УДК 94(470.314)"1917"
Петровичева Елена Михайловна
доктор исторических наук [email protected]
Птицына Галина Михайловна
ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ В ВОЛОСТНЫЕ ЗЕМСТВА 1917 Г. (на материалах Владимирской губернии)
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 17-11-33002
В статье рассматривается поведение сельского населения в ходе выборов в волостные земские учреждения в 1917 году в одной из наиболее типичных губерний промышленного центра России - Владимирской. Анализ свидетельств местной прессы и хранящихся в центральных и местных архивах сообщений губернского и уездных комиссаров Временного правительства позволил выявить особенности восприятия крестьянами и сельской интеллигенцией данного региона революционной власти в начале осени 1917 г. Используя методы исторической антропологии и новой политической истории, авторы выявили причины индифферентности крестьянства по отношению к новой земской единице, среди которых отмечаются: задержка с разработкой и проведением земской реформы; появление к тому времени на местах исполнительных, земельных, продовольственных комитетов и советов крестьянских депутатов, непосредственно представлявших интересы крестьянства; недостатки в организации предвыборной компании; финансовые и организационные проблемы волостных земств.
Ключевые слова: социальное поведение крестьянства, избирательная кампания, волостное земство, 1917 год, революция, Временное правительство.
Современные исследователи до сих пор по-разному оценивают земскую реформу Временного правительства. Была ли введенная в 1917 г. избирательная система удач -ным демократическим проектом новой России [13] или же явилась поспешной, слишком радикальной и непонятной для общества того периода [18]? Глу -бокий анализ новой избирательной системы содержится в трудах Л.Е. Лаптевой и А.Ю. Шутова, которые весьма высоко оценивают земскую реформу Временного правительства, подчеркивая при этом, что история не оставила возможности проверить, как эта реформа работала бы на практике [20; 28]. Ход избирательной кампании в волостные земства на материалах различных регионов страны рассматривался в последние годы рядом авторов, затрагивавших проблему поведения сельских избирателей и выяснявших причины их абсентеизма [1; 4; 5, с. 284-299; 6; 21, с. 235-263].
Цель данной статьи - на основе сообщений местной прессы и хранящихся в архивах отчетов губернского и уездных комиссаров Временного правительства проанализировать социальное поведение сельского населения Владимирской губернии в период выборов в волостные земства. Это позволит выявить особенности восприятия крестьянами данного региона революционной власти к началу осени 1917 г. Данный анализ является попыткой взглянуть на 1917 год, прежде всего, с точки зрения исторической антропологии, стремящейся рассмотреть исторические процессы с позиций их участников [24, с. 25-61]. Изучение местных органов власти переносит нас также в плоскость новой политической истории, которая, в свою очередь, тоже антропологизируется, выдвигая на первый план не государство и его деятелей, а власть в социокультурном контексте эпохи [19, с. 7-20]. Сквозь при-
зму этих подходов доминирующим фактором становится сознание крестьян, их отношение к власти и проводимой ею земской реформе.
3 марта была опубликована декларация Временного правительства, объявившая о начале реформы местного самоуправления. Как следовало из этого документа, правительство сделало ставку на земские учреждения как основу будущей административной власти на местах [15, № 5-6], опираясь на практический опыт его деятельности за более чем полувековой период [22, с. 34-41]. Однако разработка земской реформы затянулась [16, № 1, с. 3-4]. Положение «О волостном земском управлении» было утверждено правительством 21 мая и опубликовано в начале июня [3, № 16].
Введение волостных земств (собраний и управ) как фундамента всей земской системы знаменовало коренные изменения в государственном управлении [2, с. 1-5], которые так долго отстаивала либеральная и демократическая общественность. Согласно указанному положению, волостные земства, избираемые на трёхлетний срок, ведали делами местного общественного хозяйства и управления в пределах волости. Они заведовали земскими повинностями и капиталами, снабжением населения продовольствием, устройством и содержанием местных дорог, пожарным делом, попечением о народном образовании, здравоохранении и благотворительности, санитарным делом. Помимо традиционных обязанностей, на земство были возложены и новые - оказание юридической помощи населению, охрана общественного порядка и безопасности, исполнение государственных и земских повинностей, а также распоряжений правительственных и общественных учреждений [4, с. 49].
