Научная статья на тему 'Поведенческие стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Поведенческие стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISES / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / BEHAVIORAL STRATEGIES / СЦЕНАРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / SCENARIO FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваев И. Е.

Модернизация оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требует совершенствования системы управления предприятиями ОПК. Важную роль в решении данной задачи играет развитие методического обеспечения процесса разработки оптимальных поведенческих стратегий данных предприятий в современных условиях. В статье проанализированы основные виды указанных стратегий и предложен алгоритм их сценарного формирования. Применение его на практике способствует повышению эффективности деятельности предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Modernization of the military-industrial complex (MIC) requires improving the system management of enterprises of the military-industrial complex. Important role in solving this goal is the improvement of the methodological support of the process of development of optimal behavioral strategies of the enterprises in modern conditions. The article analyzes the main types of these strategies and the algorithm of their scenario formation. Its application in practice promotes increase of efficiency of activity of enterprises of the military-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Поведенческие стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

И.Е. Караваев

канд. экон. наук, доцент, статс-секретарь - заместитель Министра промышленности

и торговли Российской Федерации

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Модернизация оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требует совершенствования системы управления предприятиями ОПК. Важную роль в решении данной задачи играет развитие методического обеспечения процесса разработки оптимальных поведенческих стратегий данных предприятий в современных условиях. В статье проанализированы основные виды указанных стратегий и предложен алгоритм их сценарного формирования. Применение его на практике способствует повышению эффективности деятельности предприятий ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, предприятия, поведенческие стратегии, сценарное формирование.

I.E. Karavaev, candidate of economic Sciences, associate professor, The stats-Secretary -Deputy Minister of industry and trade of the Russian Federation

BEHAVIORAL STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL

COMPLEX

Abstract. Modernization of the military-industrial complex (MIC) requires improving the system management of enterprises of the military-industrial complex. Important role in solving this goal is the improvement of the methodological support of the process of development of optimal behavioral strategies of the enterprises in modern conditions. The article analyzes the main types of these strategies and the algorithm of their scenario formation. Its application in practice promotes increase of efficiency of activity of enterprises of the military-industrial complex.

Keywords: military-industrial complex, enterprises, behavioral strategies, scenario formation.

Оборонно-промышленный комплекс России - специфический научно-производственный комплекс, осуществляющий основную свою деятельность в сфере производства продукции военного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу в интересах обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства [5]. Он представляет собой организационно-экономическую систему, включающую: органы государственного управления, промышленные предприятия, научно-исследовательские и конструкторские организации различных организационно-правовых форм.

Предприятиям и организациям ОПК присущи следующие особенности [6]:

- значительная зависимость производственно-хозяйственной деятельности от решений и действий, предпринимаемых институтом государственных заказчиков;

- высокая наукоемкость разработки и производства подавляющего большинства образцов военной продукции;

- долгосрочность и капиталоемкость большинства инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ОПК;

- особые требования к качеству выпускаемой продукции, значительно завышенные в сравнении с продукцией гражданского назначения;

- наличие избыточных (мобилизационных) производств и мощностей;

- высокий уровень специализации и монополизации производителей;

- особые информационные условия функционирования предприятий, обусловленные требованиями секретности.

В условиях модернизации оборонно-промышленного комплекса его предприятиям необходима мобилизация их адаптационной способности, основанная на методах стратегического планирования. Это обуславливает необходимость совершенствования методического обеспечения процесса разработки оптимальных поведенческих стратегий предприятий ОПК в современных условиях. В настоящее время общего подхода к решению данной задачи не существует. Например, отсутствует единство даже в понимании термина «поведенческая стратегия», основных принципов и этапов ее разработки и т. д. [3].

Впервые определение поведенческой стратегии было дано Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном. В дальнейшем на разных этапах развития стратегического менеджмента предпринимались попытки уточнить определение данной стратегии, однако наиболее информативной, с нашей точки зрения, является, формулировка указанного понятия, которая приведена в работе М. Лайлса: «Поведенческая стратегия - это, основанная на ситуационном анализе внешней среды, модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом добиться устойчивых конкурентных преимуществ» [4].

В настоящее время методология разработки поведенческих стратегий предприятий подверглась ряду коренных трансформаций в рамках следующей схемы: «ситуация в экономике - государственная экономическая политика - положение предприятия - разработка его поведенческой стратегии» [1].

