ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 301: 915-920
Поведение обыкновенных горихвосток Phoenicurus phoenicurus во время гнездования
И. В. Прокофьева
Российский государственный педагогический университет, Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
Поступила в редакцию 16 октября 2005
Горихвостка Phoenicurus phoenicurus относится к тем немногим птицам, у которых гнездостроительные инстинкты отличаются высокой пластичностью, в связи с чем в характере гнездования разных пар наблюдается много различных отклонений. Выявление последних не только интересно, но и необходимо для того, чтобы правильно охарактеризовать образ жизни этих птиц. Наблюдения за гнездованием горихвосток мы проводили с 1955 по 1989 г. в Ленинградской области. За этот период мы нашли 79 их гнёзд.
Из таблицы 1 видно, что гнездовые биотопы горихвостки очень разнообразны. Эти птицы населяют смешанные, сосновые и лиственные леса, иногда елово-лиственные, а также опушки и вырубки. При этом они не избегают гнездиться вблизи жилья человека. Известно, что они, в общем, не требовательны к условиям гнездования (Прокофьева 1972; Мальчевский, Пукинский 1983). Достаточно сказать, что гнездящиеся пары встречаются в сосновых борах, где мало дупел и где из-за этого невелика численность дуплогнездников.
Мало найдётся таких птиц как горихвостки, которые располагали бы свои гнёзда в столь разнообразных условиях. Как показывает таблица 2, типичными дуплогнездниками эти птицы не являются. Правда, большинство найденных нами гнёзд располагалось в дуплах и скворечниках (54 из 79), однако некоторые гнёзда находились между корнями и в углублениях пней, в ямах, норах, полудуплах, а также в стенах и под крышами зданий. В литературе приводятся сведения ещё и о том, что гнёзда горихвосток встречаются иногда в кучах хвороста, в поленницах дров (Мальчевский 1959), в горизонтальных металлических трубах, служащих верхней штангой футбольных ворот (Доржиев 1981), в гоголятницах, за отставшей корой (Мальчевский, Пукинский 1983) и т.п. Следует обратить внимание и на то, что в отдельных случаях у этих птиц наблюдается даже «подземное» гнездование, когда гнёзда располагаются в пустотах под пнями на глубине 20-25 см от поверхности земли (Прокофьева 1975).
Что касается дупел, занятых горихвостками, то 7 из них мы обнаружили в берёзах Betula pendula, в т.ч. сухих, 3 - в соснах Pinus sylves-
tris, по одному в осине Populus trémula, липе Tilia cordata, серой ольхе Alnus incana, черёмухе Padus avium и ещё одно в сухом дереве. Надо сказать, что и другими орнитологами наибольшее число дупел горихвосток было найдено в берёзах (Доржиев 1981). Эти птицы выбирают разные дупла: дятловые, на месте морозобойных трещин и т.д.
Интересно, что горихвостки могут иногда использовать гнёзда других птиц, причём даже открыто гнездящихся. Так, например, известны случаи, когда горихвостки откладывали яйца в гнёзда чёрных дроздов Turdus merula (Pettersson 1959).
Свои гнёзда горихвостки чаще всего располагают невысоко, а в случаях гнездования в ямах даже ниже поверхности земли. В пустотах под пнями мы нашли 4 гнезда, на поверхности земли — 2, на высоте до 1 м - 14, на высоте от 1 до 2 м - 9, от 2 до 3 м - 10, от 3 до 4 м - 33, от 4 до 5 м - 5, от 5 до 6 м - 1 и от 6 до 7 м - 1 гнездо. Таким образом, большинство найденных нами гнёзд находилось на высоте от 3 до 4 м. Правда, в других условиях основная масса гнёзд может располагаться значительно ниже - в среднем на высоте 1.8 м (Schmidt 1967) или, наоборот, выше (в парках, на приусадебных участках и в городах) - на вы-
Таблица 1. Гнездовые биотопы горихвостки Phoenicurus phoenicurus
Биотопы
Число гнёзд
Смешанный лес
Смешанный лес вблизи невспаханного поля Смешанный лес на краю поля Смешанный лес на берегу реки Сосновый лес
Лес из старых сосен и густых зарослей молодых сосенок Невысокий сосновый лес
Сосновый лес с небольшой примесью лиственных пород
Сосново-лиственный разреженный лес высокоствольный лес
Сосновый лес на границе с пойменным мелколиственным лесом
Сосново-лиственный лес
Сосновый лес по краю поля
Сосновый лес на болоте
Лиственный парк
Липовая аллея
Заболоченный елово-лиственный лес
Сырая западинка
Вырубка
Поляна
Опушка смешанного леса Опушка соснового леса Населённый пункт
4 1 1 1
14 1 1 1 1 1 6 1 2 2 14 1 1 2 1
5 1
17
Таблица 2. Места расположения гнёзд горихвостки Phoenicurus phoenicurus
Места расположения гнёзд
Число гнёзд
В дуплах 16
В полудуплах 3
В расщелинах между стволами 3
Между корнями пней 1
В углублениях пней 5
На земле у основания дерева под ветками 1
В ямах возле пней 1
В норах 3
В норах сбоку кочки 1
В скворечниках 38
В стене конюшни между кирпичами и рамой 1
В углублении стены бани на месте выпавшего кирпича 1
За обшивкой сарая 2
Под крышей гаража 1
Под крышей конюшни 1
Под шифером крыши кухни 1
со
I 1_
О
5
25 20 15 10 5 0
20 20
2 2
4 5 6 7 8 Число яиц в кладке
1
SSS3
9
соте более 2 м; одно даже в 14 м от земли (Мальчевский, Пукин-ский 1983). При этом, как правило, все гнёзда, даже если оставить в стороне те из них, которые расположены в дуплах и скворечниках, бывают замаскированы очень хорошо. Не важно, где они при этом устроены: на земле, в пнях, в стенах или под крышами зданий и т.д. Ни одного гнезда, которое было бы заметно, мы не встретили. Заметим, что описания таких же гнёзд можно встретить в орнитологической литературе (Никитина 1959).
