Научная статья на тему 'Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях'

Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Свинцов А. П., Тауфик М. Ю.

Вопросы поведения потребителей впервые рассмотрены применительно к исследованию проблемы рационального использования воды в жилых зданиях. Хозяйственно-бытовое водопотребление является составной частью личного потребления, формируемого под влиянием демографических, социальных, культурных, экономических и правовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USERS' BEHAVIER LIKE THE DETERMINED FACTOR OF RATIONAL USING OF WATER IN THE DWELLING BUILDING

First time the problems of users' behavior were examined in connection with the researching of the problems of rational using of water in dwelling building. The water-consumption is the par of personal consumption, formed under the influence of demographic, social, cultural and lowful factors.

Текст научной работы на тему «Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях»

УДК 628.179:728.1 (004.18)

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ

А.П. Свинцов, М.К). Тяуфик

Кафедра Проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений Российского университета дружбы народов /17198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Вопросы повеления потребителей впервые раесмофеиы нримпипеиьио к исследованию проблемы рационального использования воды » жилых шшннх. ХочлИсгненно-Пьтшс нодожирсАленне яилясюя состшшй ча-стыо личного потребления, формируемого иод влиянием демографических, социальны,\. культурных, жономнче-ских и правовых факторов.

В системе водоснабжения жилого фонда наиболее реальным резерном для снижения издержек является сокращение водопотребления до рационального уровня. При ')том понимание рациональности у каждого потребителя индивидуально и даже по усредненному показателю может не совпадать с его трактовкой поставщиками услуг водоснабжения и водоотведения. Разное понимание критериев рациональности обусловлено тем, что хозяйственнобытовое водоиотребление является составной частью личного потребления, формируемого под влиянием демографических, социальных, культурных, экономических и правовых факторов, учет которых дает возможность активного воздействия на поведение потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, а также целевого ориентирования населения на расходование воды в тех количествах, которые удовлетворяют его потребности. Если потребности людей вообще безграничны, то потребности в воде многообразны, в то время, как ресурсы для их удовлетворения ограничены. Но даже при всем многообразии у человека нет объективной природной потребности в расточительном расходовании воды.

В сопоставительных анализах показателей водопотребления населением в России и в других странах специалистами дается прежде всего количественная оценка удельного суточного водопотребления населением, а также эффективности тех или иных технических и организационных мероприятий. При этом технический аспект проблемы рационального использования воды оказывается доминирующим, в то время как поведение потребителей, от которых во многом зависит успешная реализация любой программы водосбережения, остается вне рамок систематических исследований.

В условиях сбалансированного платежеспособного спроса и предложения личное потребление вообще имеет экономическую основу и характеризуется тем, что индивид свободно руководствуется своей системой ценностей при определении структуры потребления в рамках располагаемого им дохода [1]. В процессе потребления люди вступают между собой в определенные отношения, совокупность которых определяет не только их потребительское поведение но и общественное сознание. Специфика общественного сознания одних групп людей относительно общественного сознания других, детерминированная социально-экономическими условиями в историческом аспекте, характеризуется менталитетом этих групп. Люди, принадлежащие к одной социальной группе, культуре или субкультуре, имеют сходные поведенческие особенности, которые проявляются в их манере работать, отдыхать, одеваться, разговаривать, организовывать свой быт и домашнее хозяйство.

Одной из особенностей водопользования населением, проживающим в зданиях современного благоустройства, является отношение к питьевой воде как к некоторому природному дару, не имеющему потребительской стоимости. В течение многих десятилетий из-за отсутствия приборного учета непосредственно у потребителей и соответствующей оплаты реально израсходованной воды укоренилось небрежное, а порой и расточительное отношение к питьевой воде. Примерами расточительного использования воды в быту могут служить весьма распространенные случаи ее применения для охлаждения продуктов питания в летнее время, постоянного протока воды через краны и смесители в периоды приготовления

пищи, мытья посуды, стирки белья, купания и других хозяйственно-бытовых процедур. Все эти виды использования воды обусловлены бесхозяйственным отношением, что является следствием сложившихся стереотипов ее потребления.

Под стереотипами использования воды в быту подразумевается натуральная и социальная структура потребления, составляющая обычный для конкретных слоев населения и социальных классов стандарт водопотребления, который формируется в результате длительного времени. Специалисты в области социологии считают, что стереотип потребления представляет собой определенную структуру удовлетворения потребностей с характерными установками и интересами, как комплекс факторов, предопределяющих действия и поведение потребителей, и выражающих их отношение к средствам удовлетворения своих потребностей на основе определенной системы привычек и мотивации применительно к конкретным социально-историческим условиям, экономическим и другим ограничениям сферы выбора [I |.

