Научная статья на тему 'Поведение интернет аудитории в условиях диверсификации предложений на рынке'

Поведение интернет аудитории в условиях диверсификации предложений на рынке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА / КАРТА МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алёшкина Дарья Владимировна

В статье представлены результаты исследования поведения аудитории сети интернет в условиях разделения коммуникационного рынка. Основное внимание сосредоточено на развитии мобильного интернета как перспективном направлении развития сети в целом. Проводится сопоставление межнационального уровня развития потребления мобильного интернета, профилей пользователей традиционного и мобильного интернета, мобильных версий сайтов, а также поиск и нахождение ниш для развития и распространения сети. Разработана система сопоставления пользователей мобильных версий и стационарных компьютеров. При помощи графического метода визуализирована карта интернет пространства с учетом мобильных версий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поведение интернет аудитории в условиях диверсификации предложений на рынке»

УДК 659

Алёшкина Дарья Владимировна

аспирант кафедры социально-экономической статистики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики daria. alyoshkina@gmail. com Daria V. Aleshkina

graduate student of Socio-economic statistics department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics daria. alyoshkina@gmail. com

Поведение интернет аудитории в условиях диверсификации предложений на рынке

Behavior the audience Internet in the conditions of diversification

of offers in the market

Аннотация. В статье представлены результаты исследования поведения аудитории сети интернет в условиях разделения коммуникационного рынка. Основное внимание сосредоточено на развитии мобильного интернета как перспективном направлении развития сети в целом. Проводится сопоставление межнационального уровня развития потребления мобильного интернета, профилей пользователей традиционного и мобильного интернета, мобильных версий сайтов, а также поиск и нахождение ниш для развития и распространения сети. Разработана система сопоставления пользователей мобильных версий и стационарных компьютеров. При помощи графического метода визуализирована карта интернет пространства с учетом мобильных версий.

Ключевые слова: мобильный интернет, оценка распространения мобильного интернета, карта мобильного интернета, мобильные приложения, интернет в России.

Annotation. The article presents the study's results of Internet audience behavior under the division communications market. Focused on mobile Internet development as comparative characteristics. The comparison of the level of international consumer mobile Internet development, user profiles of traditional and mobile Internet, mobile versions of websites, as well as seeking and finding niches for development and distribution network. A system for matching users and mobile versions of desktop computers. By the graphical method visualized online space map, taking into account the mobile versions.

Keywords: mobile Internet, the assessment of spread of mobile internet, mobile internet card, mobile applications, Internet in Russia.

Изменение интернет пространства влечёт изменения в распределении интернет аудитории. Появление новых технологий выхода в сеть приводит к

многочисленному притоку аудитории. На сегодняшний день самым быстрым способом развития новых сайтов и сервисов является создание обособленного контента, который ориентируется на определённую группу пользователей. Появление множества таких сервисов влечёт за собой сегментацию аудитории. Этот процесс становится одной из основных тенденций современного интернета, и потому изучение данной тенденции имеет высокую значимость с точки зрения оценки перспектив развития интернет рынка в целом. Помимо общего изменения структуры рынка, перераспределение аудитории ведёт к существенным изменениям в функционирования рынка рекламы, как со стороны рекламодателей (рекламных стратегий), так и с точки зрения распределения финансовых затрат на интернет рекламу. В рамках интернет социологии существует предположении о том, что конечной стадией стратификации интернет аудитории станет создании персонального интернета. Подобная гипотеза подразумевает существование персонально ориентированных сайтов. Одним из проявлений данного процесса уже сегодня являются персональные страницы. В данном случае уже началось изменение медийного пространства в целом, процесс диверсификации интернет предложения и стратификации аудитории запущен.