Значительную роль в развитие методического обеспечения процесса разработки оптимальных поведенческих стратегий предприятий внесли работы отечественных и зарубежных авторов в области институционального анализа (Д. Норт, А. Алчиан,

B.М. Полтерович, А.Е. Шаститко); анализа механизмов принятия решений и формирования стратегий поведения (Г. Саймон, Дж. Стиглер, Р. Сайерт, Дж. Марч, Е.З. Майминас), теории и методологии эволюционного моделирования (Дж. Доси, Р. Нельсон, С. Уинтер, Д. Ходжсон, В.Л. Макаров, В.И. Маевский, А.Н. Нестеренко, О.С. Сухарев, В.Л. Тамбовцев), а также и теоретические и эмпирические исследования поведения российских предприятий в условиях неустойчивой экономики (Г. Б. Клейнер,

C.Б. Авдашева, Т.Г. Долгопятова, Н.М. Розанова, С.П. Аукуционек и др.). Основным результатом исследований указанных авторов является анализ ряда факторов, оказывающих существенное влияние на процесс формирования поведенческой стратегии предприятий [2].

Проведенный анализ различных поведенческих стратегий, реализуемых отечественными предприятиями оборонно-промышленного комплекса, показывает что, они являются модификациями трех базовых стратегий: «активного развития»; «активного выживания»; «пассивного выживания» (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Основные виды поведенческих стратегий предприятий ОПК

Виды стратегий Основные цели Пути реализации стратегий

Стратегии «активного развития» (инновационные) - Увеличение оборота. - Рост доли рынка. - Расширение предприятия. - Рост производства продукции и услуг. - Поглощение конкурирующих предприятий. - Привлечение новых потребителей. - Разработка новых продуктов. - Проведение НИОКР.

Стратегии «активного выживания» - Сохранение капитала предприятия от инфляции. - Сохранение ограниченного сегмента потребителей. - Сохранение объема выпускаемой продукции. - Усиление функций, связанных с обеспечением устойчивости развития предприятий. - Усиление аналитических процедур в управлении предприятиями. - Реализация структурированного маркетинга.

Стратегии «пассивного выживания» - Ограничение рисков, связанных с развитием предприятия. - Улучшение работы с имеющимися партнерами. - Принятие антикризисных мер. - Концентрация потенциала предприятия. - Консолидация активов, прекращение финансирования развития. - Жесткое внутреннее регулирование, регламентирование деятельности. - Структурирование ответственности.

Предлагаемая классификация поведенческих стратегий основана на их роли в системе управления предприятиями ОПК. Она отражает два наиболее общих подхода к разработке данных стратегий. Первый подход базируется на признании производной роли поведенческой стратегии предприятий ОПК по отношению к другим основным элементам системы управления ими: стратегия преимущественно рассматривается как способ реализации целей деятельности предприятий. Для второго подхода характерно признание единства целей и стратегий как способа их достижения: поведенческая стратегия рассматривается в этом случае как целостный комплекс взаимосвязанных поведенческих установок предприятий и правил принятия управленческих решений, регламентирующих их развитие.

Процесс формирования поведенческих стратегий в современных условиях, как показал анализ большого числа работ по данной проблематике, базируется на использовании следующих основных методов: РЕБТ-анализ; SWOT-анализ; сравнительный анализ, АВС-анализ; экспертные оценки; сетевой анализ; экономико-математические методы; статистические и другие методы. Основная цель совершенствования методического аппарата разработки поведенческих стратегий предприятий ОПК заключается, по нашему мнению, в создании инструментария их формирования, отражающего специфику деятельности данных предприятий. В его основу может быть положено, с нашей точки зрения, сценарное формирование, которое представляет собой генерацию последовательных решений, позволяющих обеспечить достижение прогнозируемого состояния предприятий на базе аналитической оценки факторов и тенденций, влияющих на их деятельность.

На практике необходимо учитывать следующие основные принципы разработки сценариев развития предприятий оборонно-промышленного комплекса:

1. Исходным пунктом формирования данных сценариев является точная оценка состояния предприятия, а также динамики воздействующих на него факторов.

2. Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны разрабатываться специальные прогнозы [7].

3. Сценарии не должны содержать противоречия, то есть взаимоисключающие мероприятия (см. таблицу 2) [1].