Привычки, установки и стереотипы у людей формируются в семье и в обществе, где они воспринимают культурные и ценностные представления, традиции, поведенческие нормы и фундаментальные убеждения, характерные для конкретного общества с конкретной культурой, которые передаются от родителей к детям и подкрепляются окружающей действительностью. Сформировавшиеся установки и стереотипы использования воды на хозяйственно-бытовые нужды представляют собой одно из проявлений менталитета населения [2]. Специфика отношения отечественных потребителей к питьевой воде складывалась под влиянием экономических и политических условий жизни в историческом аспекте. Известно, что обеспечение населения водой является одним из важнейших характеристик социального развития каждой страны. В течение многих десятилетий увеличение водопотребления населением в комплексе с низкими тарифами считалось одним из показателей улучшающегося благосостояния советского народа. В первой половине тридцатых годов среднесуточное удельное водопотребление в г. Москве составляло 110-160 л/(сут. чел.), а в период с 1953 по 1966 гг. оно возросло с 200-250 л/(сут. чел.) до 350-400 л/(сут. чел.). Несомненно это способствовало созданию более благоприятных условий пользования водой для широких слоев населения, однако опыт работ по организации водосбережения показывает, что водный комфорт не может быть достигнут только экстенсивным путем, т.е. наращиванием производства и подачи воды.

Анализ водопотребления и условий водопользования в зарубежных странах показывает, что в сопоставимый период в крупнейших городах удельное суточное водопотребление населением колебалось от 180 до 230 л/(сут. чел.). Это объясняется в первую очередь высокими тарифами на услуги водоснабжения и канализации. Однако использование высоких; тарифов предопределяет необходимость обеспечения и хорошо налаженного учета количества использованных услуг. Надлежащий приборный учет обеспечивает не только соответствующие взаимные денежные расчеты между потребителями и поставщиками услуг водоснабжения и водоотведения, по и способствует формированию у потребителей устойчивых привычек экономного водопользования, что в свою очередь является важнейшим условием для поддержания практически неизменного по величине удельного водопотребления в течение многих лет. За многие годы в результате деятельности сознательного и подсознательного у людей формируются определенные стереотипы экономного использования воды, системы привычек и мотивации применительно к их конкретным условиям водопользования. Например, в Нидерландах, благодаря устойчивому бережному отношению к питьевой воде, от квартирных счетчиков воды уже отказались в пользу коллективных, устанавливаемых на водопроводном вводе. Это свидетельствует о том, что очень важной частью политики водосбережения является воспитание у потребителя привычек бережного отношения к воде, которые должны стать объективной потребностью и чертой характера.

В этом аспекте интересные результаты были получены немецкими специалистами в Берлине. В результате двадцатилетней многогранной работы, включающей обеспечение учета расходования воды, использование разнообразных тарифов, стимулирующих экономию воды, внедрение экономной водоразборной арматуры, агитационные и разъяснительные меро-

приятия достигнута стабилизация водопотребления на уровне 120-130 л/(сут. чел.) при полном водном комфорте [3].

При анализе водопотребления и условий водопользования, конструкций арматуры и санитарных приборов, характерных для России с сопоставимыми данным по жилому фонду европейских стран, обращает на себя вниманием широкое распространение в зарубежной практике двухсекционных моек, а во многих конструкциях умывальников и моек зарубежного производства предусмотрено специальное устройство для установки и извлечения пробки из выпускного отверстия. Широкое распространение двухсекционных кухонных моек обусловлено стремлением потреби гелей экономно расходовать воду, а следовательно, и свои денежные средства. В одной секции, заполненной водой с моющими средствами, производится предварительное мытье посуды, а в другой, шпогшешюй чистой водой - ее полоскание. Некоторые гигиенические процедуры (умышшне. бритье) проводятся с предварительным заполнением емкости умывальника. *оги, чтобы слить загрязненную воду без погружения туда чистой руки, умывальник снабжен специальным устройс твом.