В выборах могли участвовать все граждане, достигшие 20 лет, включая женщин. Выборы были
50
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Петровичева Е.М., Птицына Г.М., 2019
прямыми, всеобщими, равными и тайными. Постановление возложило руководство выборами и их финансирование на уездные земские управы. Комиссары Временного правительства должны были оказывать последним всяческое содействие [3, № 62, с. 1-2]. Уездные управы Владимирской губернии получали от Министерства внутренних дел специальные кредиты на организацию выборов, но финансирование было недостаточным [7, оп. 3, д. 202, л. 5; 9, оп. 4, д. 1388, л. 89].
Временное правительство давало простор для выбора предстоящей избирательной системы - пропорциональной или же мажоритарной. Во Владимирской губернии выборы чаще всего проходили по пропорциональной системе, которая предполагала голосование не за отдельных лиц, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, союзами, группами населения [11, оп. 5, д. 736, л. 3 об.].
Для Владимирской губернии изначально был установлен единый день выборов - 27 августа [8, оп. 2, д. 41, л. 25]. Однако на практике уезды чаще всего утверждали собственные сроки: так, в Юрьев-Польском и Шуйском уездах выборы были назначены на 3 сентября, в Муромском -на 10, в Суздальском уезде - на 14 сентября [17, № 128, с. 2]. Но и эти даты нередко отодвигались из-за неподготовленности списков или из-за неявки избирателей [21, с. 264-266].
Только в августе начинается подготовка избирательной кампании, в которой большую роль сыграла сельская демократическая интеллигенция, так называемый «третий элемент». Земская общественность понимала, что крестьянство, не прошедшее в массе своей школы работы в самоуправлении, может отнестись к этим выборам индифферентно. В губернский и уездные центры неоднократно поступали просьбы высылать на места необходимую литературу и лекторов - слишком непонятной и громоздкой казалась простым сельским обывателям общественно-политическая лексика [17, № 24, с. 4; 35, № 139].
Корреспондент из Черсевской волости Мелен-ковского уезда сообщал: «По волости началась перепись для организации выборов в волостное земство. Однако работа идет медленно, так как население пока совсем не имеет понятия, что такое волостное земство». По сообщению газеты «Известия Владимирского губернского временного исполнительного комитета», в начале августа 1917 г. в селе Лавса Меленковского уезда «местная учительница, член волостной избирательной комиссии, пыталась на волостном сходе несколько раз выступить и разъяснить населению значение и порядок представительных выборов в волостные земства, но неудачно... Среди слушателей были лица, которые шумно выражали свое нежелание слушать разъяснение учительницы...» [21, с. 266].
Большое внимание разъяснительной и пропагандистской работе в период избирательной кампании уделяла пресса - как центральная, так и местная. Журнал «Земское дело» отмечал необходимость добиться того, чтобы «деревня имела возможность сознательно отнестись к выборам волостных гласных, чтобы перед нею были ясно поставлены задачи волостного земства...» [14, № 9-10, с. 363].
В августе 1917 г. на первой полосе «Известий Владимирского губернского Временного исполкома» началась публикация серии статей на тему волостных выборов. 11 августа в статье «Как будут избираться волостные земские гласные» подробно разбиралась суть закона от 21 мая 1917 года, назначение новых земств, процедура голосования, состав избирательных комиссий, печатались избирательные списки, назывались сроки, округа, порядок подсчета голосов. Текст был написан упрощённым языком, без громоздких юридических терминов и витиеватых фраз, содержал много вопросительных предложений и тут же предлагал ответы на них. Статья, очевидно, была нацелена на то, чтобы сделать реформу предельно понятной для крестьян, а процедуру предстоящих выборов -максимально прозрачной.
«Все жители волости, достигшие 20 лет, мужчины и женщины, без различия вероисповедания, сословия, звания, богатства и образования - все жители имеют право подать свои голоса за тех или других лиц», - подчеркивает издание. Заканчивается текст призывом прийти на выборы, обоснованием необходимости этого для самих крестьян: «Волостное земство будет заведовать всеми делами волости. Поэтому каждый житель волости должен интересоваться волостным земством, а следовательно, и участвовать в выборах волостных земских гласных. Каждый должен знать, как будут происходить выборы, вовремя просмотреть избирательные списки, не пропустить сроков, чтобы не потерять своего права на голосование, - и в день выборов принять в них участие вместе со всеми остальными гражданами» [17, № 120, с. 1].