В настоящее время появился ряд тенденций, свидетельствующих о развитии концепции интернет потребления. Эти тренды можно описать выражением: «Any Device. Any Time. Any Where». Потребление Any Device характеризует диверсификацию интернет предложения, которая проявляется в многоканальности среды, возможности просматривать веб-страницы через планшеты или мобильные телефоны. Any Time заключает в себе возможность просматривать сайты в любое удобное время. Any Where отражает возможность просмотра сайта в любом удобном для пользователя месте (дома, в кафе, парке и т.д.). Таким образом, сегодня пользователь сам решает, где, когда и как просматривать интересующий его контент, тем самым персонализируя свой потребительский спрос. Стоит отметить, что на сегодняшний день в России наиболее значительное проявление имеет мобильный интернет. Проникновение мобильного интернета в России почти в 2 раза превышает данный показатель по среднемировому значению, при этом уступая ряду стран Западной Европы, США и Японии. Россия немного отстает от зарубежного опыта во внедрении этих технологий, а, как следствие, мы имеем возможность «заглянуть в будущее» и прогнозировать бурный рост мобильных технологий.

Например, в Великобритании существует ряд тенденций владельцев смартфонов на системе Android: в среднем смартфон используется в течение 83,5 минут в день (из них порядка 24,3 минут уходит на общение в социальных сетях); на телефонные звонки тратится менее 7 минут в день. Смс + звонки -это лишь 14% от общего времени [4].

В России диверсификация интернет предложения проявляется в увеличении доли пользователей мобильных устройств и ростом точек доступа к сети интернет. На сегодняшний день уже почти 30% посетителей рунета — это мобильные пользователи. Если сравнить между собой «традиционных» пользователей и мобильных, мы увидим, что профиль мобильного интернета

смещен больше в сторону мужской аудитории. Известный факт, что мужчины быстрее вовлекаются во все новые технологические процессы, ведя за собой женщин. Мобильный интернет не является исключением. Тенденции рынка в целом свидетельствуют о том, что постепенно доля женщин в аудитории мобильного интернета так же будет расти. Результаты исследований, проведённых в 2012 году компанией TNS, свидетельствуют о том, что мобильный интернет развивается стремительное других каналов коммуникации.

Российский рынок мобильной разработки переживает бурный рост, и самая положительная особенность 2012 года - это стремительное увеличение количества заказчиков среди отечественных компаний, что бесспорно придает положительную динамику данному рынку. Данный подъем стимулируется работой крупных интернет площадок над мобильными версиями своих сайтов и разработкой собственных мобильных приложений для пользователей. Яндекс разрабатывает новые форматы почтовых систем, он-лайн магазинов и удобного поиска, Mail - персональные мэсенджеры и социальные сети и так далее. Все это делается для того, чтобы наращивать аудиторию и не терять лояльных пользователей, успевать и быть всегда доступными.

Так, например, к концу 2012 года число активно используемых приложений в среднем составило пять (без учета сервисных приложений). Более того, темпы развития возможностей просмотра большого количества приложений возрастают. Если рассматривать вовлеченность различных возрастных групп в пользование мобильными приложениями, то мобильные пользователи в целом моложе. Одной из основных причин данного возрастного неравенства является то, что старшему поколению труднее осваивать гаджеты и приспосабливаться к переменам. Но если посмотреть с другой стороны, это говорит о том, что в будущем доля старшей аудитории будет расти за счёт сегодняшней молодёжи, привычной к мобильным устройствам. Кроме того, люди старшего возраста хоть и медленнее, но всё же осваивают новые технологии. Данный факт, в свою очередь, способствует развитию технических возможностей проникновения интернет.

В 2012 году ежемесячно охват мобильного интернета в России составил свыше 31% аудитории. То есть, каждый третий из десяти пользователей в России имеет техническую возможность для пользования мобильным интернетом. Прогнозируемое значение охвата мобильного интернета к 2014 году составляет 45,5% населения России. Безусловно, степень развития в различных городах неодинакова. Это связано и с техническими, и с географическими, и с финансовыми факторами. Следствием развития мобильного интернета является увеличение финансовых показателей рынка мобильной рекламы. В 2012 году объёмы рекламного рынка увеличились, по данным Аналитического Центра Видео Интернэйшнл, на 35%.

