах (Рассказ из жизни Полесья). Ростов-на-Дону : Дон. речь, 1903. 19 с.

6. Митропольский, И. И. Синопский юнга : Повесть из эпохи обороны Севастополя. М. : Типография Вильде, 1917. 128 с.

7. Русские писатели, 1800-1917 : биографический словарь / Ин-т рус. лит. Рос. акад. наук (Пушкинский Дом) ; гл. ред. П. А. Николаев. М. : Большая Рос. энцикл. : Науч.-внедренч. предприятие Фианит. Т. 4 : Мельницкий -Погодин. 1999. 703 с.

8. Хеллман, Б. Сказка и быль : История русской детской литературы / Пер. с англ. О. Бухиной. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 560 с.

* Работа выполнена под руководством Е. Е. Машковой, доцента, кандидата филологических наук, доцента кафедры русской филологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова (Симферополь).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.