Практически накануне самих выборов, 26 августа, печатается, на наш взгляд, запоздалое разъяснение того, как надо было составлять кандидатские списки, а также горячий призыв баллотироваться женщинам, которые впервые в российской истории могли воспользоваться избирательным правом: «Из них есть и деловые, и чрезвычайно чуткие ко всем начинаниям, идущим на благо народа». «Новому земству предстоит много дел и таких, которые знает женщина», - подытоживает автор. В этой статье также подчеркивалась важная роль, которую предстояло сыграть будущему волостному земству при организации выборов в Учредительное собрание [17, № 131, с. 1].
К началу сентября всё внимание «Известий ВГВИК» было сосредоточено на разъяснении функций нового органа власти. В доступной форме и очень подробно перечислялись все неотложные дела, которые предстояли волостной управе, начиная с решения продовольственного вопроса и заканчивая народным образованием. Особое внимание уделялось призрению: «Нужно распространить в деревни ясли и детские сады, приюты для рожениц. Нужно приложить все меры к тому, чтобы ни одна вдова-солдатка и ни один сирота ребёнок солдата не были брошены на произвол судьбы, не пошли бы по миру, к стыду своего общества, но и не легли бы бесплодным бременем на его плечи» [17, № 129, с. 1].
На страницах же наиболее популярной в г. Владимире газеты «Старый Владимирец» специальная колонка - «Хроника городских, волостных и уездных земских выборов во Владимирской губернии» - появилась только в самом преддверии выборов и большой информативностью не отличалась. После краткого объяснения безымянный автор провозгласил: «Волостное земство - это нива общественной работы, которую надо уметь возделать» [25, № 170, с. 2]. Подобная агитация не имела большого резонанса в деревне, поскольку не сопровождалась необходимыми разъяснениями.
Что касается «Известий ВГВИК», то они гораздо активнее вели разъяснительную работу среди крестьян и охотно откликались на призывы корреспондентов с мест, которые писали: «Население в своей массе совершенно смутно представляет права и обязанности волостного земства. Необходимо в скорейшем времени поставить население в известность о разграничении их от обязанностей и прав уездных и губернских с подробным указанием, что должны делать те и другие, чтобы крестьяне уяснили крайнюю необходимость его создания. Чтобы не было такого холодного равнодушия к выборам.» [17, № 138, с. 4].
Наступили дни выборов! И уездные комиссары, и пресса - все были солидарны в том, что в целом они проходили спокойно, без эксцессов. Но что скрывалось за этим спокойствием? Апатия и равнодушие избирателей. Из Ковровского уезда, например, сообщалось, что агитация проходила мирно; местами списочной системой были недовольны, но открыто выражали недовольство лишь отдельные небольшие группы, и почти везде были довыборы. По заключению уездного комиссара, население в общем отнеслось к выборам крайне равнодушно [10, оп. 2, д. 42, л. 97].
Дополнительные выборы приходилось проводить и в Переславском уезде. Как сообщал уездный комиссар, «административным судом по 6 волостям выборы совершенно отменены, а по одной постановлено составить новый список кандидатов» [10, оп. 2, д. 42, л. 113].
Равнодушно отнеслось к выборам и население Александровского уезда. По наблюдениям корреспондента, «граждане-избиратели были подготовлены к выборам неважно и шли к избирательным ящикам неохотно» [17, № 143, с. 4]. Корреспонденты с мест заключали: «Голосовать совсем не идут, по пяти раз приходилось делать наряд, и всё никто не идёт» [17, № 138, с. 4]. Аналогичным образом развивалась ситуация в Меленковском уезде, где по третьему выборному округу, состоящему из села Крюкова и деревень Заболотье и Васювино, выборы в волостное земство состоялись 27 августа. Право голоса имели более 300 человек, «первоначально на выборы явилось не более 6-10 чел., потом через 2-4 часа собралось человек до 30» [17, № 138, с. 4].
