Научная статья на тему 'Поведение молодых больших пёстрых дятлов Dendrocopos major при расселении'

Поведение молодых больших пёстрых дятлов Dendrocopos major при расселении Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Фридман Владимир Семёнович

Второе издание. Первая публикация: Фридман В.С. 1996. Поведение молодых больших пёстрых дятлов при расселении // Бюл. МОИП. Отд. биол. 101, 3: 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение молодых больших пёстрых дятлов Dendrocopos major при расселении»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1304: 2373-2377

Поведение молодых больших пёстрых дятлов Dendrocopos major при расселении

В.С.Фридман

Второе издание. Первая публикация в 1996*

Как показывают многочисленные исследования, выполненные на различных видах птиц, особи первого года жизни устанавливают связь с территорией будущего гнездования в ходе летне-осенних перемещений. В связи с этим данные локальные популяции, как правило, пополняются особями, родившимися в иных местах (Мальчевский 1959, 1969, 1974, 1988; Мальчевский, Пукинский 1983; Панов 1971; Соколов 1988).

Однако этологические аспекты перехода птиц от кочёвок к территориальности изучены слабо и в основном на синицах: черноголовой гаичке Parus palustris (Панов, 1971), пухляке Parus montanus и хохлатой синице Parus cristatus (Бардин 1975а,б, 1983). Для большого пёстрого дятла Dendrocopos major аналогичные, но лишь фрагментарные данные известны из работ D.Blume (1961, 1968) и Г.Н.Симкина (1977). Цель настоящей работы — восполнить пробел в знаниях о поведении большого пёстрого дятла при установлении связи с внегнездовой территорией.

Исследования проводили в 1984-1988 годах в Московской области. Отдельные наблюдения выполнены летом 1986 года в окрестностях Курска (Центрально-Чернозёмный заповедник). Всего изучено поведение более 200 вселяющихся сеголетков в 57 поселениях вида различной плотности путём длительного хронометража (550 ч). Все записи велись на магнитофоне «Протон-411». В трёх поселениях птицы были индивидуально помечены, в остальных опознавались «в лицо» по рисунку хвостового оперения. Все статистические оченки приведены по Г.Ф.Лакину (1980).

Послегнездовая дисперсия большого пёстрого дятла начинается через 7-10 дней после вылета птенцов из гнездового дупла. По наблюдениям за мечеными птицами, в 75% (n = 24) случаев самец и самка делят выводок и кочуют с ним в неперекрывающихся участках гнездовой территории пары. Через 7-10 дней возрастает агрессивность взрослых птиц по отношению к слёткам. Они атакуют сеголетков при каждом их появлении, особенно если те пытаются выпрашивать корм. При этом наблюдается угроза раскрытыми крыльями — демонстрация, встречающаяся в конфликтах взрослых птиц лишь в ситуациях крайнего возбуждения.

* Фридман В.С. 1996. Поведение молодых больших пёстрых дятлов при расселении IIБюл. МОИП. Отд. биол. 101, 3: 22-25.

К концу июня все индивидуально помеченные молодые птицы исчезают с тех гнездовых участков, на которых они родились. При этом чем выше плотность поселения, тем раньше происходит изгнание слётков (r = 0.642, Р < 0.05). Тот факт, что все молодые птицы покидают гнездовые территории и участвуют в расселении, говорит об обязательности этого этапа жизненного цикла особи. При гнездовом консерватизме взрослых птиц (Симкин 1976) это единственный способ увеличения генетического разнообразия локальных популяций вида.

Дисперсия сеголетков непродолжительна по времени. Уже в первой декаде июля наблюдались попытки закрепиться на территории. Пик вселения сеголетков приходится на последнюю треть июля, и к середине-концу августа появление новых молодых дятлов-мигрантов заканчивается. В плотных поселениях (более 25 особей на 1 км2) сеголетки оседают на 5-6 дней раньше (различия значимы при Р < 0.05).

Привлекательность поселения дятлов для оседания расселяющихся сеголетков определяется в основном его плотностью (r = 0.92, Р < 0.01) и обилием шишек сосны и ели на участках (rs = 0.33, Р < 0.05). Отмечено предпочтение определённой архитектуры биотопа: обилие внутри лесного массива полян и разрежений, наличие в древостое суховершинных сосен или дубов, возвышающихся над пологом леса (га = 0.56, P < 0.05). В предпочитаемых мигрантами плотных поселениях на этих деревьях происходит большинство социальных контактов его членов.

Величина отношения числа пытающихся закрепиться сеголетков к числу оседлых территориальных птиц падает от 2.5-2.75 в разреженных (1.5-3.0 ос./км2) поселениях до 1.07-1.13 в плотных (21-25 ос./км2). Это соотношение остаётся неизменным при дальнейших нарастаниях плотности. Однако плотные поселения больших пёстрых дятлов, составляющие менее 20% от всех изученных, избираются для закрепления 62.5% сегоголетков (n = 200).