Крупные интернет проекты (Яндекс, Mail, Google) ежегодно набирают популярность. В значительной степени на это влияет развитие мобильных приложений. Мобильные приложения находятся всегда под рукой, а именно это существенно увеличивает охват и проникновение интернета в России.

Грамотное позиционирование и эффективная работа на свою аудиторию позволяет крупным площадкам удержать аудиторию.

Данная тенденция, как раз, и приводит к перераспределению финансовых затрат, однако все деньги так и остаются на площадках. При этом, идет увеличение доходов площадок, что, в свою очередь, влечёт за собой рост качества контентного наполнения крупных игроков. В наибольшей степени наметившиеся процессы воздействуют на сайты, ориентированные на широкую аудиторию. На протяжении последних пяти лет популярность сайтов-лидеров увеличивается. Данная тенденция сохранится и в будущем.

Для того, чтобы лучше понять предпочтения аудитории мобильных приложений, сравним активность двух категорий: мобильных устройств и стационарных компьютеров. Что потребляют пользователи?

Чаще всего, стационарные компьютеры служат для поиска информации, социальных сетей и почтовых систем, более 90% охвата приходится на эти активности, как в разрезе дневного пользования, так и в среднем по месяцу. Что же касается мобильных устройств, то они чаще служат для подключения к картам, социальным сетям и проверке почты.

Мобильность - та отличительная черта, которая помогает людям общаться, где бы они ни находились, и определить свое местоположение, даже находясь далеко от компьютера. Охват мобильных сервисов не достиг уровня классических систем, однако в этом и есть большой потенциал. В среднем за месяц самые популярные мобильные активности охватывают 77% аудитории, и это не предел. Стоит отметить, что быстро растет охват видео контента, который также имеет высокий потенциал роста.

Мобильные приложения абсолютно конкурентно чувствуют себя на рынке за счет своего главного преимущества - мобильности. Если нанести на

график среднемесячного охвата значения мобильных приложений, то мы увидим, что они вполне сравнимы. При этом нетрудно заметить, что аудитория мобильных приложений моложе и имеет перевес в сторону мужской аудитории.

Рис. 4. Карта интернет пространства с учетом мобильных версий

сайтов в 2012 г.

Развитие интернета, ориентированного на запросы потребителей, как одно из проявлений диверсификации интернет предложения, способствует дифференциации самой аудитории. Данный процесс уже сейчас способствует

перераспределению финансовых потоков в области интернет распространения и рекламы. Кроме того, стратификация интернет аудитории способствует трансформации существующих на сегодняшний день рекламных стратегий.

Основой успешной бизнес-модели интернет проекта в условиях стратификации аудитории является работа, направленная на удовлетворение запросов выбранной группы аудитории, с учётом модели потребления, их контентных предпочтений и быстро развивающихся мобильных функций интернета.

Литература

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Проникновение интернета в Россию и его последствия», Пресс-выпуск №2302, М.

2. Международное аналитическое агентство Nielsen NetRating [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.nielsen-onl ine. com/intlpage.html

3. Мэтью Хестер Доклад по потребительским исследованиям телеком-группы Nielsen в Европе, 2012 Internet World Stats. Usage and Population Statistics. (2012). URL: http://www.internetworldstats.com

4. J'son & Partners Consulting [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.json.ru/markets_research/new_research/

5. TNS Россия Web Index [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.tns-global.ru/services/monitoring/advertising/internet/

References

1. International research agency Nielsen NetRating [Electronic resource] -access mode: http://www.nielsen-online.com/intlpage.html

2. J'son & Partners Consulting [Electronic resource] - access mode: http://www.json.ru/markets_research/new_research/

3. Matthew Hester Report on consumer research group Nielsen telecoms in Europe, 2012

4. Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM) "Internet penetration in Russia and its consequences," Press release №2302, М.

5. TNS Россия Web Index [Electronic resource] - access mode: http://www.tns-global.ru/services/monitoring/advertising/internet/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.