Научная статья на тему 'Поведение личности в формирующемся информационном обществе'

Поведение личности в формирующемся информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
641
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение личности в формирующемся информационном обществе»

Акулич Мария Михайловна,

доктор социологических наук, профессор, г Тобольск, руководитель филиала ГОУ ВПО Тюменского государственного университета

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

ПОВЕДЕНИЕ личности в социологии типологизируется на нормативное, девиантное и делинкветное.

Наиболее распространенным является нормативное поведение личности. Это поведение основано на нормах, правилах, нашедших отражение в культуре и праве, закрепленных в законах и кодексах. Правовое поведение всегда нормативно обусловлено. Правовым поведение в социологии считается вид социального поведения личности по отношению к существующим в обществе правовым нормам (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко), социально значимое поведение индивидуальных и коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее за собой юридические последствия (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук). Нормативное поведение может быть эстетическим, моральным, религиозным. В целом можно сказать, что существуют два основных вида нормативного поведения: правовое и моральное.

В социологии права правовое поведение принято подразделять на правомерное и неправомерное. Правомерным считается поведение, согласующееся с существующими в обществе правовыми нормами. Поведение, противоречащее принятым нормам права, является неправомерным. Существуют следующие виды правомерного правового поведения: объективно-правомерное поведение (человек

воспринимает нормы как объективную данность, убежден в их правильности и ведет себя в соответствии с ними), ситуационно-правомерное поведение (соблюдает нормы не по убеждению, а по ситуации, в зависимости от обстоятельств), законопослушное поведение (человек соблюдает законы, хотя его интересы расходятся с содержанием правовых норм).

В социологии принято выделять следующие виды неправомерного правового поведения: ситуационно-случайное (правонарушение вызвано стечением обстоятельств или влиянием аффекта и является непреднамеренным), и обусловленное (совершается намеренно и осознанно). Нормы права всегда находятся в основе правового поведения. Правомерное поведение связано с разрешающими нормами, неправомерное - с запрещающими.

Социальная значимость правового поведения может не совпадать с ее субъективно-психологическим значением, приданным ей личностью. Отметим, что правовым считается только поведение психически вменяемого человека, достигшего определенного законом возраста. Правовое поведение регламентировано юридическими документами: законами, законодательными актами, постановлениями и указами, контролируется государством через правоохранительные органы. Неправомерное правовое поведение регулируется путем применения санкций и объективно правовое поведение согласуется с правовыми нормами, субъективно осознается

78

субъектом поведения. В сферах правовых взаимодействий во всех областях социальной жизни реализуется определенное правовое поведение.

Легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы и ценности, стереотипы и правила формируются в процессе усвоения и развития правовой культуры. Правовая культура и правовое сознание личности формируется в процессе правовой социализации, предполагающей выработку в человеке представлений о своей социальной роли и месте в обществе, «укоренение» правовых норм общества в сознании индивида, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. В процессе правовой социализации происходит интеграция личности в социуме, переход к ее участию в жизни гражданского общества и государства. Напротив, в ходе правовой социализации асоциальной ориентации формируются у индивида правовой нигилизм, криминальные наклонности, девиантное и антигосударственное поведение.

Система социальных норм дает нам представление о должном поведении людей. Общество - это динамичная саморазвивающаяся система, и вместе с обществом изменяются и его устои - социальные нормы. Изменения, происходящие в обществе, сопровождаются и различными формами девиантно-го поведения. Девиация - это отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом био -психо - социальных причин. Девиация может носить не только отрицательный характер, но и быть позитивной. Девиантами могут считаться политические радикалы, художники новаторы, выдающиеся ученые и многие другие неординарные личности. Так, Я.И. Гилинский справедливо разделяет негативное отклоняющееся поведение, которое наносит обществу ущерб, и позитивное отклонение - различные формы социального творчества. Таким образом, отклонение может быть социально одобряемым, нейтральным, либо осуждаемым. Характеристика девиантного поведения обычно обусловлена социальными ожиданиями. Определенные виды поведения в одних условиях считаются девиацией, в других нормой (например, убийство во время войны).

Девиации направлены преимущественно на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели. Особенности проявления девиантного поведения в значительной мере зависит от способности человека преодолеть возникающие трудности, от его социальных, нравственных психологических особенностей. Следовательно, можно различать созидательное девиантное поведение (социальные инновации, нововведения) и разрушительное (действия, отклоняющиеся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм).