Мигранты появляются в поселении обычно вечером (Blume 1968; Симкин 1977). Они размещаются в пограничных зонах охраняемых территорий и первые 2-3 ч ведут себя крайне незаметно, непрерывно осматриваются, находясь в глубине кроны деревьев, и практически не передвигаются (на осматривания уходит 83.5% времени). Лишь изучив по маркировке резидентов очертания их участков, вселенцы начинают активно закрепляться (всегда в наименее охраняемой и посещаемой части участка хозяина; отличия от случайного распределения значимы: х2 = 30.9, Р < 0.01). Мигранты 4-5 ч маркируют «киканьем» выбранный участок, при этом 54.3% времени приходится на крики, 20.0% — на осматривания и перелёты и лишь 11.9% на кормление. Перелетая в пределах площади 40-50 м2, птица раскрывает полностью хвост и предъявляет другим особям крайние рулевые, обычно скрытые под прочими перьями хвоста. Закрепляющийся на территории сеголе-

ток старается поселиться как можно ближе к центрам социальной активности оседлых членов поселения (га = 0.94, Р < 0.01). Если до начала маркировки вероятность изгнания сеголетка соседними особями близка к 1.0, то после его окончательного закрепления в данной точке прогнать поселенца невозможно.

Реакция оседлых территориальных дятлов на маркировочное поведение иммигранта зависит от плотности поселения. Если последняя меньше 16=20 ос./км2, то агрессивная реакция вообще не наблюдается (если только молодая птица не подлетит случайно к месту кормления хозяина участка). Лишь позднее, когда иммигрант пытается расширить свою территорию и появляется вблизи «кузниц» и ночёвочных дупел резидентов, то его атакуют.

При плотности поселения более 20-30 ос./км2 оседлая птица вступает в контакт с закрепляющимся на территории сеголетком. Обычно это происходит после маркировки, но может её и прерывать. Птицы перелетают по веткам, демонстрируя друг другу крайние рулевые и вытягивая шею под углом 45°. Дятлы взаимодействуют молча, лишь в случае прерывания маркировки мигрант «кикает». Длительность подобных контактов 25-30 мин. После этого в 20% случаев оседлый дятел атакует вселенца, что в 80% случаев приводит к изгнанию последнего (п = 50). Чем меньше времени пробыл мигрант в данной точке, тем меньше вероятность её удержать (г = 0.828, Р < 0.05). Если резиденту не удалось сразу вытеснить иммигранта, то после окончания вышеописанных конфликтов он это сделать не в состоянии.

В плотных (более 35 ос./км2) поселениях реакция оседлых птиц более быстрая, а конфликты с иммигрантами ожесточённее: маркировка сеголетков прерывается атакой резидента уже через 10-15 мин после её начала. 24% мигрантов (п = 150) покидают поселение сразу же, прочие вступают в длительный конфликт. Оседлые птицы при этом увеличивают время, затраченное на маркировку (1.5 и 3.4% бюджета времени соответственно, Р < 0.05). Иногда маркировка участка производится барабанной дробью (во внегнездовой сезон барабанная дробь используется лишь в агрессивном контексте), увеличивается число патрульных облётов участка. Оседлые птицы активно разыскивают иммигрантов и атакуют их. Причём чем выше плотность поселения, тем больше доля в конфликтах с закрепляющимися сеголетками прямых атак и меньше ритуализированных демонстраций (г = 0.79, Р < 0.05). Сеголетки уклоняются от встреч с резидентами, так как большинство из них кончается победой последних, однако постоянно возвращаются на избранный участок. Через 7-12 дней конфликтов 80% (п = 150) молодых птиц покидают плотные поселения, а оставшиеся существуют на положении субдоминантов на территориях взрослых птиц до весны, что отмечает и Г.Н.Симкин (1976). С началом тока они изгоняются до-

минантными особями. Лишь в случае гибели или исчезновения оседлой птицы её участок занимает сеголеток. Мигранты, изгнанные из плотных поселений, видимо, откочёвывают в субоптимальные местообитания. Со стабилизацией территориальной структуры в конце августа - начале сентября связана, скорее всего, вторая подвижка сеголетков, не сумевших закрепиться в плотных поселениях.