Пассивность избирателей можно объяснить рядом причин и прежде всего - недостаточно хорошей организационной и разъяснительной предвыборной работой на местах, что было особенно необходимо для незнакомых с техникой выборов и в большинстве своем неграмотных крестьян. Народные корреспонденты неоднократно подчеркивали, что деятельность избирательных комиссий оставляла желать лучшего. Корреспондент из Крюковской волости Меленковского уезда свидетельствовал: «К моменту начала выборов ничего не было разослано выборщикам. Записки для занесения кандидатов раздавались тут же. Большинство прибывших были неграмотны. Население проявило полное непонимание, а в иных случаях даже враждебное отношение. Оно смутно представляет права и обязанности волостного земства» [17, № 138, с. 4]. Нарушения наблюдались и в другом избирательном округе Меленковского уезда, где комиссия от одного избирателя принимала до 6-7 записок, приносимых за родственников и соседей. При этом некоторые записки развертывались одним из членов комиссии, а потом уже опускались в избирательный ящик [17, № 141, с. 4]. Корреспондент с другого участка отмечал, что поскольку большинство прибывших на выборы крестьян были неграмотными, члены избирательной комиссии сами писали им записки с кандидатами, «и выходило, что выборы из тайных превратились в открытые» [17, № 138, с. 4].
Аналогичная ситуация наблюдалась в Пере-славском уезде. Небольшое количество избирателей уездный комиссар объяснял спешностью самих выборов и недостаточным инструктированием со стороны уездной избирательной комиссии [10, оп. 2, д. 42, л. 113]. С этим были согласны народные корреспонденты, писавшие, что крестьяне во многих участках не были ознакомлены с тем, зачем устраиваются волостные земства, как выбирать и кого. Отмечая «вялость» выборов в этом уезде, корреспонденты подчеркивали неудачный подбор отдельных председателей избирательных
участков: «Некоторые председатели ограничились только составлением списков и даже, пожалуй, не прочли как следует постановление правительства о волостном земстве и пропорциональной системе выборов» [17, № 138, с. 4]. Известно, что председатели избирательных комиссий нередко злоупотребляли своими полномочиями. Так, например, один участок, председателем которого было «лицо, занимающее почётную земскую должность», выразил своё участие в выборах 33 голосами, то есть 6 % имевших право голосовать [17, № 143, с. 4].
О плохой организации выборов в с. Кожено Владимирской губернии писал некий корреспондент П.А. Шмелёв в газете «Известия Пензенского Совета рабочих, крестьянских и военных депутатов»: «Наступил день выборов. Но не было ни агитации, ни объявлений, словно все забыли, какой это важный день. На предвыборные собрания ходили мало, с трудом, кое-где в округах нашли кандидатов, да вообще нет внимания к столь важному моменту. Внимание крестьян отвлечено мелкими будничными заботами. Призыв к общественной работе от передовых вождей революции остаётся гласом вопиющего в пустыне» [12, оп. 6, д. 70, л. 30].
Из-за недостаточной подготовленности к волостным земским выборам и равнодушия населения на избирательных участках нередко допускались нарушения. Так, в одном округе Ме-ленковского уезда избирательная комиссия от одного избирателя принимала до 6-7 записок, приносимых за родственников и соседей. При этом некоторые записки развертывались одним из членов комиссии, а потом уже опускались в избирательный ящик [17, № 141, с. 4].
И все-таки стараниями, главным образом, сельской интеллигенции, в сентябре - первой половине октября 1917 г. волостные земства во Владимирской губернии были избраны практически повсеместно, и это нашло отражение на страницах местных газет. Например, в положительном ключе описываются выборы в с. Антилохово Ковровского уезда: «10 и 17 сентября в нашем избирательном округе, как и по всему уезду, состоялись первые и дополнительные выборы в волостное земство. Население проявило к выборам достаточный интерес, процент отсутствующих был меньше, чем в других округах. Благодаря умелой предварительной подготовке населения и правильному руководству местной избирательной комиссии выборы прошли стройно и без всяких инцидентов. Несмотря на агитацию отдельных лиц против интеллигенции, Антилоховский округ правильно понял начало всесословности выборов и наряду с гласными крестьянами выбрал в волостное земство двух интеллигентов (студента и учителя), столь необходимых на первых шагах будущей земской работы» [17, № 151, с. 4].