Биологические, психологические и социологические теории стремятся объяснить причины и сущность девиации. Представители биологического объяснения девиации утверждают, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы. Основоположником

данной трактовки девиации считается итальянский судебный психиатр, врач и криминалист Ч. Ломброзо. В середине XX века американский врач и психолог У. Шелдон попытался установить связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека. В психологических теориях причины отклоняющегося поведения личности объясняется через психологические факторы. 3. Фрейд называет источником девиации конфликты между физиологическими потребностями человека и социокультурным содержанием его среды. В данных теориях обращается внимание на то, что девиация связана скорее не с физиологическими или психическими свойствами человека, а с той конкретной культурно-исторической средой, в которой он существует.

Г. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. По Тарду, индивид подражает поведению тех людей, с которыми он встречался в жизни, которых знал или о которых слышал.

Э. Дюркгейм и Р. Мертон применили социологическое объяснение девиации, обратив особое внимание на «удачную» и «неудачную» социализацию личности. Э. Дюркгейм ввел понятие аномии как основы девиантного поведения. Под аномией он понимал такое состояние, при котором личность не имеет твердо сложившегося социального статуса, в связи, с чем отсутствует и стабильность, т.е. предсказуемость в выборе линии поведения. По Дюркгейму, если общество находится в состоянии аномии, то людям трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, они испытывают трудности в понимании того, чего ждет от них общество. Р. Мертон выдвинул теорию, в которой причиной девиантного поведения является разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения. По Мертону, если люди, ставящие перед собой цель, не могут достигнуть ее принятыми в обществе средствами, они прибегают к незаконным способам. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам, типы индивидуальной адаптации, характеризующие ролевое поведение личности. Человек, по Мертону, изменяя свою позицию, может переходить от одного типа адаптации к другому.

Э.Г. Сазерленд предложил теорию дифференциальной ассоциации, в которой подчеркивается роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей, значение, социализирующее влияние социальной среды. В.Б. Миллер разработал теорию культурного переноса, основанную на том, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое (например, стремление выглядеть «крутым»). В этой теории подчеркивается, что для индивидов, принадлежащих к разным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку их процесс социализации основан на различных соци-

79

окультурных ценностях. В марксистской теории доказывается, что правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы, избегая возмездия за свои преступления, а трудящиеся в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Теория стигматизации основана на том, что индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь, при этом, тот, кто стоит у власти, имеет возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивать ярлыки на нарушителей этих норм. Согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.

Краткий анализ теорий, объясняющих девиацию, показывает, что ни одна из них не дает полного объяснения девиантному поведению, а высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. В целом отметим, что девиант-ное поведение - это поведение, которое просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами, имеющее различные формы своего проявления.

В социологии принято выделять различающиеся типы девиантного поведения, такие как культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные отклонения, культурно осуждаемые отклонения. Структурный анализ девиации предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных компонентов: человека, как субъекта девиантного поведения; нормы, как критерия оценки девиантности либо конформности поведения, и внешнего субъекта, реагирующего на поведение.

Под «делинкветным поведением» понимается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением, т.е. поведение, не одобряемое законом. Грань между делинкветным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается сфера уголовно наказуемого поведения.

Стимулирование нормативного и минимизация ненормативного поведения личности в обществе происходит при помощи социального контроля. Функция социального контроля, по Парсонсу, состоит в минимизации расхождения между социальными ожиданиями и реальным поведением индивидов.

Важнейшей целью социального контроля является обеспечение нормативного, можно сказать конформистского поведения человека, поведения человека согласно социальным правилам. Существуют следующие основные способы (метод) социального регулирования и контроля: дозволение -указывает на варианты поведения, которые не запрещены (разрешены). Это наиболее мягкий способ контроля; предписание - указывает на определенные, обязательные варианты поведения; запрет -

указывает на варианты поведения, которые запрещены, но ничего не говорит о вариантах разрешенного поведения.

Социальный контроль проявляется через групповое давление и групповой контроль, когда на индивида оказывает давление нормативно-ценностный механизм групп, в которую он включен. В случае, если индивид нарушает нормы, принятые в группе, к нему применяется контроль, в том числе в виде санкций. Санкция выступает в качестве основного инструмента социального контроля. В ней отражаются меры воздействия на индивида, реализующие норму Санкция - это средство (поощрение или наказание), стимулирующее человека к должному поведению в соответствии с нормой. Санкции бывают позитивные, предполагающие поощрение к соблюдению норм, и негативные, предусматривающие наказание.