В поселениях с плотностью менее 40 ос./км2 закрепившиеся иммигранты начинают расширять свой участок. При этом они наталкиваются на противодействие оседлых птиц тем более сильное, чем выше плотность поселения (г = 0.75, Р < 0.05). Конфликты мигранта с территориальной особью обычно состоят из двух этапов. Сначала мигрант постоянно пытается проникнуть к центральной кузнице резидента, где и происходят первые 25-29 конфликтов. Они отличаются высокой продолжительностью (185±12 с, п = 90), высокой временной долей наиболее энергоёмких элементов: клевков (83.5±2.9%, п = 90), прыжков и перелётов (34.0±10.5%, п = 90). Затраты на агрессивное поведение достигают в этот момент 25.6-30.0% времени. На втором этапе столкновения птиц происходят вокруг образующейся границы между резидентом и мигрантом. Они менее длительны (58±24 с, п = 45) и менее часты (2.0±0.24 раз/ч, п = 45 против 5.12±0.9 раз/ч, п = 90). После этих стычек обе птицы часто маркируют пограничную полосу (в 28 случаях из 45). Второй этап длится 8-10 сут, после чего частота конфликтов падает до 1.3±0.2 раз/ч и граница территории соблюдается обеими птицами. Однако если сеголеток не смог расширить свой участок до площади более чем 4500-5000 м2, то он покидает поселение. Доля таких особей возрастает с 15% (п = 40) при плотности 21 ос./км2 до 50 (п = 30) при плотности 35 ос./км2. Особи, оставившие территории, также участвуют в кочёвках в конце августа.

Таким образом, в разреженных (менее 20 ос./км2) поселениях закрепляются все появившиеся там сеголетки. В более плотных поселениях (20-35 ос./км2) изгоняется от 30 до 80% мигрантов, а оставшиеся занимают под свои территории часть участка оседлых птиц. При вселении сеголетков в поселения с плотностью более 45 ос./км2 они могут остаться здесь лишь в качестве изгоняемых весной нетерриториальных субдоминантов. Послегнездовая дисперсия сеголетков большого пёстрого дятла приводит к тому, что данное локальное поселение вида никогда не пополняется родившимися здесь особями. При этом на процесс установления связей первогодков с территорией сильно влияет зависящее от плотности территориальное поведение взрослых птиц: в наиболее плотных поселениях, где вероятность приобрести свой участок низка, эта связь формируется лишь к середине осени или даже (у сеголетков, зимующих субдоминантами на участках взрослых птиц) весной, после их изгнания из данного поселения.

Литература

Бардин A^. (1975а) 2009. Поведение молодых пухляков Parus montanus и хохлатых синиц P. cristatus после вылета из гнезда и их послегнездовая дисперсия // Рус. орнитол. журн. 1S (472): 482-485. Бардин А.В. 1975б. Сравнительное изучение жизненных циклов некоторых представителей рода Parus (Paridae, Aves). Aвтореф. дис. ...канд. биол. наук. Л.: 1-16. Бардин A^. (1983) 2011. Территориальное поведение и миграции хохлатой синицы Parus cristatus // Рус. орнитол. журн. 2G (646): 675-697. Лакин Г.Ф. 1980. Биометрия. M.

Mальчевский A.C. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282. Mальчевский A.C. (1969) 2012. Дисперсия особей и эволюция видов и популяций у птиц

// Рус. орнитол. журн. 21 (814): 2785-2796. Mальчевский A.C. (1974) 2001. Отношение животных к территории как фактор эволюции (на примере птиц) // Рус. орнитол. журн. 1G (150): 564-575. Mальчевский A.C. (1988) 2002. Дисперсия особей и контакт поколений как фактор и движущая сила эволюции высших позвоночных (на примере птиц) // Рус. орнитол. журн. 11 (185): 457-463. Mальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Панов E.H. 1971. Биология и поведение черноголовой гаички Poecilepalustris brevirostris Tacz. на крайнем юге Приморья // Орнитологические исследования на юге Дальнего Востока. Владивосток: 98-112. ^мхин Г.Н. 1976. О территориальном и токовом поведении большого пёстрого дятла //

Орнитология 12: 149-159. Cимкин Г.Н. 1977. Групповое поселение большого пёстрого дятла // Орнитология 13: 134-145.

Сколов Л.В. 1988. Филопатрия перелётных птиц // Орнитология 23: 11-25. Blume D. 1961. Über die Lebensweise einigen Spechtarten (Dendrocopus major, Picus viridis, Dryocopus martius) // J. Ornithol. 1G2: 1-115. Blume D. 1968. Die Buntspechte. Wittenberg-Lutterstadt: 1-112.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 13Ü4: 2377-2379

К кормовому поведению сизого голубя Columba livia на юго-востоке Казахстана

Ф.Ф.Карпов

Фёдор Фёдорович Карпов. ^юз охраны птиц Казахстана (ТОПК). E-mail: karpovfedorf@rambler.ru Поступила в редакцию 2 июня 2016

Экология сизого голубя Columba livia на юго-востоке Казахстана в течение последних ста лет претерпела значительные изменения. Если в первой половине ХХ века в Cемиречье дикий сизый голубь обитал в основном в естественных биотопах: в скалах, по лёссовым обрывам и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.