Описывая ход выборов по Дубровскому сельскому избирательному округу, корреспондент отмечает и наблюдавшиеся поначалу трудности, и конечный успех мероприятия: «Начались в 8 утра и продолжались до 8 вечера. В начале избирателей явилось мало, так как в виду праздничного дня народ ушёл в церковь; но когда кончилась служба, то избиратели начали являться более. В начале выборов возникли некоторые недоразумения у тех, которые были плохо знакомы с выборами, но после разъяснения членами избирательной комиссии приступили к составлению записок, и всё обрело правильный ход. Явилось 204 из 551. Причина неявки - дальность расстояния, 2 селения в 4-5 верстах, а среди избирателей много стариков. Выборы прошли сравнительно спокойно. Избирательный ящик был опечатан и оставлен до следующего утра в помещении комиссии под наблюдением охраны из председателя комиссии и волостного милиционера» [17, № 146, с. 4].
В некоторых газетных заметках наблюдалось даже стремление несколько приукрасить обстановку на избирательных участках. Так, газета «Шуйские известия» отмечала, что выборы в большей части волостей этого уезда прошли вполне удачно: «Несмотря на неблагоприятную в день выборов дождливую погоду, сельские избиратели шли охотно к избирательным урнам, и лишь по некоторым волостям 8 и 10 сентября были произведены дополнительные выборы недостающих гласных». Заканчивается статья воодушевлённо: «Дисциплина и сознательность, проявленная сельскими избирателями при выборах волостных гласных, внушают уверенность, что и выборы уездных гласных пройдут так же ровно и гладко, как и предшествующие» [27, № 121, с. 3].
Разоблачение этой «хвалебной оды» волостным выборам последовало незамедлительно - в номере Шуйских известий от 24 сентября под названием «Выборы в округах Дуниловской волости Шуйского уезда». Некий «сознательный избиратель» отметил крайне низкую явку и повсеместные дополнительные выборы, а также осветил сюжет о том, как председатель избирательной комиссии, человек весьма энергичный, «созвал» предвыборное собрание, на котором были намечены кандидаты, в числе коих был и сам председатель. В результате незнакомые с техникой выборов крестьяне чувствовали себя обескураженными и не приходили к избирательным участкам. «Действительность говорит, что выборы у нас прошли уже не так блестяще, как можно было судить по заметке, напечатанной в Шуйских известиях, к тому же по нашей волости 3 сентября было выбрано 75 % от положенного числа гласных», - заключает автор [27, № 127, с. 3].
Правоту этого корреспондента подтверждают и отдельные случаи отказа от введения волостного земства, как это случилось в трех волостях Пере-
славского уезда. Уездный комиссар докладывал по этому поводу следующее: «Мотивы не совсем ясны и, в общем, они сводятся к тому, что согласно положению о волостном управлении волостные земства должны работать под контролем уездного земства и администрации, а это благодаря малой сознательности населения и под влиянием агитации возвратившихся солдат понимается в смысле ограничения завоеванной свободы» [10, оп. 2, д. 42, л. 186]. В Ковровском уезде население одной из волостей также отказалось участвовать в выборах, опасаясь увеличения налогов в связи с деятельностью волостного земства [12, оп. 6, д. 70, л. 31].
Выросшими расходами на содержание нового земского звена было недовольно и население Шуйского уезда. По наблюдениям корреспондента, «. не прошло и одной недели, как в народе, по слухам, да и факты были налицо, стали говорить: "на что нам земство, вовсе и не надо", так как вошли 2 лица членами с жалованием по 150 рублей и с лошадью в месяц, крестьяне же враждебно смотрят на всё это, думая управиться лишь с малыми расходами.
Вглядываешься, всматриваешься - кто кричит? Буржуй-торгаш, набивший тысячи рублей в свой карман. А бедняк послушивает и тоже кивает головой, якобы соглашаясь с ним. Раньше уездное земство среди крестьян доверием не пользовалось, а тут сам базис волостному земству сделали и через два-три дня его уничтожить готовы, не видя существенных результатов в такое короткое время» [27, № 139].
Индифферентность к земским выборам, политическим событиям и занятость крестьян текущими заботами отмечалась наблюдателями и в Александровском уезде: «У нас темнота в деревне страшная. Интерес к выборам упал, так как выборные сами народ тёмный, ничего избирателям ни указать, ни объяснить не могут. В волости призрак голодной смерти. Хлеб уродился очень плохой, привоза же совсем нет». В этой заметке, напечатанной в газете партии социалистов-революционеров «Земля и воля», подчеркивалось также, что население не было знакомо с политическими партиями и их программами и даже не знало, как и для чего должно быть созвано Учредительное собрание [14, № 161].