Многократное повторение указанных действий в быту вырабатывает устойчивую привычку к бережному водопользованию и нис дома. 'Но становится некоторым отражением менталитета, наиболее отчетливо проявляющегося и типичном поведении представителей данной культуры, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений о тех или иных способах потребления и использования воды, бережное водопотребление приобретает стандартные формы поведения, которые заимствованы из прошлого в процессе воспитания человека в семье и обществе и представляют собой традиции и культуру водопользования. Не всегда, но и не редко в туалетных помещения общественног о назначения (при вокзалах, ресторанах и пр.) многие посетители умываются не под проточной струей, а из заполненного умывальника, и это не вызывает удивления или непонимания у окружающих.

Для отечественного потребителя такой способ экономного водопользования представляется нетрадиционным, да скорее и нежелательным. Низкие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения и отсутствие достоверного приборного учета у потребителей приучили абонентов жилых зданий не просто к безот ветственному отношению к воде, а к использованию ее в бесхозяйственных количествах. Возможно, что проведение гигиенических процедур над умывальником, заполненным водой, есть некоторая крайность экономного водопользования, однако даже многие специалисты в области водоснабжения, имеющие соответствующее ценностное представление о воде питьевого качества, предпочитают мыть овощи и фрукты под проточной струей, а не в заполненной водой емкости мойки.

Таким образом, хозяйственно-бытовое использование воды представляет собой отражение общественного сознания, изменяющегося под влиянием внутренних устремлений потребителей и внешних факторов. Внешняя обстановка неустойчивости социально-экономического положения в нашей стране, интенсивной эксплуатации природных ресурсов, растаскивания общенародного достояния, материальных и финансовых средств является тем неблагоприятным фоном, на котором проявляется потребительское поведение населения. У отечественных потребителей нет внутренней убежденности в том, что рациональное и экономное использование питьевой воды в их домохозяйствах позволит сделать условия жизни немного лучше. Только при изменении общего социально-экономического положения в стране как основы общественного сознания и формирования соответствующей культуры производства и потребления возможно изменение поведения потребителей в сторону водосбережения. Важное место в решении этой сложной задачи принадлежит деятельности по целенаправленному влиянию на потребителей воды в жилом фонде путем непосредственного общения представителей служб эксплуатации с населением, а также через средства массовой информации, что позволит обеспечить фактическое управление случайным процессом водопотребления в жилых зданиях. При этом существенным условием является предоставление потребителям возможности самостоятельно определять объемы и структуру использования воды в соответствии с их ценностными представлениями и экономическими возможностями. Для этого необходимо наладить достоверный приборный учет услуг водоснабжения и водоотведения, использованных каждым домохозяйством, разрабо-

тать стандарты качества услуг систем водоснабжения и водоотведения, нормативноправовую базу, а также обеспечить доверие и взаимодействие между поставщиками и потребителями услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурачас Л.И. Моделирование личных расходов в развитых капиталистических странах. - М.: Наука, 1975. - 464 с.

2. Дубов КГ. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №2, с.20-29.

3. Папьгупов П.П., Хрсшснков С.В., Шуберт С.А. Острые вопросы водоснабжения населения // Водоснабжение и сан. техника. 1997. № 4, с.9-12.

USERS' BEIIAVIER ІЛКЕ THE DETERMINED FACTOR OF RATIONAL USING OF WATER IN THE DWELLING BUILDING

A.P. Svintsov, M.Y. Taufiq

Department of Design and Construction oflndustrial and Civil Structures Peoples’ Friendship University of Russia Miklucho Maklaia St., 6, 117198 Moscow, Russia

First time the problems of users’ behavior were examined in connection with the researching of the problems of rational using of water in dwelling building. The water-eonsumption is the par of personal consumption, formed under the influence of demographic, social, cultural and lowful factors.

Александр Петрович Свинцов родился в 1951 г., окончил в 1980 г. РУДН. Канд. техн. наук, доцент кафедры Проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор 44 публикаций, 4 изобретений.

A.P. Svintsov (b. 1951) graduated from Peoples’ Friendship University of Russia in 1980. PhD (Eng), ass. professor of Design and Construction of Industrial and Civil Structures Department of Peoples’ Friendship University of Russia. Author of 44 publications and 4 inventions.

Мухамед Юсеф Тауфик родился в 1969 г., окончил в 1997 г. РУДН. Аспирант кафедры Проектирования и строительства промышленных и гражданских сооружений. Автор 4 публикаций.

M.Y. Taufiq (b. 1969) graduated from Peoples’ Friendship University of Russia in 1997. Post-graduate of Design and Construction of Industrial and Civil Structures Department of Peoples’ Friendship University of Russia. Author of 4 publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.