Согласно литературным данным, число яиц в гнёздах горихвостки колеблется в пределах от 5 до 9 (Доржиев 1981). У нас же получилась несколько иная картина. Правда, величину кладки удалось установить только в 60 случаях, поскольку некоторые гнёзда в дуплах оказались недоступными, а часть кладок была разорена до их завершения. Как видно из рисунка, чаще всего встречались гнёзда, где было 6 и 7 яиц. В двух гнёздах было по 3, в одном - 9 яиц. Средняя величина кладки составила 6.17±0.15 яйца (S.D. = 1.167, n = 60).
Величина кладки горихвостки Phoenicurus phoenicurus в Ленинградской области
Гнездовой период у горихвостки в Ленинградской области весьма продолжителен. Согласно нашим наблюдениям, эти птицы приступают к гнездованию в середине мая, а заканчивают (во всяком случае, некоторые пары) в начале августа (Прокофьева 1972).
О том, сколько дней птенцы горихвостки проводят в гнезде, в литературе приводятся противоречивые данные. Так, в одной работе описан случай, когда птенцы вылетели из гнезда на 10-й день после вылупления (Никитина 1959). Обычно же считают, что оставление гнёзд птенцами происходит чаще всего через 15-16 дней после вылупления (Мальчевский, Пукинский 1983). Наши наблюдения подтверждают последнюю точку зрения.
Хорошо известно, что птицам не всегда удаётся благополучно вывести своё потомство. Среди гнёзд горихвостки, за которыми мы наблюдали, оказалось 10 разорённых и 4 брошенных. Кроме того, ещё в одном гнезде погибли 4 птенца из 7. Это, очевидно, был тот случай, когда маленькие и слабые птенцы, вылупившиеся последними, оттесняются и затаптываются более крупными и сильными (Мальчевский 1959). Подтверждением этого предположения служит находка мёртвых птенцов на дне этого гнезда. Ещё в одном гнезде один птенец погиб в результате несчастного случая. Это гнездо, где находились 7 птенцов, располагалось в дупле берёзы, возникшем на месте морозо-бойной трещины. Когда птенцам было 7 дней, часть из них провалилась сквозь дно гнезда в щель, и один из них погиб.
Что касается разорения гнёзд горихвостки, то кто их разорял, осталось невыясненным, за исключением одного случая, когда в разорении были повинны люди. Кроме того, удалось отметить, что к гибели птенцов могут иметь отношение чёрные стрижи Apus apus. Так, в одной дуплянке, где было 6 птенцов горихвостки в возрасте 4-6 дней, мы обнаружили стрижа, задавившего двух из них. Это кажется несколько странным, т.к. известно, что содержимое гнёзд других птиц стрижи не уничтожают; они просто изгоняют хозяев из дупел, которые хотят занять сами (Мальчевский 1959).
Брошенных гнёзд, как уже говорилось выше, было всего 4 (из 79). Известно, что в случае сильного испуга птицы могут бросить гнездо даже с птенцами. Таких гнёзд мы отметили 2, причём в одном из них было 7 птенцов в возрасте 3.5-5 дней, а в другом — 4 птенца в возрасте 7 дней. Из первого гнезда мы взяли двух маленьких горихвосток и подложили в гнездо мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca и ещё по одному птенцу поместили в гнёзда трещоток Phylloscopus sibilatrix. Все эти птенцы прижились в чужих гнёздах очень хорошо. Ещё трёх мы оставили в их собственном гнезде в надежде, что родители могут вернуться. Однако этого не случилось, и птенцы погибли.
В 6 гнёздах горихвостки нами были встречены «болтуны», причём в двух гнёздах находилось по 2 неоплодотворённых яйца. Интересно, что одно яйцо-болтун оказалось необычной формы — в боку находилась заметная вмятина, хотя скорлупа не имела видимых повреждений. «Задохлика» мы обнаружили только одного, причём он находился в том же гнезде, где было яйцо-болтун. В одном гнезде 2 яйца из 7 были продавлены и зародыши в них погибли.