Таблица 2 - Алгоритм сценарного формирования поведенческих стратегий

предприятий ОПК

Этапы Содержание

1 .Определение объекта сценарного планирова-ния. Определение показателей (индикаторов), посредством которых можно охарактеризовать объект сценарного планирования.

2. Определение существенных факторов, влияющих на объект сценарного планирования. Отбор факторов и альтернатив (методами экспертизы, "мозговая атака" и т. д.). Определение направления и силы воздействия различных факторов (позитивное и негативное влияние).

3. Определение тенденций развития объекта сценарного планирова-ния. Прогноз фактического состояния объекта сценарного планирования (выполняется на основе методов экспертизы, прогнозов динамики отдельных факторов, общедоступных экономических, научно-технических и тому подобных прогнозов). Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития.

4. Разработка и выбор альтернативных сцена- риев будущего. Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность, логику и непротиворечивость. Отбор двух-трех вариантов сценариев по выбранному критерию.

5. Интерпретация выбранных сценариев развития. Учет возможных противодействующих факторов. Прогноз развития выбранных сценариев (разработка множества альтернатив для различных временных горизонтов). Разработка детальных расширенных вариантов отобранных сценариев. Определение результатов противодействия факторам, которые могут повлиять на ход развития предприятия. Разработка "сценария будущего" с учетом влияния противодействующих факторов.

6. Разработка окончательного варианта сце- на-рия и снижение степе-ни риска возможных потерь. Уточнение "сценария будущего" с учетом всех вновь открывающихся факторов. Оценка влияния отклонений от основной идеи сценария. Оценка возможных отклонений от первоначального состояния объекта сценарного планирования.

7. Реализация сценария развития предприятия ОПК. Разработка поведенческой стратегии предприятия.

Рассмотренный алгоритм может быть реализован при обосновании перспективных направлений модернизации предприятий ОПК и управлении данным процессом.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проекты № 12-0600052 и № 12-06-00209.

Список литературы:

1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная

экономика, 2010. - 509 с.

2. Авдонин Б.Н., Хрусталев Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. - М.: Наука, 2010. - З67 с.

3. Батьковский А.М. Реорганизация систем управления оборонно-промышленным комплексом России. / Развитие российской экономики: проблемы и задачи. Материалы научного симпозиума. Часть 2. - М.: Воениздат, 2009. - С. 22-ЗЗ.

4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175 с.

б. Караваев И.Е. Процедуры метода оценки максимальных возможностей оборонно-промышленного комплекса при реализации различных стратегий выпуска продукции военного назначения. // Известия ИИФ, 2010, № З (9).

6. Кузык Б.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. - 2-е изд. - М.: ИНЭС, 2004. - 288 с.

7. Попович Л.Г. Интегрированное управление финансово-хозяйственной деятельностью наукоемких предприятий оборонно-промышленного комплекса: концепция, методы, модели. // Аудит и финансовый анализ, 2009, № З.

List of references:

1. Avdonin B.N., Batkovsky A.M. The economic development strategy of the enterprises of electronic industry in the post-crisis period. - M.: Creative economy, 2011. б11 p.

2. Avdonin B.N., Khrustalev E.YU. Methodology of the organizational-economic development of science-intensive productions. - M.: Science, 2010. - З67 p.

3. Batkovsky A.M. Reorganization of the management systems of the military-industrial complex of Russia. / Development of the Russian economy: problems and tasks. Materials of the scientific Symposium. Part 2. - M.: Military publishing, 2009. - P. 22-ЗЗ.

4. Bowman K. Fundamentals of strategic management / Per. s angl. pod red. L.G. Zaitsev, M.I . Sokolova. - M.: Banks and stock exchanges, UNITY, 1997. - 175 p.

5. Karavayev I.E. Procedure of the estimation method, the maximum capacity of the military-industrial complex in the implementation of various strategies of the issue of military purpose products. // Proceedings of the IFI, 2010, №З (9).

6. Kuzyk B.N. Russian defense-industrial complex: a breakthrough in the twenty-first century. - 2-e Izd. - M.: INES, 2004. - 288 p

7. Popovich L.G. Integrated management of financial and economic activity of high-tech enterprises of the military-industrial complex: concepts, methods, models. // Audit and financial analysis. 2009, № З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.