Нормы и санкции образуют единое целое. Норма только тогда обладает потенциалом социального контроля, когда она закреплена существующей санкцией. Тип применяемых санкций определяет методы контроля, которые могут быть прямыми и косвенными, жесткими и мягкими. Важной формой социального контроля является принуждение. Н. Смелзер в «Социологии» подчеркивал, что «социальный контроль - это совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления ... означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление». Социальный контроль, безусловно, связан с девиантным поведением. Т. Парсонс доказывал, что в целях установления социального контроля возможно использование изоляции, обособления и реабилитации девиантов (Parsons Т. The Social System. Glencoe, 1951). Изоляция предполагает использование тюрьмы и пожизненное заключение. Реабилитация направлена на помощь девиантам в обретении ими социально приемлемого места в жизни. Отметим, что в западной социологии проблема социального контроля была поставлена главным образом во взаимосвязи с девиацией. Социологами установлено, что девиации уменьшаются тогда, когда насилие в обществе снижается, высок уровень толерантности в отношениях между людьми, а возрастают девиации тогда, когда в обществе развит экстремизм и насилие, в процессе социального контроля используются насильственные методы воздействия.

В любом обществе, в том числе и российском, имеют место основные виды правомерного и неправомерного поведения. В условиях социальной трансформации и формирования информационного общества появляются новые их формы. Новые информационные технологии активно проникают в современные общественные процессы. Сеть Internet становится основой формирования в России Internet-сообществ, оказывает существенное влияние на формирование информационного общества, новой информационной модели общественного устрой-

ства. Важным фактором социально-экономического развития современного российского общества становится распространение Internet-технологий на все сферы жизнедеятельности общества. Это находит проявление и в появлении новых видов девиантного поведения, в частности, в форме различных видов хакерства.

Интерактивное сообщество пользователей Internet продолжает расширяться, становясь все более дифференцированным. Оно различается по половозрастным, образовательным, ценностнонор-мативным и другим признакам.

Internet наряду с огромными информационными возможностями и очевидными достоинствами, обладает и существенными недостатками, связанными с системой безопасности. В среде пользователей Internet широкую известность получили хакер-ские атаки: локальные и удаленные.

Кто такие хакеры? На этот вопрос нет однозначного ответа. М. Левин отмечает, что «хакеры -это те, кто взламывает сеть» и далее он утверждает, что любой квалифицированный хакер через обыкновенный факс-модем может проникнуть даже в компьютер правительственного учреждения, и, при желании настолько внедриться в любую как бы то ни было защищенную, систему, что просто-напросто разрушит ее. По Левину, хакеры - есть информационные взломщики.

И.Д. Медведовский и другие ученые принципиально различают хакеров и кракеров от целей, ими преследуемых. Они считают, что основная задача хакера, исследуя вычислительную систему, обнаружить слабые места (уязвимости) в ее системе безопасности и информировать пользователей и разработчиков, с целью последующего устранения найденных уязвимостей. Хакеры также решают задачу анализа существующей безопасности вычислительной системы и формирование необходимых требований и условий повышения уровня ее защищенности. Задача же кракера, по Медведовскому, состоит в непосредственном осуществлении взлома системы с целью получения несанкционированного доступа к чужой информации. В данной терминологии хакер -это специалист, исследователь компьютерной безопасности, а кракер - это просто вор или вандал.

Данная трактовка хакеров существенно отличается от принятой в литературе и СМИ. Однако в целях нашего исследования она представляется оправданной и по сути верной. Отметим еще один момент важный для нашего исследования, выявленный И. Медведовским и другими. Они обратили внимание на то, что кракеры неоднородны, их можно подразделить на три группы: вандалы - основная их цель взломать систему для дальнейшего ее разрушения; шутники - они стремятся получить известность путем взлома компьютерных систем и внесение туда различных эффектов, выражающих их неудовлетворенное чувство юмора; взломщики - профессиональные кракеры, осуществляющие взлом ради кражи или подмены информации.

В 80-е годы ХХ века в США и некоторых странах Европы стало нарастать хакерское движение. Ха-керское сообщество отличалось высоким уровнем сплоченности, стремилось к общению, обсуждению и обмену информацией. В 1987 году была проведена первая хакерская конференция, участники которой на протяжении двух суток «вели дебаты на всевозможные темы», «днем пили пиво, а ...вечером блуждали по сети». В дальнейшем такие конференции стали проводиться довольно часто.

2 октября 1986 г. сенат США принял новый закон, направленный на борьбу с хакерством-кракер-ством, в котором предусматривалась кара от высоких штрафов (250 -500 тыс. долларов) до 8 лет тюремного заключения, в зависимости от тяжести преступления. Однако и столь серьезные меры не смогли остановить хакерское-кракерское движение.