Гибель птенцов происходит также из-за нападения кровососущих двукрылых. Мы уже писали о том, что в одном гнезде горихвостки, расположенном в норе, были обнаружены 6 птенцов, заражённых каллифоридами Calliphoridae (Прокофьева 2000). Птенцы выглядели совершенно изуродованными. Погибли бы они или нет в дальнейшем, мы выяснить не смогли, т.к. гнездо разорили, когда старшим птенцам было 11 дней, а младшим 9.
То, что в только что упомянутом гнезде птенцы были разного возраста, не является исключением. Разновозрастность птенцов наблюдалась ещё в нескольких гнёздах.
От одного из гнёзд, где было 5 птенцов в возрасте 1-2 дней, родители отгоняли ещё одну самку горихвостки, которая держалась возле их скворечника. Это вызывает некоторое удивление, т.к. появление у гнезда птиц-помощников, принимающих участие в выкармливании чужих птенцов, нередко воспринимается родителями положительно.
Ещё в одном гнезде 8 птенцов кормила только одна самка. Мы наблюдали за этим гнездом целую неделю и убедились в том, что самка, будучи единственной кормилицей, прекрасно справлялась со своими обязанностями.
Многие исследователи считают, что своих птенцов горихвостки выкармливают очень разнообразной пищей (Прокофьева 1972; Андрианова, Кашеваров 1979; Мальчевский, Пукинский 1983), хотя определённое предпочтение они всё же отдают паукообразным Arachnida и чешуекрылым Lepidoptera (Мальчевский 1959; Доржиев 1981). Одновременно с этим отмечено, что самцы приносят птенцам несколько иную пищу, чем самки, обычно более крупную (Карасёв 1955). Помимо этого самцы нередко собирают корм в других местах, чем самки. Наблюдения за охотящимися горихвостками показали, что самцы чаще собирают корм на стволах деревьев, тогда как самки предпочитают охотиться на земле (Järvinen 1986).
В пределах местообитаний горихвосток выделяют пять основных зон добывания корма: 1) на земле; 2) на кустах; 3) в кронах берёз; 4) склёвывание с листьев; 5) ловля в воздухе (Hogstad 1977). Если к этому ещё добавить стволы деревьев, то получится шесть зон. Однако согласно нашим наблюдениям, на стволах горихвостки кормятся редко, а если собирают пищу в кронах, то не обязательно только на берёзах.
Способы кормодобывания у горихвосток разнообразные. Главным образом, это склёвывание и отчасти ловля в воздухе. Кормятся они преимущественно в нижних ярусах леса (Прокофьева 1972).
Добывая насекомых, горихвостки включают в свой рацион обширный ассортимент вредных насекомых. При этом следует учесть, что растительную пищу они дают птенцам в основном только тогда, когда чувствуется нехватка животного корма, например, после сильных ливней (Прокофьева 1972) или же во второй половине лета, когда начинают поспевать ягоды (Мальчевский 1959). В целом в Ленинградской области этих птиц следует относить к очень полезным, несмотря на то, что здесь их численность нельзя считать высокой.
Литература
Андрианова О.В., Кашеваров Б.Н. 1979. К изучению гнездовой жизни и кормовой базы насекомоядных птиц на рекреационных территориях // Тез. докл. Всесоюз. конф. молодых учёных «Экология гнездования птиц и методы её изучения». Самарканд: 6-8. Доржиев Ц.З. 1981. К биологии обыкновенной горихвостки в западном Забайкалье // Гнездовая жизнь птиц. Пермь: 145-151. Карасёв М.А. 1965. Гнездование горихвостки в жилом помещении // Природа 12: 116-117.
Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц европейской части СССР. Л.: 1-281. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Никитина Р.В. 1950. [О гнездовании горихвостки]. Обзор статей, поступивших в
редакцию // Природа 3: 107-110. Прокофьева И.В. 1972. Состав корма и хозяйственное значение дроздовых птиц //
Питание, размножение и генетика животных. Л.: 129-148. Прокофьева И.В. 1975. Случаи нетипичного расположения гнёзд у некоторых
воробьиных // 27-е Герценовские чтения. Биология. Л.: 30-35. Прокофьева И.В. 2000. Случаи обнаружения кровососущих насекомых и клещей у птиц во время гнездования в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 9 (104): 12-17.
Hogstad O. 1977. Kjonnsforskjell i rodstjertens naeringssek i subalpin bjorkeskog // Sterna 16, 2: 57-60.
Jarvinen A. 1986. Foraging patterns in the male and female redstart Phoenicurus
phoenicurus during the nestling period // Ornis fenn. 63, 4:128-132. Petterson E. 1969. Rodstjart (Phoenicurus phoenicurus) hackande i boa v koltrast (Turdus merula) och i ett fall erhâllande hjalp med ungarnas uppfodning // Vâr fagelvarld 18, 2: 169, 175. Schmidt E. 1967. Adatok a kerti rozsdafarku (Phoenicurus phoenicurus L.) okolo-giâhoz Tisza-ârtéri csonkolt fuzesekben //Aquila 73/74 (1966/1967): 147-159.