Подводя итоги, следует отметить, что поведение сельского населения на выборах в волостные земства обнажило социальную пассивность крестьян, которая была вызвана малограмотностью и неопытностью населения в политических вопросах. Привлечение к выборам женского населения, отличавшегося политической некомпетентностью и пассивностью, также не дало желаемого результата [4, с. 69-70]. Абсентеизм крестьян во многом объяснялся тем, что подготовка земской реформы Временного правительства затянулась и пришлась во многом на летнюю страду. Летом - в начале
осени в среде сельской интеллигенции, которая вынесла на своих плечах всю тяжесть подготовки и проведения земской реформы, накопилась усталость от революции. К тому же к этому времени на селе уже действовали многочисленные общественные организации, функции которых во многом перекликались с земством. Крестьяне не понимали необходимости создания новой земской единицы, за содержание аппарата которой нужно было платить налоги. Крестьянское население склонно было поддерживать скорее земельные комитеты и советы крестьянских депутатов, являвшиеся по существу организациями синдикалистского типа, искренне полагая, что они помогут решить насущные социальные вопросы [23, с. 55].
Библиографический список
1. Акимова Т.М. Первые выборы в земства Владимирской губернии на основе всеобщего избирательного права // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (28 апреля 2008 г.). -Владимир, 2009. - С. 59-63.
2. Веселовский Б.Б. Земство и его новое устройство. - Пг., 1917. - 32 с.
3. Вестник Временного правительства. - 1917.
4. Гаврилова О.А. Земство и революция. 1917 год в Петроградской губернии. - СПб., 2009. - 256 с.
5. Герасименко Г.А. Земства в русской революции 1917 г. // Россия в ХХ веке. Реформы и революции. Т. 1. - М., 2002. - С. 284-299.
6. Горская Н.И. Земская реформа Временного правительства (на материалах Смоленской губернии) // Вестник Владимирского государственного университета. Сер.: Социальные и гуманитарные науки. - 2018. - № 1. - С. 36-44.
7. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). Ф. 205 - Владимирское губернское по земским и городским делам присутствие.
8. ГАВО - Ф. 381. - Вязниковская уездная земская управа.
9. ГАВО. - Ф. 796. - Юрьев-Польская уездная земская управа.
10. ГАВО. - Ф. 1186. - Владимирский губернский комиссар Временного правительства.
11. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. Р393. - Народный комиссариат внутренних дел.
12. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 1791. - Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан Министерства внутренних дел Временного правительства.
13. Жукова JI.A. Взаимодействие властных структур и органов земского самоуправления в России, 1864-1917 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2000. - 380 с.
14. Земля и воля. - 1917.
15. Земское дело. - 1917.
16. Земское дело. - 191S.
17. Известия Владимирского губернского Временного исполкома. - 1917.
1S. Кабытова Н.Н. Власть и общество в Российской провинции: 1917 г. в Поволжье. - Самара, 1999. - 25S с.
19. Кром М. Новая политическая история: темы, подходы, проблемы // Новая политическая история. - СПб., 2004. - С. 7-20.
20. Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. - М., 1999. - 322 с.
21. Петровичева Е.М. Земское самоуправление Центральной России в 1906-191S гг.: эволюция на последних этапах деятельности: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2003. - 353 с.
22. Петровичева Е.М. Земское самоуправление и власть в период думской монархии в контексте модернизационной парадигмы // Вестник Владимирского государственного университета Сер.: Социальные и гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (б).
23. Петровичева Е.М. Местное самоуправление и государственная власть после Февраля 1917 г.: дискуссионные проблемы изучения // Великая Российская революция 1917 года: проблемы истории и проблемы преподавания: сб. ст. по итогам Междунар. науч. конф. 24-25 апреля 2017 г. - М., 2017. - С. 47-55.
24. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - 559 с.
25. Старый владимирец. - 1917.
26. Тропов И. А. Революция и провинция: Местная власть в России (февраль - октябрь 1917 г.). -СПб.: Европейский дом, 2011. - 250 с.
27. Шуйские известия. - 1917.
2S. Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России (1S64-1917 гг.). - М., 2000. - 21б с.