Примечательно, что по различным опубликованным данным, в том числе и в журналах «Хакер», видно, что хакерством и кракерством занимаются часто молодые люди в возрасте 14-18 лет, когда и раньше, начиная с 12 лет Так, например, Джон Чирил-ло в книге «Защита хакеров. Для профессионалов» в разделе об авторе написал: «сейчас, это (я) известный хакер, осуществляющий проекты, завоевавшие множество наград, и консультирующий специалистов по безопасности по всему миру». Карьера его началась в 12 лет, когда он написал первую игру. Что мотивирует действия хакеров? Используя данные возрастной психологии, социологические исследования девиантного поведения и беседуя с подростками, имевшими отношения к хакерству, можно предположить, что основными мотивами приобщения к хакерству являются:

- любопытство, а затем желание разобраться в сложной технической задаче и решить ее;

- получение выгоды в форме различного рода компьютерных (дорогостоящих в российских условиях) программ - мы бы поместили на третье место в структуре мотивации хакерско-кракерских действий;

- получение же собственной денежной выгоды характерно лишь для хакеров-взломщиков или профессионалов, которые среди подростков возможны крайне редко.

В соответствии с этим можно предположить, что среди подростков и молодежи в возрасте до 18 лет преобладают хакеры, ищущие слабые места в системе компьютерной безопасности и использующие их для бесплатного получения компьютерных программ. Кракеры-взломщики среди них появляются очень редко.

В ходе наших бесед с подростками, когда-либо занимавшимися хакерством, выяснилось, что это подростки:

- которые занимаются компьютером с ранних лет, имея его в домашних условиях;

- читающие журналы «Хакер», «ЧИП», «Мобильные компьютеры» и т.д.;

- читающие специальную литературу по компьютерной безопасности;

81

- проводящие за компьютером 5-7 часов в день, в выходные дни до 10 часов;

- имеющие в домашних условиях подключение к сети Internet или много времени проводящие в компьютерных клубах;

- мало времени проводящие «на улице» и много общающиеся в сети Internet;

- в будущем предполагающие обучаться специальностям, связанными с компьютером..

В целом можно сказать, что это интеллектуально развитые подростки, однако в нравственном отношении, требующие контроля, воспитания и социализации, направленной на разъяснение ценностей и норм информационного общества.

Важно отметить, что современные подростки будут определять облик недалекого будущего российского общества и, поэтому особенно важно уже сегодня вести целенаправленную работу по их формированию на государственном уровне, учитывая их новые для России склонности и интересы. Понятны трудности такой работы, связанные с тем, что в России не сформулированы нормы и принципы, ценности и установки зарождающегося в недрах традиционного нового информационного общества, отсутствует необходимая для его развития законодательная база. Государственные органы, осуществляющие социализирующие функции, не имеют опыта и методического обеспечения работы в этом направлении. Решения этих проблем требует серьезного научного обеспечения, в том числе и проведения социологических исследований.

Город Тюмень и Тюменская область относятся к регионам с высоким уровнем доходов, а, следовательно, и большим количеством таких семей, которые могут позволить приобрести компьютер для ребенка. С другой стороны, г. Тюмень и другие города региона отличаются широким развитием компьютерных клубов. В этой связи актуальной представляется необходимость государственного участия в работе компьютерных клубов, контроля за их деятельностью, в том числе в аспекте социализирующего влияния на личность. Методы и методики здесь могут быть весьма разнообразны. Главной же целью, как нам представляется, должно быть приоб-

щение подростков к легитимному компьютерному общению, связанному с компьютерной безопасностью. Становление информационного общества сопровождается формированием нового качества отношений личности и общества, нового типа культуры. Н. Носов заметил, что в западной социологии имеется мнение, что прежняя культура постепенно вытесняется новой - компьютерной культурой. Информационную культуру как условие выживания человечества предлагает рассматривать Л.В. Скворцов. В современной социологии рассматриваются понятие и особенности киберкультуры, Internet-культу-ры игровой и интерорейсной компьютерных культур, а также - постмодернистской, электоральной и информационной культуры. И.В. Анисимова верно отмечает, что «компьютерная культура - это мера формирования и развития сущностных сил человека в процессе овладения компьютерной грамотностью и особой системой ценностей». Таким образом, можно сказать, что с социокультурных позиций «виртуальная реальность» осмысливается и исследуется, предлагается ее понимание и тенденции развития. Между тем требует непосредственного изучения и осмысления появление и деятельность отдельных «виртуальных сообществ», в частности, хакерской направленности со своей системой ценностей.

В заключение отметим, что в условиях современного общества особую значимость начинает приобретать необходимость развития прикладной этики, в частности «этики компьютерной». Это особенно важно в аспекте социализации и воспитания порастающего поколения, профилактики дезадаптив-ного поведения молодежи. Актуализируется необходимость повышения юридического уровня среды Internet, развития правовых основ функционирования сети Internet, норм сетевого этикета. В современных условиях назрела настоятельная необходимость правовой регламентации деятельности индивидуальных и групповых пользователей, образующих аудиторию Internet. Сетевой этикет, компьютерная этика, нормативно-правовая база развития и функционирования Internet - это те необходимые механизмы, которые позволяют упорядочить отношения в «Виртуальном пространстве», сделать их легитимными.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.