References
1. Akimova T.M. Pervye vybory v zemstva Vladimirskoj gubernii na osnove vseobshchego izbiratel'nogo prava // Materialy Mezhregional'noj kraevedcheskoj konferencii (2S aprelya 200S g.). -Vladimir, 2009. - S. 59-б3.
2. Veselovskij B.B. Zemstvo i ego novoe ustrojstvo. - Pg., 1917. - 32 s.
3. Vestnik Vremennogo pravitel'stva. - 1917.
4. Gavrilova O.A. Zemstvo i revolyuciya. 1917 god v Petrogradskoj gubernii. - SPb., 2009. - 25б s.
5. Gerasimenko G.A. Zemstva v russkoj revolyucii 1917 g. // Rossiya v HKH veke. Reformy i revolyucii. T. 1. - M., 2002. - S. 2S4-299.
6. Gorskaya N.I. Zemskaya reforma Vremennogo pravitel'stva (na materialah Smolenskoj gubernii) // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Social'nye i gumanitarnye nauki. - 201S. - № 1. -S. 3б-44.
7. Gosudarstvennyj arhiv Vladimirskoj oblasti (GAVO). F. 205 -Vladimirskoe gubernskoe po zemskim i gorodskim delam prisutstvie.
S. GAVO - F. 3S1. - Vyaznikovskaya uezdnaya zemskaya uprava.
9. GAVO. - F. 79б. - YUr'ev-Pol'skaya uezdnaya zemskaya uprava.
10. GAVO. - F. 1 1S6. - Vladimirskij gubernskij komissar Vremennogo pravitel'stva.
11. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. -F. R393. - Narodnyj komissariat vnutrennih del.
12. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. -F. 1791. - Glavnoe upravlenie po delam milicii i po obespecheniyu lichnoj i imushchestvennoj bezopasnosti grazhdan Ministerstva vnutrennih del Vremennogo pravitel'stva.
13. ZHukova JI.A. Vzaimodejstvie vlastnyh struktur i organov zemskogo samoupravleniya v Rossii, 1S64-1917 gg.: dis. ... d-ra ist. nauk. - M., 2000. - 3S0 s.
14. Zemlya i volya. - 1917.
15. Zemskoe delo. - 1917.
16. Zemskoe delo. - 191S.
17. Izvestiya Vladimirskogo gubernskogo Vremennogo ispolkoma. - 1917.
1S. Kabytova N.N. Vlast' i obshchestvo v Rossijskoj provincii: 1917 g. v Povolzh'e. - Samara, 1999. - 25S s.
19. Krom M. Novaya politicheskaya istoriya: temy, podhody, problemy // Novaya politicheskaya istoriya. - SPb., 2004. - S. 7-20.
20. Lapteva L.E., SHutov A.YU. Iz istorii zemskogo, gorodskogo i soslovnogo samoupravleniya v Rossii. - M., 1999. - 322 s.
21. Petrovicheva E.M. Zemskoe samoupravlenie Central'noj Rossii v 1906-191S gg.: ehvolyuciya na poslednih ehtapah deyatel'nosti: dis. . d-ra ist. nauk. - M., 2003. - 353 s.
22. Petrovicheva E.M. Zemskoe samoupravlenie i vlast' v period dumskoj monarhii v kontekste modernizacionnoj paradigmy // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta Ser.: Social'nye i gumanitarnye nauki. - 2015. - № 2 (6).
23. Petrovicheva E.M. Mestnoe samoupravlenie i gosudarstvennaya vlast' posle Fevralya 1917 g.: diskussionnye problemy izucheniya // Velikaya Rossijskaya revolyuciya 1917 goda: problemy istorii i problemy prepodavaniya: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch. konf. 24-25 aprelya 2017 g. - M., 2017. - S. 47-55.
24. Repina L.P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX-XXI vv.: social'nye teorii i istoriograficheskaya praktika. - M.: Krug", 2011. - 559 s.
25. Staryj vladimirec. - 1917.
26. Tropov I.A. Revolyuciya i provinciya: Mestnaya vlast' v Rossii (fevral' - oktyabr' 1917 g.). -SPb.: Evropejskij dom, 2011. - 250 s.
27. SHujskie izvestiya. - 1917.
2S. SHutov A.YU. Zemskie vybory v istorii Rossii (1S64-1917 gg.). - M., 2000. - 216 s.